Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 22Январь2019
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Уроки ШалабаеваКостанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Уроки Шалабаева

Уроки Шалабаева

Директоров совхоза имени Докучаева (Урицкого, позднее Убаганского района) мало кто сегодня может вспомнить. Но директора Докучаевской школы Василия Шалабаева не забывают.

Василий Амельянович  в редкие дни отдыха.

«Прорастал через войну»

В стихах и прозе он рассказывал о том, как рос, взрослел, работал.

Шалабаев – чистокровный казах, родившийся в Сибири, где и записали ему в метриках русское имя-отчество. Отец назвал сына Масгут Алимжанулы, но писарь, помыкавшись с трудным сочетанием букв, написал более привычное имя. Оно сыграло определенную роль в дальнейшей жизни Василия Шалабаева. Имя столь же принципиальное, каким был сам Шалабаев. Перебравшись из России в Казахстан, как того хотели родители, он мог бы переписать метрики. Еще проще это было сделать, когда началась эпоха перемен. Но Шалабаев упрямо оставался Василием Амельяновичем – он не менял себя ни под какие обстоятельства и ни под кого.

– Когда мы выдвинули его депутатом, кадровики анкетой Шалабаева остались недовольны, – вспоминает бывший первый секретарь Убаганского райкома компартии Евгений Аман. – Им был нужен чистый казах, а не метис Василий Амельянович. Я тогда ответил: он – чистый, вот об этом не беспокойтесь…

Сам же Шалабаев писал так:

Я сибирский по роду,

Не иностранец.

И история детства

Совсем не проста.

В той гремучей поре,

Сквозь беду продираясь,

Как трава сквозь

асфальт

Сквозь войну

прорастал…

С супругой Райхан.

Шалабаев издал всего одну книгу («Дорогами жизни», 150 страниц) за год до своего безвременного ухода. Но многое осталось неопубликованным – он был большим поэтом. И переводчиком, и шахматистом, и философом, и общественным деятелем. И педагогом, учителем был такого уровня, какой недостижим с помощью только лишь пединститута и диплома. Те, кого он учил литературе или истории, навсегда остались в статусе учеников Шалабаева. Его уроки завораживали молодежь бездонностью. Шалабаев знал всё, и это всё отдавал детям.

Писатель и журналист Салим Мендыбаев, написавший отзыв на книгу Шалабаева, вспоминает, как бывшая ученица пригласила его в село Аксуат, где когда-то жил и работал Спандияр Кубеев. «Это было маленькое событие, но участие в нем Шалабаева сделало его огромным и незабываемым. Умный, талантливый, разносторонний человек одухотворял атмосферу вокруг себя. Он прекрасно знал и казахский, и русский языки, и они оба ему давались литературно, что не у всех двуязычных творцов бывает...»

Он жил, уча, участвуя, учась

Вот и я не могу удержаться от личных воспоминаний о Василии Амельяновиче. Как минимум два раза в месяц журналисты районной газеты «Убаганская заря» ездили в совхоз Докучаева по разным поводам и всегда оказывались в гостях у Шалабаевых. Скажу в полной уверенности в своей правоте, с чувством глубокой грусти и ностальгии, что маленькое Докучаево было совсем другим, чем до него и после. Село маленькое, а человек Шалабаев во всех смыслах был большим.

Улица, где он жил, дом со стенами из серого силикатного кирпича, двери, всегда открытые для гостей – сейчас люди живут не так просто, если судить по интерьерам и усадьбам. И не так сложно, как жил он – с грузом своих знаний, представлений о добре и зле, о справедливости и ответственности за происходящее. Его голова была полна знаний, а душа – чувств. И до последнего своего дня он накапливал и то, и другое. Далеко не всем хочется так жить – уча, участвуя, учась. А для него это был образ жизни, способ существования. Для него это была дорога, которой надо идти и тащить за собой других, скорее упирающихся, чем торопящихся попасть в его след.

На момент нашего знакомства я была весьма высокого мнения о собственной, скажем так, эрудиции. Но однажды попала в компанию учителей. Была она не разношерстной, а определенного склада ума, если так можно сказать о компании. Национальная интеллигенция, тем более интересная, что прилагалось к ней еще определение – сельская интеллигенция. Она обладала не только школьными и институтскими знаниями, но и глубинными сведениями о родной земле, могилах великих предков.

Мне показалось, что я приехала издалека, что раньше жила за тысячи верст, хотя и родилась там же, где они – моя личная историческая память была пуста, как лист бумаги в стандартной пачке. И как много таких людей, независимо от национальности, которые десятки лет по-настоящему, душой, не живут там, где живут их физические тела. Шалабаев многих повернул лицом к родной земле, и меня тоже. Например, величие Ибрая Алтынсарина с того дня, как я побывала в компании мудрецов-краеведов – учителей, стало для меня не трафаретным величием, не простым перечислением заслуг, а близкой историей, которую они, соратники Шалабаева и он сам, знали в такой полноте, в какой сегодня уже никто не знает.

Их можно было бы с упреком спросить, почему они не издали книг, мемуаров, но это был бы несправедливый упрек. Пока были живы, учителя, многие из которых учились в школе Алтынсарина, всегда говорили о нём, а книги в то время издавались не с той легкостью, что сейчас. А Василий Амельянович добился увековечивания просветителя в названии района.

В хрониках

Юрий Банков, руководитель архивного отдела Алтынсаринского района, застолбил в хрониках, год, когда Шалабаев впервые выступил с предложением о переименовании Убаганского района в Алтынсаринский – 1988, августовская конференция учителей. Тогда еще не все знали, что Ибрай Алтынсарин родился в нынешней курортной зоне района.

– Директора школ редко заходили ко мне в кабинет, а Василий Амельянович довольно часто, – вспоминает Евгений Аман. – Я с ним общался и вне стен кабинета, два раза садился играть в шахматы, но зарекся – играть с ним было бесперспективно. А вот о переименовании района беседовали не раз. По нашей инициативе на месте рождения Алтынсарина установили мемориальный колодец.

Шалабаев инициировал ходатайство перед Президиумом Верховного Совета республики, организационная группа под его руководством обращалась в Академию наук, Союз писателей и Министерство образования Казахстана. В июле 1991 года район стал называться Алтынсаринским.

«Один за всё в ответе»

Самое известное стихотворение Шалабаева – «На уроке истории»:

Вот стоишь один за всё в ответе,

За крестьян, доносы,

за войну,

Надо веры не стереть

при этом

В странно легендарную

страну…

Все подвергли позднему

прозренью

С правотой и ложью

пополам,

Не оставив тайны

и сомненья

Ни по полкам и не

по кремлям…

Дефицитов яростная

опись,

Центробежных

бедствий динамит,

Не с того ль, что

в обществе на совесть

Самый жгучий

в жизни дефицит?

Мировоззрение Шалабаева было сложным. Сторонник сильной власти, он преклонялся перед Толстым, скептически относился к Солженицыну, в то же время возвышал Ахмета Байтурсынова еще до его реабилитации, когда люди боялись о нем говорить. Шалабаев был интернационалистом, таковым сам себя воспитал, общаясь с разными людьми, читая великие литературные творения. Когда интернационалист дает урок истории, он воспринимается как единая слава или боль, как и твоя гордость тоже. Если же националист берется за дело, отторжение неизбежно. Шалабаев такого не допускал, он говорил: «Мой униженный интернациональный дух кровоточит. Я горько сопереживаю трагедию армян и азербайджанцев, грузин и осетин, узбеков и турок-месхетинцев…»

Ему в голову не приходило, что русские (русскоязычные) не поймут или не примут Алтынсарина. Что русские, столетиями живущие рядом с казахами, должны жить отдельной историей или культурой. Что казахи, вольно или невольно впустившие русских в свою судьбу, историю, культуру, должны это общее достояние отнять у другого этноса. В фундамент межэтнического согласия в Казахстане Шалабаев внес значительную лепту.

Василий Амельянович ушел от нас преждевременно, но мы о нём помним, а память случайной не бывает. Пусть человека сравнивают с песчинкой, но Шалабаев был талантливой, одушевленной частицей огромного мира. В области проводятся шалабаевские чтения и шахматные турниры его памяти.

Василий Амельянович ШАЛАБАЕВ родился 22 января 1934 года в селе Криволукском Ялуторовского района Тюменской области в семье кочевника-крестьянина. Три класса казахской школы закончил в колхозе «20-я Годовщина Октября» Сладковского района Тюменской области. Лишь в 1945 году продолжил учебу в русской школе Курганской области. Среднюю школу окончил в Омской области и в 1955 году поступил в Петропавловский пединститут им. Ушинского на историко-филологический факультет (окончил в 1959 году). Получил диплом по специальности учителя русского языка, литературы и истории. В 1959 году в газете «Ленинское знамя» впервые было опубликовано его стихотворение, одобренное Ильясом Омаровым.
В 1960 году Шалабаев начинает работать учителем в Веселоподольской средней школе Урицкого (ныне Сарыкольского) района, затем был директором Комсомольской, Тагильской, Ленинградской школ в этом же районе. В 1974 году назначается директором Докучаевской средней школы-интерната, далее – просто средней школы. После двух инфарктов работал учителем. В 1991 году избран народным депутатом Казахской ССР. Заслуженный учитель Казахской ССР, участник международного движения «Педагоги за мир и взаимопонимание». Умер 4 декабря 2002 года. Похоронен на мусульманском кладбище села Сарыколь.
Людмила ФЕФЕЛОВА bolgerdt@mail.ru 54-20-27
Просмотров: 2355
Комментариев: 0
Нравится: +7
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние новости
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* полушубок мужской, цвет белый, р. 50, в хорошем состоянии. Тел.: 8-705-311-89-87, 8-705-468-78-20. 
* шубу из нутрии, р. 62-64, пальто каракулевое, р. 60-62, после реставрации, пальто демисезонное, р. 62-64, б/у, недорого. Тел.: 39-92-84, 8-775-749-67-86. 
* шубу цигейковую, р. 54, цена договор. Тел.: 56-80-78, 8-705-304-55-15. 
* брюки муж., 650 тг; ткань на юбки, брюки (шерсть, полушерсть), 300-500 тг/м. Тел. 22-45-90. 
* брюки муж. (шерсть, полушерсть), р. 48-50, 500 тг, шапки зимние, 3000 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63. 
* вещи детские, недорого. Тел. 21-26-67. 
* воротники новые (песец, енот), 52 см, сапоги жен., р. 36. Тел. 8-701-769-42-77. 
* дубленку жен., натур., р. 46, полушубок (овчина), р. 52-54, телогрейки ватные, нов. Тел. 56-83-84. 
* дубленку (овчина), коричн., модный фасон, воротник шалька, унты, б/у, недорого. Тел.: 28-96-69, 8-705-194-03-52. 
* дубленку жен., р. 48, 35000 тг, дубленку муж., р. 46-48, 20000 тг, шапку норков., р. 57, 5000 тг. Тел.: 39-35-39, 8-702-763-91-00. 
* дубленки, б/у. Тел. 50-73-40. 
* комплект одежды с электроподогревом, 12 В, жилет и две стельки (греет туловище и ступни ног), +40 гр., 12 В, 60 Вт, 12000 тг, торг. Тел. 8-777-302-58-65. 
* мех норки коричн., чулок; мех для реставрации, недорого. Тел.: 56-02-53, 8-705-761-75-17. 
* меха лисы, песца, норки. Тел. 8-705-460-06-20. 
* меховые варежки по 1000 тг. Тел.: 56-75-99, 8-777-743-73-18. 
* пальто зимнее с норковым воротником, отл. сост., р. 48, 10000 тг. Тел. 8-702-862-22-09. 
* пинетки вязаные (детские), на заказ, ручная работа. Тел. 28-94-24. 
* платье нарядное, р. 35-38. Тел. 8-707-319-93-08. 
* плащи кожаные, дубленки муж., жен., полушубок (овчина). Тел.: 28-11-63, 8-777-741-57-81. 
* рубашки мужские. Тел. 8-707-664-84-98. 
* сапоги кирзов., р. 41-42, новые 4000 тг, б/у 1500 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63. 
* сапоги яловые, р. 42. Тел. 28-89-54 (звонить вечером). 
* сапожки-ботинки, р. 41, б/у 3 мес., берцовку. р. 42. Тел.: 26-33-76, 8-705-169-98-67. 
* спецодежду (брюки, костюм), р. 52-54, фуфайки нов. и б/у, валенки, сапоги, ватники, брюки комбинезон. Тел.: 26-33-76, 8-705-169-98-67. 
* спецодежду с электроподогревом "Пингвин", 15000 тг, ватники нов., 3000 тг, унты, р. 42, 10000 тг. Тел. 8-705-668-81-43. 
* шапки норковые, муж., жен., б/у; шубу нов., для девочки 5-6 лет, корич., красивая, недорого. Тел.: 56-02-53, 8-705-761-75-17. 
* шапку сурчиную, муж., р. 56-57, шапку норков., жен., р. 57-58, дубленку, куртку, муж., р. 54-56, трико теплое, р. 56. Тел. 50-18-02. 
* шубу (енот), р. 50, отл. сост., цена договор. Тел.: 53-19-78, 8-701-460-29-77. 
* шубу мутоновую, р. 48-50, шапки норков., р. 55-56, плащи велюр., кожан., р. 48-50, туфли, нов., р. 36, босоножки, р. 37. Тел. 8-707-319-93-08. 
* шубу норков., штаны (танковые). Тел. 8-777-441-13-57. 
* шубу норков., короткую, р. 50-52; шапки норков. муж., жен., р. 58-59. Тел. 8-702-941-11-61. 
* шубу из нутрии с капюшоном, черная, р. 54, 28 тыс. тг. Тел.: 53-59-61, 8-707-664-74-36. 
* шубу цигейковую, муж., полушубок из овчины, р. 50-52, по 50 тыс. тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63. 
* шубы цигейковые, р. 48-50, хор. сост., полушубок цигейковый, р. 46. Тел.: 50-86-74, 8-702-717-27-59. 
* шубу детскую (2-3 годика), нов., шапочки детские. Тел. 50-18-02. 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость