Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 22Январь2019
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Он строил «эпоху перемен»Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Он строил «эпоху перемен»

Он строил «эпоху перемен»

«Всё важное, что сделал Жазит КУДАЙКУЛОВ в своей жизни, связано с «эпохой перемен». Его трудовая биография началась после смерти Сталина, в хрущёвскую оттепель, когда страна позвала всех поднимать целину. В горбачёвскую перестройку он пошёл на директорские выборы. После обретения Казахстаном независимости первым в республике стал директором-частником. Этот шаг сделал в АПК Жазита Каримовича исторической личностью», – так «КН» писали о Кудайкулове накануне его 75-летия. Это был его последний юбилей при жизни.

Карабатыр

Одним из прадедов Жазита Кудайкулова был Карабатыр, героически защищавший степь более двух веков назад, когда казахи защищались от калмыцких набегов. Его дед Кудайкул был старшим бием Бестюбинской волости. Отец – одним из тех, кто создавал колхозы и председательствовал в четырех из них. Как говорит бывший аким Камыстинского района Багытур Дандыбаев, Жазит Кудайкулов, как аграрник, унаследовал лучшие качества своего отца.

Прежде чем стать директором, Жазит работал шофером, киномехаником, кредитным инспектором, секретарем парткома. В нем бурлила неиссякаемая энергия. Его восприятие мира было ярким, он генерировал идеи и воплощал их. В пик его славы новости о Кудайкулове будоражили страну. Он первым купил самолет, привез в Казахстан страусов, перевез из Монголии оралманов. Он был первым и единственным, кто установил в селе светофоры, телефонную будку. Именно здесь возродили производство шубата и кумыса такого качества, какое соответствовало народному стандарту. На все это нужны были деньги. Откуда они? В 90-е годы АПК рушился, села разваливались, а Карабатыр расцветал. Может Кудайкулову было явлено чудо?

– Никакого чуда не было, – говорит Багытур Дандыбаев. – Если некоторым директорам совхозов «везло» принять хозяйство в хорошем состоянии, то Кудайкулов принимал совхозы, когда они «лежали на боку». И поднимал их, заставлял всех работать. В период реформ и другие могли, как Кудайкулов, вести хозяйство, но пошли иным путем…

Известный казахстанский журналист Александр Тараков в книге «Есть в жизни магистральный путь» одну главу – «Оазис в степи» – посвятил поездке в Карабатыр и знакомству с Жазитом Кудайкуловым: «Здесь технику с молотка не продавали, стада под нож не пускали, цивилизацию в виде света, воды и стабильной зарплаты не отменяли».

Но и это не весь «секрет» успехов агрофирмы «Карабатыр» и ее первого директора. Жазит Каримович был смелым человеком с широкой щедрой душой. Елубай Аманжолов, заслуженный работник сельского хозяйства Казахстана, вспоминает, как на тое в Тарановском районе, посвященном 100-летию писателя Беимбета Майлина, возле сектора «Карабатыра» собирались толпы. Двухэтажная юрта, фонтан, канатоходцы – все ахали. Такое видели только в кино и то, если это была сказка.

Зигзаг удачи

Кстати, о кино. Молодой Кудайкулов снялся в комедии «Зигзаг удачи». Дело было в Алма-Ате, на катке «Медео». Там шли съемки, и юношу с кудрявой шевелюрой и горящими глазами заметили, предложили участвовать в массовке. Кадров немного, но эпизод этот имел значение для личности молодого человека. Он всегда хотел подняться над обыденностью и стереотипами.

В 1986 году, когда горбачевская перестройка уже провозгласила курс на демократию и плюрализм мнений, в совхозах стали выбирать директоров. В «Ворошиловском» вспомнили Кудайкулова, который ранее здесь работал секретарем парткома. А вспомнили потому, что отсюда он ушел директором в «Талдыкольский» и навел там порядок. Подходящий момент для возвращения, решил коллектив «Ворошиловского». Проголосовали единогласно. Почти. Против была знатная работница, депутат райсовета. Выступила смело: пусть едет туда, откуда явился. Возможно, было нужно, чтобы раздался голос против, поскольку плюрализм и демократия требовали наглядных доказательств. Однако после голосования ей пришлось подойти к избранному директору:

– Мне уходить? Написать заявление? – спросила она.

– Работайте как раньше. Вы мне не мешаете, – спокойно ответил Кудайкулов.

Не будь народной поддержки, а ее получает лишь тот, кто сам о народе думает, Кудайкулову не стать ни «первой ласточкой реформ», ни «первым помещиком Казахстана», как уже в 90-е годы представил его стране глава государства.

Думал ли Жазит Каримович о том, что открывает новую страницу истории аграрного сектора Казахстана, когда решил приватизировать хозяйство, когда переименовал совхоз «Ворошиловский» в агрофирму «Карабатыр»? Если и думал, то чисто в практическом плане. Никто не знал, как это делается. С людьми объяснился, дал гарантии, что не останутся без куска хлеба, что школа, детсад работать будут, что техника не уйдет «налево» и т.д. Люди поверили.

Жизнь в Карабатыре шла своим чередом. Все хлопоты достались директору. Это он преодолевал бюрократические препоны. В 1994 году Постановлением Правительства Карабатыр получил свое исконное имя. К слову, Климент Ефремович, когда был создан совхоз его имени (1944 г.), выхлопотал для него два грузовика «ЗИС-5» и токарный станок завода «Красный пролетарий». В 1946 году эти солидные инвестиции дошли до адреса. А ровно через 50 лет Жазит Кудайкулов докладывал в ходе встречи Президента с руководителями сельхозпредприятий о том, что создал частное аграрное предприятие, да еще с таким звучным названием. Воспринято это было хорошо – агрофирма «Карабатыр» и ее учредитель вошли в историю страны.

Человек Миллениума

В 2000 году, в Миллениум, о котором столько говорили и радовались во всем мире, Жазит Кудайкулов стал Человеком года. Это было признание от всего Казахстана. Из всех регионов ехали посмотреть Карабатыр: что за диво. Фонтан, бассейн, страусы, фазаны, парк, деревья в котором высаживали крупные деятели. В Карабатыре появились музей, мечеть, казахская школа. И директора школы, и муллу Кудайкулов привез из Монголии – сам ездил агитировать. 19 семей переехали на историческую родину, это 200 человек. Они и сейчас там живут.

Писатель и журналист Салим Мендыбаев говорит, что Кудайкулов был истинным реформатором. Это было частью его натуры: все делать заметно, но не бесшабашно.

– Благодаря его хлебосольству, построена железная дорога Алтынсарино-Хромтау, – говорит Багытур Дандыбаев. – Это был очень важный проект для экономики. Жазит Каримович позвал всех участников переговоров за свой дастархан, и в теплой обстановке удалось поговорить обо всем, что сопутствует таким начинаниям.

К Кудайкулову стали приезжать за советами и за опытом.

– Я работал директором Карабалыкской опытной станции. Не хотел отставать, и отправил в Карабатыр агронома, экономиста и зоотехника, – рассказывает Елубай Аманжолов. – В итоге мы пришли к выводу, что идем почти наравне, но у нас не было той праздничной атмосферы, которая отличала Карабатыр. Там всегда были готовы встретить гостей и удивить. Это тоже надо уметь…

Видел людей во власти

Сам Жазит Каримович так говорил журналистам «КН»:

– Ко мне многие обращаются с просьбами. Я в их глазах огромный, богатый, знаменитый. Люди преувеличивают, как всегда. Но чем могу, я помогаю. Мой отец помогал людям, когда за горсть зерна отправляли на лесоповал. Знаешь, сколько немцев ему спасибо говорили? Отец видел, что я на месте не сижу, энергия есть. Сказал: характер тебе позволяет быть директором совхоза, старайся, хороший директор – жизнь хорошая. А я, каких директоров я видел! Павел Ананьевич Лой, Павел Дмитриевич Зайцев... Смотрел на них и никакой работы не боялся…

– …Когда работал в «Талдыкольском», областью руководил Василий Демиденко. Его по-разному сегодня вспоминают, на кого-то он нагонял страх. А я у него был на хорошем счету. Когда Талдыколь поднялся, оставил он меня как-то поговорить с глазу на глаз. Похвалил, потом спрашивает, наверное, мечтаешь о чёрной «Волге»? Молчу, тогда ещё мало директоров на «Волгах» ездило. А он: новой нет, бери мою…

Когда советские «Волги» перестали быть престижными, но иномарки ещё не вошли в широкий обиход, Кудайкулову снова выпал презент – от Балташа Турсумбаева – «Вольво».

– Я многих людей видел во власти. С Президентом встречался почти двадцать раз. Ни один аграрник в Казахстане столько не общался с главой государства. Почему именно мне такая честь? Люблю идти вперёд…

О Карабатыре мы не боимся сказать, что агрофирма остается стабильной, в полях порядок. Руководит хозяйством Марат Жазитович Кудайкулов.

Жазит Каримович КУДАЙКУЛОВ родился 17 мая 1938 г. в селе Фрунзе Орджоникидзевского (Денисовского) района. Был директором совхозов «Талдыкольский» и «Ворошиловский» (позднее агрофирма «Карабатыр») в Камыстинском районе. Активный участник реформ в Казахстане и СНГ (зампредседателя консультационного совета СНГ, член Международного профсоюза АПК, председатель Союза профсоюзов сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций РК), лауреат конкурса «Человек года – 2000». Награжден советскими, казахстанскими и зарубежными орденами и медалями, в том числе Большой золотой медалью Ассоциации содействия промышленному производству Франции, учрежденной Наполеоном Бонапартом. Умер 22 сентября 2013 года. Похоронен в селе Карабатыр Камыстинского района.  

 

Людмила ФЕФЕЛОВА bolgerdt@mail.ru 54-20-27
Фото  Сергея МИРОНОВА 
Просмотров: 2611
Комментариев: 0
Нравится: +4
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние новости
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* магазин "Авто Lider". Всегда в наличии автозапчасти на а/м Audi, Volkswagen, ВАЗ, Москвич. ул. Дощанова, 133Б (напротив АЗС "Гелиос"). Тел.: 50-70-22, 8-705-902-09-89. 
* Mercedes-Benz 190, 1993 г., цвет черный, фартуки серые, техосмотр пройден. Тел. 8-747-229-47-81. 
* Mercedes С190, 1991 г., цвет бордо, объем двиг. 2 л, техосмотр пройден, хор. сост., 350 тыс. тг, на ходу, двигатель требует ремонта. Тел. 8-778-595-96-80. 
* Mercedes-Benz Е200, 1992 г., салон 124, двигатель 102, 5-ступка, механика, люк, тит. литые диски. Тел.: 56-47-28, 8-777-645-17-40. 
* резины: "Омка" 205х65 R16, 1 шт., "Геостар" 205х65 R16, 1 шт., "Континент" 195х65 R15, 1 шт., б/у, по 2500 тг; шипы для ошиповки резины, 540 шт., 2500 тг. Тел. 8-777-447-37-26. 
* з/ч Audi: генератор Bosch, 14 вольт, 45А, 10 тыс. тг; Москвич: редуктор, головка, поршни, гильзы, кольца. Тел. 8-777-447-37-26. 
* з/ч ГАЗель: бампер, обрешетка радиатора под косые фары, 5000 тг, гильзы цилиндров диагональ 92, 4 шт., 2000 тг; ЗИЛ-130: кольца, диаметр 100, 3000 тг, аммортизатор, 3000 тг. Тел. 8-777-447-37-26. 
* з/ч Mitsubishi: стойки, по 4500 тг. Тел: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* з/ч Audi: свечи зажигания 101905610А, 8 шт., 6400 тг. Тел. 8-705-860-85-79. 
* з/ч ВАЗ: катализатор, б/у, 10000 тг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* з/ч ВАЗ-01,-06: мост; ВАЗ-2101: капот; ВАЗ-05, -07: трамблер, генератор, стартер, карбюраторы, камеры нов., 2 шт. Тел. 8-705-226-46-68. 
* з/ч ВАЗ-2121: боковины; ВАЗ-01,-06,-07: шаровые, диски сцепл,, полуоси, подшипники, трос ручника; ВАЗ-09: стеклоподъемник левый; УАЗ: лебедка электрич. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* з/ч Москвич: двери, 4 шт, помпа; Волга: катушка зажигания, цепь и шестерни распредв. зажигания, ремни вентил. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* з/ч Волга: мосты, ДВС, коробка, балка, рессоры, двери, крылья, блок, головка, кардан, сиденья. Тел.: 50-47-55, 8-777-792-29-99. 
* з/ч Жигули-2114: колпаки новые, недорого. Тел.: 56-96-09, 8-777-616-42-77. 
* з/ч ЗИЛ-130: палец рулевой тяги, 500 тг, переключатель света ножной, 300 тг, флянец на вал КПП, 2000 тг, диафрагма тормозная передняя, 300 тг, задняя 350 тг. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч КамАЗ: корпус КПП после кап. ремонта, стойки с коромыслами на головку блока после капремонта, ремболт на блок, 500 тг. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч К-700: толкатели рокерного вала, 2500 тг; КамАЗ: прокладки на головку, втулка на тормозной кулак, 150 тг, муфта на коленвал, 200 тг. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч К-744 (ремонтная): коробка КПП, 1 млн 500 тыс. тг; контейнер для аккумулятора, 60 тыс. тг; рукава. Тел. 8-777-344-32-48. 
* з/ч МАЗ, Урал: корзина сцепл., нов., диск фередо; Ивеко: седло тягача; К-700: редуктор ВОМ; ГАЗ-21: головка блока, нов. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* з/ч УАЗ: блок, мосты, коробки, двери, крылья, ДВС, головки, рессоры, карданы, диски. Тел.: 50-47-55, 8-777-792-29-99. 
* з/ч Volkswagen Б-3 (дизель): коленвал, интеркулер, фара правая. Тел. 8-777-373-28-71. 
* з/ч Volkswagen Passat Б-4: стекло боковое водительское и заднее. Тел. 8-705-130-90-32. 
* з/ч Honda Saber: коробка передач (автомат), 35000 тг, бампер, 25000 тг; Toyota Hiace: амортизаторы, 8000 тг. Тел.: 39-35-39, 8-702-763-91-00. 
* з/ч Hyundai Sonata, 1997 г.: амортизаторы, 5000 тг, торг. Тел. 8-705-860-85-79. 
* автобагажник решетчатый, 130х130, 5000 тг, торг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* автогрузовик ЗИС-585 (ретро) на ходу. Тел. 8-777-441-13-57. 
* бензопилу "ИВТ-45", нов. + масло + бензин, 18000 тг, торг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* ГАЗ-52 (самосвал), 1992 г., прицеп Тралл, 1988 г., экскаватор Э 4224, 1993 г. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* ГАЗ-33073 (будка), 1993 г., Урал-4320 (бортовой), 1986 г., заправка контейнер. 2-секц. по 7,5 куб.м, 1-секц. по 15 куб.м. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* газовая установка "Рязанка" на з/ч, б/у, эл. клапаны, редуктор, мультиклапан, заправочное устройство. Тел. 8-705-562-29-35. 
* КамАЗ-55102, прицеп-8551, раму прицепа-8352, цена договор. Тел. 8-777-694-62-68. 
* книги по ремонту и обслуживанию а/м легковых, грузовых, спецтехники. Тел. 8-777-30-44-777. 
* набор ключей - головок, 16000 тг, 76 предметов - 47000 тг, 94 предмета - 36000 тг; полог 3,5х7 м, 19000 тг. Тел. 8-777-344-32-48 (Андрей). 
* прицеп курганский для легкового а/м, будку для пчеловода, отл. сост. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* резину R13 шипованную с дисками на ВАЗ, 7000 тг. Тел. 8-705-194-51-19. 
* решетчатый автобагажник, 110х110, хор. сост., недорого. Тел.: 53-68-43, 8-705-130-90-32. 
* УАЗ, 1988 г., новая резина, новый аккумулятор, в отл. сост., 700 тыс. тг. Тел. 8-777-315-85-56. 
* фонари светодиодные на ГАЗель, 6800 тг, фонари задние со стрелкой на КамАЗ, 7500 тг, головку ГБЦ, спринтер, 75 тыс. тг, з/ч на Nissan Тел. 8-705-860-85-79. 
 * Ford Scorpio Sierra-Fiesta, бензин, дизель. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 
* цепи против скольжения при гололеде, бездорожье, на 13, 14 дюймов, заводские, отл., испытаны. Тел.: 28-96-69, 8-705-194-03-52. 
* цепи 19,25 пр-ва ООО "Альба цепь", от 1000 до 13000 тг за п/м, ремни, ленты, патрубки, рукава, 1000 тг. Тел. 8-777-344-32-48. 
* Chevrolet Cruze, 2011 г., отл. сост., 3 млн 500 тыс. тг, торг. Тел. 8-777-149-48-08. 

 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость