Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 17Январь2018
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
деМАРШ для пенсионера
22.11.2012 00:00

Какой учитель сегодня ценится больше – тот, который умеет маршировать, петь и ходить на субботники, или тот, который дает хорошие знания? Учитель судится с директором школы и председателем профкома. В том числе и для того, чтобы прояснить для себя этот вопрос.


Конфликт

Надо сказать, что журналиста эта ситуация заинтересовала еще и тем, что она наглядно показывает, как легко довести любое, даже пустяковое дело до точки кипения, до суда.

Мугульсум Кудабаева в феврале достигла пенсионного возраста. И летом руководство Затобольской СШ №2 расторгло с ней трудовой договор. Казалась бы, обычная история. Но Мугульсум Шуншалиевна обратилась в суд. Почему?

Кудабаева утверждает, что в 2011 году, когда принимали коллективный договор, озвучили важный для нее пункт – учитель по выходе на пенсию имел право получить двойной оклад. В копии, которую профком передал уже после обращения Кудабаевой в прокуратуру, она этого пункта не нашла. Женщина заподозрила, что председатель профкома и директор убрали этот пункт, чтобы не платить деньги. К тому же ей дали всего лишь копию...

Пенсионерка потребовала через суд подлинник и взыскания материального ущерба с директора и руководителя профкома. В ответ директор школы написала заявление участковому, что после педсовета, на котором Кудабаевой стало известно, что ей предстоит уйти на заслуженный отдых, она якобы во всеуслышание оскорбляла директора, выражаясь нецензурно. Полиция переадресовала заявление в суд, но директор Гульнара Саломатова забрала заявление, говорит, что решила не усугублять и без того непростую ситуацию. Впрочем, Мугульсум Шуншалиевна считает, что делу не дали ход из-за отсутствия доказательств – мол, сама оскорблений директор не слышала, ссылается только на учителей и родителей. Кстати, назвать мне имена родителей-свидетелей директор школы и вправду не смогла...

Судебные тяжбы продолжаются уже несколько месяцев. Директор и руководитель профкома школы постоянно вынуждены отрываться от работы, судебные процессы неприятны и самой Кудабаевой. Так для чего же все эти тяжбы? Ведь, по сути, дело яйца выеденного не стоит. И не стоит тех сил, которые затрачены уже и будут затрачены участниками действа. Юрист «КН» Светлана Абдрашитова, которую я ввела в курс дела, тоже разводит руками – подобные споры редко доходят до суда! Но страсти-то кипят!

И похоже, что проблемы между дирекцией и учительницей начались все-таки задолго до этой открытой конфронтации. Кудабаева считает, что директор школы решила с ней расстаться, потому что она не приняла сторону руководства в конфликте, который разбирали сотрудники районного отдела образования. Директор Гульнара Саломатова это отрицает и, в свою очередь, обвиняет педагога в излишней требовательности к ученикам, конфликтах с родителями...

Трудно сказать, что помешало руководству школы доброжелательно поговорить с заслуженным учителем, разобраться в ее претензиях, выказать понимание и уважение, которого наверняка этот человек достоин. Но вполне возможно, именно личные отношения – тому причина. Не пробежала бы черная кошка (мнимая или истинная) между ними, глядишь, и выяснили бы все вместе, что пункта в коллективном договоре... действительно нет. И не было.

А был ли пункт?

Тот самый, из-за которого разгорелся сыр-бор. С таким вопросом я обращалась и к руководителю профкома Лилии Карач, и к руководителю обкома профсоюза работников образования Зияде Дильдибековой. Обе они отрицают существование подобного пункта. Аргумент Зияды Кабисултановны убойный: существование подобного пункта невозможно в принципе, ведь договор основывается на Трудовом кодексе, а там такого пункта нет. Следовательно, и финансирования подобной выплаты законом не предусмотрено. Зияда Дильдибекова показала еще один документ, подтверждающий отсутствие подобного пункта – данные экспертизы, которую договор Затобольской школы, как и положено, проходил в Управлении труда и соцзащиты. Если бы там выявили наличие не соответствующего законам пункта, обозначили бы это в экспертизе. Откуда Кудабаева взяла этот пункт? Дильдибекова говорит, что, возможно, Мугульсум Шуншалиевна просто неправильно поняла – примерно в это же время обком профсоюзов работников образования обсуждал предложения и дополнения в Трудовой кодекс, одним из предложений было увеличить количество окладов для учителя, выходящего в очередной отпуск, до двух...

 

Судебные тяжбы продолжаются уже несколько месяцев. Директор и руководитель профкома школы постоянно вынуждены отрываться от работы, судебные процессы неприятны и самой Кудабаевой. Так для чего же все эти тяжбы?

Кстати, суд тоже не принял сторону Кудабаевой. А тот факт, что ей не сразу показали договор, руководство школы объяснило тем, что пенсионерка уже не являлась работником учебного заведения, членом профкома. Следовательно, официальный договор на руки ей не выдали, ограничились копией. А подлинник ей все же показали. Но уже в... суде. Согласитесь, со стороны выглядит это как-то не очень. Ведь колдоговор вряд ли является гостайной, которую надо скрывать за семью печатями, да и Кудабаева хоть и пенсионерка, но ведь человек не со стороны.

– Как вы считаете, можно ли было не доводить дело до суда? – спросила я Зияду Дильдибекову. И поинтересовалась: считает ли она, что в таком малоприятном развитии событий есть вина Лилии Карач, которая не сделала попытки решить с Кудабаевой дело миром, не объяснила, не донесла ту информацию, которую позже предоставили корреспонденту?

Зияда Кабисултановна ответила дипломатично, не давая оценок своей коллеге по профсоюзу: дело, конечно, можно и нужно было решить миром, но это право каждого – отстаивать свои интересы в суде. Правда, пенсионеры-учи¬те¬ля туда практически не обращаются. Нет смысла.

– Все дело в статье 240 Трудового кодекса, – говорит Зияда Дильдибекова. – По закону с работником, достигшим пенсионного возраста, расторгается трудовой договор. Могу сказать, что мне не нравится эта статья. Она позволяет увольнять «неугодных» работников.
Надо сказать, тут есть над чем подумать...

Маршировать не с кем...

Если директор Затобольской СШ №2 считает Кудабаеву конфликтной и слишком требовательной, то у завуча Лисаковской школы №6 Людмилы Болтушенко мнение иное. «Педагог, стремящийся к саморазвитию» – так охарактеризовала она Мугульсум Кудабаеву. И добавила, что Кудабаева на удивление легко сходилась с людьми, со всеми находила общий язык, давала хорошее качество знаний.

Дело в том, что в Затобольске женщина живет только пять лет. До этого работала в Лисаковске. Учитель высшей категории, имеет немало дипломов и грамот, на последнем ЕНТ ее ученики показали хорошие результаты. Эта характеристика не совсем похожа на ту, которую дает Кудабаевой директор Затобольской школы. Гульнара Саломатова подтверждает, что Кудабаева действительно давала хорошие знания. Но считает ее человеком скандальным. Правда, в разговорах с учителями этой же школы я не нашла подтверждения словам директора. Мне характеризовали Мугульсум как человека требовательного и строгого, это да. А вот конфликтов с коллективом у нее не было.

– Все дело в статье 240 Трудового кодекса, – говорит руководитель обкома профсоюза работников образования Зияда Дильдибекова. – По закону с работником, достигшим пенсионного возраста, расторгается трудовой договор. Могу сказать, что мне не нравится эта статья. Она позволяет увольнять «неугодных» работников...


Однако Гульнара Саломатова настаивает, что по отношению к Кудабаевой у нее не было личной неприязни. Просто в школе должны работать учителя молодые, активные общественники. По словам директора, в этом году в Затобольской СШ №2 пенсионного возраста достигли двенадцать педагогов. Только трое продолжили работу – и то только потому, что им не смогли найти замену. На место Кудабаевой еще летом пришел человек. Десять лет стажа, общественно активна...

– У нас ведь с пенсионерами как? – говорила директор школы. – Люди они уже в годах, здоровье слабое. Маршировать не с кем, на субботники не с кем...

После этих слов я, признаться, оторопела. И подумала – бедный учитель! Неужто умение маршировать, петь и ходить на субботники сегодня ценится больше, чем умение давать хорошие знания? Неужели родителю, который отдает ребенка в школу, важно, умеет ли маршировать его учитель? А как быть, если маршировать приходится в ущерб знаниям? И ведь если подобные аргументы директор школы приводит журналисту, это, стало быть, не его личная точка зрения, это тенденция...

Мои предположения подтвердились. В Управлении образования я задала вопрос: кто сегодня нужен школе – учитель, дающий знания, или учитель-общест¬вен¬ник? И получила более обтекаемый ответ, но суть та же: «Настоящий высокопрофессиональный педагог – это не только компетентный учитель, но и человек с высокой личностной и гражданской культурой. Поэтому должность учителя обязывает его быть общественником»...

...Мугульсум Кудабаева сегодня чувствует себя еще полной сил. Ищет работу переводчика. Правда, пока безуспешно. И кстати, судебные тяжбы она продолжает, в частности, сейчас обратилась в областной суд, чтобы опротестовать решение районного. Женщина говорит, что сейчас суд для нее единственная возможность отстоять свое доброе имя. Она и в газету для этого обратилась. Полагает, что уж если маршировать у нее не выходит, так, может, демарш удастся?..

Фото   
Видео   
Просмотров: 1461
Комментариев: 0
Нравится: +0
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние события
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Афиша на неделю
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* редуктор задний после кап. ремонта, 49 зубьев (КамАЗ), на автомобиль не старше 2000 г., не гнилой. Тел. 8-705-576-74-69. 

Остальные объявления
ПроектыАфишаБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость