Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Подписка на новости
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях Костаная и Казахстана.
Разрешить
Не сейчас
Ставки на спорт
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
USD curr
EUR curr
RUR curr
curr
Правопорядок
Агро
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
Новости мира
Тема
Резонанс
Криминал
Общество
Люди
Регион
Интервью
Репортаж
Коммуналка
РекламаПодписка на газетуПокупка газеты

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 
В законную силу вступил новый Закон «О Прокуратуре». Интервью с прокурором Костанайской области Маратом КАЙБЖАНОВЫМКостанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93В законную силу вступил новый Закон «О Прокуратуре». Интервью с прокурором Костанайской области Маратом КАЙБЖА

В законную силу вступил новый Закон «О Прокуратуре». Интервью с прокурором Костанайской области Маратом КАЙБЖАНОВЫМ

  1. Главная
  2.   »  
  3. Новости
  4.   »  
  5. Общество

В законную силу вступил новый Закон «О Прокуратуре». Многие изменения важно знать не только сотрудникам надзорного органа, чиновникам и бизнесменам, но и рядовым гражданам. На вопросы «КН» ответил прокурор Костанайской области, государственный советник юстиции третьего класса Марат КАЙБЖАНОВ.

- Марат Жолмагамбетович, расскажите, почему возникла необходимость принятия нового закона?

- С момента подписания Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» 10 марта 2017 года не прекращались дискуссии относительно полномочий органов прокуратуры.

По нашему мнению, в период становления независимости страны, на прокуратуру было возложено слишком много функций, которые должны выполнять другие государственные органы.

Прокуратура выступила с инициативой, отказалась от отдельных полномочий, и это потребовало принятия нового Закона.

Это сделано для того, чтобы сконцентрировать внимание на решении наиболее важных проблем.

Генеральный Прокурор лично отстаивал нововведения перед Парламентом.

- Как будет осуществляться высший надзор за соблюдением законности в деятельности государственных органов и субъектов предпринимательства?

- Надзор за деятельностью организаций с негосударственной формой собственности будем осуществлять лишь по поручению Главы Государства и Генерального Прокурора.

Прокурор области, прокуроры городов и районов имеют право назначать и проводить проверки в государственных органах в следующих случаях.

Первое: если человек не может защитить себя сам. Это дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды 1, 2 группы, недееспособные;

Второе: когда нарушены права неограниченного круга лиц. Это случаи, если невозможно или затруднительно заранее посчитать и персонально определить лиц, чьи права нарушены. Например, законность субсидирования в АПК, тарифы монополистов или те же дольщики;

Третье: если есть угроза необратимых последствий жизни и здоровья человека либо безопасности государства.

К примеру, ситуация с паводками в области, несанкционированное загрязнение окружающей среды и т.п.

- Будет ли прокуратура как прежде рассматривать обращения граждан?

- Порядок рассмотрения обращений граждан изменен в корне. Теперь определены 3 категории обращений, которые рассматривает прокурор. Тех заявителей, которые не могут самостоятельно себя защитить; права неограниченного круга лиц; и в случае если это необходимо для предотвращения необратимых последствий для жизни, здоровья людей либо безопасности страны.

При этом по поручениям Главы Государства и Генерального Прокурора, рассмотрению подлежат любые обращения.

Раньше прокуратура принимала все обращения и рассматривала их. Граждане и юрлица привыкли по любому вопросу подавать обращения в прокуратуру как в «одно окно». Это порождало большое количество проверок и огромную переписку с госорганами и заявителями. Прокуратура оказалась перегруженной, а на решение наиболее важных проблем не хватало ресурсов.

Теперь обращения будут рассматривать государственные органы в соответствии с компетенцией. А в случае несогласия с их решениями, гражданин вправе обратиться в суд или к вышестоящему должностному лицу.

Хочу отметить, что государственным органам нужно принять меры к обеспечению качества приема и рассмотрения обращений. Мы готовы оказать содействие в этом вопросе, принять участие в обучающих мероприятиях.

- Изменилась ли с принятием нового закона форма осуществления высшего надзора?

- Новый надзор будем осуществлять в 3-х формах – проверки, анализ и оценка правовых актов.

По поводу проверок я Вам уже сказал.

Процесс анализа подразумевает изучение статистики, сведений государственных и международных организаций, средств массовой информации, материалов административных, гражданских и уголовных дел, а также иных источников информации.

Сейчас осваиваем и внедряем современные технологии – различные информационные системы и ресурсы, интегрированные с системой информационного обмена правоохранительных, специальных государственных и иных органов. Это все регламентируется соответствующими законодательными актами и актами Генерального Прокурора.

По результатам анализа вносятся акты прокурорского надзора либо реагирования.

В новом законе скорректирована система актов прокурора.

Во-первых, их стало меньше, если раньше их было 11, то сейчас всего 9 (исключены предостережение и предписание).

Во-вторых, акты разделены на две группы – на акты надзора и акты реагирования.

- В чем их различие?

Акты надзора – представление, протест, санкция, указание и постановление.

Акты реагирования это ходатайство, заявление, обращение, разъяснение закона.

Их отличие в том, что акты надзора обязательные для исполнения, а акты реагирования носят рекомендательный характер.

К сведению, содержание разъяснения закона существенно изменено. Если раньше мы вносили данный акт, чтобы разъяснить государственным органам как правильно применять отдельные нормы закона. То теперь вносить в целях обеспечения общественной безопасности, предупреждения правонарушений, а также при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.

- Есть ли изменения, касающиеся представления интересов государства в суде?

- До недавнего времени, прокуроры принимали участие практически по всем делам в гражданском процессе: о взыскании зарплаты, возмещении ущерба и вреда, причиненного здоровью, выселении, об усыновлении, направлении на принудительное лечение, о признании недееспособным, объявлении безвестно отсутствующим и другие, т.е. по всем частным спорам, где никак не затрагивались интересы государства.

С принятием нового Закона от повсеместного участия откажемся. Теперь - только для защиты государственных и общественных интересов, а также, если лицо не может само себя защитить.

Категории таких дел будут определены в новом Гражданском процессуальном кодексе и приказе Генерального Прокурора.

В административном производстве порядок кассационного пересмотра также кардинально изменился.

Раньше Верховный суд рассматривал административные дела только по протесту Генерального Прокурора.

Теперь люди сами смогут обращаться в Верховный Суд.

- Исполнение судебных актов – вопрос немаловажный для граждан. Какие изменения коснутся данной сферы?

- В новом Законе четко определены пределы надзора в исполнительном производстве.

В настоящее время основная часть взысканий отнесена к компетенции частных судоисполнителей. Граждане сами решают, какому частному исполнителю отдать свой исполнительный лист и заключают с ним соглашение.

Поэтому тотального надзора за исполнительным производством не будет. Приоритетом остается защита государственных и общественных интересов.

Вся работа будет основана на общих требованиях к проведению проверок и анализа.

Прокурор будет вмешиваться в трех случаях:

1) если нарушены права лиц, которые в силу физических, психических и иных обстоятельств не могут самостоятельно осуществлять их защиту;

2) неограниченного круга;

3) в отношении лиц, общества и государства, если это необходимо для предотвращения необратимых последствий для жизни, здоровья людей либо безопасности Республики Казахстан.

На первый план выйдет судебный контроль. Оспариваешь действия судоисполнителя - иди в суд. Суд обяжет судоисполнителя устранить нарушения, отменить решение, торги и т.д.

Поддержание государственного обвинения по-прежнему будет осуществляться по всем уголовным делам, за исключением дел частного обвинения.

При несогласии с судебным актом прокурор наделен правом принесения апелляционного ходатайства об отмене или изменении приговора.

- Выступая в Мажилисе, Генеральный Прокурор сказал: «В уголовном процессе нас будет много». Что подразумевает осуществление от имени государства уголовного преследования?

- Это направление определено главным вектором надзорной деятельности, т.к. нарушение прав гражданина в уголовном судопроизводстве наносит ему наибольший вред.

Наша первая задача - расширить институт процессуального прокурора, он максимально приблизит нас к новой модели уголовного процесса.

С июня у нас в области процессуальные прокуроры обеспечивают надзор по всем делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. Закрепив эти позиции, пойдем на дальнейшее расширение.

Второе – обеспечить законность с момента регистрации материала в Едином реестре досудебного расследования. Если нет оснований для уголовного преследования – то дело должно быть прекращено не дольше, чем в три дня. Во втором квартале в такие сроки прекращено около 40 %, а в первом квартале было 15%. Такой результат повлек сокращение количества обращений граждан в органы прокуратуры на 24 %.

Третье - оптимизация уголовного процесса, его ускорение и упрощение. В июне мы вступили в пилотный проект и уже 80 % дел по очевидным преступлениям окончили и направили в суд в течение 10 суток.

Дальнейшее развитие получит институт дежурного прокурора. Базируясь в здании органа уголовного преследования, он будет на месте разрешать проблемы и устранять нарушения.

С прошлого года в нашей области реализуется Межведомственный План против пыток. Количество жалоб на пытки в 2016 году сократилось на 50%, а в этом году еще на 60%. При содействии акиматов во всех городах и районах создадим прозрачные следственные кабинеты и надеемся, что это позволит окончательно устранить проблему.

Четвертое - внедрение электронного уголовного дела. Цифровизация процесса сделает его прозрачным, оперативным, свободным от манипуляций и фальсификаций.

И пятое - вопросы координации борьбы с преступностью останутся у прокуроров. Опыт обеспечения взаимодействия мы имеем. Делая акцент на борьбу с кражами, за 2014-2016 годы общая преступность в области снижена на 21%, а в текущем году – на 26%.

Я осветил только те сферы прокурорского надзора, которые претерпели существенные изменения.

Также за прокурорами, помимо вышесказанного, закреплено (как и ранее) осуществление надзора за законностью актов местных представительных и исполнительных органов, за законностью исполнения наказаний и применения иных мер государственного принуждения, за соблюдением международных договоров, за законностью в сфере государственной правовой статистики и специальных учетов.

Резюмируя сказанное, хочу закончить словами Генерального Прокурора, прозвучавшими в его выступлении в Мажилисе Парламента «Мы сами отказались от части полномочий. Все это ради интересов людей. Защищенность граждан от этого не пострадает».

Новый Закон позволит нам выйти на более высокий и качественный уровень надзора. Мы сможем сконцентрировать наши усилия на важном и реализовать главную задачу – повысить доверие граждан.

- Спасибо.

Просмотров: 6655
Нравится: +6
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше



Последние новости
Опрос
Всего проголосовало:
Нравится читателям
Взгляд со второго этажа
Новости и события
в Казахстане
в Мире

Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ
Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
Информационная продукция данного сетевого издания предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше
x
Добавить приложение КН на главный экран