Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 20Июль2018
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
«Самые интересные философы – дети и старики»Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93 «Самые интересные философы – дети и старики»

«Самые интересные философы – дети и старики»

Накануне юбилея философствовали с Сапаром Колдыбаевым.

Коротко о сложном

– Сафар Абдугалиевич, вы стали философом в советское время, когда столпами этой науки были Маркс и Ленин. Сейчас философия обходится без них?

– Марксистско-ленинский раздел остался, без него нельзя, так как это часть мировой философии. Но если раньше его не подвергали критике, то сейчас наряду с объективными оценками, естественно, есть и критические, но не оголтелые. Марксизм-ленинизм критикуют за то, что это была философия советской власти, что было обещано построить идеальное общество – коммунизм, сейчас его называют утопией. Современная российская и казахстанская философия Ленина вообще не причисляет к философам. Объективности ради надо заметить, что Ленин и сам себя философом не считал, он вообще был скромным человеком, но свое понимание философских трудов излагал мастерски. Это уж затем Сталин выдвинул Ленина в один ряд с великими философами – так появился ленинский этап в этой науке.

Сегодня курс отечественной философии состоит из двух частей – истории и теории. Остались традиционные темы: онтология – учение о сущем; гносеология – теория познания; социальная философия. Мы отдаем должное этим темам, они входят в теорию философии. Сегодня эта наука более живая, чем когда мы годами изучали марксизм. Наряду с диалектикой живо обсуждается синергетика, универсальная теория эволюции. Порой ее трактуют как процесс перехода от хаоса к упорядоченному состоянию и обратно. Если раньше были догмы, которые затверживались, отступать от них нельзя было ни на шаг, то сейчас взгляд на философию более творческий и реальный.

– В каких отношениях философия с политикой?

– История философии, например, меньше подвержена политическому влиянию, чем, скажем, политология, история Казахстана. Хотя многое зависит от того, как расставишь акценты. Например, диалектику Гегеля мы когда-то трактовали как «алгебру революции», а сейчас рассматриваем всесторонне, не зацикливаясь на «алгебре революции».

Когда-то на острие были Герцен, Огарев, другие революционные демократы, что опять же увязано было с политикой советского периода. Сейчас, мы если говорим о русской философии, излагаем философские воззрения с Древней Руси, IX века – Григория Сковороды, Владимира Мономаха, а далее – почвенников, славянофилов, западников.

Что касается теории философии, то влияние партийности более сильное, особенно на социальную ее часть – при советской власти это был исторический материализм, и он довлел над всем курсом философии. Приоритет был отдан явно партийным темам – классовости общества, философским проблемам революции. Сегодня односторонних акцентов в социальной философии поубавилось, хотя, как в любой социально-гуманитарной науке, линия партийности присутствует и сегодня.

По мере взросления и страдания

– Существует ли житейская философия?

– Безусловно. Она начинается с детских вопросов: что такое время, откуда на небе звезды и т.п. Философы рассуждают о том же, но порой очень сложно и заумно. Словесная усложненность отпугивает многих людей от официальной философии. Кант, проводя аналогию с мифами, говорил: «Философия делает ясным всё то, что является смутным в мифах». Она должна быть доступной любому человеку. Не обязательно учиться на философском факультете, чтобы разбираться в философских вопросах. И нельзя считать человека философом только за то, что он окончил соответствующий факультет. Образование лишь позволяет человеку проснуться, посмотреть на мир иначе, чем смотрит нефилософ.

История знает немало людей, которые стали философами «не по специальности». Бенедикт Спиноза был голландским стекольщиком. Абай Кунанбаев – акыном, но его «Слова назидания» имеют глубокий философский смысл. Лев Толстой был писателем, и без его произведений мировую философию трудно представить. По Карелу Ясперсу, когда человек задумывается над общими вопросами, он становится «человеком философствующим». Взрослея, старея или оказываясь в пограничных ситуациях, человек становится философом. Блестяще, к примеру, это отобразил Лев Толстой в повести «Смерть Ивана Ильича».

Советник Головин до 45 лет ни о чем не задумывался – кутил, не обращал внимания на близких, но внезапно заболел. Врачи сказали: жить осталось недолго. От потрясения он меняется. «Неужели меня не будет?» – задает он вопрос, который труден для каждого человека. И тогда Головин горько раскаивается: почему бездумно потратил свою жизнь? Внутренняя драма приводит его к пониманию других жизненных ценностей, реализовать которые он уже не может.

– Сейчас Толстой считается слишком «толстым» – долго читать. Таков удел и других великих писателей и написанных ими произведений…

– Даже если не читают, то с возрастом человек всё равно начинает осознавать свою физическую конечность. Для большинства людей это трагедия, но, как правило, не в молодые годы. А если думать о том, что кроме рождения есть и неизбежный конец, то люди, наверное, избежали бы многих ошибок. Скажем, чрезвычайно богатые люди уходят в мир иной, теряют огромные материальные ценности – с собой их не заберешь.

Богатство не дает бессмертия, не защищает от болезней. Тогда зачем столько денег? Может быть, не стоило посвящать им всю жизнь? Рано или поздно каждый понимает, что в жизни есть настоящие ценности, а главные из них – духовные. Хотя, конечно, нельзя отрицать фундаментальную роль материального в жизни человека, но ведь не ценой превращения в потребителя, который одержим жизненной гонкой только за деньгами.

Когда человек «сбывается»?

– Курс философии в отечественных вузах позволяет студенту осознать, что суть человеческая определяется не уровнем потребления? Вы на лекциях говорите о духовном, а за стенами аудитории – о сиюминутном. Телевизионная реклама въедается в человека с младенчества и доказывает, что только товар сделает его счастливым. Вузовская философия бессильна против этого?

– Гносеология, онтология, философия науки, методология логики интересны, но развивают преимущественно рациональное мышление, которое востребовано нашим временем. Временем, когда добывание внешних элементов жизни, денег становится смыслом человеческого существования. В разумных рамках это нужно. Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант, очерчивая рамки философских проблем, сводил их к четырем вопросам: 1. Что Я могу знать? 2. Что Я должен делать? 3. На что Я могу надеяться? 4. Что есть человек?

Последней проблеме в современной отечественной философии уделено мало внимания. Но ведь это центральный вопрос: что есть человек? В нашей философии мало уделяется внимания проблемам человека, которого Достоевский называл «космосом». Это – духовное существо. Задача философии – показать, что человек «сбывается» только тогда, когда он отступает от всего конечного, от всего вещественного. Тогда он становится человеком. Платон, Сократ понимали философию как любовь к мудрости, к совершенству, к абсолюту. Но такая философия не преподается в вузах. А она нужна – духовность сегодня востребована как никогда.

Оптимально было бы начать с экзистенциалистов ХIХ-ХХ вв, с философии человеческого существования о смысле жизни, свободе, ответственности. Это философия Достоевского, Толстого, Абая, Камю, Сартра, Бердяева… Конечно, у них есть и крайности. Но одно для меня несомненно: эта философия заставит думать. И в этом аспекте надо перестраивать содержание, программу философии, которую преподают в вузах.

Жить по совести

– С философией неразрывно связана и религия. Вера в Бога человеку ближе, чем философия экзистенциализма. В мечеть, в церковь большинство людей приходит, не сомневаясь в тех словах, которые говорят священнослужители. Или здесь тоже есть свои крайности?

– Жизнь показала, что вера людям нужна. Мне порой студенты задают вопрос: а вы верите в Бога? Я отвечаю, что считаю религиозно верующим только того человека, который живет по заповедям Бога. Если он не лжет, не ворует, не совершает жестоких преступлений, если он порядочен. Верующий человек тот, кто практически, а не на словах живет по совести. Так понимали веру в Бога, например, Абай, Шакарим, священник Мень. Иначе говоря, словесная вера в Бога, хождение в церковь, мечеть – не основные критерии, хотя и это необходимо. Но главное всё же – жить по вере.

Доморощенный – значит свой

– Сафар Абдугалиевич, вы нередко называете себя «доморощенным философом». Как это понимать?

– Так себя называю, потому что вышел из стен Костанайского пединститута, впоследствии он дал региону и университет, КГУ имени Ахмета Байтурсынова. Здесь я работаю уже 43 года, а философией увлекся со второго курса. О своем профессиональном выборе никогда не жалел. Уходил в свое время на административные посты, но с наукой связь не прерывалась, о чем можно судить по количеству монографий – порядка десяти научных публикаций – под две сотни, есть и научные пособия. И это всё – по философии. Эта наука учит понимать, любить жизнь и не бояться ее сложностей.

5 апреля – юбилей у заведующего кафедрой философии КГУ им. Ахмета Байтурсынова, доктора философских наук Сафара Абдугалиевича. В этом же году будет 50 лет, как на втором курсе Кустанайского государственного педагогического института (диплом КГПИ у Колдыбаева с отличием) он стал старостой философского кружка. В 1970 году окончил философскую аспирантуру и защитил диссертацию, через 11 лет – докторскую. И есть ещё одна важная дата: 19 ноября 1994 года Сафар Колдыбаев, будучи ректором КГУ, предложил присвоить университету имя Ахмета Байтурсынова – эта инициатива отражена в протоколе Учёного совета.  
Людмила ФЕФЕЛОВА bolgerdt@mail.ru 54-20-27
Фото  Константина ВИШНИЧЕНКО 
Просмотров: 2105
Комментариев: 0
Нравится: +9
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние новости
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* газплиты: "Gefest", 14500 тг, "Дружковка", "Идель", "Минск", по 9500 тг, "Брест", 60х60, 12500 тг, "Советская", 7500 тг; 2-конф. с духовкой, 5500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* газплиту 4-конф. "Делюкс", 18500 тг, "Норд", 16500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* газплиту 3-конф. (под газбаллон), газовые баллоны, 3 шт. Тел.: 8-707-392-58-84, 8-747-843-00-86. 
* казан 100 л, 100 тыс. тг, варианты обмена; палас, 2х5, отл. сост., 9500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* маш. стиральные автомат, 5 кг: "LG", 28500 тг, "Indesit", 22000 тг, "Kaiser", 12500 тг, "Белка-10м", квадратная, 9500 тг, "Малютка", 6500 тг; полуавтоматы: "Сибирь", 12500 тг, "DAEWOO", 17500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* маш. швейную "Подольск", электрич., нов., 18000 тг, палас, 2х5, 9500 тг, биде, б/у, отл. сост., 9500 тг, мойки с кранами, 5000 тг, электрич. дрель, 6000 тг, фляги, 40 л, 4000 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* маш. швейную электрич., привезена из Германии, новая, в упаковке, немецкое качество. Тел. 8-777-28-20-321. 
* пылесос, миксер, термопот, 4,8 л, по 3000 тг; сковородки, тарелки, графины, рюмки хруст., чайники завар., вазы, кружки для пива, конфетницы, салатники, дорожку (1,5х1). Тел. 50-27-49. 
* пылесосы: "Samsung", 12500 тг, "Zanussi", 9500 тг; "Thomas", моющий, "LG", на з/ч; обогрев. масляный, 7500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* спальный гарнитур, б/у, мягкий уголок, шкаф плательный. Тел.: 54-40-62, 8-777-363-55-67, 8-775-108-07-45. 
* стол кухонный, тумбу под ТВ, кресла, 2 шт., трельяж, этажерку, все по 3000 тг; стулья, 3 шт., по 500 тг, пледы. Тел. 50-27-49. 
* телевизоры: "Samsung", d.72, 11500 тг, "LG", d.54, 7500 тг, "Samsung", d.107, ж/к, на з/ч, 15000 тг; телефон "Sony", 15000 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* холодильники: "Indesit", 2-камер., нов., 65000 тг, "Атлант", 2-камер., б/у, 45000 тг, "Бирюса", 14500 тг, морозильная камера "Бирюса", 35000 тг, ларь-морозильник "Кристалл", б/у 1 год, 25000 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* газплиту 3-конф. с газбаллоном, маш. стиральную, полуавтом., холодильник 2-камер., хор. сост. Тел.: 8 (714-55) 2-25-17, 8-777-373-51-08. 
* диван, люстру, столик журнальный, стол кухоный, ковер, плед. Тел. 8-707-664-84-98. 
* диван, 2 кресла, отл. сост., можно по отдельности, в связи с переездом. Тел.: 28-11-63, 8-777-741-57-81. 
* диван, 2 кресла, столы обеден., журнальн., стулья мягкие, шифоньер, мантоварку нов., покрывало, недорого. Тел.: 28-24-39, 8-705-544-58-30. 
* ковер, полушерст., 5х3, б/у, отл. сост., недорого. Тел.: 53-68-43, 8-705-130-90-32. 
* ковер, 2х3, шкаф универ., шкаф 3-створч., зеркала, бра, мат "Нуга-Бест" лечеб. Тел. 8-701-769-42-77. 
* ковры, 2,5х3, натур. и искусств., отл. сост., цена договор. Тел. 55-41-09, 8-705-456-01-54. 
* кровать детскую, манеж, машинки дет., велосипед "Урал". Тел. 8-705-226-46-68. 
* кровати (120х200, 150х200), по 10000 тг. Тел.: 8 (714-55) 2-61-00, 8-775-525-20-35. 
* кровать железную, 2 шт., по 2000 тг. Тел. 8-705-559-30-42. 
* мантоварку большую, керогаз. Тел. 8-777-412-60-56. 
* мантоварку советского пр-ва. Тел. 8-777-538-90-35. 
* маш. стиральную "Белка-10М", отл. сост., 12000 тг. Тел. 8-777-315-85-56. 
* маш. стиральную "Ока", телевизор "Samsung". Тел.: 55-67-15, 8-705-989-13-61. 
* мягкий уголок, 40000 тг, п. Затобольск. Тел. 8-747-121-10-79. 
* пылесосы, посуду, чайники завар., казаны чугунные с крышками, 6 л, советского пр-ва, 4 шт. по 3500 тг. Тел.: 26-33-76, 8-705-169-98-67. 
* сервант для посуды, шкаф плательный, стол журн. Тел.: 26-78-23 (после 20.00), 8-747-594-78-42. 
* сковородки, скороварки, массажер для ног, недорого. Тел.: 26-33-76, 8-705-169-98-67. 
* спальный гарнитур (Украина), нов., 120 тыс. тг, торг; обогреватель, нов. Тел. 25-50-92. 
* стенку, 5 м, шкаф плательный, 2 шкафа для посуды; журнальный столик, 7000 тг, все б/у. Тел.: 8 (714-55) 2-25-17, 8-777-373-51-08. 
* стол круглый, ковры, посуду. Тел. 50-18-02. 
* стол обеден., стулья мягкие, картины и многое др., в связи с переездом. Тел. 8-747-594-78-42. 
* стол письмен., шкаф книжный, маш. швейные "Подольск" (ножная и ручная), цены договор. тел.: 56-83-40, 8-705-142-43-33. 
* телевизор "LG", d. 54, 5000 тг, торг. Тел.: 8-777-412-77-68, 8-775-210-21-68, 8-747-196-88-21. 
* телевизоры: "Samsung" (Корея); "Юность-406Д". Тел. 26-21-57. 
* утюги (Россия), б/у, по 2000 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63. 
* холодильник "Бирюса", 15000 тг, счетч. эл., 500 тг, утюг, 500 тг, ресивер для спутник. антенны, 3000 тг. Тел.: 39-35-39,  8-777-336-65-58, 8-777-393-86-78. 
* шифоньер полиров., прихожку с зеркалом, б/у. Тел. 8-747-594-78-42. 
* шторы бамбуковые, 2 шт. Тел. 8-777-972-03-15 (после 18 часов). 
* эл. плитку 2-конф., 3500 тг, эл. плитки, 4 шт., по 1000 тг, маш. "Vitek" для стрижки волос Тел.: 26-33-76, 8-705-169-98-67. 

 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость