Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 24Июнь2018
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
«Большой театр уже не тот...»

Он солирует в Большом театре уже 30 лет и знает всё, что происходит за его кулисами... Победу на самом престижном конкурсе оперного пения он разделил с Дмитрием Хворостовским... Олег КУЛЬКО – народный артист России и сегодняшний собеседник «КН».

Когда планка высока

Недавно Костанаю подарили свои голоса артисты Большого театра и Мариинки. На нашу сцену поднялся и Олег Кулько, выпускник Киевской государственной консерватории, солист одного из самых именитых театров. Его тенор звучал на сценах Германии, Италии, Франции, Голландии, Швеции, США, Китая. Ему кричали «браво» и в Карнеги-xолле, и в Ла Монне. Костанайцам тоже выпала такая возможность. А журналисту «КН» удалось пообщаться с артистом.

– Олег Петрович, наверняка непросто постоянно соответствовать Большому и Народному?

– Соответствие начинается с самого начала. С того, во что ты веришь и что хочешь сделать. Когда-то и у нас, артистов, проходила так называемая «госприемка», проверка на качество. Каждый выход на сцену для меня – это госприемка. Тебя всегда слушают и, подчеркиваю, всегда оценивают. На Западе с этим проще. А в наших странах бывшего Союза ты, как служитель высокому искусству, должен помнить, что планка высока. У нас своя мера ответственности.

То, что я народный, об этом не думаю. Так же как и о том, что солист Большого театра. То есть ты выходишь на сцену и поешь. Зритель перед тобой. Был такой случай в Бельгии. Мы пели с микрофонами на огромном стадионе, 18 тысяч зрителей. Дирижер мне говорит: «У тебя стоит микрофон, всё равно вживую не озвучишь этот «сарай», пой вполголоса!» Я ему ответил: «Могу или петь, или не петь. Вполголоса можно напевать, но это не будет пением. Не будет оперы». Или другой пример: говорят, что сейчас будем петь на благотворительном концерте для тех, кто не очень разбирается в музыке, поэтому можно, мол, особо не стараться. У меня недоумение… Я и в зале Большого театра, и на импровизированной сцене в больнице буду петь одинаково. А звание народного только напоминает о том, что нужно работать по максимуму всегда.

– Если вернуться на 30 лет назад: как молодой выпускник Киевской консерватории и парень из Иркутска попал на сцену Большого театра? И как удалось удержаться там?

– У меня не было такой цели. И в принципе нет стремления куда-то попасть специально. Любая цель, если жизнь знаешь, всегда подразумевает противодействие. Чем сильнее прёшь, тем сильнее на тебя давят.

А как в Большой театр попал? В 1987 году проходил конкурс им.Глинки, один из самых престижных в мире оперы. Я тогда был солистом Киевского оперного театра. Конкурс проходил в Баку. Во главе жюри сидели именитые артисты, был среди судей и Муслим Магомаев. В итоге дали три первые премии. Женскую – Ольге Бородиной, впоследствии великой меццо-сопрано. А мужские поделили мы с Дмитрием Хворостовским. Тогда впервые выступление уже лауреатов конкурса провели на сцене Большого театра. И в одной из пауз его главный дирижер нам троим предложил работу. Дима отказался, сказал, что будет в Красноярске солистом, Ольга решила остаться в Кировском театре. А я согласился на работу в Большом театре. Он мне всегда нравился.

– Не пожалели?

– Нисколько.

«Дирижеру нужно быть как Путин»

– За это время вы, вероятно, изучили свой театр от и до. То, что в последние годы с Большим в средствах массовой информации связывают немало скандалов, это правда или чаще – желтопрессный домысел?

– Это правда. Сейчас в наш театр попадают «особенные люди», которые к пению очень часто не имеют никакого отношения. Как это происходит – остается загадкой. Потом режиссеры приходят, которые в принципе не знают, что такое опера и что такое музыка. Именно Большой театр очень изменился. Увы, не в лучшую сторону.

– В чем причина? Опера стала больше бизнесом, чем искусством?

– Деньги были всегда, отношение к ним меняется. Но тот же Гергиев держит свою Мариинку на очень высоком уровне. Он своих солистов уважает. А в Большой сейчас приходят непонятно кто и зачем. Лазарев, Симонов – это люди, которые делали Большой театр самым уважаемым. А сейчас приходят те, кто, может быть, и хорошие дирижеры, но не могут быть главными. Потому что главный дирижер – это совсем другая ипостась. Кроме того, чтобы стоять за пультом с палочкой, ты ещё должен иметь человеческие качества. Нужно быть и политиком, иметь чутье как у Путина, чтобы собрать хорошую команду. В искусстве, как и в большой экономике, есть проблемы – если что-то ломаешь, предлагай достойную альтернативу. Иначе провал.

В том же образовании, если школьников не научили за десять лет мыслить, поколение пропало. Так и в искусстве, если театр тянет на мелкотемье, мелкоголосье, потом восстанавливать тяжело. С нуля набирать солистов, брать новые постановки – не выход.

– Поэтому у вас «свободный график работы»? Сегодня вы в Костанае, завтра – в Нью-Йорке. В Большом театре можете по месяцу-два не появляться? Или, наоборот, – с 8 до 5, как у токарного станка?

– К сожалению, такое началось. Контрактная система: нужен – пригласили, пой, не нужен – работай, где хочешь. Одно время хотели, чтобы ты был в театре и всё тут. Есть работа, нет – сиди и сиди. Сейчас мне легче выезжать на другие сцены мира.

– Для вас среди них есть особенная?

– Удивитесь, но особенной для меня была сцена Большого театра. До его реконструкции. Ты знал, что именно на этой сцене пели все великие – Собинов, Шаляпин. До этого была грим-уборная Шаляпина, и все знали, где она, приходили к ней как к чему-то священному. А сейчас сделали ремонт, Большой стал таким же как... костанайская филармония. Всё новое, отполированное, чистенькое. Дух пропал, аура. Помню, когда зашел первый раз в Ла Скала, увидел обшарпанные стены, перила, нафталином пропахшие, но в рабочем состоянии. И при этом чувствуется нечто большее, представляешь, как там выступали Карузо, Паваротти, Каллас. И это очень важно – сохранить ауру театра.

Технически сцену, да, нужно обновлять. А остальное зачем?! Ведь это была история. Её нужно ценить, знать и беречь. А в Большом театре всё поломали, отстроили новое здание – и это уже не он. Сопричастность к великому пропала. Увы и ах – Большой театр уже не тот...

Вирус оперы

– Вам важно к какому зрителю выходить? К подготовленному или нет, даже к тому, который только что в машине слушал шансон?

– Оперное искусство точно требует подготовки. Конечно, приятно, когда люди понимают, о чем ты поешь, что новое привнес в музыкальный материал. Хочется этого. Но... Есть и другая сторона медали: когда приходят в зал люди неподготовленные, слушают тебя и начинают правильно реагировать на твое пение, это ещё приятнее. Ты донёс!

– Любите «заражать» оперой?

– Да. Есть шанс, что они придут на оперное пение и в следующий раз. Им понравилось. Высокопарно прозвучит, это как миссия. Есть примеры: выступили мы однажды в институте инженеров транспорта, так ребята потом не только стали чаще приходить на оперу, а запели классические произведения, открыли свою студию. Представляете, какой эффект! Правда или нет, Коля Басков говорил, что в детстве услышал Образцову, и захотел после этого петь. Бывает такое в реальности.

– Почему оперное искусство, живое, несмотря на такой «разгул» технического прогресса, который позволяет создать что угодно, до сих пор востребовано? Ведь сегодня можно и Шаляпина, и Каллас реинкарнировать виртуально.

– Это то же самое, что мы сейчас с вами разговариваем, и это гораздо интереснее, чем общаться с роботом. С ним будет смешно, но надоедает очень быстро. Так и в жизни. Я как-то раз участвовал в концерте, который проходил в огромном зале «Россия». Среди участников были Гурченко, Штоколов и масса звезд. С правой стороны – правительственный балкон, дверь которого выходила на банкетный зал. Они четко слушали, кого объявляли на сцене. Если оперный певец или тот, кто пел живьем, весь балкон был в лицах. Как только объявляли попсу, а значит, поющего под фонограмму, они всем балконом вставали и выходили. Так весь концерт. И смешно, и грустно... Лично я эстраду вообще не слушаю.

– Но ведь это невозможно?! Улица, ТВ, радио, Интернет – всё пропитано попсой!

– Лично я слушаю много фортепианной музыки, симфонической. С детства привязанность к рок-группе «Deep Purple». А современную российскую эстраду не приемлю категорически. Ещё итальянцев могу послушать.

– Согласны с тем, что настоящий успех – это всего 20 процентов голоса и 80 процентов труда?

– Да, вокал, как и балет, это пахота всю жизнь. Если от природы начинаешь петь и понимаешь, что это красиво, уже нужно задуматься. Сейчас на большой сцене большая конкуренция, границы открыты, можно работать в любой стране. Вот и для тебя конкуренты – это певцы со всех стран. Поэтому в твоем голосе должно быть что-то такое, за что многое певцу можно простить. Это как «Феррари». Ты на рыбалку на ней не проедешь, но мечтал о ней всю жизнь! (Рассмеялся). Всё должно быть компенсировано. Умение держаться на сцене, внешние данные – это здорово, но мало. Голос выше всего. Хотя, к сожалению, сейчас нередко приходят именно такие – безголосые и красивые... Но я верю, что своё место на сцене настоящие профессионалы всегда отвоюют.

 

Николай СТАДНИЧЕНКО 23nik74@mail.ru 54-08-36
Фото  автора 
Просмотров: 598
Комментариев: 0
Нравится: +3
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние события
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* оптовые цены в розницу на тюль, шторы и постельное белье, от 500 тг. Тел. 8-708-475-41-11. 
* газплиты: "Gefest", 14500 тг, "Дружковка", "Идель", "Минск", по 9500 тг, "Брест", 60х60, 12500 тг, "Советская", 7500 тг; 2-конф. с духовкой, 5500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* газплиту 4-конф. "Делюкс", 18500 тг, "Норд", 16500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* газплиту 3-конф. (под газбаллон), газовые баллоны, 3 шт. Тел.: 8-707-392-58-84, 8-747-843-00-86. 
* диван, 2 кресла, подушки, 2 телевизора. Тел. 50-93-27. 
* казан 100 л, 100 тыс. тг, варианты обмена; палас, 2х5, отл. сост., 9500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* маш. стиральные автомат, 5 кг: "LG", 28500 тг, "Indesit", 22000 тг, "Kaiser", 12500 тг, "Белка-10м", квадратная, 9500 тг, "Малютка", 6500 тг; полуавтоматы: "Сибирь", 12500 тг, "DAEWOO", 17500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* маш. швейную "Подольск", электрич., нов., 18000 тг, палас, 2х5, 9500 тг, биде, б/у, отл. сост., 9500 тг, мойки с кранами, 5000 тг, электрич. дрель, 6000 тг, фляги, 40 л, 4000 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* пылесос, миксер, термопот, 4,8 л, по 3000 тг; сковородки, тарелки, графины, рюмки хруст., чайники завар., вазы, кружки для пива, конфетницы, салатники, дорожку (1,5х1). Тел. 50-27-49. 
* пылесосы: "Samsung", 12500 тг, "Zanussi", 9500 тг; "Thomas", моющий, "LG", на з/ч; обогрев. масляный, 7500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* спальный гарнитур, б/у, мягкий уголок, шкаф плательный. Тел.: 54-40-62, 8-777-363-55-67, 8-775-108-07-45. 
* стол кухонный, тумбу под ТВ, кресла, 2 шт., трельяж, этажерку, все по 3000 тг; стулья, 3 шт., по 500 тг, пледы. Тел. 50-27-49. 
* телевизоры: "Samsung", d.72, 11500 тг, "LG", d.54, 7500 тг, "Samsung", d.107, ж/к, на з/ч, 15000 тг; телефон "Sony", 15000 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* холодильники: "Indesit", 2-камер., нов., 65000 тг, "Атлант", 2-камер., б/у, 45000 тг, "Бирюса", 14500 тг, морозильная камера "Бирюса", 35000 тг, ларь-морозильник "Кристалл", б/у 1 год, 25000 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* газплиту 3-конф. с газбаллоном, маш. стиральную, полуавтом., холодильник 2-камер., хор. сост. Тел.: 8 (714-55) 2-25-17, 8-777-373-51-08. 
* диван, люстру, столик журнальный, стол кухоный, ковер, плед. Тел. 8-707-664-84-98. 
* диван, 2 кресла, отл. сост., можно по отдельности, в связи с переездом. Тел.: 28-11-63, 8-777-741-57-81. 
* диван, 2 кресла, столы обеден., журнальн., стулья мягкие, шифоньер, недорого. Тел.: 28-24-39, 8-705-544-58-30. 
* ковер, полушерст., 5х3, б/у, отл. сост., недорого. Тел.: 53-68-43, 8-705-130-90-32. 
* ковры, 2,5х3, натур. и искусств., отл. сост., цена договр. Тел. 55-41-09, 8-705-456-01-54. 
* кровать детскую, манеж, машинки дет., велосипед "Урал". Тел. 8-705-226-46-68. 
* кровати (120х200, 150х200), по 10000 тг. Тел.: 8 (714-55) 2-61-00, 8-775-525-20-35. 
* кровать железную, 2 шт., по 2000 тг. Тел. 8-705-559-30-42. 
* мантоварку большую, керогаз. Тел. 8-777-412-60-56. 
* мантоварку советского пр-ва. Тел. 8-777-538-90-35. 
* маш. стиральную "Белка-10М", отл. сост., 12000 тг. Тел. 8-777-315-85-56. 
* маш. стиральную "Ока", телевизор "Samsung". Тел.: 55-67-15, 8-705-989-13-61. 
* мягкий уголок, 40000 тг, п. Затобольск. Тел. 8-747-121-10-79. 
* пылесосы, посуду, чайники завар., казаны чугунные с крышками, 6 л, советского пр-ва, 4 шт. по 3500 тг. Тел.: 26-33-76, 8-705-169-98-67. 
* сковородки, скороварки, массажер для ног, недорого. Тел.: 26-33-76, 8-705-169-98-67. 
* спальный гарнитур (Украина), нов., 120 тыс. тг, торг; обогреватель, нов. Тел. 25-50-92. 
* стенку, 5 м, шкаф плательный, 2 шкафа для посуды; журнальный столик, 7000 тг, все б/у. Тел.: 8 (714-55) 2-25-17, 8-777-373-51-08. 
* стол круглый, ковры, посуду. Тел. 50-18-02. 
* стол письмен., шкаф книжный, маш. швейные "Подольск" (ножная и ручная), цены договор. тел.: 56-83-40, 8-705-142-43-33. 
* телевизор "LG", d. 54, 5000 тг, торг. Тел.: 8-777-412-77-68, 8-775-210-21-68, 8-747-196-88-21. 
* телевизоры: "Samsung" (Корея); "Юность-406Д". Тел. 26-21-57. 
* утюги (Россия), б/у, по 2000 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63. 
* холодильник "Бирюса", 15000 тг, счетч. эл., 500 тг, утюг, 500 тг, ресивер для спутник. антенны, 3000 тг. Тел.: 39-35-39,  8-777-336-65-58, 8-777-393-86-78. 
* шторы бамбуковые, 2 шт. Тел. 8-777-972-03-15 (после 18 часов). 
* эл. плитку 2-конф., 3500 тг, эл. плитки, 4 шт., по 1000 тг, маш. для стрижки волос "Vitek. Тел.: 26-33-76, 8-705-169-98-67. 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость