«Золотой голос Казахстана», «Леди сцены», «Человек года» – эти и многие другие звания уже присвоили нашей гостье. Но Макпал Жунусова, которая приезжала в начале марта в Костанай с единственным концертом, считает, что её главное звание – любимица народа.
«На моих концертах конферансье не бывает»
Встретились мы с певицей в гримерке Костанайской областной филармонии за час до концерта. Артистка настраивала инструмент – прежде всего, голос, а затем и струны домбры. Драматическое сопрано в 4,5 октавы даже не в полную силу звучало завораживающе.
– Макпал Мухамедьяровна, вы в Костанае за почти 35 лет своей творческой жизни на большой сцене бывали уже не раз. С какой программой приехали сейчас?
– Конечно, с новыми песнями! У меня не бывает застоя в творчестве. Это в нашей профессии недопустимо. У меня всегда были и останутся песни наших великих композиторов. Не отказываюсь я и от совместного творчества с современными молодыми авторами. Всегда надеюсь, что делаю правильный выбор, когда беру песню в свой репертуар. Но решать зрителям – хороша она или нет. Впрочем, и как я на сцене. Но я каждый раз волнуюсь, выходя на нее, будто вчерашняя студентка. Впрочем, если волнения нет, то пиши-пропало, это уже знак безразличия к своей профессии.
– У вас столько званий и наград – и «Казахстанская примадонна», и «Леди сцены», и «Золотой голос»... А какое из них для вас самое значимое?
– Вы знаете, вроде столько давали званий, присуждали премий, и столько уже конкурсов я перевидала и побеждала в них, но особо выделить что-то... Каждый знак внимания ценен по-своему. Подойду к этому вопросу с другой стороны. Если кто-то заметил, и сегодня в Костанае будет так же, на моих концертах нет конферансье. Я выхожу к зрителю, и он меня принимает, прежде всего, как певицу. Поэтому самое главное для меня, как встречает зал. Аплодисменты, глаза зрителей, благословение наших апашек, которые после концерта и во время него подходят и дают напутствие, желают всех благ – это важно. Так что самое главное – любовь зрителя. Любимица народа – вот самое важное звание. Его никакими победами в конкурсах не затмить.
Награды от государства, похвала от коллег, признание на профессиональном уровне – как дань уважения очень приятны. Я радуюсь каждому званию. Творческому человеку важна оценка его труда со стороны. Без этого никак. Например, я очень гордилась, когда у меня на родине, в Караганде, в сентябре прошлого года открыли мою личную именную звезду на единственной в Казахстане Аллее известных артистов. Но больше всего обрадовалась моя мама. Она всё время переживала: почему моя дочь-карагандинка до сих пор не на Аллее?! Там, конечно, имена очень именитых артистов – Бибигуль Тулегенова, Ескендир Хасангалиев, Роза Рымбаева... И вот когда очередь дошла до меня, мама радовалась, как ребенок.
«Дочь поёт, но быть певицей не хочет»
– У вас ведь немало песен посвящено именно маме?
– Очень много! Вот и в Костанае буду петь о маме не раз. И это не только потому, что 8 Марта было вчера. В репертуаре у меня больше десятка песен такой тематики, потому что они очень душевные. И конечно, философские. Ведь за словом «мама» – огромный мир, огромный труд. После каждой такой песни мне сложно переходить к другой, потому что слова-признания в любви к маме самые дорогие. Вообще все мои песни о любви – к родным, к земле, к жизни. У меня политических песен никогда не было. Даже в советские годы.
– А ваша мама тоже поёт? Голос от неё перешел вам?
– Да, мама в молодости очень хорошо пела. У меня её гены. Она мечтала стать певицей. Но, увы, у неё не сложилось (улыбается). Отец её украл, и... семья стала важнее всего. Родила аж 13 детей!
– Богатая мама!
– Да, детьми мои родители очень богаты. Сейчас нас, правда, только восемь осталось. Теперь уже мы маму, которой скоро исполнится 80 лет, внуками балуем и правнуками. Родные – её самое главное богатство! С ней рядом всегда чувствую себя девчонкой. Я в детстве была очень озорной. Не могла усидеть на одном месте. Всё время хотелось что-то творить, не ленилась, была трудоголиком.
Пела всегда и везде. Радио, пластинки – в детстве с ними не расставалась. Тогда наизусть знала весь репертуар Пугачевой, Ротару. Хотела петь, как они. Остановила меня именно мама: «Стоп, – говорит, – лучше пой свои песни. Ты всё равно второй Пугачевой не станешь. У тебя должно быть своё лицо и свой голос». И она была права.
– В школе хорошо учились?
– Я училась до 5 класса только на пятерки. Потом, когда поступила в музыкальную школу, по классу кобыза, в учебе наметился небольшой спад. Но всё равно старалась.
– А ваша дочь собирается пойти по маминым стопам?
– В школе – да, она круглая отличница, ещё и староста класса, тоже везде и всюду хочет успеть. Много поет, хороший голос. Вот только певицей быть не хочет. Говорит: «Нет уж, мама, у тебя такая тяжелая работа! Столько сил и времени отнимает. Лучше я что-нибудь другое выберу». А я и не настаиваю.
– Если всё-таки решит выбрать сцену, что бы вы ей посоветовали?
– Нужно много учиться и работать над собой. Не повторять за другими, не копировать, а искать своё место в вокальной культуре и оставаться собой.
«Мой зритель слёз не прячет»
– Вы застали и советскую сцену с приличной долей идеологии, и сегодняшнюю, отвечающую требованиям шоу-бизнеса...
– Вы про особенности? Лично я разницы не чувствую. В песнях... (задумалась) нет большого отличия. В зрительном зале всё те же аншлаги, аплодисменты, цветы. Единственное, что поменялось, как мне кажется, это чиновники. Раньше с их стороны было более внимательное отношение к артистам. Сейчас все деловые, отношения власть имущих и людей культуры стали сухими. А жаль. Артистам внимание очень важно. Лично я состоятельная женщина, ничего просить не буду. Но когда раньше, в советские годы, нас, артистов, встречали чуть ли не на границе между регионами Казахстана с цветами, было очень приятно. Но времена меняются...
– Народная песня, этнотворчество, национальные музыкальные инструменты бесценны для культуры любого народа. Почему же отовсюду сейчас звучит попса?
– Я не соглашусь с тем, что попсу любят все. Это вообще не из разряда любви к музыке. Такие исполнители – а артистами их назвать сложно – долго не задерживаются на эстраде. У них жизнь на одну песню – и всё. А наше поколение как пело, так и продолжает петь народные песни, с домброй в аккомпанементе. И эти песни остаются, зрителей не убавляется. Попсовые хиты очень похожи друг на друга, тексты ни о чем. Или другой вариант: сегодняшняя молодежь выбирает старые раскрученные хиты, чужие и пытается их обновить. Но не получается. Кстати, замечу, во все времена такое псевдотворчество существовало. Просто в разных формах. Истинное искусство будут ценить всегда. Сегодня в моем репертуаре есть песни и романсы, которым уже по сто лет. И их слушают с таким же удовольствием, как и те, что были написаны уже в наши дни.
– По поводу песен о любви. Сегодня, когда рифмуют «любовь-морковь», вам со сцены сложно достучаться до сердца зрителя?
– Сейчас очень много на концерты приходит одиноких женщин. Те, которые по жизни идут самостоятельно, или те, кто потерял свою вторую половинку. А в моем репертуаре есть песни и о светлой любви, и о потерях, и о первой влюбленности, и о поздних чувствах. Конечно, такими песнями я и трогаю сердца моих зрителей. Особо впечатлительные не сдерживают слез. И не проходит ни одного моего концерта без таких эмоций. Мой зритель слез не прячет. С другой стороны, если я смеюсь, то и все смеются.
– Вы отслеживаете судьбу Дворца культуры, который назвали вашим именем?
– Да, конечно! Хотя это уже давно было, в 1989 году. Рядом с Экибастузом, километрах в двадцати от него, в поселке Солнечном, открыли этот ДК. И в тот год я там к Наурызу давала сольный концерт, а они организовали целую церемонию открытия Дворца культуры, который по сей день носит моё имя. Очень приятно! Причем все эти годы мне пишут письма, рассказывают, как там у них дела. Были и просьбы, я никогда не отказывала, помогала. Пообещала, что обязательно вновь к ним приеду с сольным концертом. Сдержу обещание, причем в этом году запланировала.
– За 35 лет вы наверняка перепели о многом. Как считаете, какую песню поймет каждый зритель?
– О жизни. Народу больше нравятся глубокие песни. Сколько ни пробую включать в репертуар легкие, веселые композиции, нет такой реакции, как на те песни, что с большим смыслом. В любом случае, чтобы зритель всё понял, нужно петь душой.