Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 21Июнь2018
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Испытаний не выдержали

В этом году хлеборобы многих хозяйств в очередной раз убедились, что имеющиеся у них семена – слабое звено зернового производства.

Довольно скоро семена, выведенные местными селекционерами, займут достойное место  на костанайских полях.

Ушли от Саратовской

В лаборатории области поступили образцы семян сельхозкультур для проверки на всхожесть. По итогам исследований далеко не все хлеборобы могут облегченно вздохнуть. Семеноводство в последние годы стало проблематичной отраслью, и не только в наших хозяйствах.

Если вернуться примерно на четверть века назад, то для казахстанских земледельцев общераспространенным сортом пшеницы была Саратовская 29. Особенно для костанайцев. Ею засевали минимум 90% всех зерновых полей. Но со временем мы ее потеряли, зато у нас появились омские сорта пшеницы – интенсивного типа, с большой урожайностью. И сегодня именно они занимают примерно 70% посевных площадей. Однако последние 3-4 года показали их слабую сторону.

Взять хотя бы прошедшее лето, когда в первой его половине из-за сильных дождей посевы многих полей были угнетены, начали развиваться заболевания зерновых культур. Пока боролись с ними, пришла августовская жара, которая захватила в свои знойные объятия пшеничные клетки, где еще не завершилось цветение. В результате прекрасная видовая урожайность, глядя на которую многие сельчане летом радовались, обернулась резким спадом, когда дело дошло до уборки. Пришлось признать, что именно омские сорта отчетливо показали свою неустойчивость к нашим погодным условиям. Особенно снизилось качество зерна.

В иных хозяйствах северных районов показатель клейковины составил всего 15%. Зато на юге нынче он в среднем равен 30%. Так что не случайно на августовском аграрном совещании в очередной раз было сказано, что уже давно надо переходить на новые сорта. И в первую очередь на выведенные селекционерами нашей области.

Наши сильнее

Взять, допустим, Карабалыкскую или Любаву, которые и аномальную погоду выдерживают, и урожайностью радуют. А для наших южных районов хорошо подходят Шортандинская 95 и Астана – детища НПЦЗХ им. А.И. Бараева. К тому же вполне приличные результаты показывают оренбургские, челябинские, курганские, алтайские сорта. И это вполне понятно, ведь они созданы для выращивания в погодно-климатических условиях, которые похожи на наши, костанайские.

Кстати, когда недавно нашу область посетил Президент страны Нурсултан Назарбаев, ему показали 19 местных сортов зерновых культур. Причем 15 из них выведены карабалыкскими селекционерами. Довольно скоро они займут достойное место на костанайских полях. При одном условии – если в хозяйствах произойдут семенообмен и сортосмена.

Как заметил заместитель руководителя облсельхозуправления Сембай Сагандыков, уже сегодня руководителям ТОО и главам КХ предлагается заключать договоры на поставки отечественных сортов с семеноводческими хозяйствами. Таких, между прочим, в области четыре, к тому же есть 32 хозяйства-репродуктора. Взять хотя бы ТОО «Сулу» из Тарановского района, где уже немало лет обеспечивают десятки хозяйств семенами сортов, устойчивых и к болезням, и к засухе. Вот и надо приобретать именно их для замены омских сортов, не прошедших испытания нашей своеобразной погодой.

Понятно, что многие сельчане хозяйствуют в непростых экономических условиях. И поэтому им вряд ли удастся в одночасье переломить к лучшему семеноводческую отрасль. Да, это общеизвестно. Как и то, что все казахстанское семеноводство требует господдержки. В принципе, имеется соответствующая республиканская программа, однако ее финансирование оставляет желать лучшего. Взять все то же субсидирование, которое в последние годы стало объектом постоянных экспериментов.

Неудивительно, что только в этом году из-за министерской чехарды с правилами субсидирования семеноводства наша область попросту не сумела освоить 50 млн тенге господдержки.

И все потому, что ранее действующие правила имели низкий норматив субсидии, а новые очень долго разрабатывались, потом проходили длинный путь при регистрации в органах юстиции. В итоге они вступили в силу только тогда, когда уже завершился срок приемки заявок на субсидирование.

Остается и несовершенство механизма выплаты субсидий, поскольку он явно не учитывает реальную картину, сложившуюся в хозяйствах. Кстати, по этому поводу из нашей области отправилась служебная записка в министерство сельского хозяйства, где предлагается обсудить вопрос совершенствования субсидирования с участием представителей основных зерносеющих регионов страны. Насколько известно, пока ответа нет. Но в любом случае сельчанам уже сейчас стоит делать то, что по их силам. Налаживать контакты с теми, кто сможет обеспечить их нужными сортами, которые выдержат наш климат.

Виктор Штыкельмайер info@kstnews.kz 53-07-07
Фото  Сергея МИРОНОВА 
Просмотров: 1461
Комментариев: 0
Нравится: +3
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние события
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* магазин "Авто Lider". Всегда в наличии автозапчасти на а/м Audi, Volkswagen, ВАЗ, Москвич. ул. Дощанова, 133Б (напротив АЗС "Гелиос"). Тел.: 50-70-22, 8-705-902-09-89. 
* К-701Р, 1992 г.в., в хор. сост.; К-700А, 1989 г.в.; Дон-680, 2002 г.в., с жатками; бочку РЖТ-16. Цены договорные. Находится все в Курганской области. Тел.: 8-912-062-50-79, 8-900-375-16-54. 
* ключи рожковые, торцовые больших размеров, генератор ацетиленовый, дистиллятор воды аккумулятор., съемник аккумулятор., болты, гайки, шайбы. Тел. 74-45-04. 
* Mercedes-Benz 190, 1993 г., цвет черный, фартуки серые, техосмотр пройден. Тел. 8-747-229-47-81. 
* Mercedes С190, 1991 г., цвет бордо, объем двиг. 2 л, техосмотр пройден, хор. сост., 350 тыс. тг, на ходу, двигатель требует ремонта. Тел. 8-778-595-96-80. 
* Mercedes-Benz Е200, 1992 г., салон 124, двигатель 102, 5-ступка, механика, люк, тит. литые диски. Тел.: 56-47-28, 8-777-645-17-40. 
* мотоцикл "Урал" на з/ч, станок малогабаритный деревообрабатывающий. Тел. 8-705-204-89-08. 
* Ниву-21214, 2015 г., цвет белый, машина практически новая, газ 4 поколения, никаких вложений не требуется, продаю в связи с обстоятельствами, 2 млн 600 тыс. тг, торг. Тел. 8-705-540-98-75. 
* ремни вентиляторные, генераторы, фильтры, подшипники, электронасос самолетный, тены воздушные, внутренние, рукава, щиток сварщика, светофильтры. Тел. 74-45-04. 
* Volkswagen В-3, 1992 г., объем 2 л, цвет красный, центр. замок, 600 тыс. тг, торг. Тел. 8-702-701-58-67. 
* Ford Focus-3, 2012 г., цвет белый, автомат, автозапуск, диски титановые, 4 млн тг, торг. Тел. 8-771-028-17-32. 
* цепи, подшипники, насос К-100/65/250, советского пр-ва, ремни ГД-6300. Тел. 8-777-283-34-02. 
* з/ч ГАЗель: бампер, цвет серый, б/у; Audi-80: бампер задний узкий; Audi: генератор 14 В 45 Ампер, б/у; ВАЗ-2106: стартер. Тел.: 25-50-46, 8-777-447-37-26. 
* з/ч Mitsubishi: стойки, по 4500 тг. Тел: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* з/ч Москвич: редуктор, полуоси, блок, головка, гильзы, поршни, двери на фургон 2715. Тел.: 25-50-46, 8-777-447-37-26. 
* з/ч МТЗ, Дон, Кировец: стартеры, генераторы, якоря, диоды, блоки выпрям. Г-287, втулки стартеров, крышки втягив. реле; ЯМЗ, КамАЗ: реле стартеров; МТЗ: щетки стартеров, генераторов. Тел. 74-45-04. 
* з/ч СМД, ЯМЗ: вкладыши шатунные, коренные, плужерные пары, поршневые группы, кольца, магнето, распылители, прокладки головки, болты культиват., плужные. Тел. 74-45-04. 
* з/ч Toyota Camry: радиатор, б/у; Волга ГАЗ-21: рессоры на прицеп. Тел.: 25-50-46, 8-777-447-37-26. 
* з/ч Волга, ГАЗель: мост, коробки, балка, радиатор, чулки, редуктор, фаркоп, двери крылья, рессоры. Тел.: 50-47-55, 8-777-792-29-99. 
* з/ч КамАЗ: редуктор задний 49 зубьев после кап. ремонта, стойки с коромыслами на головку. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч КамАЗ: корпус КПП с крышкой и нижним валом, якорь старт, нажимной диск сцепл. без лапок, нов. Тел.: 28-38-76, 8-777-456-23-58. 
* з/ч К-700: редуктор ВОМ; Урал, МАЗ: диск фередо, корзина; УАЗ: раздатка, ступицы, стремянки, рамки дверей, крышка КПП. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* з/ч УАЗ, ГАЗ-69: мосты, блок, коробки, раздатки, рессоры, карданы, радиатор, двери, крылья, фаркоп. Тел.: 50-47-55, 8-777-792-29-99. 
* з/ч Volkswagen дизель: турбина, коллекторы, коленвал. Тел. 8-777-373-28-71. 
* автошины Кама-евро, 195х65х15, всесезонка, 4 шт., 24 тыс тг/комплект. Тел.: 53-68-43, 8-705-130-90-32. 
* ВАЗ-2114, 2004 г., инжектор, цвет серебр., 600 тыс. тг. Тел. 8-707-725-09-85. 
* вал на а/м ЗАВ, 180 тыс. тг, седло на полуприцеп, 180 тыс. тг, смазку солидол (ведро 18 кг), 8500 тг. Тел. 8-777-344-32-48 (WhatsApp). 
* ГАЗ-33073 (будка), 1993 г., ГАЗ-52 (самосвал), 1992 г., прицеп-тралл, 1988 г., экскаватор ЭО 4224, 1993 г., дизельную эл. станцию, 45 кВт, передвижная. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* головку ГБЦ, блок двигателя 646 на Мерседес Benz, отл.сост., по 75000 тг. Тел. 8-705-860-85-79. 
* двигатель ЯМЗ-238 НДЗ, нов., 3 млн 500 тыс. тг, решеты (зерноочистка), 4700 тг; з/ч К-744: КПП, после ремонта, 1 млн 500 тыс. тг; ЯМЗ-238: топливный насос, 80 тыс. тг. Тел. 8-707-715-85-56. 
* ДЭК-5363, 25 тонн, Урал-4320 (бортовой), 1986 г., заправка контейнер. 2-секц. по 7,5 куб.м, 1-секц. по 15 куб.м. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* книги по ремонту и обслуживанию а/м легковых, грузовых, спецтехники. Тел. 8-777-30-44-777. 
* ковш с цепями КИIП-6, 1 комплект, 400 тыс. тг, ковш на СМ, 350 тыс. тг. Тел. 8-705-450-66-12. 
* колеса от мотоцикла ИЖ. Тел. 50-18-02. 
* лапу СКС, лапу РЗЗ (без хвостовика), 1200 тг, семяпровод армиров., 1700 тг. Тел. 8-705-450-66-12. 
* набор ключей рожковых (зеркальное хромир.), 3000 тг, набор инструментов, 36000 тг. Тел. 8-705-461-84-22. 
* палец, сенокосилки одинар., 320 тг, сетку сенажную (тюковочная), 1,23/3000 п.м, 65 тыс. тг, кошму (лист), 3000 тг. Тел. 8-705-450-66-12. 
* рукав на ассенизатор, 17200 тг, патрубок металлич., 11000 тг, вилка колеса СТС, 16500 тг, колесо БЦС, 75000 тг. Тел. 8-705-461-84-22. 
* рукав пищевой, диаметр 16, 25, 32, 1000-1300 тг, насос вакуумный УВД 10А, 96000 тг. Тел. 8-705-450-66-12. 
* масло дизельное, редукторное камазовское, в канистре 10 л, в бочке 200 л. Тел. 8-705-450-66-12. 
* Nissan Homy, 2008 г., V 1,4 л, механика, цвет серебр., 2 млн тг, торг, варианты. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 
* Nissan Maxima, 1997 г., 2 млн тг. Тел. 8-777-375-59-53. 
* Volkswagen Golf-3, 1993 г., цвет голубой, моно, об. 1.6, 650 тыс. тг. Тел.: 8-705-542-36-34, 8-707-321-10-79. 
* Volkswagen Caddy, 2007 г., 2 л, 2 млн 400 тыс. тг, торг. Тел. 8-705-227-24-35. 
* Ford Scorpio Sierra-Fiesta, бензин, дизель. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость