Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 22Ноябрь2017
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Царство горизонтальной дорожки

Вчера исполнилось 127 лет со дня рождения грампластинки. Как водится, отмечаем это рассказом об интересных людях, пластинках и проигрывателях.

Берлинер против Эдисона

Эта история о том, что порой, избежав службы в армии, человек делает хорошо не только себе, но и обществу. В 1870 году Эмиль Берлинер, спасаясь от службы в прусской армии, эмигрировал из Германии в США. Через 17 лет, 26 сентября 1887 года, он запатентовал в США первую грампластинку. Он придумал и устройство, на которой ее проигрывали, назвав его граммофоном. Между прочим, в этом же году знаменитый Томас Эдисон представил свой прибор, который воспроизводил записанное на цилиндр короткое стихотворение, прочитанное им самим. Его изобретение обладало огромным недостатком: аудиозапись было невозможно размножить. Кроме того, записанный голос звучал тихо и был сильно искажен.

Евдокия Суряднова: «В старых пластинках – наша культура,
 наше музыкальное прошлое».

Берлинер заменил вращающийся цилиндр Эдисона на вращающийся плоский диск. Иголка, производящая звук, колебалась в звуковой дорожке Берлинера горизонтально, вправо-влево. В общем, эта пластинка звучала громче, чище и была куда более долговечной.

В 1895-м в Филадельфии Берлинер основал собственную фирму, которая выпускала и пластинки, и граммофоны. Через три года его братья открыли в Берлине аналогичную фирму, которую назвали Deutsche Grammophon, а пластинки и оборудование производились в Ганновере. Лейбл Deutsche Grammophon существует до сих пор. Это одна из самых знаменитых в мире фирм звукозаписи. В Костанае мы такой не нашли. Но нашли много интересных историй и пластинок.

Портативный патефон и Марк Бернес

– Каждый раз нахожу здесь что-то интересное. Несмотря на тридцать лет работы, несмотря на то, что половину экспонатов своими руками собрала, – говорит методист-научный сотрудник областного краеведческого музея Евдокия Суряднова, доставая с полки хранилища очередной патефон.

Фонды музея хранят семь патефонов. Почти все эти продукты Московского патефонного завода и завода сельхозмашиностроения СССР переданы от жителей Костанайской области. Иногда во время музейных экспедиций в каком-нибудь селе находится семья, у которой дома хранится что-то интересное. Иногда люди сами приносят старые проигрыватели. Последнее «приобретение» – портативный патефон, который сдал в фонд Анатолий Тарасенко. Патефон этот «приехал» в Костанай в 1954 году, вместе с целинниками. Маленький и компактный, такой удобно было взять с собой в поле и переносить с места на место. И он до сих пор в рабочем состоянии. Мы убедились в этом сами. Завели – работает! Осталось только поставить пластинку! А вот пластинок в музее несметное количество. Приносят их в музей часто и много.

Геннадий Овчар: «Каждая из ста пластинок из моей коллекции мне дорога,
за каждой какая-то своя история».

– Бывает, что даже называться не хотят. Просто оставляют на пороге и уходят. Видимо, выкинуть жалко, думают: «Лучше отнесем в музей!», – говорит Евдокия Андреевна. – Конечно, мы принимаем не все. Только самое интересное. Что-то отдаем районным музеям, пусть и у них в фондах будет кусочек музыкального прошлого.

Первые записи Марка Бернеса, Клавдии Шульженко, вальсы, танго... Большинство из имеющихся пластинок выпущены Ташкентским заводом. Именно он тогда был передовиком по производству пластинок.

У Евдокии Андреевны в руках нечто среднее между альбомом и блокнотом. В кармашках вместе с маленькими пластинками – тексты песен. Все от руки, ярко и красочно разрисованное. Это звуковой альбом – настоящее богатство. Таковые были почти у всех любителей музыки того времени.

И почему все-таки у людей не поднимается рука выкидывать старые грампластинки? Почему они либо оставляют их у себя, либо приносят в музей?

– Потому что это история, причастность к прошлому, к эпохе, когда, чтобы послушать любимую песню, нужно было иметь дома патефон и уметь «доставать» нужные записи, – говорит Евдокия Андреевна. – В этом и ценность пластинок. В них наша культура, наше музыкальное прошлое. Более мудреное и сложное в исполнении, чем сейчас, но оттого еще более ценное.

...Нам удалось найти в Костанае людей, для которых пластинки – это не только прошлое. Которые проигрыватель используют до сих пор. Перебирают пластинки и включают музыку...

КГБ за «Sex Pistols»

– В моей коллекции около ста пластинок, – говорит житель Костаная Геннадий Овчар. – Каждая дорога, потому что за каждой какой-нибудь город, какая-то своя история. Иногда даже дикая.

Геннадий Витальевич рассказывает, что однажды в конце восьмидесятых зашел на автовокзал в Кисловодске. На руках уже был билет, отправление с минуты на минуту. А он увидел за стеклом закрытого киоска «Союзпечать» пластинку группы Аквариум «Равноденствие». И... остался! В этот день продавец так и не появился. Геннадию пришлось на последние деньги снять номер в гостинице, есть какие-то подозрительные дешевые пирожки. На второй день киоск вновь оказался закрытым – время было перестроечное, беспорядочное. Геннадий Витальевич прождал на автовокзале весь день. Голодный. Денег едва оставалось переночевать.

Под вечер на вокзале к нему подошел чистильщик сапог. Поинтересовался, чего он тут ожидает второй день. Геннадий рассказал. Чистильщик пожалел меломана и пообещал разыскать продавца. На следующий день наш герой стал счастливым обладателем «Равноденствия». Для того чтобы уехать домой, ему пришлось продать за бесценок портативный переносной магнитофон «Электроника 203» – немалая ценность по тем временам. Зато по приезде домой в доме у Геннадия собралось человек пятнадцать. Все ценители. В абсолютной тишине впитывали каждый звук с первой и второй стороны...

В коллекции Геннадия Овчара нет Марка Бернеса или ВИА «Самоцветы». У него музыка, за которую в советские годы можно было если не отправиться по этапу, то непременно попасть в поле зрения КГБ – Led Zeppelin, Black Sabbath, Deep Purple, Cream. Все эти пластинки обходились дорого – и в прямом, и в переносном значении этого слова. К примеру, в начале восьмидесятых Геннадий Витальевич по большому блату достал пластинку «Sex Pistols» – инициаторов так называемой панк-революции. Обошлась она ему в 65 рублей (по тем временам зарплата инженера была 100-120. Некоторые пластинки стоили так же). Плюс из-за этой пластинки его поставили на учет в КГБ. Но разве это была цена за наслаждение?

– Превыше всего ценился идеальный звук, – говорит Геннадий Витальевич. И рассказывает о том, что современный винил тоже пробовал ставить на бережно хранимом проигрывателе высшего класса. Но... не то. – Качество другое. Две пластинки мне привезли из Германии. Низов не хватает, средних частот. Высокие чрезмерны, а само звучание не то совершенно...

Геннадий Овчар родом с Украины. Еще в детстве «заболел» западной культурой, музыкой. Во дворе у них ребята слушали «Битлз», «Лед Зеппелин». Геннадий, будучи еще четвероклассником, зашел как-то к самому заядлому меломану, о котором говорили, что у него с Литвой крепкие связи, что пластинки оттуда ему присылают. Зашел и – пропал: на стенах постеры с самыми знаковыми музыкантами и группами Запада, в проигрывателе пластинка – совсем молодой еще Элис Купер. Геннадий так и застыл, завороженный музыкой. Очень долго просил парня продать ему это чудо. Тот отказывался, потом заломил цену в 25 рублей. Откуда такие деньги у пацана? Но Геннадий заработал. Купил у того же меломана негативы фотографий западных кумиров, печатал фотографии, продавал пацанам по 20 и 50 копеек. Насобирал таки. Купил. Вышел из подъезда с заветной пластинкой, подскользнулся и... упал прямо на сокровище! Пластинка пополам, а мальчишка неделю не мог ни с кем разговаривать...

Был у него потом и Купер (правда, уже на бобинах, в магнитофоне). Были многие другие. И, конечно, любимый на всю жизнь «Аквариум». Десятки альбомов. И, между прочим, они до сих пор слушаются практически без «песка» – того потрескивания, которое появляется не от старости пластинок, а от небрежного их хранения.

Мы искали еще современных любителей винила. Но не нашли. В Костанае пластинки не продаются – дорого. Кстати, сегодня это скорее дань моде. Оцифрованный звук глубже и чище. Так утверждают меломаны на различных форумах. Может, они и правы. Но когда опускаешь черный диск на кружащее ложе, опускаешь иголку с алмазной головкой, сердце замирает в предвкушении чарующего Звука. Иногда окутывающего вуалью чуда параллели современности. Иногда окрашенного дыханием истории. Но всегда божественного и невыразимо прекрасного. С днем рождения, пластинка!

Мария ШИЛО
Дилара АРОНОВА
Фото Дилары АРОНОВОЙ и Константина
ВИШНИЧЕНКО

Просмотров: 4946
Комментариев: 2
Нравится: +1
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Козыбаев Арман
27.09.2014 в 14:05:12
У меня дисков много, наверно не одна сотня. Вот проблема только одна. Не могу найти новый проигрыватель для пластинок :(
Ovchar Nestey
29.09.2014 в 12:39:50
ОГОНЬ :)
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние события
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Афиша на неделю
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* учителя математики в городе, мужчина, 51 г., высшее образование, без вредных привычек. Тел.: 28-93-41, 8-777-302-89-10. 

Остальные объявления
ПроектыАфишаБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость