Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 16Август2018
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Вагончик тронется, перрон останетсяКостанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Вагончик тронется, перрон останется

Вагончик тронется, перрон останется

Расстояние в 15 тысяч км с севера на юг и обратно дарит не только географические картинки, но и представления о людях, характерах и переменах в обществе.

Одни – в Непал, другие – в Мекку

До Алматы в купе ехал с двумя женщинами. Одной 60, другой на треть меньше. Вера и Вероника. Общительные и хлебосольные – из тех, чье присутствие делает дальнюю дорогу легкой. Отрекомендовались целительницами. Ехали из Костаная в Катманду. Это Непал. Давали мне почитать тонкие книжицы с мантрами, которые в переводе с непальского (индуистского, санскрита?) на русский звучали как набор труднопроизносимых звуков. Зато какие последствия! Мантра, например, аум-кассийяна-хара-шанатар открывает чакру «третий глаз», ясновидение и магическое зрение. Читать надо не менее 72 раз в день. В поезде мы узнали, что в Непале землетрясение. Женщины были уверены, что это местечковое явление, святые храмы не пострадали. Спустя сутки позвонили: «Долетели до Шарджи (Эмираты), в Непал путь закрыт».

На обратном пути в купе поселились две сестры, 63 и 80 лет. Опрятные, вежливые апашки из Лисаковска. Одна из них, что помоложе, дважды совершила хадж в Мекку. В купе она вставала в пять утра и совершала первую молитву. Она это делает пять раз в день в течение многих лет. В советское время работала бухгалтером в системе общепита, муж умер рано, детей поднимала на ноги одна. После первого хаджа уехала в Павлодар и четыре месяца с помощью преподавателя местного университета учила арабский. «Чтобы читать суры на языке оригинала», – пояснила мне.

Весь этот подъем духовности – откуда? Наверное, когда жизнь заполняется арифметическим достатком – накопил, построил, приобрел, вырастил, – остается некий важный пласт, который в человеческой природе не терпит пустоты. И тогда кто-то выбирает Непал, а кто-то Мекку.

840 ступенек к небу

Из Алматы до Шымкента – время ожидания пересадки почти 12 часов. За 15 тыс. тенге и на неограниченное время договариваюсь с таксистом подняться на Медео и горнолыжную базу Чимбулак. На знаменитом ледовом катке последний раз я был во времена СССР. Этот комплекс остался в памяти маленьким бриллиантом в короне тогдашней красавицы Алма-Аты. Нынче красота эта сильно подувяла от засилья автомобилей и уплотненной застройки. В ущелье на высоте 1700 метров над уровнем моря царствовал туман. Внизу мегаполис купался в солнце, а тут было безлюдно, зябко и серо. Каток не работал, канатная дорога на Чимбулак тоже. Сам комплекс показался мне каким-то провинциальным: не чувствовалось в нем былой звездной востребованности. Ведь за время своего советского существования «Медео» подарило полсотни мировых достижений в конькобежном спорте . Потом долгие семь лет на воротах катка висел замок. Поговаривают, что есть планы построить чуть выше крытый каток «Супер-Медео».

Правда, выше уже располагается противоселевая плотина, перегородившая ущелье, – мощное сооружение, не будь которой, Алматы жил бы в вечном страхе перед очередной природной катастрофой. На верх плотины ведет автомобильный серпантин. Но есть и каменная лестница – строго по прямой и ввысь. 840 ступеней. Мелом обозначена каждая сотня. После первой у меня возникло стойкое желание повернуть назад – я же не Беар Гриллс, показывающий на телеканале «Дискавери» чудеса выживания. Мысль, однако, подстегнула: если есть эти чертовы ступени, значит, кто-то же их одолевает? Я лез к небесам с упорством калеки, убежденного, что наверху его ждет полное исцеление. Сердце колотилось, пульс рвался из вен, в глазах плясали мушки, но остановиться уже было невозможно – зацепило! Но вот и гребень плотины. Воздух, густой и чистый, настоянный на тяньшанских елях, цепко оккупировавших крутые склоны гор, был невообразимо вкусен. Чудилось, что вершины с шапками снега стали настолько близкими, что, казалось, их можно было коснуться рукой. В снежных низинах паслись лошади. Они были не больше точек в тексте, который вы сейчас читаете.

Южный менталитет

Юг живет совершенно в другой системе географических и экономических широт. Это видно сразу еще из окна вагона на подъезде к Шымкенту, городу с 700-тысячным населением. Численность же шымкентской агломерации (районы, примыкающие к городу) приближается к полутора миллионам человек.

К обеду солнце разогревает воздух до 30 градусов. Улицы усеяны магазинчиками на манер тех, что можно увидеть в странах субтропической Южно-Восточной Азии – весь товар на виду, от урюка до жестяного шифера. Цементный завод пылит до небес. Матовые стекла высоток отражают плотные уличные потоки. Но вот железнодорожный вокзал как будто застрял в смутных 90-х: платные убогие туалеты и привокзальная теснотища.

Я пересаживаюсь в автобус. 120 км до Сарыагаша (это в сторону Ташкента) весь край как на ладони. Одноэтажные дома незамысловатой конструкции из самана (смесь глины и соломы). Холмистая равнина. Земельные наделы цвета глины. Есть там такое, чего у нас не увидишь: посреди поля стоит хибарка, в которой проводят большую часть сельскохозяйственного года местные дехкане. Обычно это одна семья. Кому повезло, у тех арыки. Выращивают все, что растет и продается. Первые числа мая, а они уже снимают кочаны капусты. Работают все от мала до велика. Кто не в поле, тот на базаре. Зарабатывать на хлеб тут приучают с младых ногтей.

Узнав, что я из Костаная, мой попутчик, прокаленный солнцем пожилой южанин, оживляется: в молодости возил к нам фрукты. Это было сродни контрабанде, а водители назывались «поливальщиками» – поливали (во­зили частный груз на государственных фурах) в обход оживленных трасс. Милицейские посты могли запросто остановить и вывалить весь груз на ближайшем рынке по цене совхозной себестоимости. «Не густо что-то вы живете», – указываю ему на ряд однообразных саманных строений. «А у нас не принято кичиться роскошью». «А куда деньги деваете?». Хитро улыбается: «В детей. В учебу. В хорошие должности».

Дорожный штрих

Не обязательно съесть пуд соли, чтобы узнать чей-то характер. В купейной замкнутости вагона поведение выдает человека с головой. Особенно если попутчик считает, что он сам по себе уже есть остров сокровищ.

Высокий, спортивный, лет 35-40, в хороших джинсах и с остатками запаха брендовых духов, он закинул сумку на полку и тут же взялся за телефон. Здороваться с нами, настраиваясь на недолгое коллективное общежитие, ему было просто некогда – мужчина руководил бизнесом. С 6 вечера до 11. Если бы не глубокая ночь, он бы и ночью не дал своим подопечным управленцам расстаться на том конце с трубкой. В Алматы его ждали жена (я почему-то уверен, красавица) и сын-школьник. Меня убила фраза, которую он адресовал жене: «Приеду утром – и сразу в офис. Вряд ли увидимся сегодня – дел невпроворот».

За окном стоял чудный месяц май. Конкретно – 1 мая. Город растворялся в музыке, цветах и праздничном настроении. Красавица жена, наверное, в одиночестве пила кофе и думала, куда ей податься. В такие минуты почему-то кажется, что жизнь, как поезд, проходит мимо тебя.

Все меняется

Спорить о том, что лучше для многокилометровых перемещений – самолет или поезд, нет никакого смысла. Хотя еще совсем недавно я предпочитал, по возможности, самолеты. Поезда с их толкучкой, остановками, казарменным бытом засели в памяти картинками из прошлого. Извечный железнодорожный набор: пьяные дембели, темные личности, простыни с желтыми разводами, злые проводницы и тяжкое ощущение, что ты в поезде просто бесправный заложник.

Нынешнее АО «Пассажирские перевозки Казахстана» решительно перевернуло страницу старых представлений о железной дороге. Прилизанные новенькие вагоны (менее года со дня выпуска) наполнены новым же содержанием удобств: необычно яркая лампочка в изголовье, комплект белья в запечатанном целлофане, дважды в день уборка пылесосом. Плюс каждому пассажиру персональный голубой ридикюльчик, в котором все необходимое для путешественника – от зубной щетки и салфеток до обувной ложечки и расчески. Даже пиво уже не выставишь на стол – неприятности с полицией возникают мгновенно. Электронное табло в обоих концах вагона извещает о времени, температуре за бортом и внутри...

Не берусь утверждать, что так везде. Но на пути из Костаная в Шымкент и обратно картина не менялась. В этом круглосуточном движении к станции назначения есть, безусловно, своя калейдоскопическая прелесть: люди с их маленькими историями, ландшафты, пристанционные поселки, выглядящие из вагонного окна своеобразными аквариумами.

И что особенно приятно в неспешном путешествии – общая атмосфера взаимного уважения.

Анатолий ЕРМОЛОВИЧ  info@kstnews.kz 53-07-07
Фото  автора 
Просмотров: 4890
Комментариев: 0
Нравится: +2
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние новости
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* 3-комн.кв., напротив 8 мкрн, 1 эт., ул. план., ремонт, комнаты раздельные, рядом школа, детсад, аптека, остановка, на 2-комн.кв. с доплатой. Тел. 8-705-313-90-92. 
* 3-комн.кв., ул. Киевская, 48, 2/2, 76 кв.м, неуглов., счетч., ремонт, 5 сот., на 1-комн.кв. или малосемейку, желательно в районах КСК, ДК "Строитель". Тел.: 8-702-701-58-67, 8-708-202-20-41. 
* 3-комн.кв., п. Жамбыл, благоустр., газ, вода, на 1-комн.кв., ул. план., в г. Костанае, варианты. Тел. 8-747-920-49-31. 
* дом, р-н "Г", 5 комн., газ. отопл., септик, гараж, погреб, на 1-комн.кв., 1-2 этаж. Тел.: 28-68-51, 8-777-527-79-96, 8-705-215-25-21. 
* земельный участок напротив НИШ, 8 сот., + доплата на 2-комн.кв. Тел. 8-701-540-75-04. 
* две 1-комн.кв., на 2-комн.кв., с изолир. комнатами. Тел.: 57-76-53, 22-11-03, 8-777-378-06-45. 
* 2-комн.кв., КСК, 1/5, 45,2 кв.м, тепл., неуглов., счетч., решетки, лоджия 15 кв.м, на 3-комн.кв. Тел. +7-705-746-34-23. 
* 3-комн.кв., центр, 4/5, 45 кв.м, на 1+1, желательно одну квартиру в центре. Тел.: 8-700-970-75-31, 8-705-559-18-66. 
* 3-комн.кв., центр, 4/5, 58,2 кв.м,  на 2-комн.кв. + доплата или на 1-комн.кв. + доплата. Тел. 8-777-676-51-48. 
* 1/2 дома, п. Садчиковка, 4 комн., газ. отопл., лет. кухня, гараж, хоз. постр., на 1-комн.кв. или малосемейку. Тел.: 55-76-43, 8-705-449-88-17, 8-777-027-42-61. 
* дом недостр., п. Дружба, 80 кв.м, 10 сот., электрич. подключено, газ, канализ., на благоустр. дом в п. Боровское, Садчиковка, Жамбыл, Щербаково, Владимировка. Тел.: 8-705-446-51-63, 8-702-778-28-14. 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость