В октябре у спасателей и пожарных Казахстана профессиональный праздник – 20-летний юбилей службы. Об особенностях профессии мы беседуем с оперативным дежурным дежурной службы пожаротушения ГУ «СП и АСР ДЧС Костанайской области» Александром Раба.
«На вызов спускаемся по трубе»
– Александр Михайлович, страшно бывает на пожарах?
– Об этом не думаешь. Ты эту профессию сам выбрал. Глаза боятся, руки – делают. Но любой риск должен быть оправданным. Моя задача сейчас еще и в том, чтобы следить за соблюдением техники безопасности. Например, вовремя вызвать аварийные службы электриков. Бежать напролом в огонь не всегда следует, надо искать другие пути – если нельзя в дверь, мы лезем в окно. Основная задача пожарного – спасение людей, это для нас даже важнее тушения огня. В такие моменты о страхе не думаешь, на первом месте – дело. А вообще, когда ты на смене, то всегда в ожидании тревоги. Когда еще молодой, это никак не сказывается, но с годами выходит боком: у нас свои профессиональные болезни, в числе которых остеохондроз. Зимой при выезде ты не ощущаешь холода, а потом уже после сказывается, ведь ты был мокрый на морозе.
– В каком составе бригада отправляется на место пожара?
– В одном пожарном отделении на одной машине едет шесть человек: командир, водитель и четверо пожарных. Но в наших районных частях зачастую некомплект: в отделениях по три человека – водитель и двое пожарных.
– Сколько времени собираетесь на вызов?
– В течение минуты с момента поступления сигнала тревоги мы должны выехать. Поэтому ночью – в карауле пожарные всегда одеты, и если вызов ночью – они только обуваются. Натягивают комбинезоны возле машины, где находятся стеллажи.
– А правда, что по тревоге пожарные спускаются не по лестнице, а по трубе?
– Да, в Костанае, по улице Гоголя, такое дежурное помещение расположено на втором этаже. И по тревоге пожарные спускаются на трубе, поскольку это экономит секунды, а они на счету. Там, внизу, под трубой стоит резина, чтобы амортизировать окончание спуска, а не прыгать на бетонный пол. Но тут главное на голову друг другу не падать. В пожарных частях по улицам Карбышева и Герцена дежурные помещения расположены на первом этаже, там спускаться по трубе не приходится.
– Сколько воды в пожарной машине?
– Раньше, в 90-х годах, машины были рассчитаны от силы на два куба воды, а теперь начиная от пяти и до семи кубов. То есть сейчас одна машина привозит столько воды, как раньше три.
– Зависит ли зарплата от количества пожаров? Например, в одну смену пожаров больше, в другую меньше?
– Нет. Она зависит от выслуги лет, стажа, звания и должности.
– У пожарных есть свой сленг, суеверия?
– Не так много. Например, если пожарный вынес уже погибшего человека, то свои рукавицы после выбрасывает. Так сказать, чтобы не повторилось, чтобы поменьше люди гибли.
«Шлангом пожарный рукав не назовем»
– Какой самый крупный пожар вам доводилось тушить?
– Это был лесной пожар в 2004 году в Аулиекольском районе у села Новонежинка. Возгорание тушили четыре дня. Там было опасно круглые сутки. Тогда сгорело две-три тысячи гектаров леса.
– Правда, что пожарные пожарный рукав никогда не назовут шлангом?
– Да, потому что он и есть пожарный рукав. Как нет у нас и брандспойтов – есть пожарный ствол.
– Обижаетесь когда вас называют пожарниками?
– Конечно. Пожарники – это те, кто погорел, а мы пожары тушим. Это любому пожарному обидно.
– Самый необычный источник огня, который вы видели?
– Это было еще в начале моей службы, мы тушили склад химреактивов, которые при взаимодействии с водой возгораются. Тушим и не поймем, почему пламя, наоборот, разгорается все сильнее. Процесс осложнялся тем, что дело было ночью. В итоге смогли побороть огонь только с помощью песка и пены.
– А женщины-пожарные у нас есть?
– Я за 20 лет стажа не видел ни разу. Не женское это дело. С лестницы они пострадавших не спустят, пожарный рукав наверх не потянут, да и вообще тяжело. Они у нас только в диспетчерах, но не в пожарных.
– Откуда взялось выражение «спит как пожарный»?
– Не знаю. Восемьдесят процентов пожарных спят чутко. Разве что когда сутки не спят, идет пожар за пожаром в горячий сезон, тогда выматываются. Бывает, приехал с пожара, пока ему кушать принесли, а он уже спит.
– Сколько пожаров в своей жизни потушили?
– Наверное, не меньше тысячи. В больших городах больше пожаров, а я в Костанае провел всю службу.
«Главное – устойчивость к стрессам»
– Насколько жесткий отбор кандидатов в пожарные?
– Сначала нужно пройти ряд медкомиссий, в том числе специализированные.
Нужны справки от нарколога, психиатра, заключение спецпроверки в прокуратуре и КНБ. А еще нужно сдать тестирование на знание законодательства, по физподготовке. И уже после приема на работу предстоит обучение стажером в течение трех месяцев. Затем полтора месяца обучения на пожарного, идут контрольные дежурства. И только где-то через полгода вы становитесь полноправным пожарным. Крайний возраст, когда принимают на эту работу – 25 лет.
– Какими качествами должен обладать пожарный?
– Физическое здоровье – это первое. Потом психологическая устойчивость. На пожарах бывают разные случаи. Случается, что гибнут люди. А взять на руки и вынести мертвого человека – это большой стресс. Бывают у погорельцев сильные ожоги. Этого тоже некоторые пожарные панически боятся. И физически нужно быть крепким: подняться по лестнице в полном снаряжении да с пожарным рукавом, вынести человека, если понадобится.
Сейчас я выезжаю только на крупные пожары или туда, где есть пострадавшие, руковожу тушением огня в масштабе области. Моя задача правильно оценить обстановку и направить дополнительные силы. А вот когда был простым пожарным, приходилось и по двадцать раз в день выезжать, в зависимости от сезона. Например, когда падает тополиный пух или пошла волна лесных пожаров или возгораний на дачах. В осенний сезон горят элеваторы, например, в том году осенью горел Сарыкольский элеватор, в этом – Денисовский. Кстати, раньше у нас было меньше пожарных частей, и соответственно, каждая из них обслуживала большую площадь.
– Что чаще всего становится причиной пожаров?
– Человеческий фактор, халатность, курение в нетрезвом виде, а также короткое замыкание электропроводки. У нас немало граждан занимаются воровством электричества, включают козлы, камины, из-за чего возникает перенагрузка на электросети, это приводит к возгоранию. Будьте осторожны!
– Часто пожарные погибают?
– За весь период моей службы было два таких случая. В других областях бывали случаи поражения током – это когда нерадивые хозяева проводят в дом дополнительные провода. Бывало, пожарные срывались с обледеневших крыш домов или проваливались в прогалы. Но мы стараемся избежать подобного, ведь жизнь сотрудников – прежде всего. Перед каждым сезоном мы проводим инструктаж – например, накануне зимы один, летом другой. Также учим, как действовать, к примеру, на комбинатах, на элеваторах и так далее.
– Был ли в вашей работе запоминающийся экстремальный случай?
– В первые годы работы мы спасали семью из квартиры по улице Абая – муж с женой и двое детей. Выносили их с четвертого этажа через окно. Все четверо были без сознания. Было опасно и внутри квартиры, и на лестнице.
«Имейте дома огнетушитель!»
– Как семья относится к вашей профессии?
– Я с детства хотел быть военным, пойти по стопам отца, который служил в авиационной части в Федоровском районе и трагически погиб. Но не получилось поступить в военное училище. У меня жена и двое взрослых детей. Старший сын тоже пожарный, мы много лет жили при пожарной части, и сын с трех лет постигал нюансы этой службы. А моя супруга пять лет работала комендантом пожарной части, знает профессию изнутри, поэтому понимает. Младшему – 22 года, он не пожарный. А еще у меня двое внуков, с ними я вожусь после смены, и это как психологическая разгрузка. В общем, у нас пожарная семья.
– Когда вы начальник караула, вы должны знать о своих ребятах все...
– Это у нас называется индивидуально – воспитательная работа. Надо знать, чем дышит подчиненный – его семейные, жилищно-бытовые условия, супруга работает или нет, дети болеют или здоровы, и т.п. У нас работа связана с опасностью. Потому нужно всегда знать, в каком настроении тот, кто находится рядом с тобой.
– Правда, что пожарные очень добры друг к другу?
– Да, у нас очень развита взаимовыручка. И специальность наша самая благородная. К примеру, полицию люди бывает ругают, а пожарных – нет. У нас нет интриг, как в офисах, сплетен. Зато есть наставничество, к примеру, в течение года молодой сотрудник идет в караул только с более опытным.