Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 22Февраль2018
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Оксана МУХОРТОВА: «Дети тонко чувствуют любую фальшь»

В этом году учитель русского языка и литературы Костанайской школы-лицея №2 Оксана Мухортова победила в конкурсе «Лучший учитель Казахстана-2014». Награду и денежную премию она получила из рук министра образования Аслана Саринжипова, а в родной школе ее встречали с букетами и шарами. Спустя несколько дней после этого события Оксана Мухортова – собеседник «КН».

Оксана Васильевна, каково это чувствовать себя одним из лучших учителей в стране?

– С одной стороны, я испытываю чувство гордости от того, что удалось достичь вершины, которая еще вчера казалась недосягаемой. А с другой – у меня появилось чувство еще большей ответственности. Вы знаете, когда нас поздравляли в министерстве, то очень верно подметили, что эта награда дается не для того, чтобы учитель, став лучшим, успокоился, напротив – это отличительный знак того, что учитель должен продолжать идти вперед. И я это вполне осознаю. Ты начинаешь более критично относиться к себе, к тому, что ты делаешь, поскольку тебе, сегодняшнему, эти промахи уже непозволительны.

Путь в профессию у каждого свой – кто-то хочет стать учителем, равняясь на своего классного руководителя, кто-то прислушивается к советам родителей, третьи прельщаются грантом. А какие мотивы были у вас?

– В свое время передо мной стоял выбор между медицинским и педагогическим вузом, но в итоге я выбрала учительскую стезю. И хотя в школе я училась в математическом классе и успешно участвовала во всех олимпиадах по этому предмету и программированию, но я всегда знала: если буду учителем, то непременно русского языка. Прежде всего потому, что у меня был пример человека, которому хотелось подражать – Людмила Александровна Плисова. Она вела у нас в школе литературу и русский язык всего один год, но стала для меня своего рода образцом учителя. С ней я многому научилась, но главное – поняла, что эти два предмета учат правильной речи, умению отстаивать свою точку зрения, то есть аргументированной свободе слова. Одним словом, учат человека быть человеком.

Вы подтверждаете истину: для того чтобы стать любимым учителем, необязательно вести свой предмет с пятого по одиннадцатый класс, достаточно и одного урока… А каким, собственно, должен быть педагог, чтобы его запомнили и полюбили на долгие годы?

– Я считаю, прежде всего, учитель сам должен быть увлечен своим предметом. Если он ведет тему просто потому, что этого требует программа, то таким подходом ребенка не увлечешь. Нужна искренность – дети тонко чувствуют любую фальшь. К тому же нужно уважать их мнение. Вот некоторые ребята мне говорят на уроке: «А что если мое мнение не совпадает с вашим?» А я считаю, что в этом и ценность – у каждого человека должно формироваться собственное мнение. А моя задача как учителя – научить, чтобы он свое мнение мог аргументировать.

Вы говорите, что очень важно учителю увлечь ребенка своим предметом. Есть литература, история – это яркие образы, выдающиеся исторические личности, но если взять плоскость русского языка, где есть свод сухих правил, грамматика, пунктуация и так далее. Как в этом случае увлечь ребенка изучением?

– Но, кроме того, что есть свод скучных правил, мы пишем на уроке слова, из которых складываем предложения: о семье, о дружбе, о любви. Через них ученик в какой-то степени постигает жизнь. А уже попутно мы изучаем правила русского языка…Сегодня мы делаем акцент на таком обучении детей, чтобы они могли применять свои знания в реальной жизни, то есть за годы учебы ребенок должен овладеть ключевыми компетенциями. Знаете, я недавно прочитала одно высказывание, которое мне очень понравилось: «Школа должна давать обучение, совместимое с жизнью». Да, возможно, биография писателя и не является такой уж жизненно важной информацией. Вам не станет хуже жить от того, если вы забудете ряд событий из жизни Маяковского. Но, с другой стороны, любое предложение можно повернуть так, чтобы это касалось лично ребенка. Не зубрить, а изучать. К примеру, качества характера, которые помогали герою в жизни, видеть то, что ему мешало… И тогда это будет интересно детям. Вот когда мы говорили о Петре I, дети выписывали черты его характера, после чего я попросила их поставить галочки напротив тех качеств, которые есть у них самих. Ребята стеснялись сравнивать себя с такой величиной, но понимали, что он такой же человек как и они, несмотря на свое величие. Затем мы говорили о тех его качествах, которыми дети не обладают, и какие из них они хотели бы у себя развить. Кому-то не хватает твердости, кому-то – решимости. И мы вместе попытались составить план действий, чтобы эти качества развивать. Понимаете, детям интересно, когда преломляешь тему относительно их. Ведь в художественных произведениях показаны характеры, конкретные ситуации и то, как человек ведет себя в них. Нужно искать разные пути. Или, например, тема «Свойства прилагательного у глагола и причастия». Можно просто прочитать выдержку из учебника и дать задание зазубрить правило, а можно показать общее и различное при помощи кругов Эйлера. Ученики всегда с большим энтузиазмом идут на новые формы работы, так почему бы не использовать их? Плюс – подготовка к ЕНТ, где нужно сдавать русский язык, и это тоже мощный мотиватор для учеников.

Сегодня нечасто услышишь, что дети увлечены подготовкой к ЕНТ, наоборот, тестирование чаще ругают…

– Могу сказать, что ЕНТ – мой постоянный спутник. Ведь в год его внедрения я перешла в старшую школу, а с 2008 года являюсь экспертом республиканской комиссии национального центра тестирования. Почему выбрали тесты? Да потому что это удобная независимая оценка знаний. Поэтому я не ругаю ЕНТ. Все дело в правильном подходе. Тем более что сегодня мы видим тесты совершенно нового уровня. Другой вопрос, что дети к этому явлению еще не готовы. Ведь мы привыкли к одному варианту ответа, а когда их несколько, ребенок теряется. Тут недостаточно зазубрить, нужны глубокие знания темы, поскольку угадать практически нельзя. Я убеждена, что в тестах проверяются не только знания, но и развитие логики, аналитическое мышление и так далее.

С современными детьми, которые находятся в таком широком информационном поле, сложнее или, напротив, легче работать?

– Скажем так, с ними интереснее работать. А что касается легко-тяжело... Легче – потому что они стали более мобильными, им не надо рассказывать как работать с компьютером, они и сами прекрасно справятся с поиском информации. Сложнее – потому что чем больше информации вокруг, тем более детально нужно выстраивать свою работу, чтобы дети не утонули в этом море информации, очень важно направлять их. Поэтому сейчас становятся востребованными техники критического мышления. Безусловно, работать стало интересней – можно организовать и дистанционную работу в Интернете, использовать различные сайты совместного доступа. Дети это не только любят, но и умеют делать.

Однако многие учителя, напротив, ругают Интернет и социальные сети, где дети проводят много времени.

– Да, многие сердятся, что дети все время проводят в социальных сетях, например, ВКонтакте. Но есть целое направление в педагогике – использование ВКонтакте в учебном процессе.

А вы используете?

– Я даже создала собственную страничку ВКонтакте, где размещала ссылки на сайты совместного доступа. Выглядит это как доска со стикерами. Ученик задает вопрос и просит объяснить, что ему непонятно. А я на другом стикере отвечаю ему. А другие ученики тоже могут посмотреть и уже не повторяться с вопросом. Кроме этого, там можно разместить лекцию, интересную книгу, да что угодно! Они сами заходят и скачивают. Это очень удобно. Поэтому я не вижу смысла ругать социальные сети. Все развивается, у детей появляются новые интересы. Нужно их изучать. А учитывая, сколько сегодня дети дома проводят времени ВКонтакте – это идеальный способ собрать всех в одном месте. Кроме того, можно решить и многие проблемы. К примеру, извечная проблема – нет текстов на уроке. Но у нас ее никогда не было. Ведь у большинства детей есть смартфоны с большим экраном. Мне не важно, в каком виде у них будет этот текст – книжка, распечатка или в электронном варианте. Например, раньше в программе было много уроков на «Войну и мир», а сейчас мы не учим по главам. У нас идет тема «Образ Андрея Болконского» по всем четырем томам. Но нереально ребенку принести на урок столь объемную книгу, ведь ему нужно положить в портфель учебники и по остальным предметам.

Наверное, в условиях современной школьной программы учителю приходится быть настоящим виртуозом!

– Ну сами представьте, в одиннадцатом классе дается один час на роман «Мы», а он внушительного размера, а ученики готовятся к ЕНТ. Требовать, чтобы они прочитали его полностью практически нереально. Можно, конечно, поставить двойку с чувством выполненного долга. Но можно ведь взять и выписать яркие цитаты из этого романа, и дети будут думать над ними, искать его отголоски в сегодняшнем дне. Они начнут рассуждать: существует ли распланированное или, как его еще называют, математическое счастье. И если после урока ребенок скажет, какой это шикарный роман, и захочет его непременно прочитать, вот тогда я, наверное, достигла цели!

Екатерина Горбик katushka707@mail.ru 53-02-08
Фото  Константина ВИШНИЧЕНКО 
Просмотров: 6321
Комментариев: 0
Нравится: +2
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние события
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Афиша на неделю
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* большой выбор штор, тюля, кисеи, ламбрекенов, от 1800 тг. г. Костанай, ул. Алтынсарина, 150, ТД "Дракон" (Центральный рынок), 2 этаж, бутик 7. Тел. 8-777-250-42-01. 
* газплиты 4-конф.: "Делюкс-Премиум", электр. поджиг, б/у, 16500 тг и 13500 тг, с эл. духовкой, советского пр-ва, 8500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* маш. стиральные: "Samsung", полуавтом.,14500 тг, "Белка-10М", отл. сост., 13500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* маш. швейную "Подольск", электрич., нов., советского пр-ва, 18000 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* микроволн. печь: "LG", 9000 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* спальный гарнитур, б/у, мягкий уголок, шкаф плательный. Тел.: 54-40-62, 8-777-363-55-67, 8-775-108-07-45. 
* стенку 3-секц., стол 2-тумбовый, письменный, 8 выдвижных ящиков, цвет шоколад, шифоньер,  отл. сост., срочно, недорого. Тел.: 8-777-741-13-07, 8-705-559-39-44. 
* столы: кухонный, письмен., журн., стол-тумбу; кровать-полуторку, тумбы под ТВ, трюмо, кресла, 2 шт., ковер, миксер, посуду хруст. из чешского стекла, недорого. Тел. 50-27-49. 
* телевизоры: "PHILIPS", "Panasonic", "Daewoo", d.54, по 5500 тг, "Elenberg", d.82. ж/к, нов., 45900 тг, "Samsung", d.81, б/у, 45500 тг, "Sony", d.72, 13500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* шкаф-купе, компьютерный стол большой угловой, одного дизайна, можно вместе или по отдельности, отл. сост., цена договорная. Тел. +7-702-914-65-55. 
* вафельницу большую, маш. швейную, б/у, алоэ 10-летнюю. Тел.: 53-58-56, 8-747-488-54-51. 
* эл. плитку 2-конф., 3500 тг, эл. плитки по 1000 тг, эл. машинку (парикмах.). Тел.: 26-33-76, 8-705-169-98-67. 
* газплиту 2-конф. настольная, редуктор, газовый баллон. Тел.: 50-93-27, 8-775-296-56-35. 
* газплиту, 25х35, дорожная, газбаллон, 5 л. Тел. 8-705-130-90-32. 
* газплиту под жидкий и природный газ, б/у. Тел. 8-705-562-29-35. 
* горку (Чехия), нов., в упаковке, 42000 тг, дорожку ковровую, зеркало (круглое, квадратное), по 600 тг, стол обеденный, 1000 тг. Тел.: 50-61-74, 8-747-381-04-05. 
* диван, 2 кресла. Тел.: 50-93-27, 8-775-296-56-35. 
* диван, кресла, стол журнальный, стулья, стол обеденный, посуду, вещи, в связи с переездом, цены при осмотре. Тел.: 26-78-23, 8-705-766-24-16 (после 19 часов). 
* диван, люстру, подушки из пуха. Тел. 8-707-664-84-98. 
* диван, 2 кресла, отл. сост., можно по отдельности, в связи с переездом. Тел.: 28-11-63, 8-777-741-57-81. 
* казаны чугунные советского пр-ва. Тел. 8-777-441-13-57. 
* ковер, 3х2, нов., недорого. Тел. 8-777-972-03-15. 
* ковер, 2х3, зеркало в раме, бра, мини-стенку, шкаф универсальный, телевизор "LG", d.54. Тел. 8-701-769-42-77. 
* ковры, 2х3, кастрюли из нержавейки, 50 л и 30 л, одеяла из лебяжьего пуха и верблюжьей шерсти. Тел.: 28-83-07, 8-777-626-82-30. 
* ковры шерстяные, 2х3, по 5000 тг, паласы, по 2500-3000 тг, посуду разную, казаны, 4 шт., по 3500 тг. Тел.: 26-33-76, 8-705-169-98-67. 
* кровать дет., хор. сост. Тел.: 27-61-28, 8-771-281-11-39. 
* кухонный уголок: стол, диванчик, 2 пуфика, цвет бежевый, нов., 40000 тг. Тел. 54-62-87. 
* мантоварку, 3000 тг, маш. стир. "Малютка", нов., 5000 тг, инвентарь садовый (грабли, лопаты). Тел.: 26-78-23, 8-705-766-24-16. 
* мантоварку большую. Тел.: 55-34-03, 8-777-442-60-56. 
* маш. стиральную "Ока", телевизор "Samsung", мягкую мебель. Тел.: 55-67-15, 8-705-989-13-61. 
* маш. стиральную, полуавт., костыли. Тел. 26-19-06. 
* маш. стиральные: "Белка", нов., 12000 тг, "Алма-Ата", 15000 тг. Тел. 8-777-315-85-56. 
* маш. стиральную, полуавт. "Сибирь", б/у, заводская, комплектность, паспорт, 15000 тг. Тел. 8-777-302-58-65. 
* маш. стиральные: "Малютка", "Сибирь", с центрифугой; электромассажер. Тел.: 28-43-38, 8-705-304-21-85. 
* маш. швейную (электр.), 97 класса. Тел. 22-45-90. 
* маш. швейную (ножная), б/у, срочно. Тел. 25-50-92. 
* настенные деревянные полочки для книг. Тел.: 56-80-71, 8-705-669-39-26. 
* сковородки, скороварки, массажер для ног, недорого. Тел.: 28-33-76, 8-705-169-98-67. 
* стенку 3-секц., (Россия), цвет орех, красивый дизайн, пенал (5 полок). Тел.: 28-43-38, 8-705-304-21-85. 
* телевизор "LG", d. 70, 9500 тг, дорожку, 3 м, 4900 тг, утюг, 1500 тг, ведра эмалир., 2 шт. Тел. 22-01-65. 
* термос с колбой, 2 л, для первых и вторых блюд, нов., лампу настольную. Тел. 8-705-651-40-63. 
* утюги (Россия), б/у, по 2000 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63. 
* холодильник "Бирюса", в отл. сост. Тел. 8-777-523-89-34. 
* холодильник "Бирюса", отл. сост., 12500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* холодильник "Indesit", нов., телевизор "LG", б/у, хор. сот., кровать 2-спальную, тумбочку для белья, палас 3х3, посуду. Тел. 50-18-02, 8-777-196-00-52. 
* холодильники: "Орск-7", "Памир-5", по 12500 тг, "Минск-16", 9500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* холодильник, морозильную камеру. Тел.: 50-93-27, 8-775-296-56-35. 
* чудо-печь, электрич. (Россия), нов., 8000 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63. 
* шифоньер 2-створчатый, 2 кресла + стол журнальный, 2 дивана, механизмы - книжка, цены при осмотре. Тел.: 26-78-23, 8-705-766-24-16 (после 19 часов). 
* шкаф 3-створчатый с антресолью, плательный, б/у, недорого. Тел.: 25-57-85, 8-705-141-88-71. 

Остальные объявления
ПроектыАфишаБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость