Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Подписка на новости
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях Костаная и Казахстана.
Разрешить
Не сейчас
Ставки на спорт
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
USD curr
EUR curr
RUR curr
curr
Правопорядок
Агро
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
Новости мира
Тема
Резонанс
Криминал
Общество
Люди
Регион
Интервью
Репортаж
Коммуналка
РекламаПодписка на газетуПокупка газеты

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 
Кто превратил степь в шоссеКостанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Кто превратил степь в шоссе

Кто превратил степь в шоссе

В начале мая американский сайт arstechnica.com опубликовал статью Кионы Смит «Как лошадь превратила Великую степь в шоссе». В своем материале журналистка из Канзаса, кстати, антрополог по образованию, пишет о нашем крае. Точнее, о ботайской культуре, подарившей миру домашнюю лошадь. О влиянии одомашнивания лошади на развитие мира, историю войн и политику мы говорим с доцентом кафедры истории Казахстана КГУ им. А.Байтурсынова, кандидатом исторических наук Айбеком ШАЛГИМБЕКОВЫМ.

«Все пути начинались от наших дверей…»

- Айбек Батырханович, европейские ученые, о которых пишет Киона Смит, до сих пор пытаются установить, какая именно культура дала миру феномен ездовой лошади: хвалынская или ботайская. Ботай – это наш казахстанский бренд, древнее поселение. Действительно ли лошадей одомашнили и стали использовать для езды люди, жившие там, где сейчас живем мы?

- Сначала надо вспомнить историю открытия ботайской культуры. Пальма первенства здесь принадлежит археологам Северо-Казахстанского университета под руководством профессора Виктора Зайберта. Именно Зай-берт и его коллеги еще в начале 80-х открыли древнюю цивилизацию, существовавшую в нашем крае несколько столетий.

В то время это была сенсация, так как находка стала древнейшим свидетельством использования лошади человеком. Использования в качестве средства передвижения, транспорта. Судя по всему, ботайцы первыми в истории объездили лошадь, изобрели упряжь, и произошло это за 3700-3100 лет до нашей эры. Ботай – это рядом с нами, близ села Никольского в Айыртауском районе Северо-Казахстанской области. Тот факт, что американские и европейские ученые до сих пор изучают Ботай, говорит о признании гипотезы о месте и времени начала одомашнивания лошади человеком.

- У Бориса Гребенщикова есть строки: «Все пути начинались от наших дверей, но мы только вышли, чтобы стрельнуть сигарет». По сути, географически Казахстан – это колыбель мировой цивилизации. Образно говоря, у нас «изобрели» лошадь, в то время как многие континенты, такие как Америка и Африка, вообще знать не знали, что на лошади можно ездить и использовать в военных целях. В статье американской журналистки говорится, что лошадь превратила степь в скоростное шоссе, и именно отсюда началось триумфальное шествие боевой конницы, с помощью которой были построены целые империи.

- Совершенно верно. Именно те народы, которые использовали конницу как боевую силу, имели преимущество перед противником. Римская кавалерия легко потеснила германские племена, жившие в лесах и не знавшие седла и упряжи. Македонцы верхом легко достигли Малой Азии и Северной Африки. Древние греки-ахейцы вторглись на Балканы на лошадях, позже их вытеснили конные же дорийцы.

Но обратим взор в нашу степь: гунны, саки и монголы завладели огромными территориями благодаря боевым коням. Вся история – это цокот подкованных копыт по мостовым завоеванных городов.

Говоря о Европе, именно развитая кавалерия в не меньшей мере, чем флот, помогала успешно воевать с соседями, а признаком хорошо снаряженного рыцаря всегда был породистый конь. Киона Смит довольно точно сравнивает лошадь с современным автомобилем. Действительно, лошадь помогала не только воевать, но и торговать.

Кочевники, они же кентавры

- Возвращаясь к открытию ботайской культуры, почему именно люди, обитавшие в наших степях, первыми приручили лошадь и стали использовать ее как транспорт? Почему не древние цивилизации Южной Америки или Древнего Востока?

- Думается, это связано с изменением климата в евразийских степях в тот самый исторический период. Мы говорим об эпохе энеолита. Климат становится резко континентальным, более суровым, засушливым, менее приспособленным к жизни. Лошадь способствовала миграционным процессам, объединению разных родовых племен в более крупные союзы. Опосредованно это повлияло на рост демографии, экономики доисторических поселений.

Если майя и ацтеки жили в условиях хорошего климата, обеспеченности едой, стабильной оседлости, то в Евразии, чтобы выжить, нужно было двигаться. Для этого лошадь просто идеальный помощник. Возьмем хотя бы тебенёвку, когда животное может сутками питаться подножным кормом, добывая его прямо из-под снега. Кстати, слово «тебенёвка» имеет тюркский корень, происходит от слова «тебу» - «пинать», «лягать». Лошадь раскапывает снег копытом и находит под ним траву. Для кочевника благодать: не надо заготавливать корма, воду. Недаром и олени были приручены одними из первых, ведь они, как и лошади, способны есть снег, чтобы утолить жажду.

Но лошадь более вынослива и способна перенести всадника на огромные расстояния. Древние историки Греции описывали кочевников как существа, буквально сросшиеся с лошадью, ведь номады дневали и ночевали в седле и ели, не вынимая ног из стремени. Образ кентавра, кстати, рожден отсюда. Человек-конь, сильный, выносливый, вооруженный луком и стрелами.

Лошадь почитали и андроновцы, обитатели евразийских степей бронзового века. Существовал целый культ лошади. Во многих захоронениях того времени можно обнаружить останки коня, сбрую, другую конскую амуницию. Саки просто обожествляли лошадь, что отражено в их декоративно-прикладном искусстве.

Эти загадочные ботайцы

- Сегодня изучением ботайской культуры, памятники которой находятся всего в 200 км к востоку от нас, занимаются датские генетики. С помощью анализа ДНК они доказали, что ботайцы не являются родственниками людей так называемой ямной и хвалынской культуры (по названию Хвалынска – города в Саратовской области). Более того, даже останки прирученных лошадей в Ботае и в Хвалынске – разные. Чем вызван такой интерес в Европе и США к археологическим открытиям казахстанцев?

- В научном мире любая гипотеза остается гипотезой, пока не будут найдены веские доказательства или опровержения. Но тот факт, что ботайскую культуру в мире изучают и признают одним из главных центров одомашнивания лошади, это уже хорошо.

Что касается Казахстана, тот факт, что изучение Ботая включено в школьные учебники истории для 6 класса, просто замечательно. Кстати, вопрос об одомашнивании лошади есть и в тестах к ЕНТ. Звучит он так: «Первыми приручили дикую лошадь: а) саки, б) гунны, в) андроновские племена, г) энеолитические жители Ботая.

Следует, однако, помнить о том, что ботайцы не были кочевниками. Они строили дома полуземляночного типа площадью 20-70 квадратных метров, подразделяли строения на хозяйственные и жилые. Примечательно, что люди эпохи энеолита (медный век - переходный период от неолита (каменного века) к бронзовому веку, приблизительно охватывает период IV-III тысячелетия до н. э.) уже знали, что такое кумыс.

Статья Кионы Смит на сайте arstechnica.com, конечно, разительно отличается от большинства статей об истории Казахстана. Она глубже и вполне научна. Это уже не тот общий взгляд на наше прошлое, мол, кочевники, номады и так далее. Побольше бы таких материалов, рассказывающих о нашей стране, нашей науке, о значении казахстанских археологических памятников в деле изучения истории человеческой цивилизации вообще. Обязательно посоветую эту статью своим коллегам и студентам.

Вел интервью 
Мурат ТЮЛЕЕВ
Фото Сергея МИРОНОВА

И это всё о лошади

«Степь – это своего рода массивная трасса, но у вас пока нет машины. И вдруг вы получаете эту машину, то есть лошадь, и все становится безумно просто. Это самый потрясающий пример в том плане, как одна цивилизация заменяет другую в очень короткий период времени. Я думаю, что это действительно результат одомашнивания лошади».
Эске Уиллерслев, эволюционный генетик Университета Копенгагена
«Поздний бронзовый век подарил людям повозки на колесах, которые соединили Азию с Европой и установили огромные торговые пути, и это реально превратило степь в шоссе, а затем на южных окраинах породило Шелковый путь. Когда мы смотрим на времена Средневековья, мы видим все эти империи и ханства, которые постоянно сменяли друг друга в стремлении доминировать, и от этого рождались многочисленные народы, которые порой исчезали, будучи побежденными другими».
Питер де Баррос Дамгаард, датский палеогенетик
«Лошадь изменила мир людей за очень короткое время».
Эске Уиллерслев
«Факты показывают, что ботайцы одомашнивали свои собственные популяции диких лошадей, и, кроме того, они не торговали животными или, по-видимому, не крали животных у людей ямной культуры».
Дэвид Энтони, археолог колледжа Хартвик, США
«В конечном итоге полезность верховых лошадей стала очевидной для ботайских людей, и они одомашнили свой собственный дикий скот и приняли новую экономику».
Шарлин Гауниц, антрополог Университета Копенгагена
«Процесс одомашнивания лошади изменил степь в основном за счет того, что западноевропейское происхождение сменилось притоком восточноазиатской генетической генерации, а также за счет того, что индоевропейские языки потеснились под натиском тюркских».
Эске Уиллерслев
Просмотров: 5127
Нравится: +5
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше



Последние новости
Опрос
Всего проголосовало:
Нравится читателям
Взгляд со второго этажа
Новости и события
в Казахстане
в Мире

Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ
* валенки новые, жен., цвет черный, р. 27, цена договор. Тел. 54-50-78. 
* дубленку светлую длинную, р. 50-52, 20000 тг. Тел.: 8-747-594-78-42, 8-705-544-58-30. 
* шубу цигейковую детскую, цвет серый, 1500 тг, спорок пятнистый цигейковый, 1500 тг; шкуры овчины, 6 шт. по 1500 тг. Тел.: 50-38-60, 8-777-375-29-57. 
* блузки для девочки 15 лет; три отреза. Тел. 54-18-77. 
* ботинки для мальчика, р. 36-37, отл. сост., 3000 тг. Тел.: 26-02-87, 8-707-663-34-24. 
* брюки болоньевые (Германия), р. 54-56. Тел. 8-777-538-90-35. 
* брюки муж., р. 48-50, нов. и б/у по 1000 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63. 
* брюки теплые новые. Тел. 8-705-562-29-35. 
* вещи, обувь. Тел. 8-708-331-33-87. 
* вещи женские, подростковые, недорого. Тел.: 8-775-290-45-84, 8-777-626-81-05. 
* дубленку (Турция), жен., р. 44-46, мех натур., цвет черный, отл. сост., 25000 тг, торг. Тел. 8-776-714-48-77. 
* дубленку (Турция), цвет черный, р. 50, нов.; шубы из овчины ручная работа, р. 48-50, б/у, 15000 тг. Тел. 8-705-193-94-60. 
* дубленку, макинтош муж., отл. сост. Тел.: 28-11-63, 8-777-741-57-81. 
* дубленку муж. (Турция), нов., 80000 тг, торг; дубленки из овчины, ручная работа, р. 50-52, цена договор. Тел. 8-705-193-94-60. 
* комбинезон для девочки до года; валенки на резиновой подошве, серые, нов. р. 42-44, черные б/у, р. 37-38. Тел. 50-17-21. 
* комбинезон , зимний. Тел.: 26-34-01, 8-705-450-37-93. 
* костюмы школьные муж., размеры от 44 до 52; рубашки школьные, хор. сост., цена договор. Тел. 8-707-665-37-91. 
* кофты новые, р. 50, 56, трико муж., р. 56-58, варежки ручной вязки жен., новые. Тел. 50-18-02. 
* мех норки (чулок); мех для реставрации (чернобурка, норка), недорого. Тел.: 56-02-53, 8-705-761-75-17. 
* плащ кожаный жен., р. 46, б/у, 15000 тг; дубленку муж. из натур. кожи, воротник норка, р. 52-54, 30000 тг; куртку кожаную муж., б/у, 10000 тг. Тел.: 54-66-92, 8-775-210-05-98. 
* пальто, шубы. Тел. 8-702-498-77-14. 
* плащи кожаные жен., цвет черный, хор. сост., р. 44-46, цена договор. Тел. 8-707-665-37-91. 
* полушубки, р. 50-52, хор. сост., недорого; фуфайки, р. 46-52, ватники, новые, р. 50-52, сапоги резиновые, р. 37-38, б/у, недорого. Тел. 50-17-21. 
* сапоги жен., осенние, обувь летнюю, р. 36; воротники (песец, енот). Тел. 8-701-769-42-77. 
* спортивные костюмы для детей 10-11 лет по 3000 тг, толстовки по 1000 тг, ботинки зимние, р. 36, 2000 тг. Тел.: 26-02-87, 8-707-663-34-24. 
* спортивная форма кудо синего цвета для детей 11-12 лет, 6000 тг, белого цвета на 7-8 лет, 2000 тг. Тел.: 26-02-87, 8-707-663-34-24. 
* сапоги детские, нов., р. 34-35, сапоги жен., кожа, цигейка, р. 38, шапки: норков., жен., р. 57-58, сурчин., муж., р. 56-57. Тел. 50-18-02. 
* телогрейку новую, дубленку жен. на меху, р. 46-48. Тел. 56-83-84. 
* фрак на мальчика 7-8 лет, цвет белый, б/у, цена договор. Тел. 8-705-193-94-60. 
* шапки норковые муж., жен., р. 57-59, б/у, шубу новую для девочки, недорого. Тел.: 56-02-53, 8-705-761-75-17. 
* шубу нутриевую с капюшоном, воротник песец, р. 48-50, отл. сост., 3000 тг. Тел. 8-777-620-43-38. 
* шубу (голубая норка) с капюшоном, жен., р. 46-48, отл. сост., 85000 тг; макинтош муж., нов., темно-синий, р. 48-50, 15000 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63. 
* шубу цигейковую муж., цвет черный, р. 50-52, нов., 45000 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63. 
Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
Информационная продукция данного сетевого издания предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше
x
Добавить приложение КН на главный экран