Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 23Февраль2019
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Костан и другие батырыКостанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Костан и другие батыры

Костан и другие батыры

В последние годы интерес к истории края и в целом к национальной истории очень вырос.

Настоящий кладезь таких знаний – профессор кафедры истории Казахстана Костанайского государственного пединститута Аманжол Кузембайулы. Темой нашего разговора стали батыры, в первую очередь Костан батыр, именем которого в Костанае назван лог, а может быть, и сам город.

Имя

Конечно, существует красивая легенда, что название поселению дали две девушки – Кос и Танай. Композиция, этому посвященная, встречает гостей города со стороны Рудненской трассы. Однако, пишет, например, доктор исторических наук Еркин Абиль, «гипотеза о происхождении названия местности от имени родоначальника Тинея или двух девушек – не более чем народная этимология, не соответствующая действительности. Требует серьезной проверки и высказываемая в последние годы гипотеза о связи топонима Костанай и имени Костан батыра – известного этонима рода кошебе-керей, жизнь и деятельность которого должна приходиться как раз на этот период – начало XVII века».

Надо сказать, что упоминание реального, а не вымышленного батыра есть и в книге «Сага о Кияткиных». Кияткины – известные купцы, промышленники, сто лет назад много сделавшие для развития молодого города на Тоболе. Там написано: «На левом возвышенном сухом береге Тобола, там, где было старое казахское кладбище с мавзолеем богатому родоначальнику по имени Костанай, было решено город основать. Первое официальное название городу было дано Николаевск, в честь наследника Николая, но привилось и позже стали наносить на карты Кустанай по имени казаха, мавзолей которого украшал большое кладбище».

– Так где же правда, а где вымысел, Аманжол Кузембаевич?

– Предпочтение отдали красивой легенде о двух девушках. А легенды иногда придумывают умные люди, – иронично ответил профессор.

Герои

– Интерес всегда был у родственников отдельных батыров. Кобланды батыру поставили памятник, Шакшак Жанибеку. В Боровском – Турсумбай батыру. Батырство есть у всех народов, – продолжил профессор. – В русских сказках мы читаем про богатырей. Есть свои батыры у разных тюркских, кавказских народов. Но особенно это развито в Казахстане. Хотя о государственности кочевников часто спорят. Но государство, может быть, не со всеми классическими элементами здесь было. Иначе как можно было управлять территорией огромной Степи?!

Другое дело, каждый регион был самостоятельным, как бы автономным. Только раз в году собирались на маслихат все родоначальники территорий Казахстана, человек 360- 400. И обсуждали важные проблемы. А ежедневные решали на местах. Казахское ханство разделялось на три части. Сейчас их называют жузами, а раньше обозначали как области. Западных казахов называли Младшим жузом. Южных – Старшим, а те, кто посередине – Средний жуз. В областях управляли местные чиновники – шора. У шоры власть не как у нашего акима, номинальная. В основном управляли родоначальники. Их называли биями или аксакалами.

Каждый род имел своего начальника, он был и судья, и распорядитель по хозяйству. Решал все внутренние дела один человек. Никакой полиции, аппарата принуждения, тюрем. Все проблемы решались путем штрафов. Они были двух типов: за мелкие проступки платили айп, за крупные – кун. Самый большой штраф – в тысячу лошадей – был за убийство, например, известного человека. Естественно, один человек тысячу лошадей мог не иметь. Платил весь род. Поэтому и была круговая порука. За человеком, который был склонен совершать правонарушения, следили особо. Иначе платить всему аулу.

Конец 17 – начало 18 века Шокан Валиханов называет веком рыцарства. Последний хан трех жузов Тауке управлял долго, умер в 90 лет. Начало его правления было бурным, деятельным. А к концу он, видимо, устал. Потерял реальную власть, и Казахская степь разделилась на несколько ханств.

Но Степью в пределах современного Казахстана все же надо было управлять, причем не имея современных средств коммуникации, без мощного госаппарата. И вот тогда вперед выдвигаются батыры, которые признаны всем казахским народом. Они находились на различных уровнях. Есть батыры региона, есть аульного масштаба. Был, например, такой батыр Тышкан. Мышь по-русски. Он не сражался ни с какими врагами. В преклонном возрасте очень сожалел, что не удалось ему участвовать в боевых действиях. Но был батыром. Почему? К примеру, решение суда биев иногда не исполнялись. В таких случаях формировался небольшой отряд во главе с каким-то батыром, которому поручалось исполнение решения суда силой. Это называлось барымта.

Памятник Турсынбай батыру в Боровском.

Род

Костан – один из сыновей известного казахского бия Альмамбета. У него от четырех жен было 13 детей. Не считая девочек. По казахскому обычаю разрешалось жениться только три раза, но шариат – мусульманский обычай – разрешал брать еще одну жену. А когда была пятая, это уже считалось многоженством, такого человека строго наказывали. Но степь есть степь, можно было иметь женщин и незаконного сына на стороне, этим даже хвастались.

А женились несколько раз не только богатые, но и бедные. Как женились? Первую жену брали по обычаю, платили калым, сватали. А остальных, извините, или покупали, или родители девочки, попав в зависимость, ее за долги отдавали. Это не только у казахов, у многих народов было. Даже древние римляне своих детей продавали. Продать можно было только три раза. И не только девочек. Римлянин продавал своих детей сроком на пять лет, а потом выкупал. По законам 12-ти таблиц он имел право продать его трижды. После третьего раза сын становится свободным.

Где Тобол пересекается с Убаганом, есть место, в котором в советское время располагались Тенизовский, Каратальский совхозы. Здесь Альмамбет и жил, имел большое хозяйство. И все 13 детей выросли. Но потомство осталось только от девяти сыновей. Судьба четверых неизвестна.

К тому времени на Западе Казахстана было неспокойно. Сложились не совсем доброжелательные отношения с туркменами и волжскими калмыками. Иногда возникали военные стычки. И вот тогда Младший жуз попросил помощи.

Надо сказать, что регулярных войск у казахских ханов не было. Обычно мужчины занимались хозяйством, а когда надо, вооружались и садились на коней. Таких рядовых воинов называли сарбазами. Каждый из них имел по три лошади и, меняя их, за 24 часа мог уйти на 500 километров. Ели и спали на ходу. В Мынкыстау на помощь Младшему жузу казахские ханы послали сыновей Альмамбета. Выехало большое войско, гаскер, во главе со старшим сыном Байдаулетом. А Костан возглавлял сотню.

Боевые действия прошли успешно. Казахи освободили полуостров Мынкыстау от туркмен. Возвращались, конечно, большим караваном. Плата за победу – скот, у туркменов это овцы и лошади. Другая плата – пленные рабы, молодые туркменские женщины. Поэтому и наши некоторые бабушки – или туркменки, или калмычки, или каракалпачки.

Костан в тех боях был ранен, причем смертельно. Потерял много крови. До Тобола караван ехал то ли полтора, то ли два месяца. На берегу, где сейчас находится город Костанай, отряд остановился для отдыха. А Костан почувствовал себя совсем плохо. Вот и сказал старшему брату, что до родного Каракамес не дотянет. И надо его тут похоронить. Так и получилось, умер.

Река в то время была полноводной, там, где сейчас Корейский поселок, делилась на несколько русел. Переправлялись несколько дней. Из козлиного желудка надували бочку-шар, из козлиной шкуры делали баллоны, из которых строили понтонные мосты. От того места, где сейчас Затобольск, и до самого озера Тениз был густой лес, росла строевая сосна. И ее тоже использовали при переправе. С тех пор лог, по которому они переплавлялись, называется в народе Костан сай. Может, до этого было у него другое название, но мы этого не знаем. Между двумя логами – Костансайы и Абильсайы – и построили город. Жители нового города вырубили многовековые сосны для строительства домов и хозяйственных построек. Позже они использовались также для отопления домов. Поэтому сегодня в радиусе 35-40 километров вокруг Костаная голая степь.

Потомки

– А чем прославился Костан?

– Он был батыром, умер, когда, говорят, и сорока лет не было. Его многочисленные дети сейчас составляют целый аул. Он называется Костан. В советское время он был отделением Тенизовского совхоза. Потомков у рода Костана около 200 семей. Многие живут в Тюменской области, это когда-то была старинная столица Сибирского ханства, где основным населением были нынешные казахские роды – кереи, уаки, кыпшаки, аргыны и другие. Среди потомков Костана есть ученые, врачи, учителя, инженеры... Один из них, по имени Кенесары, занимает руководящую должность в Тюмени, в нефтегазовой отрасли.

Могила Костана – на территории казахского кладбища, которое находится между Корейским поселком и Заречным. Видимо, когда-то среди соснового бора была возвышенность, там его и похоронили после того, как переправились на землю киреев.

– А эту могилу можно увидеть?

– Нет конечно, 300 лет прошло. Что плохо, в этих местах не было камня, чтобы поставить долговечный памятник. Ставили деревянные. Я даже из своего детства помню деревянные ограждения могил. С украшениями, специальные мастера делали. А деревянные памятники долго не держатся. И с могилой Костан батыра – так же. Ее нет, а имя народ сохранил...

Татьяна Башкатова tab52@rambler.ru 54-05-80
Просмотров: 4414
Комментариев: 2
Нравится: +23
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Кайрат
11.05.2018 в 20:51:28
Вечная память нашим батырам! Хорошая статья для будущего поколения, может справедливость восторжествует .
05.02.2019 в 22:57:52
Очень интересная статья. Буду ждать продолжения
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние новости
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* костюм муж., обувь жен., вещи жен., срочно, в связи с переездом. Тел.: 50-68-40 (после 19 часов), 8-702-267-28-33.
* брюки муж., 650 тг; ткань на юбки, брюки (шерсть, полушерсть), 300-500 тг/м. Тел. 22-45-90. 
* брюки муж. (шерсть, полушерсть), р. 48-50, 500 тг, шапки зимние по 3000 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63. 
* вещи детские, недорого. Тел. 21-26-67. 
* вещи и обувь зимняя и летняя на девочку (от 4 до 6 лет), цена договор. Тел.: 8 (714-31) 59-777, 8-705-911-84-45. 
* воротники новые (песец, енот), 52 см, сапоги жен., р. 36. Тел. 8-701-769-42-77. 
* воротники (нутрия, цигейка 2 шт., песец 1 шт.), пальто муж. с каракулев. воротником. Тел.: 26-33-76, 8-705-169-98-67. 
* дубленку жен., натур., р. 46, полушубок (овчина), р. 52-54, телогрейки ватные, нов. Тел. 56-83-84. 
* дубленку (овчина), коричн., модный фасон, воротник шалька, унты, б/у, недорого. Тел.: 28-96-69, 8-705-194-03-52. 
* дубленку муж., р. 54-56, 15000 тг. Тел. 8-707-664-84-98. 
* дубленку жен., р. 48, 35000 тг, дубленку муж., р. 46-48, 20000 тг, шапку норков., р. 57, 5000 тг. Тел.: 39-35-39, 8-702-763-91-00. 
* дубленки, б/у. Тел. 50-73-40. 
* комплект одежды с электроподогревом, 12 В, жилет и две стельки (греет туловище и ступни ног), +40 гр., 12 В, 60 Вт, 12000 тг, торг. Тел. 8-777-302-58-65. 
* мех норки коричн., чулок; мех для реставрации, недорого. Тел.: 56-02-53, 8-705-761-75-17. 
* меха лисы, песца, норки. Тел. 8-705-460-06-20. 
* меховые варежки по 1000 тг. Тел.: 56-75-99, 8-777-743-73-18. 
* пальто зимнее с норковым воротником, отл. сост., р. 48, 10000 тг. Тел. 8-702-862-22-09. 
* пинетки вязаные (детские), на заказ, ручная работа. Тел. 28-94-24. 
* платье красное, нарядное для девочки 9-12 лет, форму (юбка, жилет, кофта, галстук), р. 44-46. Тел. 8-707-319-93-08. 
* плащи кожаные, дубленки муж., жен., полушубок (овчина). Тел.: 28-11-63, 8-777-741-57-81. 
* плащ велюров., плащ кожаный, р. 48-50, шубу мутонов., р. 48-50, шапки норков., р. 55-56, туфли нов., р. 37, босоножки, р. 37. Тел. 8-707-319-93-08. 
* рубашки мужские. Тел. 8-707-664-84-98. 
* сапоги кирзов., р. 42, нов., 4000 тг, валенки черные, нов., р. 26, 2500 тг, серые р. 29, 2000 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63. 
* сапоги яловые, р. 42. Тел. 28-89-54 (звонить вечером). 
* спецодежду (брюки, костюм), сапоги кирзовые, р. 42-43, 3500 тг, берцовки, р. 42, штаны ватные, фуфайки новые и б/у, комбинезон. Тел.: 26-33-76, 8-705-169-98-67. 
* спецодежду с электроподогревом "Пингвин", 15000 тг, ватники нов., 3000 тг, унты, р. 42, 10000 тг. Тел. 8-705-668-81-43. 
* шапки норковые, муж., жен., б/у; шубу нов., для девочки 5-6 лет, корич., красивая, недорого. Тел.: 56-02-53, 8-705-761-75-17. 
* шапку сурчиную, муж., р. 56-57, шапку норков., жен., р. 57-58, дубленку, куртку, муж., р. 54-56, трико теплое, р. 56. Тел. 50-18-02. 
* шубу (енот), р. 50, отл. сост., цена договор. Тел.: 53-19-78, 8-701-460-29-77. 
* шубу норковую. Тел. 8-777-441-13-57. 
* шубу норков., короткую, р. 50-52; шапки норков. муж., жен., р. 58-59. Тел. 8-702-941-11-61. 
* шубу из нутрии с капюшоном, черная, р. 54, 28 тыс. тг. Тел.: 53-59-61, 8-707-664-74-36. 
* тулуп черного цвета, р. 48-50, шубу цигейковую, муж., р. 48-50 по 50 тыс. тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63. 
* шубы цигейковые, р. 48-50, хор. сост., полушубок цигейковый, р. 46. Тел.: 50-86-74, 8-702-717-27-59. 
* шубу детскую (2-3 годика), нов., шапочки детские. Тел. 50-18-02. 

 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость