Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 21Июнь2018
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Белый парус, синее небо...

25 лет назад этот человек, стоя на фоне кинотеатра «Костанай» (сейчас на этом месте ТЦ «Март»), первым произнес в эфир слова: «Здравствуйте! Говорит и показывает Костанайская областная телерадиокомпания».

Версия

По правде говоря, я не очень помню момент нашего знакомства, но Кайрат МУКАТОВ настаивает, что именно так все и происходило. Вот его версия.

«С однокурсником Сергеем Угрениновым приехали на производственную практику в областную газету «Ленинский путь». Бродим по коридорам в поисках отдела кадров. Дверь одного из кабинетов открыта. Сидит парень в вельветовых штанах ярко-канареечного цвета и в темных очках. Ярче только солнце.

– Че потеряли, чуваки? А, практиканты из универа... Ну что ж, в вузе вас учат хорошему, а здесь пора учиться плохому.

– А почему плохому?

– Потому что хороший журналист не может быть заурядным. Возьмите Хэмингуэя. Курил сигары, ловил рыбу, дрался, менял женщин, любил поесть и выпить. Есть хотите? Вижу по глазам, что не прочь засадить по полкило колбаски. Короче, вот вам мелочишко, возьмете пару портвейна, а на остальное там сырок, булочку... Все, одна нога там, другая здесь! Стоп... Запомните: хорошая журналистика делается только на сытый желудок! Алга!

На журфаке нам такого не говорили».

Да, подтверждаю, это были дефицитные времена. Трудно размышлять о возвышенном, когда постоянно приходится думать о пропитании. В отпуске я ездил на шабашку – строил в совхозах карды, загоны для скота. Грубо и малоденежно, но ощущение лишка денег к зарплате корреспондента повышало самооценку. Потом у меня появилась машина. Я покупал чай в городе, и мы везли с моими студентами его в дальние аулы. Там меняли на пустые бутылки и сдавали их в городские пункты приема стеклотары. Маржа в несколько рублей делилась поровну.

Какое это имеет отношение к журналистике? Прямое. Кайрат Мукатов написал материал о плохой работе «Облпотребкооперации». Особенно впечатляли строки о том, что «в отдаленных селах Семиозерного района труженики села испытывают жесткий дефицит чая и потому вынуждены переплачивать за него ушлым спекулянтам». Где-то Кайрат был прав. Это сейчас спекулянты – двигатель прогресса.

А Сергей Угренинов в одной из таких поездок нашел стародавнего друга по геологическим скитаниям и сел писать повесть. А я себя чувствовал седовласым Державиным, благословляющим юные дарования на творческие поиски.

Кайрат на этой тропе уже 30 лет. Угренинов вовремя оставил журналистику и написал десять книг. Наши жизненные дороги давно разошлись, но одна все же осталась – профессиональная принадлежность к журналистике. Иногда мы на ней пересекаемся.

Угроза

Любопытно наблюдать, как человек эволюционирует. Но тут еще зависит от среды, в которой идет твое созревание. Если это теплое болото – одна скорость развития, крученый омут – другая. Кайрат попал в события, которые мало оставляли выбора слабым. Интеллигентный, созерцательный, совсем не напористый, казалось (во всяком случае мне), что зря он сменил газетную журналистику на телевизионную. Это ведь очень разные вещи.

Телевизионщики более зависимы от события. От транспорта, погоды, настроения того, кого они снимают. На газетчика не давит телевизионная сетка вещания, он может писать о событии и при лучине. ТВ-журналист лишен такой роскоши, он на месте оценивает, какую картинку сможет показать зрителю. Зрелищность видеоряда одно из условий удачного репортажа.

Но Мукатов, попробовав себя в газете, выбрал ТВ. Открыл областную телерадиокомпанию, а после перекинулся на первую в Костанае частную телестудию «Интерстан», показывавшую события буквально с колес. Это походило на версию какого-нибудь супероперативного Эн-Би-Си, идеологически и технически превосходившего привычный нам Первый канал. Кайрат Мукатов со товарищи пекли телерепортажи, как горячую самсу – с перчиком, с жаром. Программа «Криминал» уходила влет. Вот что он вспоминает:

– У нас была даже рация, настроенная на милицейскую волну. Тогда не надо было писать запросы в УВД, ждать, когда там отсортируют сводку. Мы приезжали на ЧП почти одновременно с угрозыском. Это была перестройка, странное время, когда большая часть людей потеряла способность различать, где юг, а где север. Цензура исчезла, КПСС тоже, все кинулись в кооперативы, а бандиты – крышевать всех подряд. Власть присутствовала номинально. И в этой кутерьме важно было не потерять профессиональное достоинство, не скатиться до междоусобной грызни. Так что, когда я перешел на областное телевидение, у меня было четкое представление о собственном потенциале и как его использовать. Мы все были так молоды – режиссеры, монтажеры, операторы, – что, казалось, лучшее время для творчества – вот оно!

– Ты человек неконфликтный? – скорее утверждаю, чем спрашиваю я.

– Думаю, что да. Однажды меня вызвали из студии во двор, посадили в машину и вывезли за город. Если добавить, что в этот момент город был обесточен – веерное отключение электроэнергии, кто забыл – то картинка выглядела однозначно: в лучшем случае поломают ребра... Ты знаешь, я не спец в боксе, в армии не служил... Пока ехали, страх выветрился – мне казалось, что так долго не убивают. Действительно, сказали, что сделают это в другой раз. Не знаю, спектакль то был или взаправду, но я продолжал делать материалы так, как считал нужным.

– На твоем счету сотни передач, репортажей, телевизионных фильмов. С какими персонажами труднее всего было работать?

– С талантливыми, наверное. Попробуй умести в одну лаконичную биографию Олега Даниленко, Бориса Князева, Владимира Бушкина, Алмата Турсунова, Сайрана Буканова. Каждый по энергии – как маленький термоядерный реактор, за каждым громадье дел.

Трагедия

Я не люблю об этом спрашивать, а Кайрат, знаю, не любит об этом рассказывать. Но мы договорились говорить правду. Без прикрас, как сама жизнь.

Был поздний октябрь. В один из неуютных холодных дней в общежитие к Кайрату забежал однокурсник его старшего брата. Новость была как ножом в бок: «Срочно езжай домой – родители в аварии погибли». Родительский дом – это совхоз «Большевик» Джетыгаринского района.

– Я приближался к дому и не узнавал его – он был весь обожженный, – рассказывает мне Кайрат, за давностью дней с изрядно выцветшими интонациями. А может, это такая форма, позволяющая максимально затушевать неугасимую боль... – После следствие установит, что грабители пробрались вовнутрь дома через форточку. Взяли небольшой металлический ящичек, в котором, полагали, отец (он был главным экономистом совхоза) хранит деньги. Но там были исключительно какие-то документы. Драгоценностей, больших денег в нашей семье сроду не водилось. Папу, маму и 10-летнюю сестренку загнали в подпол. А сверху поставили тяжелый комод. Дом подожгли... Никто не выжил...

Все, точка. Это даже не комментируется.

Еще не финал

Иногда мне кажется, что такие люди, как Кайрат, беззащитны и печально одиноки. Как артисты. Это когда ты играешь, когда ты на сцене и на слуху, и востребован, то кажется, будто жизнь всех этих людей просто немыслима без твоей чудодейственной профессии. И ты не щадишь себя, выгорая... Вот только праздник вечным не бывает. Поклонники и друзья старятся, умирают, а новое поколение телезрителей находит себе новых кумиров... Валентин Лосев, с которым открывали сначала облрадиотелевидение, а потом «Интерстан», давно живет в Канаде. Ауезхан Мадин, редактор казахской редакции обл-ТВ, с которым впервые вещали у кинотеатра «Костанай», умер. Булат Ережепов, друг и коллега по журналистскому цеху, давно ведет свой бизнес в Астане...

– Я крепкий человек, – говорит мне Кайрат. – Я поглощен, как и прежде, работой, так что о других увлечениях меня не спрашивай. Это моя стихия. С 1991 года я в этом ни разу не усомнился.

– А что из прошлого больше всего вспоминаешь?

– Наверное, то, как мы однажды неслись по предутренней торгайской степи на амфибии военно-космических сил навстречу спускаемой космической капсуле. Тогда были тысячные стада сайгаков, трава в пояс, и мы, не разбирая оврагов, мчались к цели. И вдруг в едва подсвеченной солнцем синеве увидели оранжевый парашютный купол... Фантастическая картина. И мы в ней были одними из первых, кто снимал это, кто видел отнюдь не героические, а усталые лица космонавтов. Только так понимаешь, что у любой романтики есть своя непарадная, тяжелая цена...

Анатолий ЕРМОЛОВИЧ  info@kstnews.kz 53-07-07
Фото  Сергея МИРОНОВА 
Просмотров: 1771
Комментариев: 1
Нравится: +6
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
людмила
26.04.2016 в 10:18:31
Очень талантливый журналист Кайрат. Вместе начинали в ТВИнтерстан в 1994 году,слаженный был коллектив,все отдавались работе, были моменты, когда дружно отдыхали после эфира на природе. Желаю Кайрату здоровья, новых теле-проектов
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние события
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* магазин "Авто Lider". Всегда в наличии автозапчасти на а/м Audi, Volkswagen, ВАЗ, Москвич. ул. Дощанова, 133Б (напротив АЗС "Гелиос"). Тел.: 50-70-22, 8-705-902-09-89. 
* К-701Р, 1992 г.в., в хор. сост.; К-700А, 1989 г.в.; Дон-680, 2002 г.в., с жатками; бочку РЖТ-16. Цены договорные. Находится все в Курганской области. Тел.: 8-912-062-50-79, 8-900-375-16-54. 
* ключи рожковые, торцовые больших размеров, генератор ацетиленовый, дистиллятор воды аккумулятор., съемник аккумулятор., болты, гайки, шайбы. Тел. 74-45-04. 
* Mercedes-Benz 190, 1993 г., цвет черный, фартуки серые, техосмотр пройден. Тел. 8-747-229-47-81. 
* Mercedes С190, 1991 г., цвет бордо, объем двиг. 2 л, техосмотр пройден, хор. сост., 350 тыс. тг, на ходу, двигатель требует ремонта. Тел. 8-778-595-96-80. 
* Mercedes-Benz Е200, 1992 г., салон 124, двигатель 102, 5-ступка, механика, люк, тит. литые диски. Тел.: 56-47-28, 8-777-645-17-40. 
* ремни вентиляторные, генераторы, фильтры, подшипники, электронасос самолетный, тены воздушные, внутренние, рукава, щиток сварщика, светофильтры. Тел. 74-45-04. 
* Volkswagen В-3, 1992 г., объем 2 л, цвет красный, центр. замок, 600 тыс. тг, торг. Тел. 8-702-701-58-67. 
* Ford Focus-3, 2012 г., цвет белый, автомат, автозапуск, диски титановые, 4 млн тг, торг. Тел. 8-771-028-17-32. 
* цепи, подшипники, насос К-100/65/250, советского пр-ва, ремни ГД-6300. Тел. 8-777-283-34-02. 
* з/ч Mitsubishi: стойки, по 4500 тг. Тел: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* з/ч МТЗ, Дон, Кировец: стартеры, генераторы, якоря, диоды, блоки выпрям. Г-287, втулки стартеров, крышки втягив. реле; ЯМЗ, КамАЗ: реле стартеров; МТЗ: щетки стартеров, генераторов. Тел. 74-45-04. 
* з/ч СМД, ЯМЗ: вкладыши шатунные, коренные, плужерные пары, поршневые группы, кольца, магнето, распылители, прокладки головки, болты культиват., плужные. Тел. 74-45-04. 
* з/ч Волга, ГАЗель: мост, коробки, балка, радиатор, чулки, редуктор, фаркоп, двери крылья, рессоры. Тел.: 50-47-55, 8-777-792-29-99. 
* з/ч КамАЗ: редуктор задний 49 зубьев после кап. ремонта, стойки с коромыслами на головку. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч КамАЗ: корпус КПП с крышкой и нижним валом, якорь старт, нажимной диск сцепл. без лапок, нов. Тел.: 28-38-76, 8-777-456-23-58. 
* з/ч К-700: редуктор ВОМ; Урал, МАЗ: диск фередо, корзина; УАЗ: раздатка, ступицы, стремянки, рамки дверей, крышка КПП. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* з/ч Mercedes 209Д: КПП, капоты, стекла и др. Тел. 8-777-230-08-81. 
* з/ч УАЗ, ГАЗ-69: мосты, блок, коробки, раздатки, рессоры, карданы, радиатор, двери, крылья, фаркоп. Тел.: 50-47-55, 8-777-792-29-99. 
* з/ч Volkswagen дизель: турбина, коллекторы, коленвал. Тел. 8-777-373-28-71. 
* автогрузовик ЗИС-585, аккумулятор нов., 100 Ампер. Тел. 8-777-441-13-57. 
* автошины Кама-евро, 195х65х15, всесезонка, 4 шт., 24 тыс тг/комплект. Тел.: 53-68-43, 8-705-130-90-32. 
* ВАЗ-2114, 2004 г., инжектор, цвет серебр., 600 тыс. тг. Тел. 8-707-725-09-85. 
* вал на а/м ЗАВ, 180 тыс. тг, седло на полуприцеп, 180 тыс. тг, смазку солидол (ведро 18 кг), 8500 тг. Тел. 8-777-344-32-48 (WhatsApp). 
* ГАЗ-33073 (будка), 1993 г., ГАЗ-52 (самосвал), 1992 г., прицеп-тралл, 1988 г., экскаватор ЭО 4224, 1993 г., дизельную эл. станцию, 45 кВт, передвижная. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* головку ГБЦ, блок двигателя 646 на Мерседес Benz, отл.сост., по 75000 тг. Тел. 8-705-860-85-79. 
* двигатель ЯМЗ-238 НДЗ, нов., 3 млн 500 тыс. тг, решеты (зерноочистка), 4700 тг; з/ч К-744: КПП, после ремонта, 1 млн 500 тыс. тг; ЯМЗ-238: топливный насос, 80 тыс. тг. Тел. 8-707-715-85-56. 
* ДЭК-5363, 25 тонн, Урал-4320 (бортовой), 1986 г., заправка контейнер. 2-секц. по 7,5 куб.м, 1-секц. по 15 куб.м. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* книги по ремонту и обслуживанию а/м легковых, грузовых, спецтехники. Тел. 8-777-30-44-777. 
* ковш с цепями КИIП-6, 1 комплект, 400 тыс. тг, ковш на СМ, 350 тыс. тг. Тел. 8-705-450-66-12. 
* колеса от мотоцикла ИЖ. Тел. 50-18-02. 
* лапу СКС, лапу РЗЗ (без хвостовика), 1200 тг, семяпровод армиров., 1700 тг. Тел. 8-705-450-66-12. 
* набор ключей рожковых (зеркальное хромир.), 3000 тг, набор инструментов, 36000 тг. Тел. 8-705-461-84-22. 
* палец, сенокосилки одинар., 320 тг, сетку сенажную (тюковочная), 1,23/3000 п.м, 65 тыс. тг, кошму (лист), 3000 тг. Тел. 8-705-450-66-12. 
* ПТС-6, косилку, грабли 6 м, погрузочные вилы толкающая. Тел.: 8 (714-53) 97-7-73, 8-777-693-57-14. 
* рукав на ассенизатор, 17200 тг, патрубок металлич., 11000 тг, вилка колеса СТС, 16500 тг, колесо БЦС, 75000 тг. Тел. 8-705-461-84-22. 
* рукав пищевой, диаметр 16, 25, 32, 1000-1300 тг, насос вакуумный УВД 10А, 96000 тг. Тел. 8-705-450-66-12. 
* масло дизельное, редукторное камазовское, в канистре 10 л, в бочке 200 л. Тел. 8-705-450-66-12. 
* Nissan Homy, 2008 г., V 1,4 л, механика, цвет серебр., 2 млн тг, торг, варианты. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 
* Nissan Maxima, 1997 г., 2 млн тг. Тел. 8-777-375-59-53. 
* Volkswagen Golf-3, 1993 г., цвет голубой, моно, об. 1.6, 650 тыс. тг. Тел.: 8-705-542-36-34, 8-707-321-10-79. 
* Volkswagen Caddy, 2007 г., 2 л, 2 млн 400 тыс. тг, торг. Тел. 8-705-227-24-35. 
* Ford Scorpio Sierra-Fiesta, бензин, дизель. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 

 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость