Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 21Сентябрь2017
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Ни дать. Ни взять

Костанайские предприниматели пытаются доказать, что с них за использование железнодорожных подъездных путей берут плату сверх всяких границ. Компания, предоставляющая услугу, кивает на плачевное положение, но «резать курицу, несущую золотые яйца» категорически отказывается.

Представители ЦТС полностью уверены в своей правоте и, судя по всему, 
дальше планируют выставлять счета за локомотивы каждому в полном объёме.

 

По-новому

Проблемы у предпринимателей начались в декабре минувшего года, когда АО «Центр транспортного сервиса» (ЦТС), владеющее 25 километрами подъездных путей в Костанайской области, выставило своим клиентам новые договоры. Согласно документам, стоимость и методика расчета услуг изменились. Как оказалось, комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Астаны утвердил новый предельный уровень тарифа для АО «ЦТС» летом прошлого года. Стоимость одного вагоно-километра выросла на 11% и теперь составляет 2250 тенге. Но в конечном итоге это вылилось в многократный рост расходов предприятий на использование подъездных железнодорожных путей. Бизнесмены массово начали жаловаться в Палату предпринимателей.

– Мы пользуемся их услугами много лет, – говорит директор ТОО «Казторгтранс» Халилулла Гран Ака. – До сих пор цена одного прохода вагона составляла по путям 8-10 тысяч тенге, и для нас это было нормально. Но договор расторгли и объявили, что с первого декабря 2016 года мы будем платить по-новому. С утвержденным тарифом мы согласны, но не с методикой расчета. Они как хотят, так и считают. Одному 39 тысяч тенге за вагон, другому – 18 тысяч. Хотя есть в Костанае владельцы веток, которые за вагон выставляют по 5 тысяч тенге. Мы с такими ценами ЦТС проигрываем конкурентам.

Калькулятор, ты не прав

– Мы купили акции (предприятия. – Прим. авт.) со всеми их проблемами. Мы вложили немалые деньги, а отдачи никакой вообще. Состояние дорог плачевное, – говорит советник президента АО «ЦТС» Есенжан Ханбай.

Представители АО «Центр транспортного сервиса» ссылаются на то, что утвержденный тариф не позволяет вкладывать средства в ремонты и реконструкцию. По расчетам компании новый тариф должен был составить 11283 тенге за один вагоно-километр. Антимонопольное ведомство уменьшило эту цифру практически в шесть раз (!). А ведь сегодня подъездные пути, стоящие на балансе предприятия, действительно находятся в плачевном состоянии. Износ в среднем по республике составляет 89%, по Костанаю – 94,1%. Результат – 26 сходов составов в 2016 году. Компания была оштрафована на миллионы тенге. Еще 35 миллионов потратили на устранение аварий. И это не считая средств, которые необходимо выплатить клиентам за приостановление движения.

Видимо, теперь, чтобы как-то компенсировать недополученные доходы, здесь пытаются брать плату за всё, что возможно. Ведь раньше компания за пользование подъездными путями брала стоимость проезда в одну сторону. Сегодня речь идет о том, что плату берут за прохождение состава всегда в обе стороны. Впрочем, с этим шагом контролирующие госорганы и коллеги из АО «НК «Казахстан Темир Жолы» солидарны. Хотя и удивляются, почему компания ждала так долго – дающую такое право методику приняли еще в 2014 году. С объяснением о смене хозяина согласиться сложно, ведь компания в руках частника уже почти два года.

А вот принять то, что с предпринимателей требуют плату за использование всей протяженности подъездного пути, а это в данном случае 2,1 километра, независимо от того, сколько по факту прошел состав, специалисты антимонопольного ведомства и коллеги-железнодорожники не согласны.

– Нам утвердили тариф на всю протяженность ЦТС, а не на каждый тупик, – объясняет советник президента АО «ЦТС» Есенжан Ханбай. – Потому мы берем (плату. – Прим. авт.) за всю протяженность каждого тупика. Мы не имеем права действовать иначе. Если недополучим (доходы. – Прим. авт.), то есть завтра не додадим налоги, с нас также будет это всё высчитываться.

Что касается соблюдения требований антимонопольного законодательства по объемам оказываемых услуг, то в областном департаменте по регулированию естественных монополий с такой постановкой вопроса не согласны. Специалисты подчеркивают, что тариф может быть скорректирован в зависимости от того, насколько выполняется план по объему работ.

Также в контролирующем органе настаивают, что плата должна быть рассчитана из расчета фактического использования подъездного пути, а не всего имеющегося на балансе предприятия отрезка. Поддерживают эту точку зрения и в АО «НК «Казахстан Темир Жолы».

– В данной ситуации применение всей протяженности пути при расчете стоимости услуг каждому потребителю считаю неправильным, – говорит начальник ПУ «Костанай» АО «Центр транспортного сервиса» Азамат Абдрашов. – Если объективно посмотреть, то одни клиенты проезжают полный путь, а другие – нет. Необходимо, исходя из перевозок, разбить сетку тарифов. У нас на каждый тупик своя сетка по суткам, количеству вагонов. Сама методика в данной ситуации, я считаю, неприменима.

Еще один момент, который откровенно возмущает предпринимателей – услуги локомотива оплачивает каждый в полном объеме, независимо от того, сколько вагонов идет в составе.

– Допустим, параллельно при осуществлении одного рейса вы подали 20 вагонов 20 предпринимателям, – попробовал прояснить ситуацию представитель КТЖ. – Но при этом вы закладываете в методику расчета тарифа, что мы якобы каждый вагон загоняли отдельно при фактическом использовании ваших подъездных путей в однократном числе.

Получив утвердительный ответ, специалист задумался.

Фото Сергея МИРОНОВА

Есть идея

Предприниматели высказывают мнение, что, мол, нынешний хозяин компании, просто оказался в хорошем месте. «Что вы сделали на этих двух километрах, которые у вас в собственности есть?», – вопрошают они.

Если говорить о Костанае, в тяжелом положении оказались порядка 40 предприятий, которые вынуждены пользоваться услугами ЦТС. Ведь другого подъездного пути поблизости нет, а построить новый не позволяет плотность застройки и коммуникаций. Рядом проходит магистральный газопровод, есть мост, многочисленные линии связи, электричества и прочее.

– У нас есть предложение, – говорит от имени предпринимателей директор ТОО «Атамекен Дос» Аскар Жабаев. – На этой ветке у вас 40 клиентов. С каждого вы берете деньги. Если вам не по силам эти ремонты, мы согласны выкупить у вас этот участок. Создадим свое ТОО, назначим своего директора. Мы бы эти два километра заново построили. Если ваш тариф умножить, мы бы своими предприятиями за месяц окупили эту дорогу.

К сожалению, от предложения монополист отказался. К тому же продажа малой доли предприятия, входящего в реестр естественных монополий, усложнена многочисленными согласованиями с госорганами.

С другой стороны, на действия ЦТС жалуются не только костанайцы. Предприниматели Житикары сетуют, что компания не следит за грузами, проходящими по её путям. К тому же для того, чтобы оперативно устранять аварии, частникам порой приходится за собственный счет покупать рельсы взамен рассыпающихся. У Краснооктябрьского бокситового рудоуправления также возникли проблемы с расчетом стоимости услуг ЦТС:

– С АО «Центр транспортного сервиса» у нас имеется многолетний опыт работы по станции Майлина, – отмечают в компании. – Они пытаются вменить нам полное расстояние пути, которое составляет 1,9 километра, а выгружаемые грузы проходят 496 метров. Тем не менее в договоре, который до сих пор не заключен на 2017 год, стоит полная протяженность участка. Хотя по большей части путей мы не то, чтобы не проезжаем, они вообще закрыты для движения по техническому состоянию. Для чего мы должны платить за них?

P.S. Председатель совета по защите прав предпринимателей Владимир Шакун метко заметил: «Зарезать курицу, несущую золотые яйца, кто согласится?» Действительно, сегодня ЦТС собирает немалые суммы. Ведь по их словам, по подъездному пути в Костанае проходит до 50 вагонов в сутки. Вот только от представителей монополиста предприниматели так и не услышали, сколько же средств вложила компания в ремонт на территории именно в Костанайской области. Известно лишь, что по республике сумма затрат по этой статье расходов в 2016 году составила 150 миллионов тенге.

Евгения ЕРМАКОВА eugenia1883@list.ru 54-18-35
Фото  автора 
Просмотров: 971
Комментариев: 1
Нравится: +1
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Алексей
24.03.2017 в 16:52:19
Дайте в аренду 1 метр гос границы! Разобрали приближенные по километры и балдеют. На самолетах пожрать летают нечего не делая. Вот где нужно оптимизацию провести.
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние события
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Афиша на неделю
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ
Остальные объявления
ПроектыАфишаБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость