Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Подписка на новости
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях Костаная и Казахстана.
Разрешить
Не сейчас
Ставки на спорт
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
USD curr
EUR curr
RUR curr
curr
Правопорядок
Агро
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
Новости мира
Тема
Резонанс
Криминал
Общество
Люди
Регион
Интервью
Репортаж
Коммуналка
РекламаПодписка на газетуПокупка газеты

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 
Другие люди: От чего несвободен художник?Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Другие люди: От чего несвободен художник?

Другие люди: От чего несвободен художник?

  1. Главная
  2.   »  
  3. Проекты
  4.   »  
  5. Как это было

Как вы думаете, может ли художник в наше время и в наших краях прожить написанием картин? Не гламурной мазни для богатых интерьеров, а настоящих картин, в стиле старых мастеров. И есть ли у нас люди, которые, несмотря на все кризисы все еще их покупают? Вы не поверите, но на оба эти вопроса я могу уверенно ответить: да! И есть пример тому.

Да, можно прожить, хотя и без палат каменных. Да, картины покупают и даже случается небольшой ажиотаж, переходящий в торг. Но опять же нечасто и не из-за каждой. И есть еще любопытные нюансы, о которых сам никогда не подозревал. Интрига? А как же. А вот и зачин сюжета на эту тему. На следующую неделю, на 20 ноября, в нашем выставочном зале намечено открытие персональной выставки костанайской художницы Татьяны Изюмовой. И если у кого-то найдется время, сходите, погреетесь в зале, в том числе и у картин, и получите удовольствие. Удивительно теплые у нее картины, как будто возвращают нас в лето.

Это она, Татьяна Изюмова, примеряет на себя роль свободного художника, а картины её действительно покупают. Правда, не все и не всегда, но покупают. Однако, вернусь все же к началу, к грядущей выставке. Еще до её открытия Татьяна показала мне фотографии почти всех своих работ, которые будут представлены на суд любителей и ценителей. «Свет, цвет и вдохновение» - так она назвала свою персональную выставку, первую почти полностью акварельную.

- Вы всегда работали маслом, а тут – акварель. Почему?

- Я и раньше иногда писала акварели, но редко их выставляла. Но вот захотелось поглубже освоить эту технику, и мне понравилось. Акварель – это почти всегда легкая, воздушная живопись, бывают сюжеты, которые только она и может передать.

Среди ее работ мне приглянулась одна – вид на набережную Тобола. Татьяна призналась, что этот пейзаж ей самой нравится, хотя дался он ей непросто. Она долго присматривалась к набережной, не раз приходила сюда, искала свой ракурс. Однажды попала под дождь, промокла. Настроение упало, вокруг сыро, промозгло, смотреть ни на что не хочется. И вдруг загорелись фонари, и сразу пейзаж заиграл волшебными красками. Она как могла передала эти краски: отголоски дождя, еще светлое небо на горизонте и горящие фонари. Простыла, конечно, зато акварель удалась.

Может быть, еще и потому удалась, что в чем-то она созвучна той картине, что навсегда осталась в памяти из детства. В семье у них никогда никаких художников не бывало. В общих чертах Татьяна помнит о своих предках с маминой стороны, которые родом были из зырян, малой сибирской народности. А с папиной стороны — сплошь украинцы и русские. Оба деда были инженерами, от них, видимо, у Татьяны с детства тяга к конструированию. Прежде чем взяться за краски, она любила клеить из картона замки, башни, балкончики.

Мама у Татьяны Изюмовой всю жизнь проработала учительницей, выросла до завуча, но всегда тяготела к искусству. В доме годами копились подшивки журналов «Искусство», «Художник», не говоря уже о популярных «Работницах» и «Крестьянках». Еще не умея читать, дети листали картинки, и что-то оседало в памяти. Потом это все могло проявиться в выборе профессии, а могло и нет. Старшая сестра ее, Майина, тоже занимается живописью, но больше преподает. Старший брат Сергей — врач.

Отец ее, по словам Татьяны, был профессиональным охотником и рыбаком. Жили они в Павлодаре, на берегу Иртыша, отец надолго уходил на охоту в лес и редко возвращался без добычи. А она любила встречать его лодку, особенно вечером, когда солнце клонилось к закату. В памяти осталась картина, которую она еще когда-нибудь нарисует. Может быть, это будет лучшая её картина? Широкая река, посреди нее остров, солнце заходит за лес, неподалеку верхушка элеватора, словно башня замка. С лугов гонят по домам стадо коров, пахнет летом, речкой, молоком.

Как это все передать на холсте?

Отец ушел из жизни очень рано, когда ей было 10 лет. Семья переехала в Костанай, к бабушке, без отца было трудно. Здесь она пробовала выразить себя в акварели, потом на холсте, маслом. Отсюда уехала в Магнитогорск учиться, на художественно-графическом факультете педагогического института, сюда и вернулась, чтобы уже самой учить детей. Несколько лет работала в нашей художественной школе. Кстати, дети, прошедшие через ее класс, Татьяну Владимировну помнят. Я посмотрел в интернете, там только добрые слова в ее адрес.

Я спрашиваю, где выставлялась и чем награждали и завидую ее аккуратности. Передо мной перечень выставок, в которых она участвовала с той самой первой, в Толстовке, в 1999 году. Награды, само собой, дипломы, премии. Весомей всех были две по имени «Шабыт». Одна международная, в Астане, другая наша, Костанайского клуба меценатов. И публикация ее картины в академическом сборнике «Изобразительное искусство Казахстана». Вроде как вошла в историю.

Татьяна вспоминает свою первую выставку, это было всего три натюрморта в областной библиотеке имени Л.Н.Толстого, Толстовке, как мы обычно говорим. Татьяна нарисовала, а мама выставила. Почему в библиотеке? Да потому что у них там был как бы второй дом, среди книг и периодики. Ну, висели себе и висели три картинки, пока их не приметил известный художник Георгий Михайлович Соков. Он присмотрелся к этим натюрмортам и пошел к тогдашней заведующей выставочным залом Лидии Петровне Маслюк. Обрати, мол, внимание, мне кажется, способная девочка.

С тех пор она бессменная участница персональных и сборных выставок в Костанае и за его пределами. А бывает и так, что никуда не надо ехать, чтобы показать свои работы и, может быть, даже заработать. Едут за искусством сюда, в провинцию, и это при том, что в столицах и художников поболее, и галереи есть, и школы специальные, для одаренных. Но вот с появлением интернета, говорит Татьяна, развилась другая тенденция. Каждый мало мальски продвинутый ходок по Сети владеет и фотошопом, и другим похожими программами. С их помощью на основе любой фотографии, да хоть такого же старого дворика, лепят нечто, напоминающее пейзаж.

Есть люди, которым это нравится, это считается авангардом или гламуром — кому как по душе. И покупают, вешают дома, а чаще в офисах. Вот, мол, какие мы современные, картина у нас, от Пикассо не отличишь. Даже на выставки привозят и, бывает, призы получают за свои «шедевры». Такая вот тоже интрига получается. Поветрие это оказалось столь заразным, что традиционные живопись или акварель, бывает, отступают на второй план. Но ведь и Пикассо, и Дали, и Малевич, и прочие представители разных течений авангарда всегда могли стать за мольберт и написать нечто в классическом стиле.

Мастера фотошопа этого не могут, а людям хочется настоящего, живого искусства. Вот и едут в провинцию, приходят на выставки, заходят в мастерские художников. Бывает, покупают, а бывает, просто посмотрят и уходят. Ну, кому что. Выставки в этом плане предпочтительнее, больше людей, шире разброс мнений. Оценки звучат самые разные, от вполне профессиональных до просто нелепых. Художник благодарен за любую, но вот у картины останавливается пара, и она любуется натюрмортом, а он бросает мимоходом: «Мне такое не нравится!» Какое такое и почему не нравится? Не любишь природу? Не научили ценить чужой труд?

Это обычные посетители выставки, тут можно всякое услышать. А вот от прессы автор ждет хотя бы относительно профессиональных суждений. Ну или пары слов о том, что удалось, а что не очень. Я полистал все вырезки из разных газет, которые собрала Татьяна за несколько лет. Спасибо тем, кто нашел добрые слова в адрес художницы и ее манеры работать. Не понял тех, кто накидал заумных фраз, изобразив большого знатока. Что хотел сказать человек, не ясно. Вместе посмеялись над «рецензией», автор которой утверждал, что свое вдохновение Татьяна черпает в цветочных клумбах. Посмотрит, мол, на клумбу и сразу рисует натюрморт.

Любопытно, что эту странную мысль потом повторил еще один автор. Видимо, просто не захотел тратить время на выставку. Подумаешь, пейзажи-натюрморты, можно заглянуть в интернет, кто-нибудь уже написал, изложи своими словами и сойдет. Но не буду никого хаять, особенно коллег. Как говорили в старину в питейных заведениях, не стреляйте в пианиста, он играет, как может. Попробую добавить еще пару штрихов к портрету художницы. А к цветочной клумбе вернусь чуть погодя. Тут уже будет моя личная интрига.

Так вот, обещанные штрихи, в основе которых, можно сказать, картинки с выставки. Всегда интересно не просто выставить свои работы на всеобщее обозрение, а еще и понаблюдать за людьми, послушать, что говорят. Бывают очень любопытные сценки. Про один такой разговор у картины Татьяны Изюмовой ей рассказала заведующая художественным салоном, где они экспонировались.

Ей самой нравилась эта её картина. Старый костанайский дворик, осень и старый же двухэтажный дом с балкончиком. Таких дворов с такими домиками еще много в нашем городе. И вот притормаживает у картины молодая пара, и девушка говорит парню: «Без этой картины я отсюда не уйду. Купи ее, ты же обещал». Парню картина не нравится, особенно сам вариант покупки. «Ну зачем тебе это старье, вон сколько шикарных картин вокруг». Но девушка стоит на своем и картина обретает нового хозяина.

Татьяна посмеялась рассказу, но, конечно же, было приятно, и не только потому, что выбрали ее картину. Порадовало, что на ее работу потратилась именно молодая пара. Значит, не только в зрелом возрасте встречаются ценители искусства, есть они и среди молодых. А может, эта девушка училась у нее? Или ее сестра или подруга. А может, ее просто правильно воспитали в семье, научили отличать искусство от поделок. Все может быть.

Или еще вот был случай, на выставке в Астане, в рамках Дней Костанайской области в столице. Это тоже хороший повод выставиться, показать свои работы в большом городе. Другая ее картина вдруг стала предметом международного торга. Татьяна изобразила веранду, столик с букетом цветов, за ним пруд, мостик, вокруг, похоже, ивы. Что-то она и сама чувствовала особенное в этом натюрморте на фоне пейзажа. То ли воздух, насыщенный влагой после дождя, то ли веяло легким ароматом от свежего букета. Хотя картина далась с трудом, не сразу, а в этом случае трудно оценить свой же труд.

И вдруг целая делегация китайских товарищей собралась у этой картины и начала бурно что-то обсуждать. Потом позвали куратора выставки и начали высказывать свою признательность. Вот мол, какая хорошая картина, вполне в китайском духе. Затем спросили цену и выразили твердое желание купить. Ушли, чтобы привести своего военного атташе, это снова ей пояснил переводчик. Видимо, военный человек лучше всех разбирался и в искусстве. Атташе тоже одобрил картину. А потом ушли и больше не вернулись.

Картину тут же купил совсем не бедный костанаец, для себя купил, так она ему понравилась. И еще одну купил, но уже кому-то в подарок. Однако торговался так, будто отдавал последние деньги, даже на такси не оставил. Тысяч пять выторговал и довольный удалился прочь. Татьяна говорит, что сама не поняла, почему именно эта картина собрала столько ценителей. У нее, по словам художницы, было еще несколько похожих, с аналогичным сюжетом.

Я не большой знаток искусства, но кое-где бывал и кое-что видел. Да и в домашней библиотеке есть альбомы репродукций. Так вот, совсем недавно в Третьяковской галерее с большим размахом отмечали юбилей Валентина Серова, величайшего русского художника. Ну, помните, «Девочка с персиками», самая известная его картина. Там собрали и его пейзажи, натюрморты, графику. По телевидению было несколько сюжетов. Мне показалось, стилистика той картины Татьяны Изюмовой чем-то близка серовской. Может быть, нескромно прозвучало, но это сказал я, не автор. И не мне одному это бросилось в глаза, не зря же на эту картину было столько желающих.

Татьяна называет себя свободным художником и собирается жить только творчеством. Я понимаю и завидую. Это большое счастье, не спешить по утрам на службу, самому планировать свой день, решать, постоять ли у мольберта или, может быть, походить по городу в поисках сюжета. Никаких тебе уроков, школ, отчетов, собраний, будь они неладны. Но вот выдержит ли она такой распорядок, не знаю. Можно быть свободным от рутинной работы, но кто освободит от творчества? А это такая злая штука, что и ночью поднимет и заставит работать. Ты идешь по улице и не видишь светофоров, потому что в голове у тебя картина или статья, которую ты сам же начал писать и никак не можешь закончить.

Так бывает.

Вернемся, однако, к одаренным детям. Кто-то из выпускников художественной школы, в которой она работала, открывает уже свою, частную школу, и туда зовут Татьяну. Даже название есть — Русинка, в честь бывшего директора «художки» Леонида Ивановича Русина. Не буду ничего предрекать, но удержаться трудно, потому что учить других это тоже творчество. Настоящий педагог других учит и при этом всегда учится сам. И так всю жизнь, а у нее она еще вся впереди. И самая лучшая картина тоже впереди.

Громко сказано, можно бы попроще? Пожалуйста, сбавлю тональность до нормального человеческого языка и скажу насчет обещанной цветочной клумбы. Все лето я возил за собой на дачу свой фотоаппарат. Фрукты-ягоды снимал, цветы тоже, какие были, высоченный дуб, которому уже лет тридцать. Получилась приличная летняя подборка, которую условно можно назвать и клумбой. По крайней мере, цветов в этой подборке более всего собралось. Все это записал на диск и подарил художнице. Может быть, когда-то пригодится и моя «клумба», как этюд к большой картине. Или небольшой акварели.

Фото мои, а картины, разумеется, самой Татьяны. Все их можно будет увидеть на ее персональной выставке в Костанайском выставочном зале.

Владимир МОТОРИКО motoriko_v@mail.ru 54-18-35
Просмотров: 6688
Нравится: +16
Последние новости
Опрос
Всего проголосовало:
Нравится читателям
Взгляд со второго этажа
Новости и события
в Казахстане
в Мире

Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ
Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
Информационная продукция данного сетевого издания предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше
x
Добавить приложение КН на главный экран