Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 24Февраль2018
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Вагончик тронется, перрон останется

Расстояние в 15 тысяч км с севера на юг и обратно дарит не только географические картинки, но и представления о людях, характерах и переменах в обществе.

Одни – в Непал, другие – в Мекку

До Алматы в купе ехал с двумя женщинами. Одной 60, другой на треть меньше. Вера и Вероника. Общительные и хлебосольные – из тех, чье присутствие делает дальнюю дорогу легкой. Отрекомендовались целительницами. Ехали из Костаная в Катманду. Это Непал. Давали мне почитать тонкие книжицы с мантрами, которые в переводе с непальского (индуистского, санскрита?) на русский звучали как набор труднопроизносимых звуков. Зато какие последствия! Мантра, например, аум-кассийяна-хара-шанатар открывает чакру «третий глаз», ясновидение и магическое зрение. Читать надо не менее 72 раз в день. В поезде мы узнали, что в Непале землетрясение. Женщины были уверены, что это местечковое явление, святые храмы не пострадали. Спустя сутки позвонили: «Долетели до Шарджи (Эмираты), в Непал путь закрыт».

На обратном пути в купе поселились две сестры, 63 и 80 лет. Опрятные, вежливые апашки из Лисаковска. Одна из них, что помоложе, дважды совершила хадж в Мекку. В купе она вставала в пять утра и совершала первую молитву. Она это делает пять раз в день в течение многих лет. В советское время работала бухгалтером в системе общепита, муж умер рано, детей поднимала на ноги одна. После первого хаджа уехала в Павлодар и четыре месяца с помощью преподавателя местного университета учила арабский. «Чтобы читать суры на языке оригинала», – пояснила мне.

Весь этот подъем духовности – откуда? Наверное, когда жизнь заполняется арифметическим достатком – накопил, построил, приобрел, вырастил, – остается некий важный пласт, который в человеческой природе не терпит пустоты. И тогда кто-то выбирает Непал, а кто-то Мекку.

840 ступенек к небу

Из Алматы до Шымкента – время ожидания пересадки почти 12 часов. За 15 тыс. тенге и на неограниченное время договариваюсь с таксистом подняться на Медео и горнолыжную базу Чимбулак. На знаменитом ледовом катке последний раз я был во времена СССР. Этот комплекс остался в памяти маленьким бриллиантом в короне тогдашней красавицы Алма-Аты. Нынче красота эта сильно подувяла от засилья автомобилей и уплотненной застройки. В ущелье на высоте 1700 метров над уровнем моря царствовал туман. Внизу мегаполис купался в солнце, а тут было безлюдно, зябко и серо. Каток не работал, канатная дорога на Чимбулак тоже. Сам комплекс показался мне каким-то провинциальным: не чувствовалось в нем былой звездной востребованности. Ведь за время своего советского существования «Медео» подарило полсотни мировых достижений в конькобежном спорте . Потом долгие семь лет на воротах катка висел замок. Поговаривают, что есть планы построить чуть выше крытый каток «Супер-Медео».

Правда, выше уже располагается противоселевая плотина, перегородившая ущелье, – мощное сооружение, не будь которой, Алматы жил бы в вечном страхе перед очередной природной катастрофой. На верх плотины ведет автомобильный серпантин. Но есть и каменная лестница – строго по прямой и ввысь. 840 ступеней. Мелом обозначена каждая сотня. После первой у меня возникло стойкое желание повернуть назад – я же не Беар Гриллс, показывающий на телеканале «Дискавери» чудеса выживания. Мысль, однако, подстегнула: если есть эти чертовы ступени, значит, кто-то же их одолевает? Я лез к небесам с упорством калеки, убежденного, что наверху его ждет полное исцеление. Сердце колотилось, пульс рвался из вен, в глазах плясали мушки, но остановиться уже было невозможно – зацепило! Но вот и гребень плотины. Воздух, густой и чистый, настоянный на тяньшанских елях, цепко оккупировавших крутые склоны гор, был невообразимо вкусен. Чудилось, что вершины с шапками снега стали настолько близкими, что, казалось, их можно было коснуться рукой. В снежных низинах паслись лошади. Они были не больше точек в тексте, который вы сейчас читаете.

Южный менталитет

Юг живет совершенно в другой системе географических и экономических широт. Это видно сразу еще из окна вагона на подъезде к Шымкенту, городу с 700-тысячным населением. Численность же шымкентской агломерации (районы, примыкающие к городу) приближается к полутора миллионам человек.

К обеду солнце разогревает воздух до 30 градусов. Улицы усеяны магазинчиками на манер тех, что можно увидеть в странах субтропической Южно-Восточной Азии – весь товар на виду, от урюка до жестяного шифера. Цементный завод пылит до небес. Матовые стекла высоток отражают плотные уличные потоки. Но вот железнодорожный вокзал как будто застрял в смутных 90-х: платные убогие туалеты и привокзальная теснотища.

Я пересаживаюсь в автобус. 120 км до Сарыагаша (это в сторону Ташкента) весь край как на ладони. Одноэтажные дома незамысловатой конструкции из самана (смесь глины и соломы). Холмистая равнина. Земельные наделы цвета глины. Есть там такое, чего у нас не увидишь: посреди поля стоит хибарка, в которой проводят большую часть сельскохозяйственного года местные дехкане. Обычно это одна семья. Кому повезло, у тех арыки. Выращивают все, что растет и продается. Первые числа мая, а они уже снимают кочаны капусты. Работают все от мала до велика. Кто не в поле, тот на базаре. Зарабатывать на хлеб тут приучают с младых ногтей.

Узнав, что я из Костаная, мой попутчик, прокаленный солнцем пожилой южанин, оживляется: в молодости возил к нам фрукты. Это было сродни контрабанде, а водители назывались «поливальщиками» – поливали (во­зили частный груз на государственных фурах) в обход оживленных трасс. Милицейские посты могли запросто остановить и вывалить весь груз на ближайшем рынке по цене совхозной себестоимости. «Не густо что-то вы живете», – указываю ему на ряд однообразных саманных строений. «А у нас не принято кичиться роскошью». «А куда деньги деваете?». Хитро улыбается: «В детей. В учебу. В хорошие должности».

Дорожный штрих

Не обязательно съесть пуд соли, чтобы узнать чей-то характер. В купейной замкнутости вагона поведение выдает человека с головой. Особенно если попутчик считает, что он сам по себе уже есть остров сокровищ.

Высокий, спортивный, лет 35-40, в хороших джинсах и с остатками запаха брендовых духов, он закинул сумку на полку и тут же взялся за телефон. Здороваться с нами, настраиваясь на недолгое коллективное общежитие, ему было просто некогда – мужчина руководил бизнесом. С 6 вечера до 11. Если бы не глубокая ночь, он бы и ночью не дал своим подопечным управленцам расстаться на том конце с трубкой. В Алматы его ждали жена (я почему-то уверен, красавица) и сын-школьник. Меня убила фраза, которую он адресовал жене: «Приеду утром – и сразу в офис. Вряд ли увидимся сегодня – дел невпроворот».

За окном стоял чудный месяц май. Конкретно – 1 мая. Город растворялся в музыке, цветах и праздничном настроении. Красавица жена, наверное, в одиночестве пила кофе и думала, куда ей податься. В такие минуты почему-то кажется, что жизнь, как поезд, проходит мимо тебя.

Все меняется

Спорить о том, что лучше для многокилометровых перемещений – самолет или поезд, нет никакого смысла. Хотя еще совсем недавно я предпочитал, по возможности, самолеты. Поезда с их толкучкой, остановками, казарменным бытом засели в памяти картинками из прошлого. Извечный железнодорожный набор: пьяные дембели, темные личности, простыни с желтыми разводами, злые проводницы и тяжкое ощущение, что ты в поезде просто бесправный заложник.

Нынешнее АО «Пассажирские перевозки Казахстана» решительно перевернуло страницу старых представлений о железной дороге. Прилизанные новенькие вагоны (менее года со дня выпуска) наполнены новым же содержанием удобств: необычно яркая лампочка в изголовье, комплект белья в запечатанном целлофане, дважды в день уборка пылесосом. Плюс каждому пассажиру персональный голубой ридикюльчик, в котором все необходимое для путешественника – от зубной щетки и салфеток до обувной ложечки и расчески. Даже пиво уже не выставишь на стол – неприятности с полицией возникают мгновенно. Электронное табло в обоих концах вагона извещает о времени, температуре за бортом и внутри...

Не берусь утверждать, что так везде. Но на пути из Костаная в Шымкент и обратно картина не менялась. В этом круглосуточном движении к станции назначения есть, безусловно, своя калейдоскопическая прелесть: люди с их маленькими историями, ландшафты, пристанционные поселки, выглядящие из вагонного окна своеобразными аквариумами.

И что особенно приятно в неспешном путешествии – общая атмосфера взаимного уважения.

Анатолий ЕРМОЛОВИЧ  info@kstnews.kz 53-07-07
Фото  автора 
Просмотров: 4568
Комментариев: 0
Нравится: +2
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние события
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* ТОО "Коктем-3" требуются врач-гастроэнтеролог, врач стоматолог-хирург, регистратор. Тел. 54-96-04. Резюме на электронный адрес: koktem_3@mail.ru 
* ТОО "Коктем-3" требуются медицинские сестры, санитарки. Тел. 54-96-04. Резюме на электронный адрес: koktem_3@mail.ru 
* КХ требуются механизаторы на К-700, на посевные комплексы, наладчики, мотористы. Оплата сдельная своевременная. Тел.: 8 (7142) 25-51-80, 8-705-441-25-11. 
* для работы в ТОО требуются руководители хозяйств, главные агрономы, агрономы, главные инженеры. Тел. 8-702-500-03-76. 
* на постоянную работу в село требуются ветврач, лаборант, фельдшер, агроном. Жилье предоставляется. Тел.: 8-777-653-42-17, 8-705-454-31-34. 
* механик, завгар, менеджер по закупу зерна, слесари, лаборант, технички. Тел. 25-51-80. 
* ВКСЧА "Спартак" требуется бухгалтер с опытом работы. Тел.: 55-39-26, 8-777-301-99-77. 
* администратор-регистратор, диспетчер-консультант. Доход высокий, от 78000 тг. Тел.: 8-777-372-36-05, 8-702-916-95-73. 
* ассистент руководителя, бухгалтер-кадровик, диспетчер-оператор, помощник кладовщика. ЧЛ. Тел.: 8-707-325-24-07, 8-775-410-29-79, 8-705-301-43-01. 
* ассистент руководителя, телефонист-оператор, ответственность, коммуникабельность, хороший доход, 10.00-18.00, 5/2, можно без опыта работы. Тел. 8-775-580-67-55. 
* помощник руководителя, доход до 150000 тг, торговый представитель, доход до 110000 тг, диспетчер-кадровик, оператор, помощник в отдел документации, доход до 80000 тг. Тел.: 8-777-227-71-33, 8-702-498-72-02. 
* помощник руководителя, коммуникабельный, доход от 150000 тг; диспетчер-оператор, бухгалтер-кадровик, сотрудники с педагогическим и медицинским опытом работы, доход до 90000 тг. Тел. 8-777-694-71-21. 
* помощник руководителя, доход до 160000 тг, торговый представитель, доход до 110000 тг, диспетчер-оператор, бухгалтер-кадровик, доход до 90000 тг, дежурный в офис, доход до 70000 тг. Тел. 8-707-398-60-27. 
* помощник руководителя в отдел продаж, сотрудник по подбору кадров, диспетчер-оператор. Тел. 8-747-813-41-81. 
* помощник по складу, вахтер-диспетчер, офис-менеджер, администратор-документовод, условия при собеседовании. Тел. 8-747-437-72-81. 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость