Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 15Декабрь2018
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Ненормативная сумкаКостанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Ненормативная сумка

Ненормативная сумка

Вступил в силу приказ министра здравоохранения РК, который внес изменения в «Са­ни­тар­но-эпи­де­мио­ло­ги­чес­кие требования к объектам образования». Теперь у нас есть нормы веса ежедневного учебного комплекта. Они меньше того, что приходится носить школьникам. Что дальше?

У шестиклассницы Марии сумка весит 3,2 кг. Рюкзаки третьеклассников Кати и Максима весят 3,9 и 3,8 кг 
(больше, чем у шестиклассницы и почти в два раза больше нормы).

Л – логика

Эту тему родители активно обсуждают весь месяц. Комплекты учебников только начали создавать и выдавать в рамках обновленного содержания образования. Неужели менять будут? И кто должен отвечать за то, что учебники не соответствуют нормам?

О том, что учебники большие и тяжелые, родители первоклассников начали говорить еще два года назад, когда начался переход к 12-летке. Эта проблема была актуальна для всего Казахстана: родители записывали видеообращения к министру образования, демонстративно и коллективно взвешивали ранцы. Этой осенью, казалось бы, лед тронулся, нормы приняты! Только это все равно что сначала разлить готовый суп по тарелкам, а потом решать, из чего его варить. Согласитесь, так никто не делает. Так почему же можно сначала издать учебники, а потом принять нормы их веса, которые очевидно ниже фактических цифр? Какая-то ненормативная логика. И груз, который носят школьники, тоже, выходит, ненормативный.

Мы попросили подписчиков паблика «КН» взвесить ранцы школьников. На всякий случай просили взвешивать и отдельно комплект, и вместе с сумкой. Потому что сочетание «ежедневный учебный комплект» не совсем понятно: это только содержимое или все вместе? Зам­руководителя областного управления образования Аман Сейтов считает, что речь идет о полном комплекте, который приходится носить школьнику, вместе с рюкзаком. Данные эксперимента публикуем в таблице. Там же нормативы. Смотрите и сравнивайте.

Слабаки растут?

Тема веса школьного рюкзака/сумки вызывает у аудитории не только возмущение. Часть сетевых комментаторов высказываются в духе «слабаки растут» и «мы еще не то носили».

Да, конечно, сумка школьника, который добросовестно складывал в портфель все книги, добавлял туда линейки, транспортиры, готовальни, разные дополнительные материалы для внеклассной деятельности, была внушительных размеров – и в советское, и в постсоветское время. Но! Советник руководителя областного управления образования доктор педагогических наук Римма Бектурганова говорит, что сейчас в перегруз вносит свою лепту коммерциализация: учебники отданы на откуп издательствам, а им выгодно, чтобы учебники меняли часто. Отсюда экономия на качестве бумаги, формате, быстро рвущийся переплет. В советское время уделяли пристальное внимание гигиеническим требованиям к учебникам. Они были отражены в постановлении правительства «Об учебниках», нормы соблюдались строго.

И логика присутствовала: тяжелее всего были портфели старшеклас­сников (добросовестных). Потому что у них было много уроков, много внеклассных мероприятий. А младшие классы ходили налегке. Во-первых, уроков было немного, книги требовались лишь для нескольких предметов. Во-вторых, в советской школе, к примеру, учебник весил в среднем 300-350 граммов. Учебники, которые издавались в рамках старой программы, весят от 250 до 600 граммов. Сейчас один только учебник первоклассника весит 435 граммов (взвешивали «Математику»). Кроме него, есть еще рабочие тетради, которые весят примерно столько же. Ну и предметов с книгами добавилось.

Получается, сегодня самая большая нагрузка приходится именно на начальную школу. В старших классах ученики уже приспосабливаются: наши читатели-старшеклассники рассказывали, что, к примеру, договариваются с соседями по парте и носят половину комплекта, пользуются одной книгой на двоих. А вот малыши таскают тяжелые ранцы. И это чревато.

– Если ребенок носит слишком тяжелый для него рюкзак, это вызывает проблемы с позвоночными дисками, – поясняет известный в области врач ортопед-травматолог Дмитрий Малюков. – В итоге возникает нарушение осанки, сколиоз, повреждения сосудов шеи, нарушается кровоток, это приводит к головным болям и остеохондрозу. Масса портфеля должна составлять не более 10% от общей массы ребенка. В СССР рюкзаки, портфели, кстати, были маловместительные. А сейчас такие, что ребенка можно самого туда усадить.

21%

Костанайская семья Татаринцевых тоже выбирает своим детям легкие рюкзаки. Им никто этого не рассказывал, у них учитель – опыт. У Татаринцевых трое школьников. Мария учится в шестом классе, двойняшки Катя и Максим – в третьем. У Маши было как-то полегче: сама постарше, да и портфель не такой громоздкий складывался. А вот малышам сумки до сих пор в школу носит мама.

Екатерина работает сама на себя. Говорит, при другом раскладе невозможно было бы детей в школу водить. А отпускать самих пока не готовы. У них ноша тяжелая. Ненормативная.

Взвешиваем рюкзаки. В них лежат книги, учебные принадлежности, вторая обувь – всё, что они в этот день понесут в школу. У шестиклассницы Марии сумка весит 3,2 кг. У нее шесть уроков. Рюкзаки Кати и Максима весят примерно одинаково: 3,9 и 3,8 кг соответственно (больше, чем у шестиклассницы и почти в два раза больше нормы). У них тоже шесть уроков.

– Это у нас еще с этого года стали в классе оставлять учебники по труду, музыке, ИЗО, – говорит Валентина Татаринцева. – Полегче сумка стала. А первый и второй класс вообще все носили. Сейчас только тетради.

Детвора фотографируется с рюкзаками. Пока фотокор собирает кадр, мы с Валентиной помогаем держать сумки Кате и Максиму. Потому что на вытянутых руках их не удержать. Те, кто считает, что слабаки растут, посчитайте иначе: Максим весит 18,3 кг, его сумка – это 20,7% его веса. Соотнесите: таскать ребенку такой груз – это все равно что взрослому весом 100 кг нести груз в 21 кг. Так себе удовольствие, правда?

Л – логика (вторая часть)

На самом деле ситуация решаема. В комментариях к статье заместитель руководителя областного управления образования и руководитель городского говорят о том, что пути выхода из ситуации в настоящее время ищут сообща: для разных школ и регионов подойдут индивидуальные решения. Где-то поставят шкафчики, чтобы хранить учебники, где-то будут пользоваться электронными учебниками. Расписание подкорректируют.

Кроме того, специалисты уже разрабатывают механизм, по которому за несоответствие нормам будут принимать меры административного взыскания. Вот только интересно: несостыковка с ненормативным весом учебников возникла сверху, а отвечать за нарушения должны... директора школ? И искать пути решения тоже приходится на местах. Конечно, совместно с министерством. Но ведь основная ноша ложится на плечи школ, отделов и управлений образования. Они уже добросовестно отрабатывают ситуацию, уже нашли решения и продолжают искать новые варианты. Но разве это справедливо? Ведь главный орган, из-за действий которого сложилась такая ситуация, и решение должен искать самостоятельно, а не перекладывать его на плечи школ и подведомственных организаций.

Комментарии
Что делать?
Василий ЦЫМБАЛЮК, руководитель отдела образования г. Костаная:
– Выход уже есть. Оставлять учебники в классе, а дома пользоваться электронными книгами. На сайте Минобразования часть учебников уже выложена. На самом деле это не инновационная идея – в Советском Союзе такой опыт был. Использовали два комплекта учебников: один оставался в школе, другим дети пользовались дома. Но сейчас два комплекта приобрести для всех школ невозможно. Это вопрос финансирования. Поэтому самый оптимальный выход – электронные книги. Сегодня у многих есть если не компьютеры, то планшеты, телефоны. Кстати, новые учебники печатают уже с тонкой обложкой – тоже вариант. Что касается ответственности за соблюдение принятых норм, думаю, ее будут нести директора школ и родители (они должны следить, чтобы ребенок не положил в рюкзак лишнего).
Ирина СМИРНОВА, депутат Мажилиса Парламента РК:
– Должна быть совместная работа министерства и администраций школ. В министерстве рассматривается вопрос о снижении нагрузки на учеников и учителей. Совместными усилиями можно решить этот вопрос, нужна добрая воля школ.
Аман СЕЙТОВ, заместитель руководителя управления образования Костанайской области:
– Сейчас собираем предложения от школ, которые будут направлены в министерство. Но в целом уже есть три варианта решения задачи. Во-первых, выстраивать расписание так, чтобы равномерно распределять нагрузку по учебникам. Возможно, ставить парные уроки. Во-вторых, использовать в городских школах электронные варианты учебников. И в-третьих, шкафчики: это в основном для сельских школ, потому что там умеренное количество учеников, есть место для них. Мы уже просчитали, один шкафчик обойдется в 29500 тенге. Конечно, не за счет родительских средств. За счет государства.
Мария ШИЛО mari-shilo@yandex.ru 53-02-08
Фото  Константина ВИШНИЧЕНКО 
Просмотров: 1480
Комментариев: 0
Нравится: +4
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние новости
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

 * Магазин "Авто Lider". Всегда в наличии автозапчасти на а/м Audi, Volkswagen, ВАЗ, Москвич. ул. Дощанова, 133Б (напротив АЗС "Гелиос"). Тел.: 50-70-22, 8-705-902-09-89. 
* ВАЗ-2107, 2000 г.в., цвет белый, ГБО, автосигнализация, 900 тыс. тг. Тел. 8-775-52-45-275. 
* МАЗ-53371 с прицепом ГКБ-819, с/х, 3 млн 500 тыс. тг; АКБ-190, нов., резина 320, нов., прицеп КамАЗовский 8527, с/х, 800 тыс. тг, стрелу на К-700, и др. Тел.: 8-705-451-91-38, 8-705-530-00-30 (WhatsApp). 
* Mercedes-Benz 190, 1993 г., цвет черный, фартуки серые, техосмотр пройден. Тел. 8-747-229-47-81. 
* Mercedes С190, 1991 г., цвет бордо, объем двиг. 2 л, техосмотр пройден, хор. сост., 350 тыс. тг, на ходу, двигатель требует ремонта. Тел. 8-778-595-96-80. 
* Mercedes-Benz Е200, 1992 г., салон 124, двигатель 102, 5-ступка, механика, люк, тит. литые диски. Тел.: 56-47-28, 8-777-645-17-40. 
* шипованную резину AMTEL 195/65 R15, 4 шт, использовалась 1 сезон, в отл. сост. Тел.: 73-10-96, 8-705-304-62-55. 
* цепи, подшипники, насос К-100/65/250, советского пр-ва, ремни ГД-6300. Тел. 8-777-283-34-02. 
* з/ч Mitsubishi: стойки, по 4500 тг. Тел: 28-68-77, 8-777-264-74-65.
* бампер передний на ГАЗель, б/у; обрешетку радиатора (никел)ь, 5000 тг; бампер задний узкий на Ауди, генератор Ауди. Тел. 8-777-447-37-26.
* резину 195х65 R 15 "континенталь", 1 шт; 195х65 R 15 КАМА всесезонка, 1 шт; 205х65 R 15 ОМКА, 1 шт; 205х65 R 15 ГЕОСТАР, 1 шт. Тел. 8-777-447-37-26.
* автозапчасти на Москвич: головку блока, поршни, редуктор, гильзы, полуоси, дверь фургона ИЖ-2715. Тел. 8-777-447-37-26.
* з/ч ВАЗ-2121: боковины; Нива-21310: чулок заднего моста, кардан переднего моста с мягким соединением; шины шипованные с диском. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* з/ч ВАЗ-2108: стартер; ВАЗ-2106-01: корзина сцепл. с диском, реактивные тяги, нов., шаровые опоры. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* з/ч BMW-520, 1998 г.в.: катушка зажигания, б/у, 7000 тг. Тел.: 8-775-365-56-97, 8-705-304-77-35. 
* з/ч ГАЗ-52: генератор после кап. ремонта; КамАЗ: корпус КПП после кап. ремонта, стойки с коромыслами. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч ЗАЗ: стоп-сигнал, рычаг задней подвески, нов., ремкомплект (коренные шатунные); М-412: кольца М-72, диаметр 78,0 мм. Тел. 8-777-638-90-15. 
* з/ч КамАЗ: редуктор задний 49 зубьев после кап. ремонта, прокладки на головку. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч М-412: трамблер, крестовина 704902КС17, фильтр масла; эл. двигатель 12 V (улитка). Тел. 8-777-638-90-15. 
* з/ч МАЗ, Урал: сцепл., диск фередо; Ивеко: седло тягача; К-700: редуктор ВОМ; ГАЗ-21: головка блока; УАЗ: раздатка, крышка КПП. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* з/ч МТЗ-80: рулевая колонка, пускач, паук, башмак, пальцы на косилку; ГАЗ-52: генератор; Т-40: серьга, недорого. Тел. 8-775-165-85-23. 
* ГАЗ-52 (самосвал), 1992 г., прицеп Тралл, 1998 г., экскаватор Э 4224, 1993 г. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* ДЭК-5365, 25 тонн, Урал-4320 (бортовой), 1986 г., заправка контейнер. 2-секц. по 7,5 куб.м, 1-секц. по 15 куб.м, ГАЗ-52 (самосвал), 1992 г. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* КамАЗ-55102, прицеп-8551, раму прицепа-5852, цена договор. Тел. 8-777-694-62-68. 
* книги по ремонту и обслуживанию а/м легковых, грузовых, спецтехники. Тел. 8-777-30-44-777. 
* Ford Scorpio Sierra-Fiesta, бензин, дизель. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 

 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость