Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Подписка на новости
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях Костаная и Казахстана.
Разрешить
Не сейчас
Ставки на спорт
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
USD curr
EUR curr
RUR curr
curr
Правопорядок
Агро
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
Новости мира
Тема
Резонанс
Криминал
Общество
Люди
Регион
Интервью
Репортаж
Коммуналка
РекламаПодписка на газетуПокупка газеты

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 
Что мешает казахстанскому обществу стать полиязычным?Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Что мешает казахстанскому обществу стать полиязычным?

Что мешает казахстанскому обществу стать полиязычным?

Путь к трехъязычию – стратегическая задача государства, призванная обеспечить согласие и выход казахстанцам в гуманитарное пространство мира. А также одна из самых важных тем, обсуждаемых в сегодняшнем обществе. Мы сформулировали три ключевых вопроса по этой теме и задали их людям, которые ведут за собой молодое поколение – опытным педагогам, преподавателям казахского, английского и русского языков.

Мансия САМАМБЕТ, профессор кафедры иностранной филологии КГУ им. Байтурсынова:

1. Однозначной причины нет, есть либо комплекс, либо конкретные случаи. Я считаю, что если человек по окончании школы не знает языков, то проблема в принципе в отношении к учебе, а не только к этим предметам. Для этого не всегда есть сильная мотивация. Зачастую активно английским занимаются те школьники, которые в будущем хотят уехать учиться за границу. Бывает, что причина в неправильных учебниках или неправильных учителях. Кто в основном заканчивает пединституты? Люди, которые идут туда учиться только потому, что на эти специальности выделяется много грантов. И не всегда они имеют расположенность к педагогической деятельности. А по окончании совсем мало выпускников едет работать в село, и оттого там зачастую язык преподается всего лишь год или два. Основная проблема школьной системы – либо квалифицированных кадров очень мало, либо их нет вообще. Что касается казахского языка, то, думаю, нужно пересмотреть что-то в самой методике его преподавания. Для многих ведь этот язык такой же новый и даже «иностранный», как английский. Да, это наш государственный язык, и слово «иностранный» тут немного неуместно. Но преподавать его надо именно как иностранный. Тогда и будет результат.

2. Может. Хотя зачастую бывает, что у человека вообще нет склонности к изучению языков. Но при большом желании и при хорошей мотивации многие люди выучивали язык именно во взрослом возрасте. Просто для этого нужно ежедневно работать. Скачками и урывками выучить язык невозможно. Работать нужно регулярно – каждый день. Может быть, даже начинать с отдельных слов. Да, мы, преподаватели, требуем знания грамматики. Но самостоятельно можно начинать и с пополнения лексического запаса. И тогда дело пойдет хорошо.

3. Сама идея трехъязычия правильна и хороша. И мы ведь не первопроходцы в этом. В той же Финляндии большинство людей действительно владеет тремя языками: финским, шведским и английским. Жить в 21-м веке и не знать английский – это печально. Живя в Казахстане, не зная казахский – неудобно и странно. Тем более что по сравнению с другими тот же английский предельно легок. Нет сложной падежной системы, как в том же русском языке, где падежей шесть. Самый сложный в английской грамматике —глагол, и с ним надо справиться. Тем более что есть некоторые схожие явления, как в казахском, так и в английском. Например, формы настоящего времени. Поэтому их удобно учить одновременно. Сегодня сложно назвать точную дату, когда мы придем к трехъязычному обществу: через пять, десять или пятнадцать лет. Самое главное – наладить хорошую систему преподавания языков в школах и вузах. Качество знаний падает из-за качества преподавания.

Мухаметкали Шипин, учитель казахского языка школы-лицея № 2 г. Костаная:

1. Зачастую дети, учась в среднем звене, хорошо говорят на казахском, но уже к старшим классам начинают забывать лексику и грамматику. Все потому, что к тому времени начинается активная подготовка к сдаче ЕНТ. И весь учебный процесс направлен на то, чтобы решать тесты, а не учиться грамотно применять правила в речи или переводить тексты. Разговорной речи почти не уделяется внимание, главное – чтобы дети набирали хорошие баллы. Но у нас есть еще одна проблема – качество учебников казахского языка для русских школ. Они очень слабые. Видимо, сами их авторы – скорее теоретики, чем практики. Они не знают, как преподнести темы. Некоторые грамматические разделы учебника совсем не связаны с лексикой. А еще тексты в этих учебниках даются сложные, как будто ориентированы для казахскоговорящих детей, которые учатся в русских школах, но совсем не учитывают возможности учеников, для которых этот язык неродной.

2. Сейчас существует очень много методик, с помощью которых взрослый человек в течение шести месяцев может научиться прилично говорить на казахском. Но язык нужно преподавать интересно, играючи. Даже взрослым людям. Применять творческий, проблемный методы и, что самое главное, – коммуникативный, чтобы люди учились общаться друг с другом. Почему не использовать новые технологии, если они могут помочь?

Конечно, у каждого свои возможности и предрасположенности: есть гуманитарии, есть люди с математическим складом ума, но тут уже все в руках преподавателя. Он должен найти ключ к каждому своему ученику. И тогда будут результаты.

3. Трехъязычное общество – не самая простая цель. В первую очередь потому, что для казахского и русского языков у нас есть разговорная среда, пространство, где люди могут постоянно общаться, развивая тем самым свои разговорные навыки. А с английским дела обстоят иначе. Да, его изучают в школах и вузах, но для большинства на этой ступени какое-либо соприкосновение с этим языком заканчивается на всю жизнь. Англоязычная среда в Казахстане есть разве что в крупных городах – Астане и Алматы, где повсеместно развито международное сотрудничество и есть постоянная возможность общаться с носителями иностранного языка.

Но что говорить о регионах с их отдаленными селами? Наверное, дальше можно говорить разве что об индивидуальном выборе каждого человека. Если он хочет знать английский и уметь общаться на нем, то он будет это делать. А говорить о повсеместном развитии англоязычной языковой среды в Казахстане пока очень и очень рано.

Татьяна Пчелкина, зав.кафедрой русского языка и литературы КГПИ, кандидат филологических наук:

1. Коммуникативные возможности человека во многом определяются условиями окружающей языковой среды. При изучении иностранных языков в школе она благополучно формируется усилиями педагогов, но практически отсутствует дома, ведь во многих семьях английский язык родители не знают в достаточном объеме для общения с детьми. Что касается изучения казахского языка, то средовое окружение благоприятно, но имеются определенные сложности, связанные с выбором форм и методов работы. И дело не только в том, что преподаватель не всегда выбирает правильный подход к ученику или студенту. Скорее всего, в системе полиязычного образования необходимо учитывать склонности к изучению языков. В соответствии с этим должна строиться и программа обучения. Не обладающий языковым чутьем ученик способен получить базовые знания. К более способным ученикам должны предъявляться особые требования. Задачи обучения должны из года в год усложняться. Сегодня уже есть варианты дополнительного обучения для способных студентов. Центры полиязычия, к примеру, которые есть в вузах, и в нашем в том числе, но нужно понимать сложность этого процесса и не ожидать, что результат будет быстрым.

2. Изучать язык не поздно в любом возрасте. Сегодня об этом много пишут в Интернете. И говорят, что изучение языков помогает держать себя в интеллектуальном тонусе. Это верно. И все же, для взрослого человека главный фактор при изучении языков – значимая мотивация. Я наблюдаю это на примере наших выпускников. Одна выпускница уже после института, магистратуры стала дальше изучать английский и немецкий, самостоятельно итальянский язык, при этом неплохо владеет казахским. Но это пример, в котором у человека есть способности и мотивация. И я уверена, что результат в данном случае будет. То же можно сказать и о других взрослых людях. Если есть мотивация – все возможно. И неважно, связано изучение нового языка с карьерным ростом, перспективной работой или просто отдыхом за границей.

3. На мой взгляд, нет. Освоить три языка и с легкостью их использовать способна только отдельная часть общества. Это зависит и от личностных особенностей (о чем я уже говорила), и от того, что школьная программа перенасыщена информацией. Это во многом тормозит реализацию программы трехъязычия. Необходимо учитывать – в любом обществе всегда будут люди, у которых просто нет потребности учить три языка. Это люди физического труда, для которых самореализация есть совершенствование в том мастерстве, которым они владеют. Хотя, конечно, знание языков делает человека более полноценной личностью, расширяет кругозор и позволяет расширять поле деятельности.

Просмотров: 8575
Нравится: +0
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше



Последние новости
Опрос
Всего проголосовало:
Нравится читателям
Взгляд со второго этажа
Новости и события
в Казахстане
в Мире

Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ
Магазин "Авто Lider". Всегда в наличии автозапчасти на а/м Audi, Volkswagen, ВАЗ, Москвич. г. Костанай, ул. Дощанова, 133Б (напротив АЗС "Гелиос"). Тел.: 50-70-22, 8-705-902-09-89. 
* лобовые стекла для УАЗ и других грузовых а/м. Тел. 8-775-210-00-18. 
* трактор К-744 Р1, 2006 г.в., двигатель ЯМЗ-238 НД5, питерская сборка, всё в рабочем состоянии, 20 млн тг, торг. Тел. 8-777-211-75-20. 
* домкрат гидравлич., 12-тонник советского пр-ва, 16500 тг; шины зимние 195х65х15, б/у 1 сезон, 11500 тг; бампер алюмин. новый на ВАЗ-21213, 14500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* з/ч Daewoo Matiz: рейка рулевая, нов., 40 тыс. тг.; Hyundai Tucson: пороги, б/у, цена договор. Тел. 8-705-193-94-60. 
* з/ч Mitsubishi Carisma 1996 г.в.: стойки передние по 4500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* з/ч Москвич 412: редуктор, чулок моста, полуось, переднее правое крыло АЗЛК, гильзы, поршни, кулиса переключения скоростей, лобовое стекло. Тел. 8-777-447-37-26. 
* авторезину зимнюю шипованную "Nokian HakKapeliitta", 2 шт., б/у, 40000 тг; радиатор медный печной на ВАЗ-2108, 24500 тг; адаптеры и вставки алюмин. на Volkswagen, 3500 тг; фильтр масляный новый, 1800 тг. Тел. 8-775-499-41-94. 
* авторезины: "Sprint" 175R14/88, 1 шт., "Dayton" 195/65R15, 1 шт., "Continental" 195/65R15, "Pirelli" 195/60R14. Тел. 8-777-447-37-26. 
* авторезины: "Nokian" летняя 155/80R13 2 шт., зимняя шипованная, 2 шт., по 10000 тг. Тел. 8-777-447-37-26. 
* Audi-89, 1990 г., цвет вишня, отл. сост., цена договорная. Тел. 8-705-462-92-04. 
* ВАЗ-2114, 2011 г., один хозяин, отл. сост., цвет "космос", сервисная книжка, комплект зимней резины, 2 млн тг, или поменяю на новый а/м с моей доплатой. Тел.: 8-707-341-48-08, 8-777-390-05-87. 
* ВАЗ 2190 Granta FL 2021 г., цвет серебро, 1,6, отл. сост., учет РК, 5 млн 500 тыс. тг. Тел. 8-700-674-40-47. 
* Volkswagen Passat, 1990 г., цвет синий, 1,8, седан, хор. сост., 1 млн 350 тыс. тг. Тел. 8-707-321-10-79. 
* з/ч Audi, Volkswagen: генератор, 14В 45А, 15000 тг. Тел. 8-777-447-37-26. 
* з/ч ВАЗ-2103: коллектор карбюратора, б/у; Москвич: блок мотора, новый, передний тормозной поршень. Тел. 8-705-562-29-35. 
* з/ч ВАЗ-2106: головка двигателя, хор. сост., 20000 тг. Тел. 8-777-054-04-98. 
* з/ч ВАЗ-21213: бампер усиленный противоудар., алюмин., 16500 тг; резину зимнюю шипован. 195/65/15 по 11500 тг; дверь металлич. утеплен., 22500 тг, доставка. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* з/ч Волга, ГАЗель: мосты, КПП, радиаторы, карданы, рессоры, балки, капот, двери. Тел. 8-777-792-29-99. 
* з/ч ГАЗ-53: карбюратор, хор. сост., 8000 тг. Тел. 8-777-054-04-98. 
* з/ч Ода (ИЖ 2717): радиатор печки, карта левой двери, передние супорты тормозные, датчик бензобака. Тел. 8-777-447-37-26. 
* з/ч Москвич-412: карбюратор новый, 5000 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63. 
* з/ч Москвич: моторный блок в сборе с поршневой группой и шатунами, после ремонта, головку блока. Тел. 8-705-562-29-35. 
* з/ч Москвич: зимнее колесо, 2 шт., верхний багажник. Тел. 8-771-963-89-04. 
* з/ч Москвич-412: полуоси, новые. Тел.: 26-34-01, 8-705-450-37-93. 
* з/ч УАЗ, ГАЗ-69: мосты, коробки, блок, рессоры, радиатор, раздатки, головка, карданы, двери, салон. Тел. 8-777-792-29-99. 
* з/ч мотоцикл "Урал" М-72: зажигание  с автоматом опережения, реле поворотов с коробкой предохранителей, два зеркала. Тел. 8-705-562-29-35. 
* з/ч крышку маслонасоса Москвича с креплением под фильтр для ВАЗ; Москвич: редуктор заднего моста. Тел. 8-705-562-29-35. 
* диски железные R13, авторезину летнюю на железных дисках R13, камеры R13, б/у, хор. сост. Тел. 8-707-341-48-08. 
* авторезину 205/70R16, б/у. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* авторезину M+S "Nokian" б/у, 255/65R17, 4 шт., 30000 тг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* авторезину M+S импортная, б/у, 115/50R17, 4 шт., 20000 тг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* авторезину "Matador" (всесезонная) б/у, 235/75R15, 2 шт., 10000 тг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* Ниву-2121, 1989 г.в.; редуктор ВОМ на К-700; диск сцепления, корзина на Урал, МАЗ; ГАЗ-66 на запчасти. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* дубленку светлую длинную, р. 50-52, 20000 тг. Тел.: 8-747-594-78-42, 8-705-544-58-30. 
* блузки для девочки 15 лет; три отреза. Тел. 54-18-77. 
* ботинки для мальчика, р. 36-37, отл. сост., 3000 тг. Тел.: 26-02-87, 8-707-663-34-24. 
* брюки болоньевые (Германия), р. 54-56. Тел. 8-777-538-90-35. 
* брюки муж., р. 48-50, нов. и б/у по 1000 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63. 
* брюки теплые новые. Тел. 8-705-562-29-35. 
* вещи, обувь. Тел. 8-708-331-33-87. 
* вещи женские, р. 46-48-52, хор. сост., недорого. Тел. 8-707-665-37-91. 
* вещи женские, подростковые, недорого. Тел.: 8-775-290-45-84, 8-777-626-81-05. 
* джинсы для девочек, хор. сост., цена договор. Тел. 8-707-665-37-91. 
* дубленку (Турция), жен., р. 44-46, мех натур., цвет черный, отл. сост., 25000 тг, торг. Тел. 8-776-714-48-77. 
* дубленку (Турция), цвет черный, р. 50, нов.; шубы из овчины ручная работа, р. 48-50, б/у, 15000 тг. Тел. 8-705-193-94-60. 
* дубленку, макинтош муж., отл. сост. Тел.: 28-11-63, 8-777-741-57-81. 
* дубленку муж. (Турция), нов., 80000 тг, торг; дубленки из овчины, ручная работа, р. 50-52, цена договор. Тел. 8-705-193-94-60. 
* комбинезон лётный меховой, р. 50. Тел. 26-21-57. 
* комбинезон для девочки до года; валенки на резиновой подошве, серые, нов. р. 42-44, черные б/у, р. 37-38. Тел. 50-17-21. 
* комбинезон , зимний. Тел.: 26-34-01, 8-705-450-37-93. 
* костюмы муж., р. 46-48, 50-52 (брюки можно отдельно), б/у, цена договор. Тел. 8-707-665-37-91. 
* костюмы муж., р. 48-50, отл. сост. по 5000 тг, рубашки по 500 тг. Тел. 8-777-650-81-14. 
* комбинезон жен., р. 44-48 (Румыния), кофты жен., р. 50, тапочки молдавские, р. 23,5, 24, 25, сапоги цигейка жен., р. 38, сапоги детские р. 34-35, всё нов. Тел. 50-18-02. 
* пальто, шубы. Тел. 8-702-498-77-14. 
* плащи кожаные, цвет черный, хор. сост., р. 42-44, цена договор. Тел. 8-707-665-37-91. 
* полушубки, р. 50-52, хор. сост., недорого; фуфайки, р. 46-52, ватники, новые, р. 50-52, сапоги резиновые, р. 37-38, б/у, недорого. Тел. 50-17-21. 
* сапоги жен., осенние, обувь летнюю, р. 36; воротники (песец, енот), жилет жен., р. 46. Тел. 8-701-769-42-77. 
* фрак на мальчика 6-8 лет, цвет белый, б/у, цена договор. Тел. 8-705-193-94-60. 
* шапки норковые муж., жен., р. 57-59, б/у, шубу новую для девочки, недорого. Тел.: 56-02-53, 8-705-761-75-17. 
* шубу нутриевую с капюшоном, воротник песец, р. 48-50, отл. сост., 3000 тг. Тел. 8-777-620-43-38. 
* шубу (голубая норка) с капюшоном, жен., р. 46-48, отл. сост., 85000 тг; макинтош муж., нов., темно-синий, р. 48-50, 15000 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63. 
* шубу цигейковую муж., цвет черный, р. 50-52, нов., 45000 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63. 
* шубу норковую, р. 52, 50000 тг. Тел.: 50-27-49, 8-705-103-87-58. 
Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
Информационная продукция данного сетевого издания предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше
x
Добавить приложение КН на главный экран