Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 16Февраль2019
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Своя война Телгара АбеноваКостанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Своя война Телгара Абенова

Своя война Телгара Абенова

Он не знает точной даты своего рождения, знает только, что родился весной. В начале 1943-го, на восемнадцатом году, был призван в армию и оказался в пехотном училище в Тюмени.

Но примерить лейтенантские погоны курсанту Телгару Абенову так и не удалось – в училище прибыла специальная комиссия, отбиравшая самых здоровых и морально устойчивых в воздушно-десантные войска. Среди таких оказался и курсант Абенов. Далее – учебный лагерь 14-й гвардейской воздушно-десантной бригады в лесу под городом Киржач Ивановской области.

– Не было никаких казарм, бараков, даже палаток, – и спустя годы с дрожью в голосе вспоминает ветеран. – Нас высадили в лесу, сказали: стройте землянки, в них и будете жить. Каждая землянка – двадцать метров в длину, двенадцать в ширину. Так под землей и жили – и в дожди, и в морозы.

Одновременно будущим десантникам приходилось осваивать массу новых военных дисциплин: действия в тылу врага, укладка парашютов, умение обращаться с любым оружием. Основной этап – прыжки с парашютом. Трижды Абенов прыгал с аэростата, четырежды с самолета. Записи о каждом прыжке – высота, скорость полета и тип самолета, время и место, где производился прыжок, и до сих пор хранятся в пожелтевшей парашютной книжке ветерана.

Десантников готовили к забросу в тыл врага. Фактически в качестве смертников. Дни ожидания, вспоминает Телгар Абенович, одновременно и тянулись, и пролетали, как миг. Но внезапно последовала команда: отбой. 14-ю воздушно-десантную бригаду перевели в резерв Ставки Верховного Главнокомандования. В этом резерве подразделение находилось до 1944 года, а затем бригаду ВДВ переформировали в 345-й стрелковый полк и сосредоточили на территории освобожденной Белоруссии. Наконец, в декабре 1944 года полк был отправлен на фронт, а в феврале 1945-го принял участие в боях за освобождение Венгрии.

– Первый бой... было страшно, вокруг свистели пули, летали осколки, – вспоминает ветеран. – Мы пошли в наступление, освобождали деревню. Я был пулеметчиком. Да, первый бой – это всегда особенно страшно. Но мы были солдатами, и как бы страшно тебе ни было, ты должен выполнять приказ, идти вперед.

345-й полк, в котором служил рядовой Абенов, оказался в самой мясорубке – в знаменитых боях у озера Балатон, вошедших в историю Второй мировой как одно из самых ожесточенных сражений. Здесь немцы решили нанести контрудар по наступающим советским войскам и сосредоточили все имеющиеся в этом районе силы – одиннадцать танковых дивизий.

– Немцы не хотели сдаваться, – говорит Телгар Абенович. – Это были для меня самые страшные и самые упорные бои за всю войну. Снаряды кругом летали с такой частотой, с какой обычно свистели пули.

Но несмотря на упорство гитлеровцев, Советская армия все же разгромила врага. А после освобождения Венгрии 345-й полк принял участие в боях за Австрию. Здесь, в сражениях под столицей Австрии городом Веной, при наступлении на очередную деревню Телгар Абенов был тяжело ранен.

– Я поддерживал атаку огнем своего пулемета, – вспоминает он. – Вперед продвигались короткими перебежками. Откроешь огонь, потом вскакиваешь, перебегаешь вперед, снова ложишься и стреляешь, затем опять перебежка. И вот я вскочил с пулеметом для очередной перебежки – и что-то тяжелое и горячее ударило мне в ногу, в бедро. Я упал, как подкошенный. В первые секунды подумал, что мне оторвало ноги. Огляделся, ощупал себя и увидел, что мои ноги на месте, только из бедра хлещет кровь. Ко мне подбежали мой второй номер Иван и мой земляк, тоже костанаец, Александр Бондаренко. Я передал им свой пулемет и сказал, чтобы шли вперед, а сам остался с винтовкой. Вокруг по-прежнему густо свистели пули, и я переполз в какую-то канаву. Оттуда меня и забрали наши санитары.

О войне, особенно о боевых действиях, ветеран вспоминает неохотно, а вот о случае, приключившемся с ним в госпитале, до сих пор говорит с теплой улыбкой.

– Когда я немного поправился, то на костылях самостоятельно пошел на свою первую перевязку. Принимала очередь русская женщина, врач-хирург, старший лейтенант. Она увидела меня и махнула мне рукой, мол, подойди. А я не пойму, оглядываюсь назад, думаю: кого она зовет? Тут мне другие раненные подсказали: это тебя зовут. Я подошел к ней, она меня спрашивает: «Ты, солдат, откуда?» Я отвечаю: «Из Казахстана». Она продолжает: «А откуда из Казахстана?» Я говорю: «Из Кустаная». Она обрадовалась и говорит: «Я тоже из Кустаная! Земляк! Теперь будешь приходить на перевязку – проходи без очереди!» Так я и стал ходить на перевязку без очереди. А однажды она мне сказала, что моя рана заживает не так, как надо, и необходима повторная операция. Я спросил, кто будет оперировать? Она ответила, что сама. Тогда я сказал: «Делайте!» И после второй операции моя рана зажила в считанные недели. После чего неизбежно пришел час выписки.

Она хотела оставить меня при госпитале, сказала, что найдет мне должность. Продолжалась война и она не хотела, чтобы я погиб. Но я сказал, что мне нужно в роту, половина моей роты – кустанайцы, и мне нужно к ним. Тогда она сказала: «Ладно, как хочешь». И с тех пор больше я ее никогда не видел.

– А военно-полевого романа между вами не было?

– Какой там военно-полевой роман. Я был молод, глуп, даже имени, фамилии и адреса ее не спросил, не записал, – вспоминает сейчас с явным сожалением ветеран.

– После выписки из госпиталя, уже 5 мая, я прибыл на пересыльный пункт в австрийский город Баден. Здесь, утром 9 мая, мы узнали, что война окончена. Победа! Ликованию нашему не было предела. Затем мы разъехались по своим частям. Мой 345-й полк на тот момент стоял в городе Табор в Чехословакии. Отсюда, из Чехословакии, нас своим ходом, то есть пешком, направили снова в Венгрию. Шли мы ночами, а днем спали. В Венгрии мы простояли до 1946 года, после чего нашу часть перевели в российский город Иваново. Там наш мотострелковый полк снова стал воздушно-десантным.

Впрочем, в Иваново 345-й полк тоже простоял недолго – в 1947 году его перевели в г. Кострому. Здесь Телгар Абенов примерил уже погоны младшего сержанта, стал командиром отделения, а затем помощником командира взвода. Кстати, в 1947 и 1948 годах, в составе своей части, Абенов участвовал в майских парадах на Красной площади в Москве. А 15 марта 1950 года его, наконец, демобилизовали, и он вернулся домой, в родное село Жаркаин Мендыкаринского района, где его ждали мать и сестра.

За семилетнюю службу младший сержант Абенов получил 19 благодарностей от командования, был награжден медалями «За Отвагу», «За боевые заслуги», «Орденом Отечественной войны первой степени», медалями «За взятие Вены» и «За Победу над Германией», а также массой памятных наград. Но самая главная для него, как и для любого солдата-фронтовика – это медаль «За Отвагу». Ее Абенов получил, когда поднял солдат в атаку при освобождении деревни Еденау в Венгрии.

Вернувшись из армии, Телгар Абенович десять лет проработал в военной комендатуре, а затем 25 лет в районном отделении связи Костанайского района, в том числе одиннадцать лет в должности начальника районного агентства «Союзпечати». В 1950 году фронтовик женился на односельчанке, вместе они вырастили шестерых детей, а сегодня воспитывают 13 внуков и 12 правнуков. Все они приходят поздравлять своего отца, деда и прадеда на День Победы 9 Мая. Кроме этого, Телгар Абенович, как один из немногих оставшихся сегодня ветеранов, часто бывает в качестве гостя на различных встречах со школьниками, выступает перед молодежью, говорит им о важности мира, умении сохранить его.

– Это самое главное, – говорит ветеран, – чтобы не было войны, чтобы все жили мирно. А в сегодняшнем мире это непросто. Но Казахстану это удается. И во многом благодаря нашему Президенту. Нурсултан Назарбаев – достойный человек, он ведет правильную внешнюю и внутреннюю политику, стремится к тому, чтобы все народы нашей многонациональной страны жили дружно. Он душой болеет за народ и государство, и заслуживает большого уважения. И я, в свои девяносто лет, хочу пожелать ему и всем землякам, казахстанцам, мирного неба над головой!

Аслан КУДАБАЕВ kudas@bk.ru 54-22-24
Фото  автора 
Просмотров: 6145
Комментариев: 0
Нравится: +3
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние новости
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* магазин "Авто Lider". Всегда в наличии автозапчасти на а/м Audi, Volkswagen, ВАЗ, Москвич. ул. Дощанова, 133Б (напротив АЗС "Гелиос"). Тел.: 50-70-22, 8-705-902-09-89. 
* ВАЗ-21214 (Нива), 2014 г., цвет белый, с небольшим пробегом, эксплуатировалась только по городу, без ДТП, стоит в гараже, вложений не требует, инжекторная, 2 млн 500 тыс. тг, торг. Тел. 8-705-231-02-26. 
* ВАЗ-2107, 2000 г., цвет белый, ГБО, сигнализ., хор. сост., 650 тыс. тг. Тел.: 55-32-24, 8-705-215-18-49. 
* Kia Sportage, 2014 г., полный электропакет, в отличном состоянии, один хозяин. Тел. 8-777-259-55-88. 
* Mercedes-Benz 190, 1993 г., цвет черный, фартуки серые, техосмотр пройден. Тел. 8-747-229-47-81. 
* Mercedes С190, 1991 г., цвет бордо, объем двиг. 2 л, техосмотр пройден, хор. сост., 350 тыс. тг, на ходу, двигатель требует ремонта. Тел. 8-778-595-96-80. 
* Mercedes-Benz Е200, 1992 г., салон 124, двигатель 102, 5-ступка, механика, люк, тит. литые диски. Тел.: 56-47-28, 8-777-645-17-40. 
* шины грузовые новые, пр-ва Китай: 9.00R20, 295/80R22.5, 385/65R22.5, 315/80R22.5, 11.00 R20, 235/75R17.5. Тел. 8-777-396-41-58. 
* з/ч К-700: погрузчик навесной, стрела; плуг 10-корпусный, плоскорез ПГ-3/150, водораздатчик 3 куб., насос для полива ДДН-80, рамки лущильника, 6 шт., скребки БДТ, 6 шт. Тел.: 8-705-451-91-38, 8-705-523-00-30 (WhatsApp). 
* з/ч Mitsubishi: стойки, по 4500 тг. Тел: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* з/ч Audi: свечи зажигания 101905610А, 8 шт., 6400 тг. Тел. 8-705-860-85-79. 
* з/ч BMW-520, 1998 г.: катушка зажигания, б/у, недорого. Тел. 8-775-365-56-97, 8-705-304-77-35. 
* з/ч ВАЗ: катализатор, б/у, 10000 тг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* з/ч ВАЗ-01,-06: мост; ВАЗ-2101: капот; ВАЗ-05, -07: трамблер, генератор, стартер, карбюраторы, камеры нов., 2 шт. Тел. 8-705-226-46-68. 
* з/ч ВАЗ-2121: боковины; Москвич АЗЛК: двери, 4 шт., капот, 1 шт., подшипники, ступицы, шаровые нижние главных и рабочих цилиндр. Тел.: 25-85-91, 8-777-259-84-65. 
* з/ч ВАЗ: датчик бензобака, трос спидометра, трос ручника; ВАЗ-08,-09: стеклоподъемник левый; Москвич: помпа; Волга: трамблер. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* з/ч ГАЗ-53: раздатка КПП под два кардана; ЗИЛ-120: водяной насос, масляный насос, карбюратор; КамАЗ-Урал: лебедка грузовая комплект, нов. Тел. 8-777-053-29-33. 
* з/ч ГАЗель, Волга: мосты, коробка, двигатель, рессоры, карданы, двери, капот, сиденья, панель приборов. Тел.: 50-47-55, 8-777-792-29-99. 
* з/ч Жигули-2114: колпаки новые, недорого. Тел.: 56-96-09, 8-777-616-42-77. 
* з/ч ЗАЗ: ремкомплекты коренные, шатунные, стоп-сигнал нов.; М-412: трамблер сов. пр-ва; кольца М-72, диагональ 78,0. Тел. 8-777-638-90-15. 
* з/ч ЗИЛ-130: палец рулевой тяги, 500 тг, переключатель света ножной, 300 тг, флянец на вал КПП, 2000 тг, диафрагма тормозная передняя, 300 тг, задняя 350 тг. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч КамАЗ: корпус КПП после кап. ремонта, стойки с коромыслами на головку блока после капремонта, ремболт на блок, 500 тг. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч К-700: толкатели рокерного вала, 2500 тг; КамАЗ: прокладки на головку, втулка на тормозной кулак, 150 тг, муфта на коленвал, 200 тг. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч К-744 (ремонтная): коробка КПП, 1 млн 500 тыс. тг; контейнер для аккумулятора, 60 тыс. тг; рукава. Тел. 8-777-344-32-48. 
* з/ч МАЗ, Урал: корзина, диск фередо; К-700: редуктор ВОМ. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* з/ч УАЗ, ГАЗ-69: блок, мосты, коробки, раздатка, карданы, рессоры, двигатель, рама, кузов. Тел.: 50-47-55, 8-777-792-29-99. 
* з/ч УАЗ: эл. лебедка; ВАЗ-01,-06: нижние рычаги усиленные, набор прокладок на двигатель, реактивные тяги; ВАЗ-02: крыло заднее. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* з/ч Volkswagen Б-3 (дизель): коленвал, интеркулер, фара правая, диск железн. на 13. Тел. 8-777-373-28-71. 
* з/ч Volkswagen Passat Б-4: стекло боковое водительское и заднее. Тел. 8-705-130-90-32. 
* з/ч Honda Saber: коробка передач (автомат), 35000 тг, бампер, 25000 тг; Toyota Hiace: амортизаторы, 8000 тг. Тел.: 39-35-39, 8-702-763-91-00. 
* з/ч Hyundai Sonata, 1997 г.: амортизаторы, 5000 тг, торг. Тел. 8-705-860-85-79. 
* автобагажник решетчатый, 130х130, 5000 тг, торг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* автогрузовик ЗИС-585 (ретро) на ходу. Тел. 8-777-441-13-57. 
* бензопилу "ИВТ-45", нов. + масло + бензин, 18000 тг, торг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* ГАЗ-52 (самосвал), 1992 г., прицеп Тралл, 1988 г., экскаватор ЭО 4224, 1993 г. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* ГАЗ-33073 (будка), 1993 г., Урал-4320 (бортовой), 1986 г., заправка контейнер. 2-секц. по 7,5 куб.м, 1-секц. по 15 куб.м. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* газовая установка "Рязанка" на з/ч, б/у, эл. клапаны, редуктор, мультиклапан, заправочное устройство. Тел. 8-705-562-29-35. 
* дизельную эл. станцию 45 кВт передвижная, заправку контейнерную 2-секц. по 7,5 куб.м. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* КамАЗ-55102, прицеп-8551, раму прицепа-8352, цена договор. Тел. 8-777-694-62-68. 
* книги по ремонту и обслуживанию а/м легковых, грузовых, спецтехники. Тел. 8-777-30-44-777. 
* лапу СТС, 1200 тг, отопитель МТЗ, 25000 тг, щетку ЗАВ, 950 тг, седло прицепное на ЗИЛ-130, 180 тыс. тг, коробку КПП на К-700. Тел. 8-700-659-26-09. 
* масло моторное, трансмиссионное, всесезонное в канистре 10 л, 4600 тг, утеплитель на МТЗ, 10000 тг. Тел. 8-705-450-66-12. 
* набор ключей - головок, 16000 тг, 76 предметов - 47000 тг, 94 предмета - 36000 тг; полог 3,5х7 м, 19000 тг. Тел. 8-777-344-32-48 (Андрей). 
* прицеп курганский для легкового а/м, будку для пчеловода, отл. сост. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* резину R13 шипованную с дисками на ВАЗ, 7000 тг. Тел. 8-705-194-51-19. 
* резину на КПЭ-3,8 с дисками, лапы КПШ-9, лапы КПЭ-3,8, цилиндры. Тел.: 8-775-723-22-67, 8-777-508-98-21. 
* решетчатый автобагажник, 110х110, хор. сост., недорого. Тел.: 53-68-43, 8-705-130-90-32. 
* УАЗ-31512, 1988 г., после кап. ремонта, цельнометаллич., новая резина, новый аккумулятор, в отл. сост., 700 тыс. тг. Тел. 8-777-315-85-56. 
* Volkswagen Passat В-3, 1992 г., 1,8 л, моно, полный электропакет, цвет бордовый металлик, седан, 1 млн 150 тыс. тг, торг, варианты. Тел.: 8 (714-31) 5-79-05, 8-702-146-36-37. 
* фонари светодиодные на ГАЗель, 6800 тг, фонари задние со стрелкой на КамАЗ, 7500 тг, головку ГБЦ, спринтер, 75 тыс. тг, з/ч на Nissan Тел. 8-705-860-85-79. 
 * Ford Scorpio Sierra-Fiesta, бензин, дизель. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 
* цепи, подшипники, ремни сов. пр-ва, насос К-100/65-250. Тел. 8-777-283-34-02. 
* цепи против скольжения при гололеде, бездорожье, на 13, 14 дюймов, заводские, отл., испытаны. Тел.: 28-96-69, 8-705-194-03-52. 
* цепи 19,25 пр-ва ООО "Альба цепь", от 1000 до 13000 тг за п/м, ремни, ленты, патрубки, рукава, 1000 тг. Тел. 8-777-344-32-48. 
* Chevrolet Cruze, 2011 г., отл. сост., 3 млн 500 тыс. тг, торг. Тел. 8-777-149-48-08. 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость