Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 24Июнь2017
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Пост посвящен традициям Святок
05.01.2017 10:43

История одной колядки

 


В самом разгаре череда прекрасных зимних праздников. Впереди еще Рождество, несколько святочных дней и Крещение. Время игр, гаданий, время вспомнить наши традиции.

Я всегда думаю о том, что в странах Востока и Азии люди до сих пор носят национальную одежду. В тех же высокотехнологичных Японии и Корее в доме не только всегда есть национальная одежда, но ее одевают на праздники, во время визитов к родственникам, по случаю тех или иных событий. В европейских странах ее даже специально шьют для праздников как государственного, так и местного значения. И только у нас она стала атрибутом различных художественных коллективов. У нас невозможно встретить на улице человека в сарафане, косоворотке или национальном платье. Почему, когда мы берем что-то у Запада, мы берем далеко не лучшее?

Примером соблюдения традиций, конечно, является Индия. Там такое количество праздников и обычаев, в которых принимают участие все члены семьи и родственники! И это укрепляет семейные ценности и родственные связи.

Какие-то элементы традиций у нас еще сохраняются. Но большинство из них, как , например, купание в Крещение в проруби, является новоделом. Эта традиция появилась в лихие девяностые на волне возросшего интереса к религии, когда растерявшийся, потерявший страну, устои, работу народ за утешением кинулся в церковь. Кто-то нашел просветление, но большинство только внешнюю сторону обычаев, которые у наших предков и не существовали. Ни в древней Руси, ни до революции в прорубь никто не нырял.

Во-первых, нашему народу хватало разума понять, что Христа крестили в почти африканскую жару, а у нас в это время самые лютые морозы, во - вторых, нравственные устои не позволяли людям прилюдно оголяться или даже в рубахах посторонним мужикам и бабам на глазах у всех лезть в воду. Что же касается многотысячных очередей за горводоканаловской водой в праздник, то наши верующие предки знали, что в церкви всегда есть святая вода и в обычные дни, и нет необходимости набирать ее впрок на год.

На Новый год ходили колядовать дети. Но кроме: «Сеем, сеем, посеваем…» они больше ничего не знают. Получается, что уже некому не просто рассказать о значении колядования, но и научить, как это делается? 

Несколько лет назад у меня должна была быть фольклорная практика, но времена были сложные и экспедицию отменили. Встала практически безнадежная задача найти в Костанае северные русские говоры, описание русской избы и всякие песни и прибаутки. Я слабо надеялся, что раз на целину приехали люди из различных частей Союза, то, может быть, кто-то что-то помнит. Стал обращаться ко всем знакомым, друзьям родителей, бабушек, дедушек. И нашел женщину из архангельской деревни, которая не только сохранила элементы языка, но помнила с детства названия утвари и записала мне два десятка частушек, половина из которых была в ярких народных выражениях. Бабушка вспомнила свою избу в Рязанской области, ее устройство, живность, которую они разводили и как выращивали в огороде табак, который продавали на ярмарке. А дед вспомнил как в Самарской области они колядовали на Рождество, наряжались в вывернутые шубы, и спел мне колядку:

«Маленький вьюнчик сел на стульчик, стульчик - хруп, подайте рупь».

Колядка меня заинтересовала, и я стал искать в интернете ее корни. Оказалось, что она была распространена не только в центральной части России в Ульяновской, Самарской, Вологодской областях, но и на севере России. Причем вариантов было несколько, значит народная молва передавала ее из уст в уста:

Маленький вьюнчик сел на стульчик 
Бога славит, Христа поздравит 
Хозяин с хозяюшкой сходите в сундучок 
Принесите пятачок 
Нам на орешки, а вам для потешки 
С праздничком, с Рождеством Христовым!

Маленький вьюнчик. Сел на стульчик. Скинул свитру. Дай пол-литру!

Маленький вьюнчик

Сел на стульчик

Открывайте сундучок!

Подавайте пятачок!


«Маленький вьюнчик (Юльчик) сел на стульчик, снял колпачок, дядя, дай пятачок!».

Маленький вьюнчик Сел на стульчик, В дудочку играет, Новый год встречает

Маленький Вьюнчик
Заскочил на стульчик,
Дудочку достал -
Христа взвеличал.
Здравствуйте, 
Хозяин с Хозяюшкой,
Со своею семеюшкой!
Открывайте сундуки,
Доставайте пятаки,
Если нету пятаков,
Подавайте пирогов...
Если нету пирога....
То телевизор (компьютер, пианино и т.д.) за рога

В Псковской области:

Маленький вьюнчик заскочил на стульчик ,стал в дудку играть Христа прославлять, стар стар старичок отворяй сундучок«Маленький Юрчик» (варианты напева ) Маленький Юрчик (вьюнчик) сел на стульчик, в
дудочку играет (книжку читает), с Рождеством (Христа) поздравляет: — С праздником, Рождеством Христовым, с пятачком новым!
Вариант окончания: …Хозяюшка с хозяином, выносите поскорее. Мороз невелик — стоять не ве лит! Или хлеба ломтину, или денег полтину!,доставай пятачок, а не дашь пятака мы корову за рога ,а не дашь пышки мы козу под мышки.

Кстати, когда я объяснил ребятам, что вьюнчик- это в общем, маленький мальчик, то они тут же отформатировали свой вариант: маленький мальчик, сел на диванчик, диванчик в пруд, подайте руп.

А значение слова «Вьюнчик» оказалось вьюнящий, вертящийся, егозящий.

В прежние времена колядующим принято было подавать исключительно святочное угощение – колядки (кокурки, каракульки, витушки, клендеры, таусеньки и др.) - обрядовое печенье из постного или сдобного теста, фигурное или на каракульках, гадали (так же, как на жаворонках и крестиках в весенних обрядах), запекая в них крестик (к терпению), палочку (бедно жить), денежку (богато), уголь (угольщиком будешь, или жених им будет). У одного гадания могли быть разные толкования (например, палочку трактовали и к гробу). 

Позднее, наряду с колядками, колядующим стали подавать разное: «кто чево подаст, у ково што сгодилось, то и подавали». При этом всё равно предпочтение отдавалось продуктам домашнего изготовления: «раньше-то всё подавали… больше пекли дома, свово; а этово ещё, базарново-то больно-то не было» (Ковернинский р-н). Чаще всего давали пироги, конфеты, пряники, блины.

Но самым главным элементом колядования, как и гадания, была игра. Это была возможность посмеяться, изгнать нечисть, показать себя и свои способности.

Я часто смотрю кинофильмы, чтобы узнать о жизни людей разных стран, что говориться « из первых рук». И просматривая филиппинский сериал на телеканале «Қазақстан», поразился как много игр у филиппинских детей. Они играют и в детских садах, и на игровых площадках, и со своими сверстниками и родными и взрослыми и на школьных и домашних мероприятиях.

У нас игра из реальной жизни практически исчезла. В детских садах дети на площадках под бдительным присмотром воспитательниц предоставлены сами себе, в школах читают стихи, поют песни и этим развлекательный момент и ограничивается, на домашних праздниках, если не приглашают аниматоров, то главная задача - накормить тортами и пирожными, а дальше у взрослых- свое, у детей- свое. Детям совершенно нечего делать летом во дворе. Вы не увидите девочек, прыгающих в «классики», через скакалку, ребят, играющих в «вышибалы». Вместо этого они ломают по нашему травмоопасному в колдобинах асфальту ноги на роликовых коньках, шеи на странных спортивных сооружениях, установленных на асфальте. Кое-кто безуспешно пытается играть в бадминтон. Зимой во дворах уже никто не заливает катки, не делает горки. Можно поехать в Ледовый дворец, но это дорого, часто далеко, и у родителей не всегда есть время и желание. 

А может быть, стоит вспомнить детство? Собраться под Старый Новый год семьей и вспомнить, во что вы и ваши бабушки и дедушки, играли в детстве. Или начать с того, что нарядиться в кого-нибудь, сочинить свои современные колядки, и вместе с детьми пройтись, колядуя, хотя бы по собственному подъезду? И не думать, что Вас неправильно поймут. Вы же идете с поздравлениями!

А традиции должны жить! И не только в музее.
Рубрика: Блог о культуре

Сергей Тарасов
все записи автора
Просмотров: 893
Комментариев: 0
Нравится: +2
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние события
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Афиша на неделю
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* вещи для девочек от 1 до 10 мес.: махровый комбинезон, боди. Вещи новые и б/у привезены из Дании. Тел. 8-701-724-45-81. 
* полушубок мужской белого цвета, р. 50, в хорошем состоянии. Тел.: 8-705-311-89-87, 8-705-468-78-20. 
* брюки мужские, 650 тг; ткань на юбки, брюки (шерсть, полушерсть), 300-500 тг/м. Тел. 22-45-90. 
* вещи: детские до 6 лет; муж., р. 50-54, жен., р. 48-54, комбинации (ГДР), р. 46-48, нов. и б/у. Тел. 50-18-02. 
* вещи муж.: костюм, пиджак, брюки, куртку кожаную, ветровку, рубашки светлые, р. 48, ворот 40-41. Тел. 55-53-47. 
* плащ жен., р. 48, цвет бежевый, нов. Тел. 8-777-972-03-15. 
* сапоги: кирзов., р. 42, 43; десантные, б/у, р. 42, 43 по 2000 тг; спецодежду (костюм, брюки + подарок комбинезон). Тел.: 26-33-76, 8-705-169-98-61. 
* сапоги, туфли жен., кожа, кроссовки, р. 36, все новое, по 1 тенге. Тел. 8-701-460-29-77. 
* сапоги, натур. кожа, р. 42, цена договор. Тел.: 28-89-54 (после 20.00). 
* спецодежду летнюю (костюм, брюки), р. 50-52, хорошая ткань, 3500 тг. Тел. 51-01-47. 

Остальные объявления
ПроектыАфишаБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость