Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 21Январь2019
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Владимир Семейкин: «Бренд Казахстана - «зелёная марка» На ней и надо зарабатывать хорошие деньги»Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Владимир Семейкин: «Бренд Казахстана - «зелёная марка» На ней и надо зарабатывать хорошие деньги»

Владимир Семейкин: «Бренд Казахстана - «зелёная марка» На ней и надо зарабатывать хорошие деньги»

Политические торговые войны лета 2014 года перед многими странами, особенно постсоветского пространства, остро поставили вопрос национальной продовольственной безопасности. Президент Казахстана не единожды напоминал аграриям: пользуйтесь, пока есть поддержка государства, учитесь конкурировать, наполняйте свой рынок и выходите на внешний. Какие уроки казахстанский аграрный сектор извлекает из нынешней торговой войны России с Западом? Эту тему мы обсуждаем с главой крестьянского хозяйства «Тэрра» кандидатом сельскохозяйственных наук В.И. Семейкиным.

О свободных нишах

- Владимир Иванович, сегодня на российском продовольственном рынке появились большие свободные ниши. Можем ли мы в них вписаться? Например, ваше хозяйство является в Костанайской области одним из основных поставщиков овощей на рынок. А за пределами области, страны пытались найти сбыт?

- По группе товаров, которые мы производим - картофель, капуста, морковь, свекла, - ценовой паритет обычно не в пользу казахстанских производителей. Это связано с высокой себестоимостью нашей продукции. Сказываются затраты на орошение. Овощи и картофель дешевле там, где много осадков, естественный полив. Только в те годы, когда в России неурожай или еще какой-то форс-мажор, а за 15 лет, что мы на рынке, только два таких года было, из Казахстана в Россию возили картошку с морковкой. И то это было ближе к весне, когда там истощались свои запасы. Станут проедаться, «дырки» появятся в овощехранилищах - они едут к нам за продукцией. Но и тогда брал верх географический принцип: если Костанай ближе, чем свой, российский, город, то дешевле приехать и закупить у нас. Но в целом говорить, что мы поедем в Россию и завоюем там часть овощного или картофельного рынка, было бы преждевременно. Я вообще не предвижу этого в обозримом будущем. Даже наши западные регионы, которые раньше приезжали к нам на север покупать картофель, сегодня переориентировались на российских поставщиков. Что изменит в этой ситуации эмбарго России в отношении ряда стран для наших овощеводов, станет ясно нынешней осенью или следующей весной. Какой будет у нас урожай, как мы его сохраним, от этого все будет зависеть. Надо учесть, что руководство Костанайской области решило в этом году заложить в Стабфонд не 300 тонн картофеля, как в прошлом году, а 1000 тонн. Это говорит о том, что власти реагируют на происходящее достаточно внимательно.

О южных овощах
и фруктах

- А если отойти от местных рамок и посмотреть в целом на плодо-овощную отрасль в Казахстане? Везде такая картина? Говорят, что на юге страны активно работают по овощам и фруктам…

- Южные регионы в другом положении. Там сезонное преимущество: созревание плодов и овощей идет раньше, чем у нас. Овощеводы на юге имеют возможность продавать свой товар на месяц-полтора раньше, чем конкуренты из других областей. Традиционные караваны с юга идут во все стороны уже в начале лета. Так было раньше, так и сейчас. В Шымкенте, например, картошка ранняя, кто об этом не знает? Знают и в Новосибирске, и на Алтае, и в Челябинске. Правда, в России есть свой «шымкент» - Краснодарский край. Да и взять Астраханскую область, соседствующую с Казахстаном – там хотя бы на месяц, но все поспевает раньше.

О ценах и конкуренции

- Спрос тоже имеет свою арифметику: по какой цене товар идет, а по какой нет. Какие объемы можно продать, а на каком этапе нужно остановиться, чтобы не допустить неликвида?

- Объемы, и цены, и уровень конкуренции имеют большое значение. Торговые войны для рынка стали обыденностью. Неслучайно Запад охватила паника, когда Россия в ответ на санкции объявила эмбарго тем же польским яблокам. Производится больше, чем можно продать по высокой цене. Низкая цена приятна только покупателю. А производителю нужна высокая цена. И нам в Казахстане эти принципы рынка так же близки. Рыночные отношения не рассчитаны на то, чтобы всех накормить даром. Если ты работаешь на рынке, ты должен получать прибыль, иметь рентабельность. Низкая цена при больших объемах производства – это худший из всех вариантов для товаропроизводителя. Когда вкладываются в дело большие средства, надо получать и большие результаты или хотя бы иметь позитивную перспективу. Конкуренты эту перспективу стараются у тебя перехватить. Вот мы говорим о южных плодах, выращенных в Краснодаре, в Астрахани или в Шымкенте. Но не забудьте, что еще есть Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан... Часто они продают свою продукцию под видом казахстанской. Зная, что в Казахстане лучше покупают казахстанские овощи и фрукты. Больше доверяют. Думаю, что и в Россию сегодня хлынет поток продукции и продавать ее будут порой как местную.

О том, как политика бьет экономику

- То есть Россия без овощей не останется в любом случае?

- И она это продемонстрирует своим «западным партнерам», которые потеряли огромный рынок как минимум на год. И я не уверен, что страны, прошедшие через эмбарго, вернутся на него безболезненно для себя. Наверняка, в освободившиеся ниши новые поставщики придут надолго, они будут сопротивляться, постараются не отдать тот неожиданный куш, который им подкинули политики. И это должно стать примером для многих.

- Мы тоже должны намотать на ус?

- На всякий случай да. В том смысле, что если мы где-то зацепились, если у нас там есть бизнес, то нельзя делать опрометчивых шагов, махать кулаками. Но что касается плодоовощного ассортимента, то он, может быть, наиболее сложный для продвижения на внешние рынки. Возьмите передовую во всех отношениях Голландию. В ней сегодня в пересчете на наши деньги, по некоторым данным, килограмм картофеля стоит 12 тенге. Местные фермеры производят в восемь раз больше картофеля и овощей, чем потребность в них есть на внутреннем рынке. Куда они спихивали избыток картошки? В Россию. Даже не верится, что у огромной России и маленькой Голландии был рекордный товарооборот. Не Германия держит первое место в торговых отношениях с Россией, а Голландия. Потерять российский рынок для нее катастрофе подобно.

О шансах для своих

- Вот мы и подошли к главному. Россия своих западных партнеров немного наказала за политику - экономикой. Но, по сути, ей о голландцах зачем волноваться? Пусть тамошние фермеры сами жарят свою картошку. России надо беспокоиться о своих фермерах – как им развиваться, куда продавать свои овощи. То же самое мы можем сказать о Казахстане. Лично вы не однажды говорили, что у вашего крестьянского хозяйства – дефицит угодий. Так вы еще не в худшем положении…

- Дела в нашем хозяйстве идут неплохо, и в этом сезоне на урожай не жалуемся. И я знаю ситуацию в России, слежу, как там складывается обстановка. Например, в центральных областях четыре года подряд овощеводы терпели убытки. Килограмм капусты продавали по полтора рубля, или на наши деньги – по 7,5 тенге. А в наших условиях цена килограмма капусты в пределах 20 тенге – катастрофическая, ведет к убыточности. То есть очистить рынок от импорта – значит, дать шанс своим товаропроизводителям. И не только им, но и государству, бюджету. В идеале государство должно дотировать отрасль, если она убыточная. Рассуждаем так: нам нужны свои овощи и фрукты, но мы пока не можем выйти на достаточную рентабельность. Обращаемся к государству за поддержкой, за дотациями, вытаскиваем деньги из бюджета. А можно проще – отказаться от импорта. Как это отчасти сделала Россия. Но для этого потребовались форс-мажорные обстоятельства. Потому что перекрыть дорогу импорту сегодня чревато изоляцией.

Россия борется в сложнейших для нее политических условиях. И рынок на это тоже реагирует. Не только в России, но и в пространстве Таможенного союза. При добросовестной конкуренции цены будут вести себя достаточно спокойно. Если мы сумеем насытить свой рынок, то не будет засилья импорта и цены на местные товары будут ниже импортных. Хотя было бы справедливо продавать свежие овощи, с грядки, экологически чистые, немного дороже, чем привозные, в качестве которых потребитель не вполне уверен.

О том, можно ли без химии

- Так оно и есть – достаточно побывать на зеленом базаре, чтобы сравнить: цены на привозные и местные овощи заметно отличаются, наши - дороже. Хотя с учетом транспортных расходов должно быть наоборот…

- Ценообразование - вопрос сложный, требует исследований. Можно услышать такие аргументы: на Западе себестоимость овощей и пшеницы ниже, чем у нас, потому что там высокие урожаи, о которых мы и не мечтаем. Действительно, если мы считаем зерно тоннами, то на Западе мерка - десять тонн. Это показывает объемы производства и уровень производительности труда. Мы хотим получать такие урожаи? Если да, то надо активно применять химические препараты, стимуляторы роста. Чтобы считать урожай с гектара десятками тонн пшеницы, без этого не обойтись. Ради прибыли нужно задействовать химию. Себестоимость продукции резко снизим, а добавочную стоимость увеличим. То же самое можно сделать в животноводстве - получать богатырских телят уже в годовалом возрасте. Но если мы не хотим прибыль любой ценой, а хотим здоровую, чистую продукцию, тогда надо делать ставку не на количество, а на качество. И продавать это качество по высокой цене и в достаточных объемах. Это сложная задача - бороться за то, чтобы наша естественная продукция хорошо продавалась внутри страны и за ее пределами.

- В условиях ВТО, куда Казахстан фактически уже вступил как экономический союзник России и скоро там будет как самостоятельный участник организации, можно ли продержаться только на качестве?

- Мне сложно ответить на этот вопрос. К нам в хозяйство приезжают иностранные партнеры, мы со многими сотрудничаем и с большим интересом слушаем гостей. Рассказывают, что Евросоюз продает химические препараты в Африку, а оттуда получает овощи и фрукты. То есть говорить о чистоте, экологичности какого-либо континента и государства – проблематично. Но это не значит, что мы должны слепо идти на поводу конкурентов. Может быть, наоборот, надо держать «зеленую марку» своей продукции, сделать ее брендом и хорошо на ней зарабатывать.

 

Людмила ФЕФЕЛОВА bolgerdt@mail.ru 54-20-27
Фото  Сергея МИРОНОВА 
Просмотров: 8343
Комментариев: 0
Нравится: +1
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние новости
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* магазин "Авто Lider". Всегда в наличии автозапчасти на а/м Audi, Volkswagen, ВАЗ, Москвич. ул. Дощанова, 133Б (напротив АЗС "Гелиос"). Тел.: 50-70-22, 8-705-902-09-89. 
* Mercedes-Benz 190, 1993 г., цвет черный, фартуки серые, техосмотр пройден. Тел. 8-747-229-47-81. 
* Mercedes С190, 1991 г., цвет бордо, объем двиг. 2 л, техосмотр пройден, хор. сост., 350 тыс. тг, на ходу, двигатель требует ремонта. Тел. 8-778-595-96-80. 
* Mercedes-Benz Е200, 1992 г., салон 124, двигатель 102, 5-ступка, механика, люк, тит. литые диски. Тел.: 56-47-28, 8-777-645-17-40. 
* резины: "Омка" 205х65 R16, 1 шт., "Геостар" 205х65 R16, 1 шт., "Континент" 195х65 R15, 1 шт., б/у, по 2500 тг; шипы для ошиповки резины, 540 шт., 2500 тг. Тел. 8-777-447-37-26. 
* з/ч Audi: генератор Bosch, 14 вольт, 45А, 10 тыс. тг; Москвич: редуктор, головка, поршни, гильзы, кольца. Тел. 8-777-447-37-26. 
* з/ч ГАЗель: бампер, обрешетка радиатора под косые фары, 5000 тг, гильзы цилиндров диагональ 92, 4 шт., 2000 тг; ЗИЛ-130: кольца, диаметр 100, 3000 тг, аммортизатор, 3000 тг. Тел. 8-777-447-37-26. 
* з/ч Mitsubishi: стойки, по 4500 тг. Тел: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* з/ч Audi: свечи зажигания 101905610А, 8 шт., 6400 тг. Тел. 8-705-860-85-79. 
* з/ч ВАЗ: катализатор, б/у, 10000 тг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* з/ч ВАЗ-01,-06: мост; ВАЗ-2101: капот; ВАЗ-05, -07: трамблер, генератор, стартер, карбюраторы, камеры нов., 2 шт. Тел. 8-705-226-46-68. 
* з/ч ВАЗ-2121: боковины; ВАЗ-01,-06,-07: шаровые, диски сцепл,, полуоси, подшипники, трос ручника; ВАЗ-09: стеклоподъемник левый; УАЗ: лебедка электрич. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* з/ч Москвич: двери, 4 шт, помпа; Волга: катушка зажигания, цепь и шестерни распредв. зажигания, ремни вентил. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* з/ч Волга: мосты, ДВС, коробка, балка, рессоры, двери, крылья, блок, головка, кардан, сиденья. Тел.: 50-47-55, 8-777-792-29-99. 
* з/ч Жигули-2114: колпаки новые, недорого. Тел.: 56-96-09, 8-777-616-42-77. 
* з/ч ЗИЛ-130: палец рулевой тяги, 500 тг, переключатель света ножной, 300 тг, флянец на вал КПП, 2000 тг, диафрагма тормозная передняя, 300 тг, задняя 350 тг. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч КамАЗ: корпус КПП после кап. ремонта, стойки с коромыслами на головку блока после капремонта, ремболт на блок, 500 тг. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч К-700: толкатели рокерного вала, 2500 тг; КамАЗ: прокладки на головку, втулка на тормозной кулак, 150 тг, муфта на коленвал, 200 тг. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч К-744 (ремонтная): коробка КПП, 1 млн 500 тыс. тг; контейнер для аккумулятора, 60 тыс. тг; рукава. Тел. 8-777-344-32-48. 
* з/ч МАЗ, Урал: корзина сцепл., нов., диск фередо; Ивеко: седло тягача; К-700: редуктор ВОМ; ГАЗ-21: головка блока, нов. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* з/ч УАЗ: блок, мосты, коробки, двери, крылья, ДВС, головки, рессоры, карданы, диски. Тел.: 50-47-55, 8-777-792-29-99. 
* з/ч Volkswagen Б-3 (дизель): коленвал, интеркулер, фара правая. Тел. 8-777-373-28-71. 
* з/ч Volkswagen Passat Б-4: стекло боковое водительское и заднее. Тел. 8-705-130-90-32. 
* з/ч Honda Saber: коробка передач (автомат), 35000 тг, бампер, 25000 тг; Toyota Hiace: амортизаторы, 8000 тг. Тел.: 39-35-39, 8-702-763-91-00. 
* з/ч Hyundai Sonata, 1997 г.: амортизаторы, 5000 тг, торг. Тел. 8-705-860-85-79. 
* автобагажник решетчатый, 130х130, 5000 тг, торг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* автогрузовик ЗИС-585 (ретро) на ходу. Тел. 8-777-441-13-57. 
* бензопилу "ИВТ-45", нов. + масло + бензин, 18000 тг, торг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* ГАЗ-52 (самосвал), 1992 г., прицеп Тралл, 1988 г., экскаватор Э 4224, 1993 г. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* ГАЗ-33073 (будка), 1993 г., Урал-4320 (бортовой), 1986 г., заправка контейнер. 2-секц. по 7,5 куб.м, 1-секц. по 15 куб.м. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* газовая установка "Рязанка" на з/ч, б/у, эл. клапаны, редуктор, мультиклапан, заправочное устройство. Тел. 8-705-562-29-35. 
* КамАЗ-55102, прицеп-8551, раму прицепа-8352, цена договор. Тел. 8-777-694-62-68. 
* книги по ремонту и обслуживанию а/м легковых, грузовых, спецтехники. Тел. 8-777-30-44-777. 
* набор ключей - головок, 16000 тг, 76 предметов - 47000 тг, 94 предмета - 36000 тг; полог 3,5х7 м, 19000 тг. Тел. 8-777-344-32-48 (Андрей). 
* прицеп курганский для легкового а/м, будку для пчеловода, отл. сост. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* резину R13 шипованную с дисками на ВАЗ, 7000 тг. Тел. 8-705-194-51-19. 
* решетчатый автобагажник, 110х110, хор. сост., недорого. Тел.: 53-68-43, 8-705-130-90-32. 
* УАЗ, 1988 г., новая резина, новый аккумулятор, в отл. сост., 700 тыс. тг. Тел. 8-777-315-85-56. 
* фонари светодиодные на ГАЗель, 6800 тг, фонари задние со стрелкой на КамАЗ, 7500 тг, головку ГБЦ, спринтер, 75 тыс. тг, з/ч на Nissan Тел. 8-705-860-85-79. 
 * Ford Scorpio Sierra-Fiesta, бензин, дизель. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 
* цепи против скольжения при гололеде, бездорожье, на 13, 14 дюймов, заводские, отл., испытаны. Тел.: 28-96-69, 8-705-194-03-52. 
* цепи 19,25 пр-ва ООО "Альба цепь", от 1000 до 13000 тг за п/м, ремни, ленты, патрубки, рукава, 1000 тг. Тел. 8-777-344-32-48. 
* Chevrolet Cruze, 2011 г., отл. сост., 3 млн 500 тыс. тг, торг. Тел. 8-777-149-48-08. 

 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость