Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 16Декабрь2018
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Как не остаться без солнца?Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Как не остаться без солнца?

Как не остаться без солнца?

Так распорядилась природа, что Костанай – город (регион) без нефти. Мало того, мы можем остаться и … без солнца. Или безнадежно отстать, когда другие рвутся вперед.

Кто рано встает

– Когда едешь по дорогам Монголии впервые, то хотя и отдаленно, бескрайность этой страны напоминает наши просторы, – рассказывает Вячеслав Советский, в свое время заместитель акима города Лисаковска, ныне генеральный директор ТОО «Astana Solar», являющееся на 100 процентов дочерним предприятием национальной компании «KazAtomProm».

Командировка в Монголию имела четкую цель – познакомиться с опытом скотоводов, сумевших к традиционному, очень древнему бизнесу подключить новые энергетические технологии. Однако при том что технологии – новые, источники энергии вековечные – ветер и солнце.

С Вячеславом Крестьяновичем мы разговаривали ровно через два года (день в день), как был запущен завод «Astana Solar», предназначение которого – производство и применение фотоэлектрических модулей, проще говоря, солнечных батарей.

– Монгольские скотоводы проявили предприимчивость и прагматизм. Они устанавливают возле своих жилищ два-три-пять-десять модулей, чтобы обеспечить питанием прежде всего холодильники, – рассказывает Вячеслав Советский. – Чтобы сохранить качество молока и мяса – основного товара – им нужен холод. Они его и получают – от солнца. Это обеспечивает им интерес покупателя, то есть сбыт продукции, и стимулирует производство.

Не сказать, что в Казахстане животноводство обходится без возобновляемых источников энергии. Например, Валерий Пилипенко, глава костанайского ТОО «Polyset», рассказал, что в ноябре прошлого года в Павлодарской области его компания в рамках программы обводнения пастбищ установила почти полтора десятка насосов, работающих от ветра.

– В Костанайской же области таких заказов не дождешься, потому что к упомянутой программе еще не подступали, – говорит Валерий Пилипенко. – В прошлом году 90 процентов своей работы, включая обводнение пастбищ, мы сделали за пределами нашего региона…

Интересно, что к услугам костанайских специалистов по возобновляемым источникам обращаются даже россияне, имеющие технологически продвинутый бизнес в уральских городах. А что же мы? На какую энергию рассчитываем?

Хвастаться  будет нечем?

– Я бы сказал, что в Костанайской области как на официальном, так и на предпринимательском уровне к ветру и солнцу пока равнодушны, – считает Валерий Пилипенко. – Совсем скоро ЭКСПО-2017, но, боюсь, Костанаю нечем будет похвастаться на всемирной выставке…

По мнению Валерия Александровича, исключение составляет наука: Наурзумский заповедник, вузы – КГУ и РИИ. Рудничане (индустриальный институт), к примеру, привлекли средства немецких спонсоров и теперь «вооружены до зубов».

В КГУ несколько лет этой темой занимался Андрей Петрович Коваль, ныне начальник управления науки университета.

– У нас пока сам факт того, что где-то появился ветровой двигатель или солнечный модуль, является событием. Тогда как пришло время реально оценивать коэффициент полезного действия такого оборудования, – говорит Андрей Коваль. – Например, тот перепад температур, который существует в северной Костанайской области, может стать контраргументом для широкого использования солнечных батарей. Но, к примеру, американская и российская продукция, хотя и дороже китайской, зато вполне жизнеспособна в наших условиях…

Только ли американская и российская? По словам Вячеслава Советского, завод «Astana Solar», который выйдет в нынешнем году на 90-95 процентов своей проектной мощности, тоже в этом числе. В Казахстане за последние два-три года создана совершенно новая отрасль, где на сегодняшний день более тысячи рабочих мест.

– В мире солнечные модули уже не считаются суперуникальным продуктом, – говорит Вячеслав Советский. – Но наше производство – уникальное. Тем, что это вертикально интегрированный проект, тем, что не гоним сырье, а уже сегодня находимся на шестом переделе…

Шестой передел

«Передел» – статусное слово для промышленников, точка отсчета в столь желанной государству диверсификации экономики. И для человека, среднестатистического казахстанца, процессы роста производства имеют большое значение.

От них зависит уровень жизни и формула житейского счастья. Кого они коснулись?

– У нас есть сырьевая площадка в Уштобе Алматинской области, где добывают кварц, а из него делают кремний – это два верхних передела. В Усть-Каменогорске у нас есть производственная площадка, где мы делаем "серые панели" и ячейки для модулей – два передела. В Астане мы производим модули и ставим солнечные станции, – расшифровывает «переделы» Вячеслав Крестьянович.

После того как правительство определилось с тарифом для возобновляемых источников, спрос на солнечные станции резко пошел вверх. Основной покупатель – так называемый «сетевик» (производит электроэнергию и отдает в сеть) и по совместительству – конкурент монополистам. Заметим, что конкуренция с монополистами – дело нешуточное.

Сколько лет, к примеру, в Карасуском районе энергетики мытарили биогазовую установку, в которую были вложены большие деньги и надежды частника? А крупные наши аграрники встали «над схваткой», чтобы понять, есть ли перспектива заниматься «зеленой экономикой». Поняли, что пока не стоит – лучше поберечь нервную систему. Может быть, в других регионах и отношение другое к инновациям? Однако знающие люди считают, что ясности в этом вопросе нет.

В наших условиях

В наших, Костанайского региона, условиях мы пытаемся найти нефть. Вспоминаю, как несколько «новых годов» назад мы делали оптимистический репортаж из Новонеженки (Аулиекольский район), где размещался вахтовый поселок буровиков, а буровая вышка будоражила округу и тех, кто искал работу за большие деньги. Потом волнение улеглось, когда стало ясно, что поиск нефтяного богатства – дело не одного дня.

Инвесторы, специализирующиеся на углеводородах, периодически приезжают в нашу область, видимо, на всякий случай, чтобы не опоздать. Ведь по их логике, если в костанайских недрах угнездилась вся таблица Менделеева, то нелишним будет поискать и нефть. До других источников энергии вроде как и дела никому нет. Например, громадные запасы лигнита (бурый уголь) в том же Аулиекольском районе затоплены якобы до лучших времен. Точнее, до тех времен, когда сформируется активный спрос на этот вид топлива.

Напрашивается вывод, что ждать будем долго – и нефтяных фонтанов, и угольных караванов. А между тем от возобновляемых источников энергии не отказываются даже в областях, где углеводороды, как у нас хлеб, дело обычное. И где тарифы на электроэнергию не зашкаливают за средний по республике показатель. Что уж говорить о странах, где не уповают на нефтяные вышки.

Счет на часы

– В фотогальванике есть такое понятие, как количество солнечных часов, – Вячеслав Советский приводит две цифры:

– В Германии в среднем это 1000 часов. А у нас в Казахстане – 1200. При этом Германия не только европейский, но и мировой лидер по солнечной энергетике. Получается, что у нас – гигантский ресурс, выше лидерского...

Кто извлекает из этого ресурса КПД? Кызылординская, Жамбылская, Южно-Казахстанская, Алма­тинская, Мангистауская, часть Восточно-Казахстанской области, город Астана имеют очень высокий КПД солнечных модулей. В Северо-Казахстанской, Западно-Казахстанской и Костанайской областях, по среднемировым параметрам, заложены тоже очень хорошие возможности, но они пока не используются.

– Есть облачные дни, сегодня в Астане метель, но в среднем по городу в летний период КПД в разы увеличивается. Это касается и ветра… мы очень оптимистически смотрим вперед…
Разговор с нашим земляком состоялся перед Новым годом. Время, когда все ищут подарки. Лично я искала в бутиках игрушки на солнечных батарейках. И не находила. А раньше их можно было купить…

Бессмертная бабочка

Несколько лет назад мне попалась солнцелюбивая бабочка. Симпатичное изделие питалось от небесного светила. Я подарила игрушку коллеге, бабочка мило махала крылышками день за днем. Сделать еще кому-нибудь такой подарок нет возможности – игрушки на солнечных батарейках мне больше не попадаются. Возможно, потому что на них большой спрос, а предложение – мизерное?

ТОО «Astana Solar» только осваивается на этом рынке. Но «мелочи жизни» уже учитывает. Производство ТНП (товары народного потребления) планируется, есть разработки. Ведь не только солнечными станциями и крупными клиентами продвигаются инновации. Я снова приведу слова Вячеслава Крестьяновича:

– Нам очень интересна категория «политическая»: частники, принципиально настроенные на новые технологии – будь то сервис, отгонное животноводство или просто любители новизны. Это глашатаи инноваций, они имеют чутье на новые ниши в бизнесе. Они – помощники cолнца…

Много ли таких в Костанае? Валерий Пилипенко посоветовал побывать в «Золотом фазане», очень уютном комплексе для отдыха за городом. Здесь «Polyset» в конце прошлого года решило проблему автономного освещения – с помощью солнечных панелей и светодиодных ламп. Как говорится, хорошо, но мало…
 

Людмила ФЕФЕЛОВА bolgerdt@mail.ru 54-20-27
Просмотров: 4401
Комментариев: 0
Нравится: +3
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние новости
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

 * Магазин "Авто Lider". Всегда в наличии автозапчасти на а/м Audi, Volkswagen, ВАЗ, Москвич. ул. Дощанова, 133Б (напротив АЗС "Гелиос"). Тел.: 50-70-22, 8-705-902-09-89. 
* ВАЗ-2107, 2000 г.в., цвет белый, ГБО, автосигнализация, 900 тыс. тг. Тел. 8-775-52-45-275. 
* МАЗ-53371 с прицепом ГКБ-819, с/х, 3 млн 500 тыс. тг; АКБ-190, нов., резина 320, нов., прицеп КамАЗовский 8527, с/х, 800 тыс. тг, стрелу на К-700, и др. Тел.: 8-705-451-91-38, 8-705-530-00-30 (WhatsApp). 
* Mercedes-Benz 190, 1993 г., цвет черный, фартуки серые, техосмотр пройден. Тел. 8-747-229-47-81. 
* Mercedes С190, 1991 г., цвет бордо, объем двиг. 2 л, техосмотр пройден, хор. сост., 350 тыс. тг, на ходу, двигатель требует ремонта. Тел. 8-778-595-96-80. 
* Mercedes-Benz Е200, 1992 г., салон 124, двигатель 102, 5-ступка, механика, люк, тит. литые диски. Тел.: 56-47-28, 8-777-645-17-40. 
* шипованную резину AMTEL 195/65 R15, 4 шт, использовалась 1 сезон, в отл. сост. Тел.: 73-10-96, 8-705-304-62-55. 
* цепи, подшипники, насос К-100/65/250, советского пр-ва, ремни ГД-6300. Тел. 8-777-283-34-02. 
* з/ч Mitsubishi: стойки, по 4500 тг. Тел: 28-68-77, 8-777-264-74-65.
* бампер передний на ГАЗель, б/у; обрешетку радиатора (никел)ь, 5000 тг; бампер задний узкий на Ауди, генератор Ауди. Тел. 8-777-447-37-26.
* резину 195х65 R 15 "континенталь", 1 шт; 195х65 R 15 КАМА всесезонка, 1 шт; 205х65 R 15 ОМКА, 1 шт; 205х65 R 15 ГЕОСТАР, 1 шт. Тел. 8-777-447-37-26.
* автозапчасти на Москвич: головку блока, поршни, редуктор, гильзы, полуоси, дверь фургона ИЖ-2715. Тел. 8-777-447-37-26.
* з/ч ВАЗ-2121: боковины; Нива-21310: чулок заднего моста, кардан переднего моста с мягким соединением; шины шипованные с диском. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* з/ч ВАЗ-2108: стартер; ВАЗ-2106-01: корзина сцепл. с диском, реактивные тяги, нов., шаровые опоры. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* з/ч BMW-520, 1998 г.в.: катушка зажигания, б/у, 7000 тг. Тел.: 8-775-365-56-97, 8-705-304-77-35. 
* з/ч ГАЗ-52: генератор после кап. ремонта; КамАЗ: корпус КПП после кап. ремонта, стойки с коромыслами. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч ЗАЗ: стоп-сигнал, рычаг задней подвески, нов., ремкомплект (коренные шатунные); М-412: кольца М-72, диаметр 78,0 мм. Тел. 8-777-638-90-15. 
* з/ч КамАЗ: редуктор задний 49 зубьев после кап. ремонта, прокладки на головку. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч М-412: трамблер, крестовина 704902КС17, фильтр масла; эл. двигатель 12 V (улитка). Тел. 8-777-638-90-15. 
* з/ч МАЗ, Урал: сцепл., диск фередо; Ивеко: седло тягача; К-700: редуктор ВОМ; ГАЗ-21: головка блока; УАЗ: раздатка, крышка КПП. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* з/ч МТЗ-80: рулевая колонка, пускач, паук, башмак, пальцы на косилку; ГАЗ-52: генератор; Т-40: серьга, недорого. Тел. 8-775-165-85-23. 
* ГАЗ-52 (самосвал), 1992 г., прицеп Тралл, 1998 г., экскаватор Э 4224, 1993 г. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* ДЭК-5365, 25 тонн, Урал-4320 (бортовой), 1986 г., заправка контейнер. 2-секц. по 7,5 куб.м, 1-секц. по 15 куб.м, ГАЗ-52 (самосвал), 1992 г. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* КамАЗ-55102, прицеп-8551, раму прицепа-5852, цена договор. Тел. 8-777-694-62-68. 
* книги по ремонту и обслуживанию а/м легковых, грузовых, спецтехники. Тел. 8-777-30-44-777. 
* Ford Scorpio Sierra-Fiesta, бензин, дизель. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 

 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость