Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 21Июнь2018
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
ДРУГОЕ ВРЕМЯ: Кони тоже уходили на войну
06.05.2013 09:22

На жестких дисках моей памяти немало разных историй про Конезавод, ныне Заречный, что и неудивительно. Все квартиры и дома, в которых я родился и вырос, окнами обязательно смотрели на одну из конюшен. И родители мои, причем оба, закончили Московский зооветинститут и прибыли сюда с конкретной целью – довести до логического конца создание Кустанайской породы лошадей (дело было начато еще во времена Николая II). Так что среди лошадников я бывал часто, и много всяких любопытных разговоров осело в памяти. Но о чем бы ни толковал народ в конюшне, разговор об этом человеке неизменно шел уважительный, с почтением.

Тренер Алексей Владимирович  Сидельников внешне ничем не выказывал своей роли в конюшне. Человек спокойный, интеллигентный, он никогда ни на кого не повышал голос и вообще избегал командных манер. Однако  авторитет его в конюшнях был непререкаем, несмотря даже на немного комичное соперничество с родным отцом. Папа тоже был тренером и какое-то время даже составлял в свои весьма преклонные годы конкуренцию сыну. Комизм же проявлялся в его несколько старомодных реверансах в адрес женщин, работавших на конюшне, и в стараниях не утерять при этом физической формы. Старший Сидельников,  смеялся народ, все заборы повалял со своей физзарядкой.

Алексей Владимирович  Сидельников.

Он и сейчас стоит у меня перед глазами – коренастый, невысокий, в шапке пирожком, всегда бодрый, подтянутый и постоянно готовый на комплимент в адрес конюшенной дамы. Добрая ему память, этот человек оставил свой яркий след в истории Конезавода и памяти людей. 

Сам же Алексей Владимирович был человеком непубличным, от прессы скрывался в закоулках конюшни, на телефон  отзывался редко. В конный спорт он пришел мальчишкой, еще до войны. Работал на конюшне, был просто наездником, потом дорос до жокея. Причем очень быстро дорос, за какие-то два года. Другие всю жизнь добиваются, да без толку. И практически сразу же перешел на тренерскую работу. Это было в 1939 году, перед самой войной, когда  кавалерия была все равно что сейчас космические войска. Воевал, однако,  в пехоте, артиллерии, разведке. Всю войну мечтал вернуться к своей любимой работе. По ночам снилась конюшня, похрапывание лошадей, запахи свежего сена и морозного утра, когда начинаешь проездку. Вернулся в сорок седьмом, снова скакал,  словно отыгрываясь за все военные годы. До того как снова оставить седло, выиграл семь больших всесоюзных призов и получил звание мастера-тренера.

 

Накануне светлой годовщины нашей Победы грех не вспомнить такого человека. Отмечу, я много раз пытался  вызвать его на откровенный разговор, надеясь, что человек расчувствуется, начнет вспоминать какие-нибудь фронтовые истории. Но вот  беда, ни за что не хотел он касаться тех тяжелых лет. Все сводил разговор к тому, как работал Конезавод на победу, сколько коней ушли на войну, и людей тоже (именно в таком порядке – лошади, потом люди). Конечно, уже в первые дни  войны стало ясно, что танки и авиация куда сильнее лошадиных сил. И весомее. Но вспомните любой фильм про войну, и везде едва ли не на первом плане лошадка. Она тянула пушки, везла раненых, полевую кухню, снаряды. Среди тех лошадок была и наша, Кустанайская. Хотя официально порода была утверждена аж в 1951 году.

Кстати, Парад Победы Г.К.Жуков принимал таки не на танке, а на белом коне!

Под конец истории – еще один небольшой штрих  к портрету нашего тренера.

Конюшня всегда притягивала мальчишек из трудных или многодетных семей. Здесь не надо было знать высшую математику, надо было  просто не бегать от работы и любить лошадей. Может быть, не получив особой приязни у людей, чаще всего по строптивости характера, эти ребята находили себя в конюшне. Среди них был и один из мальчишек, представлявших в Конезаводе  большую  еврейскую семью Маркиных. Их было, по-моему, не менее семи, хорошие, трудолюбивые парни. Всех по имени не помню, но про одного из них упомянул в разговоре мой товарищ. Летел он в самолете из Москвы и встретил земляка, того самого Маркина, ныне гражданина Германии. Конечно же, разговорились – про конный завод, про лошадей. Герр  Маркин все разговоры, однако,  сводил к своему тренеру.

Оказывается,  еще мальчишкой пришел он на конюшню,  чтобы   подработать – семья большая, каждая копейка на счету. Сидельников  взял его помощником конюха, потом конюхом. Рядом с таким учителем грех не учиться профессии. Маркин приглядывался, примерялся, запоминал. Потом открылись границы, и семья  уехала в Германию, не вся, правда. Этот наш Маркин  уехал, и там пригодились все навыки, что перенял он у Сидельникова. Теперь он сам тренер, у него в Германии хорошая работа, очень приличный заработок и добрая память о своем учителе.

Уверен, таких историй про тренера можно было бы раскопать еще и еще, но и одна эта весьма  показательна. Общее же мнение людей, которые его знали, такое. Это он, его мастерство и талант, прославили Кустанайскую породу лошадей, вывели ее в один ряд с чистокровными скакунами. Хотя сам бы он предпочел отмолчаться или высказаться в том смысле, что все это коллективный труд, а его вклад не столь весом. Вот так.

На первом фото – сам Сидельников. Это редкий и единственный у меня снимок, он всегда выставлял перед фотографом жокея, конюха, бригадира. Снял я его, судя по всему, тайком, в конюшне, на фоне ларя с овсом. Не лучшая фотография, но других  просто нет. Зато коллектив конюшни - лошади и люди, которые с ними работали - представлен в более полном объеме.

Продолжение будет.

Фото   
Видео   
Просмотров: 1695
Комментариев: 2
Нравится: +1
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
03.02.2018 в 19:42:00
С удовольствием прочитала ваш очерк о Сидельниковых . Я являюсь внучкой Сидельникова В.Н. Моя родная бабушка Сидельникова Нонна Ниловна является родной сестрой Владимиру Ниловичу.Он приезжал в Орел и я его хорошо помню После смерти бабушки и папы связь оборвалась . Я не знаю была семья у Алексея или нет Кто-нибудь есть в Кустанае из их рода Мой телефон 89103035513 орел в одноклассниках меня можно найти под фамилией Пушечникова Ольга
Пушечникова Ольга
04.02.2018 в 01:55:14
Я родственница Сидельниковым моя бабушка родная сестра Владимира Ниловича Я живу в Орле У меня нет никакой связи Если кто-нибудь жив отзовитесь
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние события
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* магазин "Авто Lider". Всегда в наличии автозапчасти на а/м Audi, Volkswagen, ВАЗ, Москвич. ул. Дощанова, 133Б (напротив АЗС "Гелиос"). Тел.: 50-70-22, 8-705-902-09-89. 
* К-701Р, 1992 г.в., в хор. сост.; К-700А, 1989 г.в.; Дон-680, 2002 г.в., с жатками; бочку РЖТ-16. Цены договорные. Находится все в Курганской области. Тел.: 8-912-062-50-79, 8-900-375-16-54. 
* ключи рожковые, торцовые больших размеров, генератор ацетиленовый, дистиллятор воды аккумулятор., съемник аккумулятор., болты, гайки, шайбы. Тел. 74-45-04. 
* Mercedes-Benz 190, 1993 г., цвет черный, фартуки серые, техосмотр пройден. Тел. 8-747-229-47-81. 
* Mercedes С190, 1991 г., цвет бордо, объем двиг. 2 л, техосмотр пройден, хор. сост., 350 тыс. тг, на ходу, двигатель требует ремонта. Тел. 8-778-595-96-80. 
* Mercedes-Benz Е200, 1992 г., салон 124, двигатель 102, 5-ступка, механика, люк, тит. литые диски. Тел.: 56-47-28, 8-777-645-17-40. 
* ремни вентиляторные, генераторы, фильтры, подшипники, электронасос самолетный, тены воздушные, внутренние, рукава, щиток сварщика, светофильтры. Тел. 74-45-04. 
* Volkswagen В-3, 1992 г., объем 2 л, цвет красный, центр. замок, 600 тыс. тг, торг. Тел. 8-702-701-58-67. 
* Ford Focus-3, 2012 г., цвет белый, автомат, автозапуск, диски титановые, 4 млн тг, торг. Тел. 8-771-028-17-32. 
* цепи, подшипники, насос К-100/65/250, советского пр-ва, ремни ГД-6300. Тел. 8-777-283-34-02. 
* з/ч Mitsubishi: стойки, по 4500 тг. Тел: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* з/ч МТЗ, Дон, Кировец: стартеры, генераторы, якоря, диоды, блоки выпрям. Г-287, втулки стартеров, крышки втягив. реле; ЯМЗ, КамАЗ: реле стартеров; МТЗ: щетки стартеров, генераторов. Тел. 74-45-04. 
* з/ч СМД, ЯМЗ: вкладыши шатунные, коренные, плужерные пары, поршневые группы, кольца, магнето, распылители, прокладки головки, болты культиват., плужные. Тел. 74-45-04. 
* з/ч Волга, ГАЗель: мост, коробки, балка, радиатор, чулки, редуктор, фаркоп, двери крылья, рессоры. Тел.: 50-47-55, 8-777-792-29-99. 
* з/ч КамАЗ: редуктор задний 49 зубьев после кап. ремонта, стойки с коромыслами на головку. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч КамАЗ: корпус КПП с крышкой и нижним валом, якорь старт, нажимной диск сцепл. без лапок, нов. Тел.: 28-38-76, 8-777-456-23-58. 
* з/ч К-700: редуктор ВОМ; Урал, МАЗ: диск фередо, корзина; УАЗ: раздатка, ступицы, стремянки, рамки дверей, крышка КПП. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* з/ч Mercedes 209Д: КПП, капоты, стекла и др. Тел. 8-777-230-08-81. 
* з/ч УАЗ, ГАЗ-69: мосты, блок, коробки, раздатки, рессоры, карданы, радиатор, двери, крылья, фаркоп. Тел.: 50-47-55, 8-777-792-29-99. 
* з/ч Volkswagen дизель: турбина, коллекторы, коленвал. Тел. 8-777-373-28-71. 
* автогрузовик ЗИС-585, аккумулятор нов., 100 Ампер. Тел. 8-777-441-13-57. 
* автошины Кама-евро, 195х65х15, всесезонка, 4 шт., 24 тыс тг/комплект. Тел.: 53-68-43, 8-705-130-90-32. 
* ВАЗ-2114, 2004 г., инжектор, цвет серебр., 600 тыс. тг. Тел. 8-707-725-09-85. 
* вал на а/м ЗАВ, 180 тыс. тг, седло на полуприцеп, 180 тыс. тг, смазку солидол (ведро 18 кг), 8500 тг. Тел. 8-777-344-32-48 (WhatsApp). 
* ГАЗ-33073 (будка), 1993 г., ГАЗ-52 (самосвал), 1992 г., прицеп-тралл, 1988 г., экскаватор ЭО 4224, 1993 г., дизельную эл. станцию, 45 кВт, передвижная. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* головку ГБЦ, блок двигателя 646 на Мерседес Benz, отл.сост., по 75000 тг. Тел. 8-705-860-85-79. 
* двигатель ЯМЗ-238 НДЗ, нов., 3 млн 500 тыс. тг, решеты (зерноочистка), 4700 тг; з/ч К-744: КПП, после ремонта, 1 млн 500 тыс. тг; ЯМЗ-238: топливный насос, 80 тыс. тг. Тел. 8-707-715-85-56. 
* ДЭК-5363, 25 тонн, Урал-4320 (бортовой), 1986 г., заправка контейнер. 2-секц. по 7,5 куб.м, 1-секц. по 15 куб.м. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* книги по ремонту и обслуживанию а/м легковых, грузовых, спецтехники. Тел. 8-777-30-44-777. 
* ковш с цепями КИIП-6, 1 комплект, 400 тыс. тг, ковш на СМ, 350 тыс. тг. Тел. 8-705-450-66-12. 
* колеса от мотоцикла ИЖ. Тел. 50-18-02. 
* лапу СКС, лапу РЗЗ (без хвостовика), 1200 тг, семяпровод армиров., 1700 тг. Тел. 8-705-450-66-12. 
* набор ключей рожковых (зеркальное хромир.), 3000 тг, набор инструментов, 36000 тг. Тел. 8-705-461-84-22. 
* палец, сенокосилки одинар., 320 тг, сетку сенажную (тюковочная), 1,23/3000 п.м, 65 тыс. тг, кошму (лист), 3000 тг. Тел. 8-705-450-66-12. 
* ПТС-6, косилку, грабли 6 м, погрузочные вилы толкающая. Тел.: 8 (714-53) 97-7-73, 8-777-693-57-14. 
* рукав на ассенизатор, 17200 тг, патрубок металлич., 11000 тг, вилка колеса СТС, 16500 тг, колесо БЦС, 75000 тг. Тел. 8-705-461-84-22. 
* рукав пищевой, диаметр 16, 25, 32, 1000-1300 тг, насос вакуумный УВД 10А, 96000 тг. Тел. 8-705-450-66-12. 
* масло дизельное, редукторное камазовское, в канистре 10 л, в бочке 200 л. Тел. 8-705-450-66-12. 
* Nissan Homy, 2008 г., V 1,4 л, механика, цвет серебр., 2 млн тг, торг, варианты. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 
* Nissan Maxima, 1997 г., 2 млн тг. Тел. 8-777-375-59-53. 
* Volkswagen Golf-3, 1993 г., цвет голубой, моно, об. 1.6, 650 тыс. тг. Тел.: 8-705-542-36-34, 8-707-321-10-79. 
* Volkswagen Caddy, 2007 г., 2 л, 2 млн 400 тыс. тг, торг. Тел. 8-705-227-24-35. 
* Ford Scorpio Sierra-Fiesta, бензин, дизель. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 

 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость