Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 23Июль2018
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Руины на память от приватизацииКостанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Руины на память от приватизации

Руины на память от приватизации

  1. Главная
  2.   »  
  3. Новости

По дороге из Карасу в Костанай редакционная машина обогнала два длинномера, груженных фундаментными блоками. По виду – несомненное вторсырьё.

Моё и наше

Потом мы созвонились с акимом Карасуского района Амантаем Сейфуллиным. Он сказал, что в последнее время объекты в районе не разбирались и вторсырьё не реализовывалось. Сегодня есть правила, по которым действуют и власти, и претенденты на б/у стройматериалы. Создаются комиссии, объявляются тендеры, и только тогда можно продать те же блоки.

Исключением из правил являются собственники вторсырья, которое стало таковым после разрушения контор, домов культуры, детских садов, бань и других соцобъектов, построенных в СССР. Многие из них сдавали в эксплуатацию накануне ломки «старого строя». Поэтому, наверное, и желающих их приватизировать было достаточно. Для чего предприимчивые люди приобретали, к примеру, типовые ДК? Не для культурно-массовой работы. А ради стройматериалов. Хотя по закону разгосударствление и приватизация в Казахстане имели в целом более существенные цели: формирование эффективных хозяйственников, создание конкурентной среды, развитие бизнеса, укрепление инвестиционных структур. Немало из намеченного достигнуто. Но в сельской местности до сих пор остаются руины – на память от приватизации. И не означает ли это, что эффективный хозяйственник до сих пор не сформировался? То есть это не каждый первый и даже не каждый второй.

Редкое село обошлось без таких «памятников».

Богатыми были

Пришло в редакцию письмо из Докучаевского сельского округа Алтынсаринского района. С фотографиями. Читатель снимал, как разбирают бывшую совхозную контору в три этажа. Начали по снегу, а летом на месте конторы валялся лишь битый кирпич в кучах старой глины.

Кто бывал раньше в этом сельском округе, тот сегодня недосчитается помимо трёхэтажной конторы типового ДК, типового детского сада и не найдёт в посёлке Шокай того же округа (бывший Карагайлы) ещё двух детских садов.

Мало удовольствия разбираться в процессе, который почему-то оказался бесконечным. Может, такими богатыми были наши сёла, что до сих пор есть что оттуда тащить?

Приватизация, все три этапа, в РК закончилась в 1998 году. С тех пор была реализована программа «Аул», в обиходе появилась устойчивая формула «развитие сельских территорий», прошла кампания по сносу руин, был запрет на новую волну разрухи – и что?

Металлические трубы бывших водоводов выкапывают до сих пор, фундаменты выворачивают из земных недр, почва на месте разрухи в порядок не приводится. В том же Шокае разрытые водопроводные траншеи являются угрозой для детей и для скота – весной люди обращались с жалобой в «КН». В прошлом году мы писали об аналогичной ситуации, но уже в Щербаково, а это опять же Алтынсаринский район. Ответственность никто не несёт. Почему? Причин – несколько.

Свои люди

За вторсырьём в наши сёла приезжают люди не случайные, то есть не чужие. Какие-нибудь бывшие начальники, которые хорошо знают, где что лежит. И которых за руку ловить вроде как неудобно. В том же Докучаево фундамент детского сада вывернул и увёз бывший участковый. Фамилия его нам известна, она фигурирует в переписке акима сельского округа Елтая Купейшина с районными инстанциями. Переписка, надо сказать, была вялотекущей. Районная прокуратура отписала заявление акима в РОВД. А какие меры там приняли, можно судить по тому, что бывший участковый благополучно вывез все блоки и свернул кампанию по ликвидации детского сада. Начатую, правда, не им.

В этой истории есть нюанс, который я выделила бы особо. По словам главы округа, он пытался и сам принять меры, но самовольный разборщик игнорировал усилия представителя Президента в данной местности, члена команды главы государства (!). А когда аким направил действующего участкового на место проводимых «работ», тот тоже вернулся ни с чем.

Где валим, там не живём

Вторая причина, по которой так легко предприимчивые господа разоряют деревни, кроется в географической «непривязке» людей, имеющих доходы с той или иной деревни, с их местожительством. В том же Докучаево из 33 глав хозяйств, что работают на земле, как минимум половина живёт в городе. То есть это ещё одна затянувшаяся тенденция, имя которой – «асфальтовый крестьянин». Весной посеял, осенью «отжал», и ни за одного человека в селе не отвечает. Ни за одну скотинку, ни за одну постройку. Можем ли мы его назвать эффективным собственником, рождённым приватизацией? Мало того, к «асфальтовому крестьянину» теперь уже добавились не малым числом «асфальтовые сельские акимы». Им все равно – будет в деревне, в которой они не живут, но властвуют, ДК, школа... Нет их – и проще.

Лирическое отступление

Помню время, когда в Докучаево работал и жил Василий Амельянович Шалабаев. Однажды он, будучи депутатом Верховного Совета, пригласил меня в гости, чтобы познакомить с молодым и симпатичным деловым человеком. Звали его Жебе Есенжолович Искаков, он местный уроженец, спортсмен и в то время начинающий предприниматель – учредил ТОО «Турлыханов». Шалабаев напутствовал молодого земляка не только заниматься бизнесом, но и думать о людях, о докучаевцах. В этом разговоре я чувствовала себя свидетелем хотя и небольшого, но важного исторического события.

После поездки в Докучаево летом 2012 года я этот разговор Жебе Есенжоловичу напомнила: Шалабаева нет, но вы же ему обещали...

Дело в том, что ТОО «Турлыханов» в своё время приватизировало ряд социальных объектов, от которых сегодня ничего не осталось – в прямом значении этих слов. Хотя справедливости ради надо сказать, что «Турлыханов» – одно из немногих предприятий, которые продолжают нести ответственность по паям. Примерно на 12-13 тысяч тенге ежегодно выделяют сельхозпродукции каждому пайщику.

Разделить ответственность

Жебе Искаков разложил историю разрухи по полочкам. Трёхэтажную контору – я ещё помню её гулкие коридоры, зелёные с позолотой обои, директорский кабинет на третьем этаже, не умолкающую диспетчерскую – «держали до последнего». По словам собеседника, применения этой конторе в нынешних условиях не было. К тому же население тоже приложило руку – постепенно здание растаскивали. А рядом – школа. Надо было думать о безопасности детей. Подумали – разобрали. Офис же ТОО «Турлыханов» разместило в бывшем здании бывшего детского сада. Напополам с местным акиматом. По словам Жебе Есенжоловича, инициатива развала здания была за бывшим главой округа. Акимат начал со своей стороны, а ТОО, хотя и вложило немало средств в евроремонт, ничего не оставалось, как поступить аналогично со своей половиной здания. Фундамент же, как мы знаем, прикончил бывший участковый.

Наверное, кто-то должен задуматься, почему так много стало «бывших», которые, по сути, настоящими-то и не были? Бывший аким, бывший участковый – кадровая чехарда является ещё одной причиной падения многих сёл.

В чём, как мне кажется, прав Жебе Искаков, так это в том, что жители сёл, жалуясь на непрезентабельный вид своих деревень, и сами растаскивают брошенные объекты и жильё. Выбирают самое ценное, а то, что остаётся, отпугивает потом уродливыми контурами детей и молодёжь от их малой родины.

За вторсырьём в наши сёла приезжают люди не случайные, то есть не чужие. Какие-нибудь бывшие начальники, которые хорошо знают, где что лежит. И которых за руку ловить вроде как неудобно.

Дайте самоуправление!

Мы обсуждали данную тему с акимом Алтынсаринского района Батырбеком Ахметовым. Он выразил искреннее возмущение по адресу тех, кто безжалостно использует деревню в своих интересах.

– Мы никому не даём разрешения разбирать и вывозить объекты, но они у нас и не спрашивают, и закон для таких ситуаций не прописан, – говорит Батырбек Мыкансалыкович. – Сегодня нужны новые отношения между властью и собственниками. В настоящее время они зашли в тупик...

Алтынсаринский район разработал проект местного, скажем так, закона, касающегося благоустройства и озеленения населённых пунктов. Но юстиция его не пропустила, а значит, всё остаётся на своих местах, все нестыковки. И парламент, в свою очередь, закон о местном самоуправлении не вытягивает.

Образно говоря, общество получило воздушную подушку, отгородившую от населения и бизнес, и власть, в том числе представительскую. Люди выбирают районных депутатов – в лицо их не знают, они людей тоже не знают. Самое нижнее и, возможно, самое важное для деревни звено – чуть не сказала «депутатов сельских Советов» – вылетело якобы за ненужностью. Нет при местных акиматах депутатов, активистов, общественников, которые бы диктовали нормы жизни и при случае защитили бы селянина с его добром. Систему депутатских наказов тоже вычеркнули. Видимо, чтобы не обременять себя лишними хлопотами. А для чего тогда нужны депутаты? Голосовать за бюджет? Но при существующих бюджетных отношениях цифры спускают сверху. Голосуй не голосуй – денег больше не станет.

Не слишком ли лёгкая жизнь у депутатов, если они не решают никаких вопросов, к примеру, в сельской местности? Подобных вопросов накопилось очень много. Ответов нет.

Людмила ФЕФЕЛОВА
Фото читателя
и Сергея МИРОНОВА

Фото   
Видео   
Просмотров: 3082
Комментариев: 0
Нравится: +0
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние новости
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Магазин "Авто Lider". Всегда в наличии автозапчасти на а/м Audi, Volkswagen, ВАЗ, Москвич. ул. Дощанова, 133Б (напротив АЗС "Гелиос"). Тел.: 50-70-22, 8-705-902-09-89. 
* Mercedes-Benz 190, 1993 г., цвет черный, фартуки серые, техосмотр пройден. Тел. 8-747-229-47-81. 
* Mercedes С190, 1991 г., цвет бордо, объем двиг. 2 л, техосмотр пройден, хор. сост., 350 тыс. тг, на ходу, двигатель требует ремонта. Тел. 8-778-595-96-80. 
* Mercedes-Benz Е200, 1992 г., салон 124, двигатель 102, 5-ступка, механика, люк, тит. литые диски. Тел.: 56-47-28, 8-777-645-17-40. 
* Ford Focus-3, 2012 г., цвет белый, автомат, автозапуск, диски титановые, 4 млн тг, торг. Тел. 8-771-028-17-32. 
* а/м ЗИЛ-130 с прицепом, ГАЗ-53, бензовоз, калибровка, 4718 л, трактор Т-40, грабли. Цены договорные. Тел. 8-777-375-59-53.
* цепи, подшипники, насос К-100/65/250, советского пр-ва, ремни ГД-6300. Тел. 8-777-283-34-02. 
* з/ч Mitsubishi: стойки, по 4500 тг. Тел: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* стартер, полуось, б/у, на ВАЗ-2106; бампер передний, б/у, на ГАЗель; гильзы цилиндров д.92 на ГАЗ-53, 7 шт; генератор 14 вольт, 45 А, на Ауди; бампер задний, 4000 тг на Ауди-100. Тел.: 8-777-447-37-26, 25-50-46. 
* з/ч Волга, ГАЗель: мост, коробки, балка, радиатор, чулки, редуктор, фаркоп, двери, крылья, рессоры. Тел.: 50-47-55, 8-777-792-29-99. 
* з/ч КамАЗ: редуктор задний 49 зубьев после кап. ремонта, стойки с коромыслами на головку. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч КамАЗ: корпус КПП с крышкой и нижним валом, якорь старт, нажимной диск сцепл. без лапок, нов. Тел.: 28-38-76, 8-777-456-23-58. 
* з/ч К-700: редуктор ВОМ; Урал, МАЗ: диск фередо, корзина; УАЗ: раздатка, ступицы, стремянки, рамки дверей, крышка КПП. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* з/ч Mercedes 209Д: КПП, капоты, стекла и др. Тел. 8-777-230-08-81. 
* з/ч УАЗ, ГАЗ-69: мосты, блок, коробки, раздатки, рессоры, карданы, радиатор, двери, крылья, фаркоп. Тел.: 50-47-55, 8-777-792-29-99. 
* з/ч Volkswagen дизель: турбина, коллекторы, коленвал. Тел. 8-777-373-28-71. 
* автогрузовик ЗИС-585, аккумулятор нов., 100 Ампер. Тел. 8-777-441-13-57. 
* автошины Кама-евро, 195х65х15, всесезонка, 4 шт., 24 тыс тг/комплект. Тел.: 53-68-43, 8-705-130-90-32. 
* ВАЗ-2114, 2004 г., инжектор, цвет серебр., 600 тыс. тг. Тел. 8-707-725-09-85. 
* вал на а/м ЗАВ, 180 тыс. тг, седло на полуприцеп, 180 тыс. тг, смазку солидол (ведро 18 кг), 8500 тг. Тел. 8-777-344-32-48 (WhatsApp). 
* ГАЗ-33073 (будка), 1993 г., ГАЗ-52 (самосвал), 1992 г., прицеп-тралл, 1988 г., экскаватор ЭО 4224, 1993 г., дизельную эл. станцию, 45 кВт, передвижная. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* головку ГБЦ, блок двигателя 646 на Мерседес Benz, отл.сост., по 75000 тг. Тел. 8-705-860-85-79. 
* двигатель ЯМЗ-238 НДЗ, нов., 3 млн 500 тыс. тг, решеты (зерноочистка), 4700 тг; з/ч К-744: КПП, после ремонта, 1 млн 500 тыс. тг; ЯМЗ-238: топливный насос, 80 тыс. тг. Тел. 8-707-715-85-56. 
* ДЭК-5363, 25 тонн, Урал-4320 (бортовой), 1986 г., заправка контейнер. 2-секц. по 7,5 куб.м, 1-секц. по 15 куб.м. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* книги по ремонту и обслуживанию а/м легковых, грузовых, спецтехники. Тел. 8-777-30-44-777. 
* ковш с цепями КИIП-6, 1 комплект, 400 тыс. тг, ковш на СМ, 350 тыс. тг. Тел. 8-705-450-66-12. 
* колеса от мотоцикла ИЖ. Тел. 50-18-02. 
* лапу СКС, лапу РЗЗ (без хвостовика), 1200 тг, семяпровод армиров., 1700 тг. Тел. 8-705-450-66-12. 
* набор ключей рожковых (зеркальное хромир.), 3000 тг, набор инструментов, 36000 тг. Тел. 8-705-461-84-22. 
* палец сенокосилки одинар., 320 тг, сетку сенажную (тюковочная), 1,23/3000 п.м, 65 тыс. тг, кошму (лист), 3000 тг. Тел. 8-705-450-66-12. 
* ПТС-6, косилку, грабли 6 м, погрузочные вилы, толкающая. Тел.: 8 (714-53) 97-7-73, 8-777-693-57-14. 
* рукав на ассенизатор, 17200 тг, патрубок металлич., 11000 тг, вилка колеса СТС, 16500 тг, колесо БЦС, 75000 тг. Тел. 8-705-461-84-22. 
* рукав пищевой, диаметр 16, 25, 32, 1000-1300 тг, насос вакуумный УВД 10А, 96000 тг. Тел. 8-705-450-66-12. 
* масло дизельное, редукторное камазовское, в канистре 10 л, в бочке 200 л. Тел. 8-705-450-66-12. 
* Nissan Homy, 2008 г., V 1,4 л, механика, цвет серебр., 2 млн тг, торг, варианты. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 
* Nissan Maxima, 1997 г., 2 млн тг. Тел. 8-777-375-59-53. 
* Volkswagen Golf-3, 1993 г., цвет голубой, моно, об. 1.6, 650 тыс. тг. Тел.: 8-705-542-36-34, 8-707-321-10-79. 
* Volkswagen Caddy, 2007 г., 2 л, 2 млн 400 тыс. тг, торг. Тел. 8-705-227-24-35. 
* Ford Scorpio Sierra-Fiesta, бензин, дизель. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость