Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 18Сентябрь2018
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Куат Баймырзаев: «Конкуренция между педагогами дает выбор и студенту»Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Куат Баймырзаев: «Конкуренция между педагогами дает выбор и студенту»

Куат Баймырзаев: «Конкуренция между педагогами дает выбор и студенту»

Сегодня Костанайский педагогический институт отмечает 75-летие со дня основания. Наш собеседник – ректор, доктор географических наук, профессор Куат Баймырзаев.

Куат Маратович, когда речь идет о юбилярах, принято вспоминать «этапы большого пути». Какими они были у педагогического института?

– В 20 веке, в 1939 году, казахское педучилище было реорганизовано в учительский институт. С этого момента мы отсчитываем свою историю. За эти годы институт менял свое имя, но всегда выполнял главную задачу – готовить педагогические кадры для региона. В советские годы коллектив пединститута становился даже победителем всесоюзного соцсоревнования, вузу вручили, как и полагалось в то время, переходящее красное знамя. Потенциал и мощь института впечатляли! А в 1992 году пединститут вошел в состав КГУ, и значение педагогических специальностей как-то ушло на второй план. Однако прошло 12 лет, и в связи с дефицитом педагогических кадров в республике были открыты пять педвузов, среди них – наш. И уже 2008 году Костанайский педагогический институт подписал в Италии Великую хартию университетов и вошел в международное пространство.

А что это дало студентам и преподавателям?

– Во-первых, такой шаг говорит о нашей готовности участвовать в Болонском процессе. Во-вторых, у студентов и преподавателей появилась возможность учиться за границей – это так называемая академическая мобильность. И уже третий год мы отправляем семь лучших студентов, свободно владеющих французским, за государственный счет на семестр во Францию. Причем студенты ничего не теряют. Их учеба засчитывается здесь. В этом году отправили в Америку нашего студента в институт штата Вирджиния. Посмотрим, как сложится там. Мы тесно сотрудничаем с госуниверситетом им. Герцена в Санкт-Петербурге. Там стажируются и наши магистранты. Мы стараемся с толком использовать научное направление этого старейшего вуза России. Как говорил глава государства в интерактивной лекции «Казахстан на пути к обществу знаний», перед вузами стоит задача – образование, наука, инновации. Эти направления должны быть основой и для нашего института. Образование – это база всего, это цемент личности. И то, какие педагоги будут работать в школе, зависит в том числе и от нас – от нашей материально-технической базы, от профессионализма преподавателей.

Сколько студентов с дипломом педагога выходят из ваших стен каждый год? И какие специальности сегодня наиболее востребованы?

– Тысяча. Что касается востребованности, то сегодня пользуются большим спросом педагогика и методика начального обучения, дошкольное обучение и иностранный язык. Поэтому на этих факультетах учатся те, кто действительно хочет учиться. Разговаривал как-то с послом Франции в Казахстане. Он очень хорошо отзывался о наших выпускниках, которые сейчас работают в посольствах Франции, Бельгии. Мы изучали потребность школ, знаем, что существует дефицит многих специальностей – учителя физики, химии... Надеемся, со временем закроем и эту нишу.

Конечно, хорошо, когда выпускники педвуза работают в посольствах, однако в школах, как вы сами сказали, не хватает преподавателей-предмет­ни­ков и, кстати, особенно в казахских школах.

– Мы понимаем. В этом году в Костанайской области открывается Назарбаев интеллектуальная школа для одаренных детей естественно-научного направления. Нужны будут кадры, и требования к ним будут жесткими. Необходимо знание языка, поэтому мы решили открыть в институте Центр полиязычия. Студенты любой специальности в свободное время могут бесплатно учить языки – английский, казахский. Ведь если они будут преподавать химию, биологию на казахском или английском, язык должны знать в совершенстве.

Куат Маратович, вы учились в советское время. Советский и казахстанский педагог имеют одинаковый вес в обществе?

– В период становления государства мы из-за экономических проблем несколько упустили педагогические специальности. Но сегодня возрождается имидж педагога. Когда я учился, это был очень уважаемый человек, авторитет.

А вы стали педагогом именно из-за уважения к учительской профессии?

– В детстве у меня были разные мечты. Знаете, как бывает: смотришь фильм – и хочешь стать героем этой картины. Но когда человек осознает, какую пользу для общества несет профессия педагога, если он понимает и чувствует школьную аудиторию – тогда он сделал верный выбор. Я окончил географический факультет КазГУ тогда им. Кирова, сейчас Аль-Фараби. Был активистом, и меня оставили в университете, потом я ушел в науку, затем меня ждала административная работа. И мне очень пригодился весь этот опыт и багаж знаний, когда я возглавил костанайский вуз. Но при этом нужно всегда учитывать, что большую роль в вузе играет хороший педагогический состав. Не будет его – никакую высоту не взять. Даже материально-техническая база, шикарное здание, замечательные студенты ничего не дадут. Основа вуза – коллектив. Педагоги.

Какие сегодня приходят выпускники? Говорят, что плохо подготовленные. Это правда?

– Директора школ берут наших выпускников, и только они могут дать оценку работе вуза, насколько качественно подготовлены кадры. Но если мы хорошие кадры выпускаем – значит, и к нам приходят знающие ребята. Если еще недавно к нам поступали абитуриенты, набравшие на ЕНТ 55 баллов, то в последние три года приходят ребята с баллами не ниже 77-78. Значит, качество образования в школах растет. Мы работаем вместе директорами школ, отслеживаем минусы в своей работе. Меняем что-то в учебной программе. Одно плохо, что нет преемственности. Вузы должны работать под стандарт школы, а на деле получается, что у школы свои стандарты, у нас свои. Выпускник приходит к нам и снова начинает изучать ту же историю Казахстана или математику с нуля. Дублируем работу, теряется время. Почему бы не сделать так, чтобы заложенная в школе база знаний по предметам просто продолжалась в вузе .

Ориентир на качество знаний педагога – отлично. Но мне кажется, что сегодня молодые педагоги испытывают дефицит любви к детям...

– Мы делаем акцент на то, чтобы наши выпускники, которые идут работать в школу, любили, прежде всего, свою профессию. Будут любить свое дело, будут осознавать, насколько благороден и важен их труд – будут и детей любить. Самое главное в профессии учителя – терпение. У какой-то части наших студентов его просто не хватает. И тут многое зависит от педагогов вуза. Сумеют ли они раскрыть таланты будущего учителя, воспитать в любви к профессии? Но есть такой штрих: некоторые молодые педагоги стесняются своих учеников, у которых зачастую есть возможности заграничной стажировки, получения лучших интернет-технологий. Поэтому сегодня школьному учителю нужно быть на 3-4 головы выше ученика.

Но это значит, что нужно постоянно и очень много над собой работать...

– Те дипломы, которые педагоги получили, это ведь всего лишь бумага, которая позволяет трудоустроиться. Учитель должен постоянно учиться. Если он остановится и ограничится тем багажом, который мы дали – через 2-3 года ему будет тяжело. Поэтому в нашей профессии нельзя прерывать учебный процесс...

Куат Маратович, в 19-м – начале 20 века были педагоги с именем, на лекции которых студенты записывались из разных факультетов. Когда-нибудь придем к такому уровню педагога, как вы считаете?

– Обязательно. Даже сейчас студенты уже записываются в летнее время на предметы, которые будут изучать. В дальнейшем будем вводить и выбор преподавателей. Сейчас ставится задача, чтобы не один педагог преподавал предмет, а три-четыре. Чтобы у студента был выбор. Такая конкуренция между педагогами приведет к тому, что они будут стараться давать интересные лекции, качественные знания. Востребованный педагог всегда будет работать. Если студенты к преподавателю не идут – зачем он нужен вузам? Это называется автономия учебного процесса. И она постепенно вводится. Пока же распределили нагрузку равномерно, но уже видно, к кому желают идти студенты.

Одно время считалось, что сельские школы не дают такого уровня образования, как городские. Сейчас как?

– Анализ ЕНТ показывает, что в городских школах дети больше набирают баллов на ЕНТ, чем сельские. Думаю, дело в том, что в городе возможностей больше – Интернет, материально-техническая база. Поэтому важно направлять креативных выпускников педвузов в села. Потому что знания школьников, вне зависимости, где они учатся, должны быть на уровне.

Раньше после окончания вуза молодые специалисты ехали в село, иначе дипломов им не выдавали. А сегодня разве заставишь выпускника работать в деревне?

– И сейчас законодательно есть отработки для студентов по сельской квоте. Им и подъемные неплохие, и жилье, и беспроцентный кредит для покупки жилья. Многие ТОО или КХ сами учат педагогов из местных ребят для своих школ. Понимают: не будет педагогов – люди разъедутся.

А как вы оцениваете систему тестирования в школах, вузах? Сегодня это очень спорная тема.

– У нас только некоторые языковые дисциплины сдаются устно преподавателю. Остальное – тестирование. Чтобы сдать тест, нужно пройти промежуточную аттестацию, набрать кредитные баллы. А это подразумевает и общение с педагогом, и работу на семинарах, самостоятельную работу. Студент получает объективную оценку своих знаний. Педагог ему не поможет, не скажет: «Ты хорошо относился к моему предмету на протяжении семестра, за это поставлю оценку». Если будет много таких «за это», то студент недополучит знания, а у нас в школах не будет хороших педагогов.

Людмила КРУГЛОВА  vorona_l@mail.ru 39-25-02.
Просмотров: 6500
Комментариев: 0
Нравится: +0
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние новости
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* Магазин "Авто Lider". Всегда в наличии автозапчасти на а/м Audi, Volkswagen, ВАЗ, Москвич. ул. Дощанова, 133Б (напротив АЗС "Гелиос"). Тел.: 50-70-22, 8-705-902-09-89. 
* ГАЗ-21 (Волга), 1962 г., на ходу, один хозяин, форма и состояние не изменились, цена договор., без посредников, срочно. Тел. 8 (714-34) 95-3-79. 
* МАЗ седельный, тягач, 1993 г. + два п/прицепа (бортовой и контейнеровоз), 1992 г. Тел. 8-777-251-47-20. 
* Mercedes-Benz 190, 1993 г., цвет черный, фартуки серые, техосмотр пройден. Тел. 8-747-229-47-81. 
* Mercedes С190, 1991 г., цвет бордо, объем двиг. 2 л, техосмотр пройден, хор. сост., 350 тыс. тг, на ходу, двигатель требует ремонта. Тел. 8-778-595-96-80. 
* Mercedes-Benz Е200, 1992 г., салон 124, двигатель 102, 5-ступка, механика, люк, тит. литые диски. Тел.: 56-47-28, 8-777-645-17-40. 
* мотоцикл "Урал", хор. сост., 100 тыс. тг. Тел. 8-775-209-89-50. 
* Volkswagen Б-3 (универсал), 1992 г., цвет красный, объем двигателя 2 л, центр. замок, техосмотр 2018 г., 550 тыс. тг, торг. Тел.: 8-702-701-58-67, 8-708-202-20-41. 
* Volkswagen Golf 3, 1995 г., моно, V 1,6. Тел.: 55-81-92, 8-705-960-45-29. 
* Ford Focus-3, 2012 г., цвет белый, автомат, автозапуск, диски титановые, 4 млн тг, торг. Тел. 8-771-028-17-32. 
* цепи, подшипники, насос К-100/65/250, советского пр-ва, ремни ГД-6300. Тел. 8-777-283-34-02. 
* з/ч ГАЗель: обрешетка радиатора никель, б/у, 5000 тг; Audi: бампер задний, 4000 тг, гильзы диаметром 92, 2000 тг/шт. Тел. 8-777-447-37-26. 
* з/ч ЗИЛ-130: коробка передач, водяной насос, компрессор, тормозные барабаны со ступицами на задний мост; Т-40: двигатель; МТЗ-80: топливный насос; тельфер на 250 кг. Тел.: 8 (714-43) 9-66-77, 8-777-650-41-19. 
* з/ч Mitsubishi: стойки, по 4500 тг. Тел: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* з/ч Москвич: редуктор, лобовое стекло, головка блока, гильзы, поршни, кардан, дверь фургона 2715. Тел. 8-777-447-37-26. 
* з/ч МАЗ, Урал: сцепл., диск фередо; Ивеко: седло, подушки двигателя; К-700: редуктор ВОМ; ВАЗ-21083: блок с коленвалом. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* ГАЗ-33073 (будка), 1993 г., ГАЗ-52 (самосвал), 1992 г., прицеп Тралл, 1998 г., экскаватор ЭО 4224, 1993 г., дизельную эл. станцию, 45 кВт, передвижная. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* ДЭК-5363, 25 тонн, Урал-4320 (бортовой), 1986 г., заправка контейнер. 2-секц. по 7,5 куб.м, 1-секц. по 15 куб.м. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* книги по ремонту и обслуживанию а/м легковых, грузовых, спецтехники. Тел. 8-777-30-44-777. 
* Nissan Homy, 2008 г., V 1,4 л, механика, цвет серебр., 2 млн тг, торг, варианты. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 
* Ford Scorpio Sierra-Fiesta, бензин, дизель. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость