Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 15Декабрь2017
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
О хлебе, воле и голоде

Долгая дорога

Нынешние 20-23 февраля в нашем календаре мало что значат. А между тем в недалекой исторической ретроспективе их связывают два важнейших события, имеющих непосредственное отношение и к дням нынешним, а если точнее, к хлебу насущному.

20 февраля 1803 года появился на свет законодательный акт российского императора Александра I под названием «Указ о вольных хлебопашцах». Согласно ему, помещики получили право освобождать крепостных крестьян поодиночке и селениями с обязательным наделением их землей. За свою волю крестьяне выплачивали выкуп или исполняли повинности. Если оговорённые обязательства не выполнялись, крестьяне возвращались к помещику. Это был первый шаг на изнуряющем долгом пути к отмене крепостного права, продиктованный отнюдь не внезапно проснувшимся гуманизмом, а производственной, как сейчас бы сказали, необходимостью.

23 февраля, но уже 1954 года в недрах Правительства СССР принимается решение «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и освоении целинных и залежных земель». Последовало великое передвижение с Запада на Восток людей, техники, гигантских денежных средств. Переселенцам обеспечивали бесплатный проезд, денежные пособия, десятилетний кредит на постройку жилья, на покупку скота, освобождение от сельхозналога от двух до пяти лет.

Это было начало нового витка на спирали аграрного развития. Итог мы знаем – на карте Союза появляется одна из его главных житниц с миллионами га распаханных целинных земель, с новыми селами, элеваторами, железными дорогами, фабриками и заводами – Казахстан.

Со времен указа императора Александра I прошло 212 лет. Можем ли мы сегодня сказать, что за два столетия риски в нынешнем хлебопашестве кардинально снизились или наша современная организация сельского производства напрочь избавилась от детских болезней прошлого? Почему магазинные ценники на хлеб у нас и поныне остаются едва ли не главным мерилом социальной стабильности, а слухи о неурожае заставляют людей сметать с полок крупы?

Ответ очевиден: инстинктивный страх перед голодом. Его корни не только в грустных переживаниях наших далеких предков. Вспомним перестройку, лихие 90-е, когда магазины были тотально пусты, а наш рацион составляли в основном хлеб и картофель при минимальных долях фруктов и мяса.

На привязи

Страх перед голодом сидит у нас в генах, потому что все два предыдущих столетия крестьянство, являющееся и по сию пору главным кормильцем, попросту оставляло себя и нас без еды. Не всегда, увы, по воле природной стихии. Искренний монархист, знаменитый русский историк начала 19 века Николай Карамзин писал: «Мне кажется, что для твердости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу...»

Лучшего рефрена, характеризующего эти два столетия отношения к крестьянству, и не придумать.

Бесстрастная статистика голодоморов утверждает, что из 25 лет второй половины 19 века семь лет пришлись на жесточайший голод, вызванный неурожаями. На наш недавний 20 век таких скорбных лет выпало 15. Это совсем не то, что утром проснуться и не найти в холодильнике масло к бутерброду – в эти годы умирали миллионы людей. Даже целина не решила зерновую проблему страны: по нормам питания требовалось производить зерна в расчете 1000 кг на человека в год. В 1959 году в СССР произвели немногим более 500 кг на человека.

Коллаж Владимира Березкина

С начала 60-х годов в Казахстане начались периодические засухи, приведшие к катастрофе 1963 года, когда впервые страна была вынуждена для обеспечения продовольствием закупить за границей 12 млн т зерна на 1 млрд долларов.

Вот здесь самое время вспомнить карамзинское «твердость бытия государственного». Крестьянству никогда не позволяли уходить из цепких объятий государства. Периодические попытки провести в аграрном секторе те или иные реформы заканчивались полумерами. Последний из самых заметных реформаторов «крестьянского вопроса» на рубеже 19-20 веков Петр Столыпин, с которым связана вся история заселения Кустанайского края, тоже не достиг целей: у крестьян не было достаточно материальных средств, чтобы поднять свое хозяйство, купить новую технику, повысить производительность.

Дальше не лучше. Пока новая страна Союза Советских Социалистических республик обустраивала промышленный потенциал в лице главного гегемона пролетариата – крестьянство, именуемое колхозниками, ходило в братьях меньших.

72-летний Тулебай Ахметов, известный наш аксакал, рассказывал мне о своем отце так: «Он работал комбайнером, жизнерадостный, обаятельный человек. В разгар уборки комбайн сломался, и тогда председатель колхоза сказал ему: «Нургали, если за ночь не сделаешь технику, пойдешь под суд как враг народа». Это был 1939 год. Отец ремонтировал комбайн при свете керосинового фонаря, а после уснул прямо в бункере. Пропотевший, разгоряченный. Ночи стояли холодные. Утром его вытащили с омертвевшей ногой. Вот так его и на войну не взяли».

Любопытная аналогия: в 1861 году в царской России отменили крепостное право, а ровно сто лет спустя в России советской начали выдавать паспорта колхозникам. Будто вольная от помещика. А как жилось до этого? Неважно в плане свободы, пенсий и прожиточного минимума: с 1953 и до 1961 года колхозникам выдавали краткосрочный паспорт на полгода в тех случаях, если они находили работу вне колхоза. Не было и государственных пенсий: колхоз должен был сам содержать стариков и инвалидов. Для стимуляции колхозного труда был установлен обязательный минимум трудодней.

Современному человеку трудно понять, что это такое. Хотя на деле проще простого: поскольку денег не платили, то в ведомости напротив каждого рабочего дня ставили палочку. В конце месяца идешь на склад и согласно трудо­дням получаешь свою долю зерна, картошки, крупы… Не вырабатывавшие норму трудодней выбывали из колхоза и теряли все права, в том числе и право на приусадебный участок. Если это не подневольный труд, бессмысленный и непродуктивный, то что тогда?

Злодеи и прихлебатели

А теперь о злых мифах и реальных злодеях. То, что в начале 30-х годов ХХ века было совершено преступление против населения сельскохозяйственных регионов СССР, очевидно. Историк А. Кондрашин пишет: «В контексте голодных лет своеобразие голода 1932–1933 годов заключается в том, что это был первый в истории СССР «организованный голод». В комплексе вызвавших его причин отсутствовал природный фактор».

В 1925 году Москва направила в Казахстан нового руководителя Казкрайкома – Филиппа Голощекина, отметившегося ранее расстрелом царской семьи Романовых. За годы его коллективизации Казахстан потерял половину населения: большинство умерло от голода, а часть откочевала в Монголию и Китай. Казахи в то время землепашеством практически не занимались, а вели кочевое или полукочевое хозяйство. Шая Исаевич (настоящее имя и отчество Голощекина) принуждал коренное население к оседлому образу жизни с одновременным изъятием у них основного поголовья скота. Голодомор в чистейшем виде.

Но если трагедию народа сводить только к проискам одного злодея Голощекина, то это значило бы умалять достоинство самого народа. Проблема в том, что народ методично предавали и свои. У Шаи Исаевича, кстати, расстрелянного в 1941 году с формулировкой «враг народа», хватало ретивых помощников и на местах. Доктор исторических наук Талас Омарбеков поименно перечисляет немало таких, называя их «карьеристами, ценившими свои высокие места выше чаяний народа».

На Украине заработать на теме голодомора особенно старался президент Виктор Ющенко, чей пропагандистский аппарат ударными темпами вбивал в мозги собственной страны и мировой общественности мысль о том, что голод 1932-1933 гг. явился следствием антиукраинской, сознательно геноцидной политики Москвы… Как будто не было голодомора на Северном Кавказе, в Поволжье, Казахстане, во многих районах северной России, унесшего жизни 7 млн человек.

В своем маниакальном упорстве Ющенко дошел до ООН, но та большинством голосов не признала факт геноцида. Единственные, кто поддержал Ющенко, были США и Англия, что в свете особенно нынешних украинских событий неудивительно. Международная конференция по этому делу записала: «Абсолютно весь массив документов свидетельствует о том, что главным врагом советской власти в то время был враг не по этническому признаку, а по признаку классовому. Люди умирали от голода и болезней, связанных с недоеданием и вызванных насильственной коллективизацией».

Это не литература, не художественное преувеличение. Один из наших ветеранов мне рассказывал, как от голощекинских нукеров спаслись его родители: собрали скарб и переехали через речку в соседнюю Курганскую область, где вместе с русскими, башкирами и немцами пережили круговерть трагических потрясений.

Крестьянская работа не имеет начала и конца, но это и не хождение по кругу. Это спираль. И каждый ее виток чуть технологичнее, чуть качественнее. Сильно ли мы продвинулись в этом плане к году 2015-му? Во многих направлениях – безусловно. Но не кардинально. В советские годы на двух процентах земель, отведенных под личные огороды, страна производила 60 процентов картофеля. Мы уже двадцать лет без СССР. Но почему-то до сих пор в крестьянских подворьях производим до 80 процентов молока и мяса. Видимо, задержались на витке спирали...

Анатолий ЕРМОЛОВИЧ  info@kstnews.kz 53-07-07
Просмотров: 2171
Комментариев: 0
Нравится: +0
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние события
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Афиша на неделю
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* магазин "Авто Lider". Всегда в наличии автозапчасти на а/м Audi, Volkswagen, ВАЗ, Москвич. ул. Дощанова, 133Б (напротив АЗС "Гелиос"). Тел.: 50-70-22, 8-705-902-09-89. 
* з/ч ГАЗель: бампер передний узкий, стартер с редуктором, б/у. Тел.: 25-50-46, 8-777-447-37-26. 
* з/ч Volkswagen: генератор "Бош", 14В 45А, 12000 тг; ВАЗ-06: стартер, б/у, 7000 тг; ГАЗель: стартер с редуктором, 12000 тг. Тел.: 25-50-46, 8-777-447-37-26. 
* автошины грузовые (Китай), новые: 9.00R20, 10.00R20. Тел. 8-777-396-41-58. 
* К-701, хор. сост.; плуг 10-корпусный; ПГ-3/150; навесной ковш КУН на К-700, 1,8 куб.; генератор с компрессором от ВОМ; Енисей-1200, не комплектный; водораздатчик, 3 куб.; бензавоз ГАЗ-53, 4705 л. Тел.: 8-705-451-91-38, 8-775-296-46-92. 
* Лада Приора, 2013 г., хэтчбек, пробег 62000 км, цвет белый, автозапуск, музыка, сигнализ., 1500000 тг. Тел. 8-705-329-06-38. 
* МАЗ-533710 на ходу, с прицепом, 1991 г., с новой резиной-320 и аккумулятором 190А. Тел.: 8-705-451-91-38, 8-775-296-46-92. 
* Mercedes-Benz 190, 1993 г., цвет черный, фартуки серые, техосмотр пройден. Тел. 8-747-229-47-81. 
* Mercedes-Benz 140 S 300, 1996 г., дизель, серый металлик, цена договор. Тел.: 8-777-375-59-53, +7-707-392-69-06. 
* Mercedes С-190, 1991 г., цвет бордо, объем двиг. 2 л, техосмотр пройден, хор. сост., 350000 тг, на ходу, двигатель требует ремонта. Тел. 8-778-595-96-80. 
* Mercedes-Benz Е200, 1992 г., салон 124, двигатель 102, 5-ступка, механика, люк, тит. литые диски. Тел.: 56-47-28, 8-777-645-17-40. 
* плуг Т-4, плуг ДТ-75. Тел. 8-705-460-32-23. 
* трактор "Беларус-12201" 2014 г., наработка 1000 мото/час, цена договор. Тел.: 8-777-509-30-60, 8-775-180-70-52. 
* УАЗ-452 D с будкой, буржуйкой, для рыбалки. Тел.: 8-705-451-91-38, 8-775-296-46-92. 
* Ford Focus-3, 2012 г., цвет белый, автомат, автозапуск, диски титановые, 4000000 тг, торг. Тел. 8-771-028-17-32. 
* Skoda Rapid, 2014 г., 2600000 тг. Тел. 8-702-478-28-38. 
* з/ч ВАЗ-2102: крыло заднее правое; ВАЗ: трос ручника, спидометра; АЗЛК: двери, 4 шт.; ВАЗ-01: шаровые опоры, заводские. Тел. 25-86-91. 
* з/ч ВАЗ-2109: повторители передние, оранжевые, замок зажигания, ремень ДВС, новый, противоугонка на педали тормоза и сцепл. Тел. 8-707-664-84-98. 
* з/ч ЗАЗ: рычаг задней подвески, стоп-сигнал; М-412: трамблер (советского пр-ва), фильтр масла; кольца М-72, диаметр 78,0 мм. Тел. 8-777-638-90-15. 
* з/ч КамАЗ: КПП после кап. ремонта, штифты, болты, резинки, прокладки, трубки. ул. Уральская, 18. 
* з/ч КамАЗ: редуктор после кап. ремонта, зубьев 49, стойки с коромыслами на головку. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч КамАЗ-4510, вездеход: раздатку с карданами, средний мост в сборе, резину с дисками, 4 шт., хор. сост.; КамАз-Урал: лебедку с карданам, нов.; ГАЗ-53: раздатку, сиденья, нов. Тел.: 8-777-053-29-33, 8-777-376-02-81. 
* з/ч К-700: редуктор ВОМ; МАЗ, Урал: сцепления, диск фередо; Ивеко: седло; УАЗ: раздатка, ступица, крышки КПП, оптика. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* з/ч Лада Приора: домкрат, нов., 2000 тг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* з/ч Москвич-2140, комплект: поршня, кольца, пальцы. Тел.: 27-61-28, 8-771-281-11-39. 
* з/ч "Нива-2121": корзина сцепл., диски сцепл 01-06; ВАЗ-2106:  реактивные тяги, фонари задние, подшипники, ступица. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* автогрузовик ЗиС-585, 1963 г. Тел. 8-777-441-13-57. 
* ВАЗ-21140, 2004 г., серебро, инжектор, 600000 тг. Тел. 8-707-725-09-85. 
* ГАЗ-33073 (будка), 1993; ГАЗ-52 (самосвал); прицеп (тралл), 1988 г.; экскаватор 704224, 1993 г.; дизельная эл. станция, передвижная, 45 квт. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* книги по ремонту и обслуживанию а/м легковых, грузовых. Тел. 8-777-30-44-777. 
* Nissan Homy, 2008 г., V 1,4 л, механика, цвет серебр., пробег 90000 км, 2000000 тг, вариант. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 
* печку, стекло лобовое и заднее от а/м Запорожец. Тел.: 27-61-28, 8-771-281-11-39. 
* редуктор 1Ц2У-100-20-21-У1, момент 31,5, пресс-клещ ПК-3, весы аптечные (Болгария). Тел. 8-777-638-90-15. 
* стекло лобовое и заднее от а/м Москвич-2140. Тел.: 27-61-28, 8-771-281-11-39. 
* УАЗ (таблетка), 1999 г., на ходу. Тел. 8-747-275-82-87. 
* Ford Scorpio Sierra-Fiesta, бензин, дизель. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 
* цепи, подшипники, насос К-100/65/250, советского пр-ва, ремни ГД-6300. Тел. 8-777-283-34-02. 
* шины Нокиан, 285/65R117, шипованные, 4 шт., по 50000 тг. Тел. 8-777-242-31-77, 8-702-798-84-44. 
* шины шипованные, 185/65/R15, диски стальные, б/у, 4 шт., отл. сост. Тел. 8-777-256-33-88. 
* комплект резины шипованной, 175/70/R13 с дисками, хор. сост. Тел. 8-777-337-22-68. 

 

Остальные объявления
ПроектыАфишаБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость