Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 16Ноябрь2018
Время: 00:00:00
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Ольга ИГИМБАЕВА: «У нас много возможностей быть здоровыми»Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Ольга ИГИМБАЕВА: «У нас много возможностей быть здоровыми»

Ольга ИГИМБАЕВА: «У нас много возможностей быть здоровыми»

Почему в поликлиниках не хватает докторов? Сколько времени врач должен уделить пациенту? И в чем пациент сам виноват? А также о том, по каким причинам больные англичане могут нам завидовать? Об этом в интервью с главным врачом поликлиники №1 г. Костаная Ольгой Игимбаевой.

«Решить жилищную проблему»

Ольга Владимировна, как много людей уже воспользовались правом выбора поликлиники?

– Если в первый год кто-то сомневался или не знал о своем праве, то в этом за первую неделю прикрепилось больше людей, чем за всю кампанию в прошлом году. 4,5 тысячи против 3,5. Думаю, людей привлекает, что у нас нет дефицита участковых врачей, работает более 20 профильных специалистов, которых мы за последние три года взрастили сами. Оплачивали учебу в интернатуре, отправляли на переподготовку. У наших докторов по два-три сертификата по параллельным специальностям. Хирург также еще проктолог и эндоскопист. Наш гастроэнтеролог также и терапевт. Это повышает доступность получения медпомощи. В 2010 году мы внедрили одними из первых в республике предварительную электронную запись на прием на нашем сайте. Люди оценили, как это удобно.

Тогда откуда жалобы, что человеку приходится долго ждать очереди?

–Жалуются те, кто не записывался предварительно. Они настаивают на том, чтобы их приняли сегодня, хотя срочности нет. Им мы выдаем дополнительный талон, но примут их после всех, кто записался заранее. Люди не понимают, что они сами нарушили порядок, помощь окажем, но надо подождать.

Дефицит кадров тоже напрямую влияет на длину очередей...

– Дефицит врачей – во всем мире и у нас. Доктора уходят на пенсию, а молодых прибывает мало – 3-4 специалиста в год. И те через год-другой могут уйти в частные клиники, готовые возместить нам даже стоимость учебы, чтобы получить готового специалиста. И наши ожидания, что врач поработает хотя бы пять-семь лет, канут в Лету.

Как же удержать молодых специалистов?

– Решить жилищную проблему. Мы по коллективному договору оплачиваем половину аренды квартиры, но этого недостаточно. В этом году нам обещали квартиры для троих специалистов.

«Иногда
достаточно совета»

Вопрос, который часто задают: сколько времени отводится на прием специалиста?

– На прием одного пациента по нормативным актам отводится минимум 15 минут. Но надо понимать, что одному пациенту достаточно пяти минут, чтобы выписать направление, другому потребуется более получаса. Мы это объясняем, когда слышим такую реплику: «10 минут вышло – выходите». Мы часто даем еще меньше времени на прием – до 8 минут. Иначе не хватит врачей, чтобы принять всех страждущих.

Сколько пациентов в день в среднем принимает врач?

– Обращений, особенно в эпидсезоны, бывает настолько много, что у одного доктора на приеме с утра побывает человек 70, а потом он после обеда работает по вызовам. Врачи трудятся с перегрузкой. Был случай, когда доктора самого на «скорой» с приема увозили. Такова наша профессия. Летом нагрузка меньше, поэтому пациентам предлагаем решать плановые проблемы в это время года. Но человек поступает, как ему удобно. Мы не без труда приучили население приходить не только утром. Теперь поликлиника работает до восьми вечера, а лаборатория до пяти, поэтому многие анализы можно сдать и во второй половине дня. И хочу призвать население к сознательности – не надо вызывать врача в случаях, когда не надо его вызывать.

Что же, совсем за медпомощью не обращаться?

– Обязательно обращаться. У нас консультации по телефону – 54-86-54 дает фельдшер, который определяет, нужен вам доктор или медсестра. Но и тут встречаем сопротивление. Пациент хочет только доктора, хотя по медпоказаниям достаточно визита медсестры. В нормативных актах четко определены показания к вызову врача. Это в основном выраженные нарушения двигательной функции, когда пациент не может прийти на прием. В иных случаях даже высокая температура не основание для вызова врача на дом. Во многих странах мира есть возможность получить медпомощь по телефону. Иногда достаточно совета или консультации врача.

А дети?

– У детей адаптивные способности иные. Высокая температура, рвота, диарея, спутанность сознания, вялость – показания для срочного вызова врача. С детьми нельзя рисковать.

Говорят, за границей давно норма – ждать приема узкого специалиста неделями?

– Это мягко сказано. В Великобритании, например, плановую помощь ожидать могут до 12 недель. И это нормально. У нас ожидание специалиста может затянуться на неделю, и люди уже жалуются. Если есть срочность – принимаем в течение 10 минут. Для этого у нас есть специальное отделение доврачебного приема. Если вас беспокоит острая боль, не снижающееся высокое давление, боль в груди… Есть алгоритм, по которому специалисты окажут медпомощь максимально быстро и решат госпитализировать вас, дать лекарство или понаблюдать за вами некоторое время в поликлинике.

А если человек сломал ногу и не может прийти к врачу?

– В поликлинике есть люди, которые обслуживаются только на дому, так как не в состоянии прийти к нам. На дом выезжают и хирурги, и общие специалисты. Есть выездная лаборатория, мы делаем на дому УЗИ, ЭКГ. Даже скрининги проводим на дому. Мы можем дома провести экспресс-тест на определение уровня сахара, холестерина, измерить внутриглазное давление.... Казалось бы, удобно. Но люди и этому сопротивляются. Отказываются, к примеру, от скрининга на рак предстательной железы. А всего-то надо взять кровь из вены. Потом, когда заболевание обнаруживается на поздней стадии, жалеют, что не прошли вовремя скрининг.

Люди неохотно идут на скрининг?

– Отношение настороженное. Наши специалисты вечерами в нерабочее время обзванивают всех, кто подлежит скринингу, и слышат неадекватные ответы. Мы боремся за здоровье пациентов, за которое они сами должны беспокоиться, предлагаем бесплатно и в короткие сроки пройти обследование без предварительной записи, и наши усилия остаются без внимания. Люди порой не понимают, что мы работаем вместе с ними, а не против них. И когда делаем подворовые обходы, то пытаемся выяснить потребность населения в социальной помощи, вовремя поставить беременную на учет и так далее.

«Надо довериться доктору»

Получается, большинство жалоб рождается из-за непонимания пациентом ответственности за собственное здоровье?

– Не желают пациенты соблюдать правила. Хотят получить медуслугу сей момент. А ведь в банке, ЦОНе, магазине правила соблюдаем и ждем своей очереди. Я понимаю: в поликлинику приходят с болью, а когда что-то болит – терпеть сложно. Но нужно понимать, что у других пациентов то же самое. Пациент считает, что мы должны действовать, как ему удобно. Иногда ему не хочется сдавать анализы, наша же работа регламентирована. Или пациентка хочет пройти МРТ. Ей кажется, просветят ее с ног до головы и найдут болезнь. Но есть медицинские противопоказания к МРТ, есть и социальный момент. МРТ – дорогостоящий вид диагностики, который по гарантированному объему бесплатной медпомощи проводится социально незащищенным категориям населения. А можно ведь помочь и без компьютерного томографа и МРТ, надо лишь довериться доктору.

Одно время наши телефоны обрывали бабушки с жалобами, что их не кладут в стационар. Сегодня какова ситуация?

– Случаи госпитализации в круглосуточный стационар каждый год снижаются. Люди привыкли расценивать стационар как место, где можно обследоваться и полечиться, отдохнуть. Хотя обследование должно проходить на амбулаторном уровне. В Великобритании только 10 процентов пациентов кладут в госпиталь, остальные лечатся амбулаторно у семейного врача. В стационар кладем тех, кто нуждается в круглосуточном наблюдении. Если раньше в год в дневном стационаре лечилось до двух тысяч человек, то сейчас до пяти тысяч. На амбулаторном уровне поликлиника оказывает даже хирургическую помощь. Есть центр амбулаторной хирургии, где проводим несложные операции.

Раз сегодня в Мин­здрав включили и Министерство социального развития, то медицина становится социально направленной....

– Все связано. Часто наши коридоры заполнены пожилыми людьми, которых гложет одиночество. Им нечем заполнить свое время и поэтому они заполняют наши коридоры. Общаются, и это скрашивает их жизнь. Чтобы образ старости сделать позитивным, мы организовали клуб пожилых. Выезды на природу, общение... Помогают психологи. Когда же поначалу отправляли пациентов к психологам, люди обижались, думая, что мы считаем их психически неполноценными. Приходилось объяснять. Переедем в новое здание, и тогда создадим еще и молодежный центр здоровья. Идей много... Единственное, что пока не работает – это солидарная ответственность пациента за свое здоровье. Нет механизмов ее реализации в Казахстане, но в мире есть. Это сооплата – когда пациент частично платит за свое здоровье, и тогда он обязательно будет его беречь. Или же страховая медицина, когда страховая компания не оплатит случай, если болезнь возникла по вине самого пациента: злоупотребление пагубными привычками, отказ от прохождения профосмотров. Государство прикладывает огромные усилия по профилактике. Нигде в мире не проводят столько профосмотров, как у нас. В Великобритании, где тоже бесплатное здравоохранение, пациент не может выбрать клинику. Соблюдается строгое деление на участки. Не прикрепился к своему участку – помощь нигде не получишь. У нас есть свобода выбора, у нас есть много возможностей быть здоровым. И это надо ценить.

Спасибо.

Людмила КРУГЛОВА  vorona_l@mail.ru 39-25-02.
Фото  Константина ВИШНИЧЕНКО 
Просмотров: 6988
Комментариев: 1
Нравится: +3
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Елена
09.10.2014 в 10:17:14
Почему то в Вашей статье совсем не освещена проблема посещения подросткового кабинета. Моя дочь, ей 16 лет, заболела в воскресенье, закашляла, заболело горло.Пыталась записаться по интернету с понедельника утра, но.. все было занято. Больная, поехала в поликлинику ее не приняли, сказали записываться позже и ждать! В среду свободного места на участке не было также. В школе требуют справку. Я послала ее хотя бы за талоном. Получилось, что в среду с утра она ездила за талоном, а после обеда поехала на прием. Больной ребенок катается туда-сюда на автобусе просто так , я уже не говорю о том, сколько денег она прокатала за свой больничный. В среду все-таки свершилось чудо, на прием дочь попала. Но справку выписали со среды, и все равно, что она с понедельника НЕ МОГЛА посетить врача. Осматривать ее не стали, что-то там записали со слов. Выписали в следующий понедельник, еще не раз погоняв за талоном. Очевидно это делается, чтобы больше не приходили. К слову сказать, лечила я дочь сама. Так как медицинской помощи мы не дождались. Еще сразила наповал замечательная фраза Ольги Игимбаевой: "Жалуются те, кто не записался предварительно" Это значит нужно за 2-3 дня, а то и ранее предположить, что ты заболеешь. Общество развивается стремительными темпами, теперь будем планировать не только отпуска, но и больничные ! Аплодисменты! Таким путем Ольга Игимбаева очень скоро заслуженно займет пост министра здравоохранения.
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние новости
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* домработницы, 2 раза в неделю. Тел. 21-26-67. 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость