Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 22Сентябрь2018
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Татьяна КАРПОВА: «Четвёрки-пятёрки бывают разные»Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Татьяна КАРПОВА: «Четвёрки-пятёрки бывают разные»

Татьяна КАРПОВА: «Четвёрки-пятёрки бывают разные»

Нужны ли казахстанскому образованию реформы, почему ЕНТ не стало лакмусовой бумажкой уровня знаний и как воспитать грамотное поколение? На эти вопросы ответила педагог высшей категории, отличник образования Казахстана Татьяна Карпова.

Второй шанс

– Татьяна Тимофеевна, выпускникам, не добравшим пороговый балл, предоставят возможность сдать ЕНТ во второй раз. Причем за деньги. Нет ли в этом определенного риска – многие будут надеяться на второй шанс и перестанут как следует готовиться к экзамену?

– Риска нет, потому что сегодняшние дети очень прагматичны. Они прекрасно знают, что образование стоит денег. Поэтому готовиться перестанут лишь те, кто не имеет никакой мотивации. А у детей, думающих о будущем и планирующих свою жизнь, даже не возникнет такой мысли. В том, что тестирование будет проводиться во второй раз, много плюсов. Есть категория детей нездоровых, есть те, кто уезжал по обмену, а сейчас вернулся. И еще одна категория, хоть их и совсем немного – дети, которые в течение девяти-десяти лет не усваивали программу, а потом вдруг прозрели и начали учиться лучше. Это достаточно часто бывает, потому что один и тот же материал, изучаемый в среднем звене, а потом повторяемый в одиннадцатом классе, усваивается совершенно по-разному. Чем старше человек становится, тем лучше он воспринимает знания. Поэтому можно дать таким детям второй шанс.

– Повторное тестирование – это лишь один из шагов к полному уходу от ЕНТ. Почему от системы, которую столько лет внедряли, со временем планируют отказаться?

– ЕНТ доказало несостоятельность, и на высоком уровне это поняли. Приведу пример. В прошлом году я вышла на пенсию и передала своих одиннадцатиклассников прекрасному учителю. И есть среди этих детей мальчик, который допускал сорок, а то и пятьдесят ошибок в написании любой письменной работы. Диктант, изложение, сочинение. Все то, что контролируется, что перед глазами. Спрашиваю недавно у коллеги, сколько тот ученик набирал на пробном ЕНТ по русскому языку, и узнаю, что 20-21 балл. А это пятерка. Но ошибок он при этом допускать меньше не стал. Как писал плохо диктанты, так и пишет. Это показатель. Из двадцати пяти вопросов по русскому языку только первые три-четыре касаются правописания слов и в последних трех-четырех нужно расставить знаки препинания. Все остальное – теория. А зачем им теория в реальной жизни? Есть такая международная программа по оценке образовательных достижений учащихся – PISA. Это тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира. PISA выявляет наличие у учащихся функциональной грамотности. Что это такое? А это усвоение учениками тех знаний, которые, независимо от профессии, социального положения и так далее, потребуются в жизни. Допустим, вы обожглись соляной кислотой, чем быстро устранить ожог? Или что делать сначала – налить кипяток в бокал или высыпать кофе? Как пользоваться современными электрическими приборами? В русском языке и литературе функциональная грамотность – это умение прочесть текст и понять его. Определить идею, вычленить главное, запомнить написание слов, то есть это те знания и умения, которые можно применить на практике и которые ЕНТ, в свою очередь, полностью исключает. В этом наша самая главная проблема.

Ничто человеческое...

– В таком случае классический экзамен должен стать хорошей альтернативой тестированию...

– Форму проведения экзаменов в этом случае нужно очень хорошо продумать. Мы люди, и ничто человеческое нам не чуждо. Вы же прекрасно понимаете, что четвёрки и пятёрки бывают разные. Бывает пятёрка похуже и пятёрка получше, а бывает прямо-таки пятёрка твёрдая. Это зависит от объективности экзаменатора. И человеческий фактор часто влияет на судьбы людей. Возможно, в этой системе усилится элемент коррупции. Потому что «тут – тётя, там – дядя, там – начальник...», но это опять возвращает к тому, что к разработке формы проведения экзаменов нужно подойти со всей ответственностью. Чтобы она наглядно показывала знания ученика. Или их отсутствие. К примеру, русский язык. Обязательно нужно включить элемент изложения. Затем мини-диктант. Дети ненавидели, когда я давала им огромные предложения, в которых нужно было расставить знаки препинания и вставить пропущенные буквы, но одно такое предложение – и вся грамотность как на ладони. Нет необходимости писать большой текст. Задания теоретического характера включить можно, но крайне мало и самое основное. Когда «о», а когда «ё» после шипящих. Когда есть мягкий знак и когда его нет. Одна и две «н», правописание разных частей речи с частицей «не», то есть задания по орфографии. И обязательно включить работу с текстом. Прочесть, найти предложение, которое выражает главную мысль, объяснить правописание слов. Вот это – идеальный экзамен по русскому языку, иллюстрирующий грамотность ученика. Не нужно усложнять. Паронимы, омонимы и другие лексические единицы в жизни среднестатистического гражданина не понадобятся. Необходимую лексику и так все знают. Сочинения на литературно–критические темы тоже не совсем целесообразны, потому что, если ребенок умеет писать изложение, он напишет любой необходимый в жизни документ: заявление, резюме и так далее. Не надо изобретать велосипед. Нужно привлечь к разработке итоговых измерителей обученности школьника людей компетентных, которые болеют за детей и за государство, которые хорошо знают школу, связаны с ней.

– Сферу образования в ближайшие годы ждут большие перемены. Например, историю Казахстана будут преподавать на казахском языке, а естественно-математические дисциплины на английском. Насколько это реально?

– Я бы сказала, что это вообще нереально. Я знаю только одного учителя биологии в городе, который отлично знает свой предмет и при этом владеет английским языком. Это Наталья Бублий из гимназии имени Горького. Учителя к этому не готовы, а главное, не готовы и сами ученики. Может быть, идея с языками и хороша, но говорить о ее внедрении пока еще очень рано. Сегодня в стране нет еще педагогических кадров, чтобы реализовать эти идеи. Хотя мне очень нравятся нововведения, которые внедряет нынешний министр науки и образования Ерлан Сагадиев. Он призывает педагогов начать с себя, выполнять требования этики учителя, которая не исчерпывается только манерой общения с детьми, их родителями и коллегами, но и учитывает, насколько соблюдается дресс-код, в каком состоянии находится учебный кабинет, эстетично ли он оформлен. Все это очень влияет на учебный процесс, и я бы сказала, что это даже является частью учебно-воспитательного воздействия на учеников.

Алтынсарин был прав

– То, о чем вы говорите, некоторые считают второстепенным...

– Да, как и воспитательные моменты в школьном образовании. Хотя, по большому счету, самое первое, что должна сделать школа – это объяснить ребенку: учиться он должен, чтобы быть полезным своей семье и Родине. Это тот патриотизм, который нужно бережно и правильно взращивать. Все то хорошее, что включала в себя советская система образования, до этого первым систематизировал и понял Ибрай Алтынсарин, умнейший человек. В его трудах есть многое, что актуально в любом обществе и в любое время: самообразование, трудовое воспитание, развитие творческих способностей и многое другое. Только рассматривал он все это с оглядкой на казахские обычаи и традиции. Поэтому нужно изыскать два-три часа на изучение обычаев, традиций, системы этического воспитания на национальной основе. Если пересмотреть учебный план, то найти эти два часа несложно. Причем не просто изучать обычаи и традиции, а применять их. К примеру, снять фильм про уважение к старшим – смартфоны сегодня есть почти у всех. Может быть, это парадоксально, но наше будущее – в традициях нашего прошлого.

– Приведут ли очередные реформы в системе образования к чему-то хорошему?

– Без изменений не обойтись, жизнь ведь не стоит на месте. Но для движения вперед эти изменения должны быть продуктивными. В первую очередь продуктивными нужно сделать учебные программы, вычистить их от всего лишнего. Разнобой в учебниках приводит к проблематичным ситуациям. Второе – стандарты. Они должны соответствовать тому, что мы даем детям и что востребовано обществом сегодня. Кроме того, необходимо пересмотреть учебный план. Каждое специализированное учебное заведение – гимназия, лицей – должны соответствовать своему профилю.

– Спасибо за откровенные ответы.

Дилара АРОНОВА dilara_0208@mail.ru 39-23-00
Фото  Константина ВИШНИЧЕНКО 
Просмотров: 2778
Комментариев: 1
Нравится: +4
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Владимир
15.04.2016 в 15:54:57
А я считаю, что программа советского образования по сей день не потеряла актуальности. И придерживаюсь мнения, что нельзя было ломать то, что хорошо работало. Корректировать - да, с учётом новых теорий и знаний, а в корне всё изменить, имея на борту результативную систему образования с подтверждённой годами эффективностью, и не предусмотреть в результате массового отупения, это преступление с далеко идущими последствиями. P.S.Привет Татьяне Тимофеевне - одному из моих учителей и просто хорошей тётке :-)
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние новости
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* детский уголок: шкафы для книг, игрушек, одежды, 2-ярусная кровать, стол. Тел.: 8-777-249-63-57, 8-775-269-76-46, 8-705-109-28-42. 
* газплиты: "Грета", 4-конф., 16500 тг, "Брест", 60х60, 4-конф., 12500 тг, "Брест", 9500 тг; советского пр-ва под газбаллон 3-конф. , 9500 тг, 2-конф. с духовкой, 7500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* газплиту 4-конф. "Делюкс", 18500 тг, "Норд", 16500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* казан 100 л, 100 тыс. тг, варианты обмена; палас, 2х5, отл. сост., 9500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* кондиционер "LG", оконный, рабочий, 25000 тг; обогрев. масляный "Caldissimo", 7500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* матрас ортопедич. 2-спальный, 10000 тг, банки 2 л, 70 тг, 3 л, 90 тг, раковину с краном, 3500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* маш. стиральные полуавтомат: "LG", 18500 тг и 14500 тг, "Урал-10", сов. пр-ва, 9500 тг; "Малютка", 7500 тг, "Алма-Ата", 6500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* маш. швейную "Подольск", электрич., нов., 18500 тг, маш. швейную "Подольск", ножная на станине с колесиками, 12500 тг; палас, 2х5, 9500 тг, биде, б/у, отл. сост., 9500 тг, мойки с кранами, 5000 тг, электрич. дрель, 6000 тг, фляги, 40 л, 4000 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* маш. швейную электрич., привезена из Германии, новая, в упаковке, немецкое качество. Тел. 8-777-28-20-321. 
* пылесосы: "Samsung", 12500 тг, "Zanussi", 9500 тг; "Thomas", моющий, "LG" моющий, 25000 тг, "LG", на з/ч, 5000 тг; обогрев. масляный, 7500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* спальный гарнитур, б/у, мягкий уголок, шкаф плательный. Тел.: 54-40-62, 8-777-363-55-67, 8-775-108-07-45. 
* стенку 4-секц., 10000 тг, стол кухонный, 4000 тг, диван-книжку (обивка кожзам.), цвет коричневый, 15000 тг, возможна доставка. Тел. 8-777-447-37-26. 
* телевизоры: "Samsung", d.72, 11500 тг, "LG", d.54, 7500 тг, "Samsung", d.107, ж/к, на з/ч, 15000 тг; телефон "Sony", 15000 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* тумбочку под ТВ, трюмо, кресла, по 3000 тг, фужеры хруст., сковородки, 2000 тг, миксер, 3000 тг, лампу наст., 2500 тг, стол кухонный, 1500 тг, стол журнальн., этажерку, 3000 тг, ковер 1х1,5, 3000 тг, тарелки, 250 тг/шт. Тел.50-27-49. 
* холодильники: "Бирюса", 14500 тг, "Памир", 12500 тг, "Минск", 9500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* диван, 2 кресла, ковер 2х3, натур., отл. сост. Тел.: 50-86-74, 8-702-717-27-59. 
* диван, люстру, столик журнальный, ковер, плед, подушки. Тел. 8-707-664-84-98. 
* ковры, 2х3, телевизор "LG", DVD, шкаф книжный для школьника. Тел.: 56-75-99, 8-777-743-73-18. 
* кровать 2-спальную с металлич. сетками и 2 матраса, хор. сост., недорого. Тел.: 28-96-69, 8-705-194-03-52. 
* кухонный комбайн, 10000 тг, магнитофоны, радио от 3000 до 10000 тг. Тел.: 8 (714-31) 6-92-75, 8-705-223-25-75. 
* маш. стиральную "Ока", телевизор "Samsung". Тел.: 55-67-15, 8-705-989-13-61. 
* мягкий уголок, 25000 тг, в п. Затобольск. Тел. 8-747-121-10-79. 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость