Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 15Август2018
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Чёрная полосаКостанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Чёрная полоса

Чёрная полоса

Ситуация с углём для населения постепенно нормализуется. Кто виноват в том, что случился дефицит? И какова вероятность того, что такое не повторится на будущий год? Да и эта зима только началась.

Как это было

Пенсионерка-вдова из села Аманкарагай Аулиекольского района Антонина Лосева женщина очень собранная. Несмотря на то что с трудом передвигается, хозяйство ведет так, что многим стоило бы поучиться.

– Уголь покупаю всегда в одно и то же время. В октябре, – рассказывает Антонина Васильевна. – До прошлого года проблем не было. У нас здесь несколько точек продаж. Уголь предлагали самый разный. Мы покупали шубаркольский. Учитывая прошлогоднюю ситуацию – пусть небольшой, но все-таки дефицит – нынче решила закупиться пораньше. И… на это ушло несколько недель. При том что телефон из рук не выпускала. Наконец-то радостная новость: уголь есть. Правда, не шубаркольский, а каражарский. Ну да ладно. Тоже ведь карагандинский, хороший. Но тут новая проблема: по телефону заказ принимать отказались. Хотя раньше работали именно так. А сейчас ответили, мол, сами приезжайте, смотрите на качество, чтобы потом претензий не было. Вызвала из города внука. У него ушел почти весь день на то, чтобы привезти уголь. Машины нарасхват. Угля немного, убывает на глазах. Пришлось искать свой транспорт. Но и на этом проблемы не закончились.

Тут женщина расплакалась. Потому что качество угля, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Горит плохо. К тому же с большой примесью породы. Пенсионерка даже сомневается, что ей продали каражарский уголь. А ведь деньги на него она копила весь год. Шесть тонн обошлись в 93 тысячи тенге. Это две с половиной пенсии Антонины Лосевой. Плюс 25 тысяч тенге ушли на дрова для растопки. Покупает их женщина по минимуму. Часть заменяет сосновыми шишками. «Не знаю, как с таким углем перезимуем», – переживает сельчанка.

А в ответ тишина

И таких историй не одна, и не две. Судя по обращениям в редакцию, наиболее остро дефицит угля прочувствовали жители Аулиекольского и Федоровского районов. И в этом мы убедились лично. Обзванивали, приезжали в точки продажи угля. Наблюдали, что его либо вообще нет, либо объемы мизерны. Были проблемы в Наурзумском районе, в Аркалыке. Хорошо хоть зима в пути задержалась.

Из-за дефицита цена востребованных населением сортов карагандинского угля в некоторых точках Костанайской области зашкаливала за 20 тысяч тенге за тонну. Однако власти этот вопрос, как, например, в случае с бензином, публично не поднимали. Более того, некоторые чиновники даже отрицали, что есть проблема. «Не было и нет, население углем обеспечено», – отрезал, например, на нашу просьбу прокомментировать ситуацию заместитель акима Федоровского района Андрей Сошников. Пожалуй, единственный, кто не только открыто рассказал о проблеме, но и принятых мерах – был аким Аркалыка Амантай Балгарин:

– Были трудности с обеспечением углем. Дефицит привел к тому, что цены возросли до 18 тысяч тенге за тонну. Но благодаря организационным мероприятиям под руководством акимата области удалось организовать вагонные поставки шубаркольского угля и отрегулировать цены на уровне чуть более 12 тысяч тенге.

В точках продажи уголь если и был, то в малых объёмах. Раскупали его влёт.

Кто виноват и...

Отсутствие комментариев, публичных выступлений местных чиновников на предмет дефицита угля, естественно, усугубило ситуацию. Потому что при таком раскладе рождаются версии, слухи и, как следствие, растет социальное напряжение. Еще бы не нервничать, когда слышишь, что наш уголь вроде бы уходит в другие страны, потому что они готовы платить больше.

Наши источники – продавцы – разводили руками. Мол, знаем, что с добычей всё в порядке. И с нашей стороны никаких проблем – проплатили даже наперед, но… Версию, что дефицит породили сами потребители – дотянули с покупкой угля до последнего, а потом массово за ним бросились – продавцы отрицали. Мол, большая часть населения закупается осенью. Мысль, которую допускали предприниматели: ситуацию искусственно обострили посредники, чтобы поднять цену.

Мы связались с пресс-службой предприятия «Шұбаркөл көмір» и получили ответ, который сводится к тому, что истоки дефицита продукции – не здесь. Мол, никаких сбоев в работе предприятия нет. Добыча угля ведется в соответствии с производственным планом, который даже превышает показатели прошлого года. Также мы услышали, что АО «Шұбаркөл көмір» не занимается розничной торговлей. Выходит, посредники в цепочке производитель-потребитель – действительно ключевое звено. Читай, имеют большое влияние на ситуацию.

Тот факт, что с добычей угля в стране всё в порядке, нам подтверждала и пресс-служба Министерства энергетики РК:

– Отрасль обеспечивает потребности коммунально-бытового сектора и населения полностью. Если в цифрах, то добыто 82 миллиона тонн угля, что на 10% больше, чем за соответствующий период прошлого года, – предоставил цифры Рауан Ескали, пресс-секретарь Минэнерго. – На внутренний рынок поставлено две трети этих объемов. Отгрузка угля на коммунально-бытовые нужды и населению – 9 миллионов тонн, что на 12% больше, чем в минувшем году. То есть по нашей части всё в порядке. Вопросы нужно задавать другим ведомствам.

К слову
Костанайцы надеются на новое месторождение бурого угля «Кушмурунское» (Аулиекольский район). Несколько месяцев назад ТОО «Казахская угольная энергетическая компания» заявила, что добыча уже начата. Причем уголь отличается низкой зольностью и хорошей теплоотдачей. Увы, из-за некоторых технических нюансов, как раз в период дефицита карагандинского угля, была приостановлена добыча кушмурунского.

Министр энергетики РК Канат Бозумбаев вообще заявлял, что дефицита угля в Казахстане нет, его поставки осуществляются ритмично, в необходимом объеме. Но с оговоркой, что реализация идет с колес вагонов, без создания складских запасов. Министр также сообщал, что цена за тонну угля в разных регионах Казахстана варьируется. Например, самый востребованный у потребителей уголь – с Шубаркольского месторождения – в местах оптовой реализации стоит от 8 тысяч за тонну (Нуринский район Карагандинской области), а розничная цена доходит до 18 тысяч (Южно-Казахстанская область). При этом цена производителя – 5 тысяч за тонну.

… что делать

Но слова министра шли вразрез с ситуацией на местах. Дефицит угля случился не только в нашей области, но и в других регионах страны. И здесь тоже на уровне слухов и неофициальных версий говорили, что в преддверии зимы активизировались перекупщики, которые и создали искусственный ажиотаж, ложный дефицит. Оптовые поставщики угля жаловались, что больше десяти лет они не могут работать с АО «Шұбаркөл көмір» напрямую. Мол, у компании есть определенные три-четыре дилера. Территориально всё поделено заранее. У кого-то южная сторона, у кого-то – северная. Соответственно, диктуются определенные правила, вразрез не пойдешь.

Шла речь и о нехватке вагонов национального перевозчика АО «Қазақстан темір жолы». Но КТЖ этот факт не подтверждал. Разве что в начале осени сообщалось, что за восемь месяцев 2017 года план погрузки угля по сети увеличился по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 20% или на 10,5 миллиона тонн.

Очереди за углем выстраивались и в столице, и даже в месте массовой добычи – в Карагандинской области. Чему очень удивился премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев и задал вопросы акиму региона. Ерлан Кошанов объяснил дефицит особенно массовым спросом, причиной которого стал ранний приход холодов. И, можно сказать, защитил население, которое многие обвиняли в безалаберности: «Не закупают уголь раньше, так как он теряет качество, разлагается, есть опасность самовозгорания. Мы сделали анализ. Ежегодно в течение октября закупали уголь. В этом году отопительный сезон начался раньше». Карагандинский аким заверил премьер-министра, что приняты дополнительные меры по увеличению отгрузки.

Для чужих и своих
В июне аналитическое агентство Finprom сообщило, что казахстанские производители угля снижают цены для зарубежных покупателей, чтобы расширить их географию. Для стран СНГ стоимость упала на 9%, для стран вне СНГ – на 17,5%. Однако для местных потребителей стоимость угля, напротив, выросла – на 7,5%. Экспорт угля увеличился на 24%. И местные потребители купили его больше на 16%.

Бакытжан Сагинтаев в свою очередь поручил держать данный вопрос на контроле. А также напомнил, что ранее и министерство, и акиматы докладывали о стопроцентной готовности к отопительному периоду. «В итоге угля не хватает. Это есть ответственность или безответственность руководителей, которые отвечают за отопительный период», – отметил Сагинтаев и дал поручение своему заместителю Аскару Мамину взять ситуацию на контроль.

Это ли повлияло на то, что ситуация постепенно нормализовалась, доподлинно неизвестно. Но факт то, что на местах чиновники, по крайней мере публично, не спешили разбираться в ситуации, объяснять населению что да как, успокаивать, искать способы подстраховки. И нет ответа на вопрос, не повторится ли ситуация на следующий год. При таком раскладе остается, руководствуясь принципом «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», попробовать закупить уголь чуть раньше. Антонина Лосева готовится, учитывая, что деньги нужно собрать раньше, уже минусует еще несколько тысяч от своей пенсии. И очень надеется, что уголь не подорожает.

Справка «КН»
В Казахстане известно более 400 месторождений угля различного возраста. Геологические запасы этого топлива оцениваются в 150 млрд тонн. Большая часть балансовых запасов сосредоточена в Центральном Казахстане, в Карагандинской, Павлодарской и Костанайской областях.

 

Инна Штыкельмайер inna_111@mail.ru  39-27-60
Фото  Сергея МИРОНОВА 
Просмотров: 2600
Комментариев: 0
Нравится: +0
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние новости
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* магазин "Авто Lider". Всегда в наличии автозапчасти на а/м Audi, Volkswagen, ВАЗ, Москвич. ул. Дощанова, 133Б (напротив АЗС "Гелиос"). Тел.: 50-70-22, 8-705-902-09-89. 
* ЗИЛ-130 с прицепом, ГАЗ-53 (бензовоз), калибровка, 4718 л, трактор Т-40, грабли, цены договор. Тел. 8-777-375-59-53.
* Mercedes-Benz 190, 1993 г., цвет черный, фартуки серые, техосмотр пройден. Тел. 8-747-229-47-81. 
* Mercedes С190, 1991 г., цвет бордо, объем двиг. 2 л, техосмотр пройден, хор. сост., 350 тыс. тг, на ходу, двигатель требует ремонта. Тел. 8-778-595-96-80. 
* Mercedes-Benz Е200, 1992 г., салон 124, двигатель 102, 5-ступка, механика, люк, тит. литые диски. Тел.: 56-47-28, 8-777-645-17-40. 
* Nissan Almera Tino, 2001 г., 15 млн тг; УАЗ-452Д (бортовой), 550 тыс. тг; МАЗ-53371 с прицепом ГКБ-819, 3 млн 500 тг. Тел.: 8-705-451-91-38, 8-775-296-46-92. 
* плуг 10-корпусный, плоскорез ПГ-3/150, лопату с фаркопом, стрелу на К-700, водораздатчик, ДДН-80, рамки лущильника, скребки БДТ, эпоксидный клей. Тел.: 8-705-451-91-38, 8-775-296-46-92. 
* Volkswagen Б-3 (универсал), цвет красный, объем двигателя 2 л, центр. замок, на ходу, 580 тыс. тг, торг. Тел.: 8-702-701-58-67, 8-708-202-20-41. 
* Volkswagen Passat Б-3, 1991 г., 1,8 моно, один хозяин, по РК. Тел. 8-705-411-72-59. 
* Ford Focus-3, 2012 г., цвет белый, автомат, автозапуск, диски титановые, 4 млн тг, торг. Тел. 8-771-028-17-32. 
* цепи, подшипники, насос К-100/65/250, советского пр-ва, ремни ГД-6300. Тел. 8-777-283-34-02. 
* з/ч Mitsubishi: стойки, по 4500 тг. Тел: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* з/ч Audi Б-4: радиатор, б/у, ДПДЗ, опорный подш., сальники клапанов, лямбда-зонд, рулев. наконечник, 2 диска на R15, книга "Audi", всё новое; шахтерский фонарь. Тел.: 8 (714-55) 6-97-74, 8-701-134-99-71. 
* з/ч BMW-520: катушка зажигания, б/у, 7000 тг, без торга. Тел.: 8-775-365-56-97, 8-705-304-77-35. 
* з/ч Волга, ГАЗель: коробки, блок, ДВС, радиаторы, головки, амортизаторы, двери, крылья, капот, рессоры. Тел.: 50-47-55, 8-777-792-29-99. 
* з/ч ЗАЗ-968М: рычаг задней подвески, ремкомплект (коренные, шатунные), стопсигнал; М-412: трамблер, фильтр масла, 15 шт.; крестовина 704902КС17, кольца М-72, диагональ 78,0 Тел. 8-777-638-90-15. 
* з/ч ЗИЛ-130: диафрагма тормозная передняя и задняя, переключатель света (ножной). Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч КамАЗ: корпус КПП после кап. ремонта, стойки с коромыслами на головку; ГАЗ-52: генератор после кап. ремонта, 5000 тг, накладки на ручник, 200 тг. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч КамАЗ: прокладки на головку блока, клапаны на головку. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч К-700: редуктор ВОМ; Ивеко: седло; АЗС переносная: 1-секц. 15 куб. м, 2-секц. по 7,5 куб.м; МАЗ, Урал: корзина, диск. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* з/ч микроавтобус HIAce: амортизаторы в комплекте, 10000 тг, кресла дополнит., 2 шт., 10000 тг; Subaru Leone: коробка предач, б/у, 10000 тг. Тел.: +7-702-763-91-00, +7-702-763-85-35. 
* з/ч МТЗ: рулевая колонка, топливный насос; пускач, паук, башмак, пальцы на косилку; ГАЗ-52: генератор, стартер. Тел. 8-777-412-60-56. 
* з/ч УАЗ, ГАЗ-69: мосты, блок, коробки, раздатки, рессоры, радиатор, амортизаторы, головка, диски, шины. Тел.: 50-47-55, 8-777-792-29-99. 
* автогрузовик ЗИС-585, аккумулятор нов., 100 Ампер. Тел. 8-777-441-13-57. 
* блок цилиндров Д240, 200 тыс. тг, брус сенокосилки, 20 тыс. тг, палец двойной (круг + квадрат), 1800 тг, палец стогомета, 8000 тг. Тел. 8-705-450-66-12. 
* ВАЗ-21093, 2003 г., учет РФ, 250 тыс. тг. Тел. 8-700-321-10-79. 
* ВАЗ-21103, 2004 г., газ, учет РФ, 500 тыс. тг. Тел. 8-700-321-10-79. 
* вал на а/м ЗАВ, 180 тыс. тг, седло на полуприцеп, 180 тыс. тг, смазку солидол (ведро 18 кг), 8500 тг. Тел. 8-777-344-32-48 (WhatsApp). 
* ГАЗ-33073 (будка), 1993 г., ГАЗ-52 (самосвал), 1992 г., экскаватор ЭО 4224, 1993 г., дизельную эл. станцию, 45 кВт, передвижная. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* головку ГБЦ, блок двигателя 646 на Мерседес Benz, отл.сост., по 75000 тг. Тел. 8-705-860-85-79. 
* двигатель УД-2М, новый, только запустить неудается. Тел.: 28-96-69, 8-705-194-03-52. 
* ДЭК-5363, 25 тонн, Урал-4320 (бортовой), 1986 г., заправка контейнер. 2-секц. по 7,5 куб.м, 1-секц. по 15 куб.м. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* ЗИЛ-130 с прицепом, Т-40, грабли, ГАЗ-53 (бензовоз) и з/ч. Тел. 8-777-375-59-53. 
* книги по ремонту и обслуживанию а/м легковых, грузовых, спецтехники. Тел. 8-777-30-44-777. 
* ковш с цепями КИП-6, 1 комплект, 400 тыс. тг, ковш на СМ, 350 тг, рукав на ассенизатор, 17200 тг, ленту на Донмар, 32000 тг/м. Тел. 8-777-344-32-48. 
* мотоцикл "Урал", 50 тыс. тг. Тел. 8-777-441-13-57. 
* Nissan Homy, 2008 г., V 1,4 л, механика, цвет серебр., 2 млн тг, торг, варианты. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 
* топливный насос ЯМЗ-238, 80 тыс. тг, коробка КПП, 1 млн 500 тыс. тг, палец сенокосилки одинарный, 320 тг. Тел. 8-705-450-66-12. 
* Ford Scorpio Sierra-Fiesta, бензин, дизель. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 

 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость