Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Подписка на новости
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях Костаная и Казахстана.
Разрешить
Не сейчас
Ставки на спорт
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
USD curr
EUR curr
RUR curr
curr
Правопорядок
Агро
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
Новости мира
Тема
Резонанс
Криминал
Общество
Люди
Регион
Интервью
Репортаж
Коммуналка
РекламаПодписка на газетуПокупка газеты

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 
Чертова дюжина полковника БатоваКостанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Чертова дюжина полковника Батова

Чертова дюжина полковника Батова

  1. Главная
  2.   »  
  3. Новости
Когда он пришел к отцу старшим сержантом, в тельняшке, голубом берете, тот протянул ему свои черные полковничьи погоны и сказал: «Сохрани. Может, когда-нибудь и свои такие же заслужишь». Он заслужил, и носил их 16 лет...

Иронично о серьезном

10 утра. В маленьком кафе пусто. «Вот почему, когда ты боишься высоты, тебя обязательно на нее занесет?» – делает глоток капуччино человек в галстуке и хорошем костюме. Ему 58 лет. Большую часть из них он проходил в военной форме. «Я думаю, – иронично продолжил он, – все дело в нехороших числах. 13 мая поезд номер 13 привез меня туда, где живут по принципу: «С любых высот – в любое пекло!» И все, юность закончилась».

Между событиями прошлых лет и нынешней отставкой по выслуге лет главы областного департамента Министерства по чрезвычайным ситуациям полковника Евгения Батова солидный пласт жизни. Я видел его на крупном пожарище. Много раз звонил ему по журналистской необходимости, всякий раз отмечая про себя, насколько чиновник столь крупного масштаба доступен и при этом информативен. Но только сейчас появилась возможность задать ему вопросы в неформальной обстановке. И вот какой получился монолог.

Полеты в бомбардировщике
и по съемным квартирам

«Мой отец летал штурманом на дальнем стратегическом бомбардировщике Ту-4. Он был как раз в составе экипажа В. Кутырчева, сбросившего на военных учениях на Тоцком полигоне (Оренбуржье) в сентябре 1954 года атомную бомбу. Командовал, кстати, учениями маршал Георгий Жуков. Я родился через месяц в Запорожской области. Было это 5 октября, а 6-го отец получил внеочередное звание капитана и орден Боевого Красного Знамени. Естественно, он никогда мне не рассказывал об этих учениях, поскольку они были строжайше засекречены.

Собственно, и о других деталях военной летной службы расспрашивать было некогда: наша семья бесконечно меняла гарнизоны. Только в одном Ленинграде, куда отец поступил в Военно-воздушную академию имени Можайского, мы за четыре его курса поменяли четыре съемные квартиры. Лишь на пятом курсе отцу дали комнату в общежитии, которую мы восприняли как нечто нерушимое, надолго. Однако вскоре опять паковали чемоданы – отца назначили командиром ракетного дивизиона. Это был 1961 год – год рождения в СССР ракетных войск стратегического назначения.

Мы переехали в село Сусанино, известное тем, что в его болота увел польских завоевателей местный крестьянин Иван. После Ленинграда мне казалось, что жизнь здесь беспробудно уснула. Быть летчиком я не мечтал. И попав в Сусанино, по школьным отметкам скатился на самый низ – ведь к восьмому классу за моей спиной было восемь школ. В каждой из них приходилось доказывать местной шантрапе, что я тоже могу постоять за себя. В общем, как я теперь понимаю, родители были нацелены на то, чтобы меня после восьмого класса пристроить куда угодно, лишь бы подальше от дворовых разборок.

Кулинарный техникум вправляет мозги

Вообще-то, он назывался Костромской техникум советской торговли. Я учился там на механика холодильных установок. Кто слышал о моей будущей профессии, тот одобрял: «О, молоток – всегда будешь с куском мяса». Меня это мало грело – буду так буду. Главное, здесь я иными глазами посмотрел на жизнь. Нас было пятеро друзей. Мы занимались шоссейными велогонками, сдали на кандидатов в мастера спорта и все впятером окончили техникум с отличием.

Армия свалилась как ком с горы. Многие думали: раз у меня батя боевой военный командир, то наверняка этот парень пехотную пыль глотать не будет, отец похлопочет... Лично мне это и в голову не приходило. Думаю, отцу тоже. Время, наверное, было такое, когда понятие о чести не сильно замылилось. Перед отправкой, помню, отец подошел и на ухо мне шепнул: «Так, матери ни слова – тебя в ВДВ определили». Мама мечтала, что я все-таки когда-нибудь закончу медицинский. И конечно, знала, что я не очень-то дружу с высотой.

ВДВ закаляет дух и тело

Станция Герань в Азербайджане встретила 40-градусной жарой и всякой ползающей нечистью – скорпионами, фалангами, пауками, норовящими заночевать в оставленных под кроватью сапогах. Учебный центр военно-воздушной дивизии. Подъем в 6 утра, зарядка 45 минут, укладка парашютов, прыжки, стрельба, обу­чение ремеслу батальонного радиста.

Связь называли нервами войск. Это красиво звучит, но когда на тебе 26 кг рации, парашют, сухпай, фляжка, боезапас, автомат, то вживую это воспринимается несколько иначе. Как с таким багажом прыгать? Просто. За 30 метров до земли отстегиваешь рацию, она приземляется первой. Мозоли, сбитые локти и колени, выедающий глаза горячий пот – ну, это само собой.

Армия по природе своей – синоним тяжкой, но очень необходимой работы. Тут все взаимно. Я проверял на своих друзьях. Вся наша пятерка служила – ракетчиками, подводниками, штабистами... Я вошел в армию, а точнее – в воздушно-десантный орденов Суворова и Кутузова первой степени гвардейский батальон связи желторотым пацаном, а вышел молодым, натренированным мужиком с девизом ВДВ, годным на все случаи жизни: «Никто, кроме нас!».

Такая самооценка – это совершенно иной класс гражданской зрелости. Я уже знал, что буду офицером, кадровым военным. Это был мой выбор. Когда я пришел к отцу старшим сержантом, в тельняшке, голубом берете, со значками радиста первого класса, отличника и все такое прочее, он протянул мне свои черные полковничьи погоны и сказал: «Сохрани. Может, когда-нибудь и свои такие же заслужишь».

Отец умер в 62 года. Мама тоже не сильно его пережила. А я заслужил свои полковничьи погоны и проносил их 16 лет. Жаль, отец этого не увидел.

Не каждая жена выдержит

Но до погон еще нужно было дорасти. После армии я подавал документы в различные военные училища. Проблема была в том, что принимали туда до 21 года. Я этот срок пропустил. Конечно, можно было остаться в армии на сверхсрочную и через нее получить военное образование. Но это, как говорится, долгие кружева. И тогда мой глаз лег на Костромское высшее военное командное училище химической защиты, располагавшееся в городе, который я с полным правом уже считал своим. Специальность: инженер по эксплуатации вооружения химических войск и средств защиты.

Этот вид воинской деятельности в обыденном понимании кажется архаичным, на уровне некоего второстепенного придатка к основным родам войск. То ли дело десант, танки, ракеты! Между тем химическая война не закончилась под бельгийским городом Ипром в 1915 году, когда немцы впервые применили отравляющие газы. В войне против Вьетнама американцы химическими средствами уничтожили два миллиона человек. Что далеко ходить: у нас в Павлодаре был секретный и самый крупный в СССР завод по производству химического оружия. Его строительство длилось 27 лет. Все это кончилось, когда в США была принята «Программа совместного уменьшения угрозы», направленная на уничтожение советской оборонной мощи. В 2005 году нынешний президент США, а тогда просто сенатор Барак Обама инспектировал уничтожение советских ракет в Перми.

Моя первая должность – начальник химической службы полка внутренних войск в Костанае, затем штаб дивизии в Караганде. Подразделения дивизии дислоцировались от Усть-Каменогорска на востоке до Актюбинска на западе. Как офицер, я нес на себе массу обязанностей, связанных с исполнением воинской повседневной рутины – и за караул отвечал, и за боевую подготовку. Помнится, за один год побывал в командировках протяженностью 184 дня. Моя первая жена такого не вынесла. Мы разошлись. Сейчас у меня три внучки, внук и три дочери. Две из них живут и работают в Костанае.

Береженого
Бог бережет

В 1995 году я стал начальником областного штаба гражданской обороны. Был полный раздрай. Учений не проводили, медформирования не собирали, убежища забросили.

А уже в 2002 году я был в Сиэтле, США, в центре подготовки кадров чрезвычайных служб и полицейских. Это был сентябрь, годовщина со дня атаки террористов на Всемирный торговый центр. Из Казахстана нас было 18 человек. Всей группой мы учились действовать в условиях авиа– и химического заражения, обрушения здания, разлива сильнодействующих веществ.

Американцы очень жестки на экзаменах. Спустя четыре года с нынешним министром МЧС РК Владимиром Божко мы перенимали опыт пожарных и спасательных служб в штате Аризона. Нам позарез нужен был опыт современного противодействия угрозам национальной безопасности. Сейчас горжусь, что стоял у истоков организации в Костанае аэромобильного спасательного отряда, оснащенного спецтехникой и профессионалами. У нас хорошо налажено взаимодействие с МЧС приграничных областей России, чьи формирования по степени оперативности и оснащения, я считаю, на голову выше американских. Мы создали у себя в Казахстане поезда «медицины катастроф», появились линейные посты вертолетов, а у руля формирований МЧС – очень подготовленные люди. И все последние 18 лет моей службы проходили на глазах костанайцев.

Возвращаясь к началу нашего разговора, замечу: число 13 при умелом раскладе обстоятельств и желаний вполне может стать хорошим знаком...»

 

Просмотров: 2725
Нравится: +1
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше



Последние новости
Опрос
Всего проголосовало:
Нравится читателям
Взгляд со второго этажа
Новости и события
в Казахстане
в Мире

Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* магазин "Авто Lider". Всегда в наличии автозапчасти на а/м Audi, Volkswagen, ВАЗ, Москвич. г. Костанай, ул. Дощанова, 133Б (напротив АЗС "Гелиос"). Тел.: 50-70-22, 8-705-902-09-89. 
* ВАЗ 2114, 2013 г., цвет белый металлик, хор. сост., цена договор. Тел. 8-705-569-75-91, в г. Костанае. 
* ГАЗ 53 (самосвал), 1984 г., отл. сост., газ-бензин, новая резина и новый АКБ, 3 млн 500 тыс. тг. Тел. 8-705-988-95-09. 
* лобовые стекла для УАЗ и других грузовых а/м. Тел. 8-775-210-00-18. 
* трактор К-744 Р1, 2006 г.в., двигатель ЯМЗ-238 НД5, питерская сборка, всё в рабочем состоянии, 20 млн тг, торг. Тел. 8-777-211-75-20. 
* домкрат гидравлич., 12-тонник советского пр-ва, 16500 тг; шины зимние 195х65х15, б/у 1 сезон, 11500 тг; бампер алюмин. новый на ВАЗ-21213, 14500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* з/ч Audi 80: генератор, 15000 тг; ЗИЛ-130: кольца поршневые диаметр 100, 5000 тг, бензонасос, 4000 тг, нагнетатель масла для заправкки мостов, КПП. Тел. 8-777-447-37-26. 
* з/ч Daewoo Matiz: рейка рулевая нов., 38000 тг; Жигули: тормозные колодки, 4000 тг. Тел. 8-705-193-94-60. 
* з/ч ИЖ 2717 Ода (фургон): борт задний нижний, цвет зеленый заводской, радиатор печки, каталог запчастей Ода "Разборка-сборка". Тел. 8-777-447-37-26. 
* з/ч Mitsubishi Carisma 1996 г.в.: стойки передние по 4500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* з/ч Москвич 412: редуктор, чулок моста, полуоси, гильзы, поршни, амортизаторы, кулиса КПП, лобовое стекло, крышка с маслонасосом, поддон, шатуны, крыло АЗЛК. Тел. 8-777-447-37-26. 
* авторезину зимнюю шипованную "Nokian HakKapeliitta", 2 шт., б/у, 40000 тг; радиатор медный печной на ВАЗ-2108, 24500 тг; адаптеры и вставки алюмин. на Volkswagen, 3500 тг; фильтр масляный новый, 1800 тг. Тел. 8-775-499-41-94. 
* авторезину зимнюю шипованную "Nokian" 155/80R13, 3 шт., хор. сост. Тел. 8-777-447-37-26. 
* Audi-89, 1990 г., цвет вишня, отл. сост., цена договорная. Тел. 8-705-462-92-04. 
* ВАЗ-2114, 2011 г., один хозяин, отл. сост., цвет "космос", сервисная книжка, комплект зимней резины, 2 млн тг, или поменяю на новый а/м с моей доплатой. Тел.: 8-707-341-48-08, 8-777-390-05-87. 
* ВАЗ 2190 Granta FL 2021 г., цвет серебро, 1,6, отл. сост., учет РК, 5 млн 500 тыс. тг. Тел. 8-700-674-40-47. 
* ГАЗ-31029 (Волга), 1996 г.в, цвет белый, в рабочем состоянии, 450 тыс. тг. Тел. 8-777-792-29-99. 
* Volkswagen Passat, 1990 г., цвет синий, 1,8, седан, хор. сост., 1 млн 350 тыс. тг. Тел. 8-707-321-10-79. 
* з/ч Volkswagen Passat Б-3: стартер нов., 15000 тг, диски штампов. с резиной 2 шт., интеркулер, 10000 тг; коленвал: дизельный, 1,6 V, расточенный, 10000 тг. Тел. 8-707-372-45-50. 
* з/ч ВАЗ-2103: коллектор карбюратора, б/у; Москвич: блок мотора, новый, передний тормозной поршень. Тел. 8-705-562-29-35. 
* з/ч ВАЗ-2106: головка двигателя, хор. сост., 20000 тг. Тел. 8-777-054-04-98. 
* з/ч ВАЗ-21213: бампер усиленный противоудар., алюмин., 16500 тг; резину зимнюю шипован. 195/65/15 по 11500 тг; дверь металлич. утеплен., 22500 тг, доставка. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* з/ч Волга, ГАЗель: радиаторы, балки, редуктор, блок, головки, коленвал, двери, капот, крылья, рессоры. Тел. 8-777-792-29-99. 
* з/ч ГАЗ-53: карбюратор, хор. сост., 8000 тг. Тел. 8-777-054-04-98. 
* з/ч Daewoo Matiz: рулевая рейка, нов., 30 тыс. тг; тормозные колодки на ВАЗ. Тел. 8-705-193-94-60. 
* з/ч Москвич-412: карбюратор, 5000 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63. 
* з/ч Москвич: моторный блок в сборе с поршневой группой и шатунами, после ремонта, головку блока. Тел. 8-705-562-29-35. 
* з/ч Москвич: зимнее колесо, 2 шт., верхний багажник. Тел. 8-771-963-89-04. 
* з/ч Москвич-412: полуоси, новые. Тел.: 26-34-01, 8-705-450-37-93. 
* з/ч УАЗ, ГАЗ-69: мосты, коробки, блок, рессоры, радиаторы, головки, колеса, печка, карданы. Тел. 8-777-792-29-99. 
* з/ч мотоцикл "Урал" М-72: зажигание  с автоматом опережения, реле поворотов с коробкой предохранителей, два зеркала. Тел. 8-705-562-29-35. 
* з/ч крышку маслонасоса Москвича с креплением под фильтр для ВАЗ; Москвич: редуктор заднего моста. Тел. 8-705-562-29-35. 
* авторезину зимнюю шипованную 170/70R13 на дисках, на 4 отверствия, "Кама Ирбис", 3 шт. (2 нов., 1 б/у) отл. сост.; 2 железных диска на 13 на 4 отверствия. Тел. 8-707-341-48-08. 
* авторезину 205/70R16, б/у. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* авторезину M+S "Nokian" б/у, 255/65R17, 4 шт., 30000 тг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* авторезину M+S импортная, б/у, 115/50R17, 4 шт., 20000 тг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* авторезину "Matador" (всесезонная) б/у, 235/75R15, 2 шт., 10000 тг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* Ниву-2121, 1989 г.в.; редуктор ВОМ на К-700; диск сцепления, корзина на Урал, МАЗ; ГАЗ-66 на запчасти. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 

 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
Информационная продукция данного сетевого издания предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше
x
Добавить приложение КН на главный экран