Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 24Октябрь2017
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Виктор Колпаков: «Есть реальная возможность вернуть престиж «синим воротничкам»
29.08.2013 13:00
Согласно Конституции Казахстана, очередную годовщину которой мы отмечаем завтра, каждый гражданин имеет право на свободный выбор профессии. Но сегодня этот выбор складывается явно не в пользу рабочих профессий. Сегодня наш собеседник – заместитель директора по профильному обучению Костанайского колледжа бытсервиса, почетный работник образования РК Виктор Колпаков, отдавший многие годы системе профтехобразования.
– Виктор Петрович, как известно, в мире на рынке труда существуют такие термины, как blue-collar worker и white-collar worker. Речь о «белых» и «синих воротничках». И, согласно нашей Конституции, у каждого человека есть право на образование. Но молодые люди сегодня предпочитают опираться на понятия «престижно-не престижно». Ведь не секрет, что большинство из них стремится стать «белыми воротничками». Скажите, у нас еще есть шанс вернуть престиж рабочей специальности?
– Я считаю, что это нам по силам, но такую проблему можно решить, лишь работая в общей связке. Прежде всего правительство должно принять меры, которые бы регулировали количественное соотношение учебных заведений. Ведь у нас после развала Советского Союза очень бурно стало развиваться высшее образование. А, между тем, все уровни образования должны развиваться пропорционально – согласно потребности в кадрах. Представьте пирамиду. Так вот, ее вершиной должно быть высшее образование с небольшим количеством учебных заведений, серединой – колледжи, а ее основание – образовательные учреждения, готовящие рабочие специальности, и эта часть должна быть самой большой. У нас же сегодня все наоборот. Огромное количество вузов и совсем мало заведений, где дают рабочие профессии. Да, определенная работа в этом плане уже начата, но еще предстоит сделать многое. Другой момент – нужно внятно объяснить родителям, что рынок «белых воротничков» во многих отраслях перенасыщен. Сегодня у нас столько юристов и экономистов, что всем им просто нереально трудоустроиться. И главное, нужно разговаривать с самими детьми. Очень важно, чтобы они знали, что, окончив учебу, они найдут себе рабочее место.
– А насколько реально убедить современного ребенка, воспитанного на ценностях общества потребления, отказаться от «белого воротничка»?
– Знаете, много лет назад меня спросили, как я отношусь к рыночным отношениям. Я сказал, что положительно, при условии, если дворник и техничка смогут нормально жить, учить детей и лечиться. Я думаю, дети видят, что к квалифицированным рабочим отношение в обществе меняется, меняются и они сами. Это раньше сантехник у нас ассоциировался с неряшливым человеком в спецодежде. Сегодня с появлением современных технологий все изменилось. И теперь выполнять сантехнические работы к вам приходит аккуратный человек с портфелем в руках. Но прежде всего престижность любой профессии должно обеспечить общество. Немаловажный момент – повышение заработной платы. И я считаю, очень важно, что сегодня в Казахстане к подготовке кадров стали привлекать предпринимателей, будущих работодателей.
– Да, сегодня много говорят о внедрении дуальной системы, как одной из самых эффективных форм подготовки профессионально-технических кадров в мире. Поясню для читателей: это когда обучение проводится большей частью не в учебном заведении, а на предприятии, а колледжи разрабатывают программы, исходя из потребностей рынка в регионе… Но разве этого у нас уже не было?
– Да, по большому счету, дуальная система была и раньше. То есть к обучению рабочих кадров прилагали совместные усилия учебные заведения и различные профильные предприятия. Ведь в советские годы большинство учебных заведений, готовящих рабочие кадры, были отраслевыми. Например, кадры для сельского хозяйства готовило соответствующее профильное училище, а в управлениях сельского хозяйства были специальные отделы, которые руководили учебными заведениями. Сейчас мы постепенно пытаемся все это восстановить. Но даже в самые трудные годы мы все же не теряли связи с производством. Приведу пример. Костанайский индустриально-педагогический колледж, где я проработал более двадцати лет, готовя кадры для системы образования, всегда согласовывал свои учебные планы с управлением образования, точно так же обстояло дело и с другими ведомствами. Мы как отправляли студентов на практику, так и отправляем. И сегодня, благодаря вниманию со стороны Союза предпринимателей «Атамекен», все больше внимания уделяется системе подготовки кадров со стороны работодателей. Мне, много лет проработавшему в системе профтехобразования, приятно, что наконец-то услышали то, что мы много лет назад говорили. А говорили мы, что кадры нужно готовить с опережением. Ведь каждая область, утверждая программу развития территорий, утверждает в ней и открытие новых предприятий. А значит, уже на этом этапе должен закладываться раздел «подготовка кадров», ведь на этот процесс потребуется время. И вот сейчас, почувствовав голод в рабочих, предприниматели и руководители повернулись лицом к учебным заведениям. Другое дело, что пока они не особо готовы вкладывать достаточные средства в учебные заведения. А ведь для того, чтобы мы подготовили конкурентоспособные кадры, нужна хорошая материально-техническая база. Да, мы можем научить ребенка работать на старом станке, а затем мастер на производстве переобучит его на новом оборудовании. Но это двойная, никому не нужная работа. Вот поэтому мы идем к тому , чтобы практику ребята проходили на предприятиях.
– Виктор Петрович, вы сказали, что такая система работы, когда учебное заведение работает в тандеме с предприятием, для нас не внове. Но все же определения «дуальное образование» в государственной программе образования не было. Скажите, сейчас, с появлением термина «дуальное обучение», изменилось ли что-то в образовательных программах?
– Безусловно. Раньше мы организовывали практику для ребят в стенах учебного заведения, а на базе какого-нибудь предприятия только в том случае, если нам удавалось убедить в такой необходимости руководителя, теперь же многие предприниматели сами изъявили желание участвовать в образовательном процессе. Сегодня мы вместе с ними разрабатываем учебные планы, где практике отводится большая часть образовательного времени. Это позволило полностью изменить учебный график. И в то же время здесь очень важно не перегнуть палку. Поскольку в Германии, где очень развито дуальное обучение, сейчас говорят о кризисе этой системы. Переборщив с практикой и значительно уменьшив часы теории, они зашли в тупик. Как они сами говорили, когда мы изучали их опыт работы, в итоге человек, обучающийся на рабочего, не может продолжать обучение дальше, поскольку есть хорошие навыки работы, а элементарных знаний нет. Поэтому нужно осторожнее перенимать опыт. Но поучиться у них многому можно. Взять, к примеру, выпускные экзамены в профучреждениях. Там их принимает не приемная комиссия, а независимая комиссия работодателей с участием профсоюзов. Да, сейчас у нас тоже внедряется НОК – независимая оценка качества, но проблема в том, что проводит ее одно из ведомств Минобразования. Получается – сами учим, сами же оцениваем.
– Кто-то исследует потребность нашего рынка в рабочих кадрах? Если в высшем образовании говорят, что юристы и экономисты нам уже не нужны, а вот людей технических специальностей недостаточно, то о потребности в рабочих кадрах мы не знаем практически ничего...
– Раньше существовал госплан, согласно которому все знали, какие отрасли получат дальнейшее развитие, а следовательно, какие кадровые ресурсы будут нужны. Сегодня ситуация выглядит несколько иначе. Да, областное управление занятости проводит мониторинг по потребности в кадрах. Но насколько он отражает реальную картину? Ведь как он проводится? Отправляется запрос предприятиям, те, в свою очередь, дают ответы: одни серьезно, другие – так себе, а кто-то совсем не отвечает. В силу этого очень сложно изучать потребность в кадрах. Да, ведут такой мониторинг и учреждения образования, но они также не могут видеть реальной картины, основываясь лишь на данных трудоустройства своих выпускников по специальностям. Это прерогатива, прежде всего, производственников. И у нас есть все ресурсы, чтобы выработать этот механизм. Ведь когда-то Казахстан первым на постсоветском пространстве вошел в рынок и раньше всех начал оказывать платные образовательные услуги. Затем у нас значительно раньше, чем в России, появились сквозные учебные планы, о которых еще 30-40 лет назад говорил министр просвещения СССР Ягодин. Поэтому у нас есть реальная надежда на то, что мы сможем насытить рынок своими же рабочими кадрами.
Что хотелось бы добавить еще накануне Дня Конституции… Основной закон дает право каждому гражданину нашей страны получать профессиональное образование, и это гарантия для любого из нас достойной жизни, тем более для подрастающего поколения. Это говорит о социально ориентированной политике нашего государства, нашего Президента. Наша Конституция дает нам широкие права, открывает большие возможности – к примеру, многие работники образования были депутатами Костанайского областного маслихата, принимали, так сказать, участие в управлении областью. И знаете, в самые трудные годы для нашего государства Костанайская область – единственная в стране – сумела сохранить все колледжи. В других областях часть их закрывалась, часть объединялась. У нас же благодаря правильным решениям их удалось сохранить. А это значит, что мы сберегли педагогические кадры, сохранили возможность для детей нашей области получать рабочие профессии.


Фото   
Видео   
Просмотров: 1525
Комментариев: 0
Нравится: +0
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние события
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Афиша на неделю
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* дачу в СО "Химик", недорого. Тел. 90-15-23.

Остальные объявления
ПроектыАфишаБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость