Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 14Декабрь2017
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Отец МАКСИМ: «Мы все немного материалисты»

Сегодня православный мир сталкивается со множеством суеверий, традиций и обрядов. Верующий человек хочет определить свое отношение к ним. Например, можно ли святой водой мыть пол? Или надо ли завешивать зеркала в доме с покойником? Развеять некоторые мифы мы предложили настоятелю Житикаринского храма великомученика и целителя Пантелеимона игумену Максиму (Бойкову).

Отец Максим, как в принципе православная церковь относится к суевериям?

– В суевериях действует не логика, а благоговейный страх перед людским обычаем. Очень хорошо об этом пишет кандидат богословия Валерий Духанин. Прочесть его труд может каждый желающий в Интернете. Так вот, он очень точно сказал, что каждый человек испытывает потребность в вере. И суеверие – есть попытка удовлетворить ее, только не верой, явленной в Божественном Откровении, ведь это требует огромных личных усилий, душевных, волевых и интеллектуальных. А верой, так сказать, подручной. Все может обрасти суеверным страхом. Даже отношение к церковным святыням может стать суеверным. Такое бывает, когда человек бездумно полагается на силу какого-либо предмета – ладанку, поясок и т.д.

А икона? Многие верят в божественную силу иконы. Но зачем молиться перед ней, если есть Бог?

– Вопрос, действительно, частый. Можно обратиться к Библии, где сказано: «Богу одному поклоняйся и ему одному служи». Однако слово «икона» в переводе с греческого означает образ, изображение. В православной церкви этим понятием определяют священные изображения Бога, явившегося во плоти, Господа нашего Иисуса Христа, пречистой его матери и святых его. Противники молитвы перед иконами были бы правы в том случае, если бы кто-то стал боготворить эти изображения. Православным иконам не поклоняются и даже не молятся им, ни в коем случае. Глядя на икону, мы вспоминаем дела Божии. «Иконы - суть книги, в которых вместо букв написаны лики и предметы», – писал святитель Григорий Великий. Поэтому миф про поклонение иконам мы, надеюсь, развеяли.

Отец Максим, позволительно ли тем, кто считает себя верующим человеком, гадать, например, на Рождество и Святки ?

– Гадания были широко распространены во времена язычников. Они верили в потусторонние силы тех или иных предметов, в божественную сущность явлений природы. Люди старались умилостивить идолов, иных богов, чтобы приоткрыть тайну будущего. Позже Русь приняла христианство. И гадания стали противоречить учению Христа. Церковь считает, что любое гадание – это прямой контакт с миром бесов.

Гадать, то есть узнавать свое будущее, любопытствовать, как и что устроено, не должно быть потребностью христиан. Верующий всегда уповает на Бога и старается со смирением принимать все, что с ним происходит. Преподобный Ефрем Сирин в своем труде сказал: «Остерегайтесь составлять зелия, ворожить, гадать, делать хранилища (талисманы) или носить сделанные другими: это не хранилища, но узы». А Рождество – светлый праздник, мы вспоминаем рождение Спасителя. И осквернять великое торжество языческими обрядами не стоит.

Всё же, что плохого в том, что человек пытается узнать свое будущее?

– В Священном Писании сказано: «Мерзость пред Богом гадания». Пользование всякими оккультными методами вредно для души человека, и канонические правила запрещают это. А в ветхозаветное время гадания и вовсе наказывались смертной казнью. Также нельзя прибегать к помощи экстрасенсов и заклинателей. Лучше исповедаться в этом и больше никогда не любопытствовать и не ворожить. Хотя пропаганда сегодня активно насаждает народу интерес к этому. Прихожане жалуются, что телевизор стал проводником в мир, где процветают гадания, вера в сновидения, обожествление предметов... Лучше держаться от этого подальше. Душе будет спокойней.

Для многих сегодня новость, что поминать усопших нельзя спиртным. Объясните, почему?

– К сожалению, многие люди зависят от мнения окружающих. Приглашенные, придя на поминальный обед и не обнаружив спиртного, начинают роптать и возмущаться. Это смущает родственников. Но нужно осознать, что поминовение спиртным – душе покойного во вред, за упокой не пьют. Пить можно только за здравие живых и в меру!

В очень трогательной песне «Завещание матери», которую исполняет Юлия Славянская, есть такие строки: «Вином поминать меня, сын мой, не станешь! Про это прошу не забыть. Ведь этим лишь душу мою ты поранишь, а лучше – и вовсе не пить». В этой песне очень точно описано, как должно поминать, да и как жить. Без спиртного! В тяжелые дни прощания с близким нужно больше молиться и обращаться к Богу, чтобы он простил грехи покойного и укреплял нас. Это есть суть поминок.

Значит, и сто граммов с хлебом перед фотографией покойного будут лишними?

– Совершенно верно. Это ни к чему.

Существуют ли еще подобные традиции, которые не нужны православному человеку?

– На самом деле их немало. Особенно суеверий, связанных с похоронами. Сам сталкивался однажды, как покойнику на лицо клали блин, а потом просили священника его съесть... Или как провожали душу на сороковой день, залезая на крышу, плача и махая платочками... К сожалению, подобные традиции трудно искоренить. У людей так делали бабушки, дедушки. Но на самом деле они ни к чему, они могут даже напугать. Корень их в языческом прошлом.

Вот, например, зачем завешивают окна и зеркала? Некоторые считают, что это для того, чтобы душа умершего не увидела своего отражения и не испугалась. На самом деле, это нужно живым. Живые молятся за усопшего, просят оставления его грехов, просят милости у Бога. А зеркала – их блеск и отражение - могут отвлечь от молитвы. К тому же в древние времена зеркала были роскошью для многих и чтобы не смущать пришедших, их завешивали. Да и зачем смотреть на себя в дни горя, когда человек заплаканный и мрачный? Вот и всё. Эта традиция даже не церковная, а домашняя, просто так удобней и лучше.

Также не стоит складывать в гроб покойника папиросы, если он курил, любимые книги, вещи, с которыми он не расставался при жизни. Деньги вот уж точно ни к чему. На том свете человеку они не понадобятся. Лучше всего усердно молиться. Также считается, что нельзя смотреть на похоронную процессию из окна, мол, непременно придет смерть...

Еще распространены суеверия, и тоже рожденные человеческим страхом, – нельзя идти перед гробом или гроб нельзя нести родственникам. Но если на похоронах только родственники? Распространено суеверие, будто гроб не должен быть больше покойного, иначе умерший человек непременно заберет еще кого-то в тот мир. Перестаньте в это верить! Это вредит моральному здоровью человека. Господь подобных знаков делать не может, мы забываем, что он благ.

От всех суеверий нужно избавляться. И, главное, самому человеку не наделять их какой-либо силой, просто перестать верить в них.

Есть немало суеверий в отношении кладбища. Например, стоит ли непременно мыть обувь, если побывал на нем? И, правда ли, что кладбищенскую землю нельзя заносить в дом?

– А зачем нам земля с кладбища? Берут земельку с могил святых, от которых исходит божественная благодать. Зачем же земля с могилы родственника? В любом случае никакими мистическими свойствами наделять землю не стоит.

Вопрос про отношение к кладбищу один из самых серьезных. Множество предрассудков и страхов здесь беспочвенны. Люди привыкли бояться этого места, тогда как кладбище – от слова «клад». Даже маленький ребенок, услышав его, представляет себе сундук с сокровищами. Там, в земле, похоронены наши близкие, дорогие нашему сердцу люди. И прежде всего мы должны ухаживать за их могилами, наводить там порядок. Опять же, это нужно нам. Чтобы хранить память о них. Даже если на кладбище у вас похоронен один человек, не поленитесь прибрать и у соседней могилы, и у входа. Это элементарно важные вещи. Ведь о беспорядке на православных кладбищах говорят много и часто. Неужели нашим прихожанам не обидно и не совестно? Хочется призвать к аккуратности и благоговейности перед этим местом.

Многие люди приходят домой и смывают с обуви кладбищенскую пыль, как некую скверну, как дух смерти. Наверное, им так спокойнее. Но человек, приходящий к Богу, забывает об этих вещах, и суеверия начинают отступать. Все же радует, что большинство людей моют обувь после кладбищ только потому, что она грязная.

А как быть со святой водой? Расскажите подробнее об этом. Люди видят в святой воде и исцеление от всех болезней, и обязательную добавку к воде, которой нужно мыть пол...

– Мы должны осознать, что помогает не вода, помогает Господь, благодать которого действует через святую воду. Она – видимый проводник божественной благодати. Поэтому рука не поднимется мыть ею пол, а потом сливать в отходники. Мы не позволяем литься святой воде в то место, которое попирается ногами. Добавлять святую воду в ванну ребенку тоже не стоит. Не лучше ли ее пить?!

Видимый проводник божественной благодати? Зачем это верующему человеку? Зачем обряды, символы и т.д.?

– Вернемся к Валерию Духанину. Он пишет: «Наша душа теснейшим образом связана с телом. И потому в христианстве внешние действия несут знаки и символы духовного сокровища нашей веры. Каждый церковный обряд возвышает нас над обыденностью и помогает соприкоснуться с тем, что выше земных чувств и измерений. Например, сложение трех перстов есть исповедание единого Бога Троицы, а осенение себя крестным знамением есть исповедание Крестной Жертвы Христовой…» В суеверных же традициях человек мается в страхах, сам загоняет себя в угол, хватается за обряд, как за последнюю соломинку.

Да, человеку всегда нужен был видимый предмет, чтобы укрепиться в вере. Мы все немного материалисты, и Господь, понимая это, милостив – у него мироточат иконы, и через помазание елеем изливается благодать.

Беседовала Ангелина КОВАЛЁВА
Фото Сергея МИРОНОВА

Просмотров: 3571
Комментариев: 1
Нравится: +8
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Станислав
19.02.2015 в 10:03:01
Игумену Максиму (Бойкову) "Пить можно только за здравие живых и в меру!" Это как курить за здравие, или бить себя по голове сковородой за здравие или есть стекло, тоже за здравие!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние события
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Афиша на неделю
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* 3-комн.кв., напротив 8 мкрн, ул. план., ремонт, комнаты раздельные, 1 эт., рядом школа, детсад, аптека, остановка, на 2-комн.кв. с доплатой. Тел. 8-705-313-90-92. 
* 3-комн.кв., ул. Садовая, 49, дом кирпич., 1991 г.п., 58 кв.м, кухня 7,7 кв.м, 4/6, окна пласт., счетч., кабельное ТВ, Интернет, на 1-комн.кв + доплата. Тел.: 28-85-16, 8-777-508-25-17. 
* 3-комн.кв., ул. Киевская, д. 48, 76 кв.м, 2/2, счетч., ремонт, телеф., 5 сот., на 1-комн.кв. или на малосемейку + доплата, желательно в р-нах КСК, ДК "Строитель". Тел.: 74-35-94, 8-702-701-58-67. 
* земельный участок, напротив НИШ, 8 сот., + доплата на 2-комн.кв. Тел. 8-701-540-75-04. 
* 2-комн.кв., г. Рудный, р-н ГОВД, 3/3, на автомобиль. Тел. 8-705-194-51-19. 
* 4-комн.кв., КСК, 80 кв.м, 3/5, ул. план., еврорем., 2 лоджии, на дом благоустр. в городе. Тел.: 8-777-230-58-12, 8-707-230-58-12. 
* дом, центр, 80 кв.м, газ, вода, септик, гараж, 6 сот., огород, на 2 отдельных жилья в г. Костанае или в городах России. Тел.: 50-18-02, 8-777-196-00-52. 
* дом, ДК "Строитель", газ, вода, баня на 3-, 4-комн.кв. или продам. Тел.: 51-03-57, 8-705-462-73-35. 

Остальные объявления
ПроектыАфишаБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость