Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 18Октябрь2017
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Отчего яичко простое стоит, как золотое?
28.02.2013 08:11
На прошлой неделе костанайцы в очередной раз отметили повышение цен на яйца. Казалось бы, птицеводов у нас поддерживают всевозможными дотациями, однако дешевого продукта к столу казахстанцев они поставить не могут. Почему?

Конкуренты
и союзники

Взгляните на прилавки магазинов – там вы обнаружите курицу не только костанайского производителя. Практически по одной цене, а то и дешевле, можно купить продукцию птицеводства из Украины, России, не говоря уже о ножках Буша. И это при том, что последние годы в птицеводческую отрасль области были вложены огромные деньги. Птицефабрики модернизировались и отстраивались заново. В рамках новой индустриализации государство кредитовало проекты и мясного, и яичного направления. А потом еще и субсидировало произведенную продукцию. В итоге удалось достичь только одного: поголовье птицы в сельскохозяйственных предприятиях выросло. И хотя частное подворье до сих пор остается основным поставщиком сельхозпродукции к столу, птичники уже оказывают ему серьезную конкуренцию (см. инфографику).

 

Однако, несмотря на поддержку государства, доля импортной курятины в Казахстане по разным оценкам составляет от 50 до 70% всего потребления этого мяса в стране. А это порядка 230 тысяч тонн. Прошлым летом национальный холдинг «КазАгро» планировал снизить импорт мяса птицы в 2013 году почти наполовину, однако на этот период Евразийская экономическая комиссия прогнозирует объем тарифных квот по продукту на уровне 100 тысяч тонн. Все это говорит о том, что, скорее всего, разительно импорт курятины уменьшить не удастся.

Надо полагать, что и в будущем казахстанским птицеводам в рамках Таможенного союза и ВТО придется несладко. Демпинг со стороны России – как раз следствие вхождения в ВТО. Наш сосед просто не может реализовать у себя свое мясо птицы, потому и нацелился на наш рынок.

А мы им в ответ – меморандум

В прошлом году был заключен меморандум между Продкорпорацией, Департаментом животноводства Министерства сельского хозяйства РК, ОЮФЛ «Союз птицеводов Казахстана» и акиматами областей. Его подписанию послужил неурожай 2012 года и выросшие на зерно цены. Если на рынке сегодня тонна пшеницы стоит около 45 тысяч тенге, то из закромов Родины птицеводы имеют возможность получить фуражное зерно по 28 тысяч. Согласитесь, хорошая поддержка. Правда, не всегда все гладко проходит. Вот, к примеру, как директор ТОО «Прииртышская бройлерная птицефабрика» Б. Тастекеев описывает ситуацию, произошедшую с ним: «Сначала нам выделили пшеницу с ХПП в Кокшетау, но там не оказалось бланков зерновой расписки. Не получив обещанного зерна в г. Кокшетау, представители птицефабрики были направлены в г. Костанай для получения зерновых расписок с ХПП «Аманкарагайское». Наш представитель находился в командировке в г.Костанае в ожидании зерновой расписки с 9 февраля, и лишь 13-го стало известно, что согласно наряду АО НК «Продкорпорация» отгрузка пшеницы для ТОО «ПБПФ» будет производиться с ХПП «Босколь» Карабалыкского района».

Производство кур и яиц субсидируется государством, однако местным производителям вытеснить импортную продукцию не удается.

 

Казалось бы,
ситуация разрешилась?

– Не тут-то было, – говорит Тастекеев, – Боскольский хлебоприемный пункт расположен в 40 км от города Троицка Челябинской области РФ, и, так как подъездные пути находятся на балансе Челябинской железной дороги, заявку на вагоны для отгрузки пшеницы нашей птицефабрике необходимо подавать на Челябинскую ж/д, заключив предварительно договор. Кроме того, представителям птицефабрики необходимо будет пройти процедуру сдачи экзаменов для получения удостоверения на право заниматься отгрузкой зерновых. Вся вышеназванная процедура занимает более одного месяца. Кроме того, получив зерновую расписку, с 13 февраля птицефабрика будет производить оплату за хранение ХПП «Босколь» на протяжении всего периода прохождения оформления соответствующей документации. В итоге цена зерна обойдется уже не в 28 тысяч тенге...

– Обеспечение фуражным зерном птицефабрик осуществляется в соответствии с заявками, которые предоставляет нам Управление сельского хозяйства, – говорит глава областного филиала АО «Продкорпорация» Мирас Турежанов. – С костанайскими птицефабриками в этом вопросе никаких проблем не возникало, так же, как нет проблем и с отгрузкой зерна из продовольственного стабфонда.

Точки роста

– Победить импорт в такой ситуации невозможно, страны-партнеры тут же ударят по рукам, – говорит директор одной из птицефабрик области, пожелавший остаться неизвестным. – Надо думать над тем, чтобы удешевлять собственную продукцию за счет предоставления субсидий, налоговых льгот и других мер поддержки. Но разрыв в себестоимости очень большой и составляет 50-80%, то есть можно добиться лишь частичного эффекта, а не на весь размер разницы в себестоимости. Ни для кого не секрет, что птицефабрики сегодня предпочитают получать субсидии, вместо того чтобы контролировать издержки и повышать продуктивность. Кроме того, существующая система дотаций ставит в более благоприятное положение крупных производителей. А мелких скорее всего, будет ожидать поглощение или разорение, учитывая низкий уровень рентабельности отрасли, который без субсидий может оказаться на уровне 10-12% или 7-8% в случае, если все существующие налоговые льготы будут отменены.

Хотя казахстанскому производителю птицы и яиц есть куда расти. Норма ВОЗ по потреблению яиц составляет 243 штуки на душу населения в год, а фактическое же потребление у нас – 238 штук. Кстати, в развитых странах потребление варьируется в пределах 250-330 штук. Норма ВОЗ по потреблению мяса птицы составляет 18 кг на человека в год – у нас фактическое значение – 13,7 кг, а в развитых странах оно в пределах 24-44 кг. Иначе говоря, на рынке мяса птицы есть громадный потенциал для роста как за счет импортозамещения, так и дальнейшего увеличения потребления в случае роста доходов населения. Кстати, в 1991 году поголовье птицы в Казахстане составляло 59,9 млн. Сейчас оно насчитывает примерно 33,4 млн, при этом солидная часть его числится не у птицефабрик, а у домохозяйств. Домашнюю продукцию предпочитают многие горожане, и не только из-за цены, но и по причине экологичности и натуральности.

 

Субсидий нам не надо
и благотворительности тоже

Сейчас Союз птицеводов Казахстана пытается донести до правительства свое видение поддержки отрасли. Главное в котором не только субсидии.

– В нашей реальности субсидии теряют эффективность по одной очень простой причине, – говорит экономист Олжас Худайбергенов, – государство забирает большую часть того, что дает. В среднем 75%, но если объемы производства меньше, цифры могут доходить до 100%. Рассмотрим на примере одной птицефабрики, данные которой считаю достаточно достоверными. Например, в 2012-м она произвела около 16,8 тыс. тонн мяса. Доход составил около 8,252 млрд тенге, а объем субсидий около 1,074 млрд тенге. Из них половина забирается в виде налогов, процентных выплат по кредитам и... участия в благотворительных проектах.

Надо заметить, что подобным образом «субсидируются» не только птицефабрики, но и все сельское хозяйство.

– Проанализируем также показатели чистой прибыли, изменив лишь ряд параметров – убираем субсидии, обнуляем ставки КПН и НДС, ставку по кредитам и предполагаем, что птицефабрики больше не будут участвовать ни в каких социальных проектах, – говорит Худайбергенов. – И можем получить рентабельность на уровне 20%. Такая рентабельность для экономики уже что-то значит.

Эти предложения птицеводов уже получили депутаты мажилиса.

– Мы не говорим, что нам не помогают, – говорят на птицефабрике, – просто нам помогают гораздо меньше, чем следовало бы. В прошлом году на покрытие потребностей птицеводческих хозяйств республики было выделено 153 тыс. тонн фуража по фиксированной цене 28 тысяч тенге за тонну. Также из республиканского бюджета субсидируется повышение продуктивности и качества продукции птицеводства посредством частичного удешевления стоимости комбикормов. Однако, с другой стороны, объемы оказываемой помощи не достаточны, чтобы впоследствии выдержать конкуренцию аналогичных предприятий ближнего зарубежья.

Так, по мнению специалистов, объемы выделенного фуражного зерна составляют меньше третьей части минимальной потребности (более 540 тысяч тонн) птицеводческой отрасли республики. На субсидирование яичного производства в 2012 году в бюджете заложено 4 млрд тенге при потребности, в соответствии с утвержденными нормативами, порядка 5,6 млрд тенге. Таким образом, дефицит составляет 1,6 млрд тенге. Понятно, что такая ситуация на фоне усиления конкурентной борьбы в условиях единого таможенного пространства отрицательно сказывается на деятельности отечественных птицефабрик.

В отрасли птицеводства республики много проблем: не развито производство общей кормовой базы для птицеводства, между тем она могла бы быть создана совместными усилиями государства и производителей. Фуражный фонд мог бы быть создан по аналогу стабилизационного фонда по продовольственному зерну. В стране практически отсутствует племенная база птицеводства. По этой причине птицефабрики ежегодно тратят десятки миллионов долларов на покупку племенных яиц и суточных цыплят из-за рубежа и тем самым поддерживают зарубежные племенные хозяйства. Однако, по мнению участников этого рынка, эти проблемы решаемы – только бы государство оказывало системную поддержку. В таком случае, говорят птицеводы, 5-10 лет – и импорт будет побежден.

Фото   
Видео   
Просмотров: 1350
Комментариев: 0
Нравится: +0
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние события
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Афиша на неделю
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* магазин "АвтоДос". Автозапчасти: ВАЗ; Москвич - 412, 2140, 2141, 2717; Ода-версия, большой выбор, в наличии и на заказ. г. Костанай, ул. Толстого, 30 (перекресток ул. Каирбекова), напротив маг. "Аквалидер". Тел.: (7142) 53-36-80. 
* магазин "Авто Lider". Всегда в наличии автозапчасти на а/м Audi, Volkswagen, ВАЗ, Москвич. ул. Дощанова, 133Б (напротив АЗС "Гелиос"). Тел.: 50-70-22, 8-705-902-09-89. 
* К-701 с сеялками, лопату, стрелу, погрузчик-кун, компрессор с генератором от ВОМ, Енисей-1200, в раб. сост., плоскорез, плуг 10-корпусный, бочку 3 куб., для воды. Тел.: 8-705-451-91-38, 8-775-296-46-92. 
* автозапчасти на ИЖ-2715: редуктор з/м, двери на будку, лобовое стекло, блок двигателя, головку, поршни, гильзы, фары. Тел.: 8-777-447-37-26, 25-50-46.
* коробка передач ЗИЛ-130, водяной насос, компрессор, двигатель на трактор Т-40, тельфер на 250 кг, раздаточная коробка ГАЗ-66, тормозные барабаны со ступицами на задний мост ЗИЛ-130, топливный насос на трактор МТЗ-80. Тел.: (714-43) 9-66-77, 8-777-581-23-06. 
* Лада Приора, 2013 г., хэтчбек, пробег 62000 км, цвет белый, автозапуск, музыка, сигнализ., 1500000 тг. Тел. 8-705-329-06-38. 
* Mercedes-Benz 190, 1993 г., цвет черный, фартуки серые, техосмотр пройден. Тел. 8-747-229-47-81. 
* Mercedes С-190, 1991 г., цвет бордо, объем двиг. 2 л, техосмотр пройден, хор. сост., 250000 тг, можно на разбор, или меняю. Тел. 8-778-595-96-80. 
* Mercedes-Benz Е200, 1992 г., салон 124, двигатель 102, 5-ступка, механика, люк, тит. литые диски. Тел.: 56-47-28, 8-777-645-17-40. 
* прицеп ПТС-4, с документами, на ходу, 300000 тг, торг. Тел.: 8-777-792-27-59, 8-747-764-71-85. 
* трактор Т-40, прицеп 1-осный, самосвал с документами, водораздатчик, сенокосилку, или меняю на ГАЗ, ЗИЛ. Тел.: (714-43) 97-3-77, 8-777-445-92-96, 8-775-731-36-60. 
* трактор "Беларус-12201", 2014 г., наработка 1000 мото/час, цена договорная. Тел.: 8-777-509-30-60, 8-775-180-70-52. 
* Skoda Rapid, 2014 г., 2600000 тг. Тел. 8-702-478-28-38. 
* радиатор на а/м Тойота Камри, б/у, 15000 тг; генератор 14 В 45 А на а/м Ауди, 12000 тг. Тел.: 25-50-46, 8-777-447-37-26. 
* автогрузовик ЗиС-585, ретро. Тел. 8-777-441-13-57. 
* ВАЗ-21140, 2004 г., серебро, инжектор, 600000 тг. Тел. 8-707-725-09-85. 
* з/ч КамАЗ: редуктор после кап. ремонта, задних зубьев 49, стойки с коромыслами на головку. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч К-700: редуктор ВОМ; МАЗ, Урал: диск фередо, корзина сцепления, полог прорез. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* з/ч М-412: трамблер, нов., советского пр-ва, масляный фильтр, крестовина 704902КС17, 2 шт. Тел. 8-777-638-90-15. 
* з/ч Mercedes: комплект оригинальных колпаков R15, б/у. Тел. 8-777-304-47-77. 
* книги по ремонту и обслуживанию а/м легковых, грузовых. Тел. 8-777-30-44-777. 
* Nissan Homy, 2008 г., V 1,4 л, механика, цвет серебр., 2000000 тг, варианты. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 
* стоп-сигнал на ЗАЗ, эл. двигатель 12V, улитка, кольца М-72, диаметр 78,0 мм. Тел. 8-777-638-90-15. 
* Ford Scorpio Sierra-Fiesta, бензин, дизель. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 
* шины Нокиан, 285/65R17, шипованные, 4 шт., по 50000 тг. Тел. 8-777-242-31-77, 8-702-798-84-44. 

Остальные объявления
ПроектыАфишаБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость