Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 21Июль2018
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
И куда-то уплыла «Санта Мария»...Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93И куда-то уплыла «Санта Мария»...

И куда-то уплыла «Санта Мария»...

  1. Главная
  2.   »  
  3. Проекты
  4.   »  
  5. Как это было

Перебрал все сусеки, заглянул в самые дальние фотозакрома, но не нашел ни одного снимка нашего костанайского пляжа. Как отдыхал народ в советские годы? Хорошо помню, как это было, в подробностях, а снимков нет.

Ходил автобус!

Позвонил Трахтенбергу, который немало лет заодно с парком командовал и пляжем. Леонид Яковлевич развел руками: тоже нет у него фото. Ну, расскажу так, приложив другие снимки по теме. Городской пляж 70-х годов запомнился мне скучным берегом Тобола с относительно чистым песком. Сервис был в духе того времени – несколько деревянных капитальных «грибков», которые невозможно было стащить. Пара кабинок, чтобы переодеться. И, конечно, плакаты с запретами: не нырять, не заплывать, не выпивать...

В одиночку или с девушкой туда было лучше не соваться. На пляже часто тусовались веселые компании местных гопников. Совершив набег на Негрулевские сады за речкой, они развлекались громкими матами и задиристыми репликам в адрес окружающих. В общем, то еще удовольствие, отдыхать рядом с такой компанией.

Но были в этом простецком отдыхе времен развитого социализма и свои плюсы. Во-первых, до самого пляжа из города ходил автобус маршрута №1 «Вокзал – пляж». Во-вторых, за отдых здесь никогда не брали ни копейки. Леонид Трахтенберг, уже в девяностые годы, получив в довесок к городскому парку и это чудное местечко, постарался сделать его более цивильным. В меру возможностей небогатого паркового бюджета.

Изюминки

Кто-то еще помнит, наверное, плавучий ресторанчик со звучным именем «Санта Мария», который украсил собой пляжный причал. Это была целиком его идея. На судно приезжали посмотреть даже из столицы. Это был первый и последний корабль (катамаран, на самом деле), построенный в сухопутном Костанае.

И судно получилось на славу, и общепит был на уровне. Симпатичные официантки в тельняшках, бармен, похожий на боцмана. Даже рулевое колесо было. Судно стояло на месте, подобно «Авроре», но положенный плавсредству налог за него платили. А куда деваться? На плаву святая «Мария», значит, надо платить.

Если надоедало загорать на пляже, можно было пройти сотню метров и покататься на детской железной дороге. Там еще был вагон «Свадебный». На нем можно было прокатиться и сфотографироваться на память. В этом вагоне даже подавали шампанское. Один раз и я прокатился на этом детском поезде, озирая то берег реки, то задние дворы Колесных рядов. Со всеми их сараюшками, огородами и прочими атрибутами деревенского быта. Но красиво поезд шел, и многие до сих пор, наверное, помнят те счастливые дни, когда они управляли настоящим тепловозом. Двигатель был дизельный, от танка Т-34. Но старенький, как и вагоны, образца еще 1954 года. Так что радовали они костанайцев и гостей города недолго.

В силу менталитета

Однако на пляж заезжал я редко, чаще окунался в прохладные воды Тобола у Чапаевских дач. Здесь мы трудились семьей все лето и отдыхали здесь же. Как-то даже в голову не приходило в конце жаркого летнего дня ехать с дачи на пляж. Нас в то время учили хорошо работать, а отдыхать мы просто не умели. Лежать целый день на песочке ради загара? И это в то время, когда на даче поспела малина?

Купались у самой плотины и выше по течению, на острове, на который был один лишь заезд, не очень приметный для чужого человека. Но все дачники знали: у кривого столба с подпоркой поворачивай вниз и не очень ровная дорога сама приведет к речке.

В силу нашего менталитета всегда популярны были у нас дикие пляжи. Всякий хлам там, конечно, встречался, но, в общем, народ берег в чистоте такие места. И сколько бы ни вешали запретных табличек, человек все равно будет искать место для купания поближе.

 

Река детства

Мне же более всего запомнилась река моего детства. Тобол у поселка Заречный. Собственно, и не река вовсе, а старица, без течения. Здесь мы пацанами с разгону прыгали с мостков, устроенных взрослыми парнями. И потом по-лягушачьи, как могли, бултыхались к берегу. Парни однажды изловили всех и по очереди закинули в воду подальше, с напутствием: плыви на тот берег. Как доплыли – не перескажешь, но руки и ноги дрожали. Хотя и было там всего метров 25.

Зато потом все каникулы не было проблем доплыть, нырнуть, прыгнуть с мостков. Да что мостки, вдоль берега рос тальник. Высшим шиком было с разгону пролететь над ним, чтобы ветки царапнули живот. Народ, что собирался здесь искупнуться, ахал от испуга.

И рыбалка была. Утром придешь на ребячий пляж, зайдешь по колено в воду и закинешь удочку, которую сам же вырезал из тальника. Ты ловишь пескарей, а их сородичи щекочут тебе пальцы. Девчачий пляж был чуть дальше, такое разделение было нормальным в те времена. Не очень строгое, но было. Купались часто раздельно. Может, потому, что шикарных купальников ни у кого не было, и в воду ныряли кто в чем. Бывало, и без ничего.

Баня была раз в неделю, поэтому мужики не только купались, элементарно мылись в реке. Намылит голову и ныряет. И я не помню, чтобы кто-то по этому поводу возмутился. И грязи особой в реке не помню. Да, к обеду взбаламутят воду, малышня кишмя кишит у берега, крики, визг. Но заплывешь дальше, откроешь под водой глаза, а вода чистая, хоть пей.

Наверное, у каждого в жизни была своя такая река с чистейшей водой. А у кого не было, тот что-то потерял, даже если имел взамен хороший лес. Или бескрайнюю степь. Все они прекрасны по-своему. Но реку, озеро, море, наконец, не заменить ничем. Хорошо бы как-нибудь войти в воду реки своего детства…

P.S. И все-таки нашлось одно фото плавучего ресторанчика, его сберег Леонид Трахтенберг. Остальным снимкам особые комментарии вроде бы не нужны. Большая компания на лодке снята еще в 50-е годы. Деревенские фотографии с рыбалкой и купанием, это 60-е годы. Плюс детвора в городе и в «Сосновом бору». Наше лето, вот каким оно было.

Владимир МОТОРИКО
Фото Михаила Негруля, Василия Середенко, автора и из личного архива Л.Я Трахтенберга.

Просмотров: 1413
Комментариев: 0
Нравится: +21
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние новости
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Магазин "Авто Lider". Всегда в наличии автозапчасти на а/м Audi, Volkswagen, ВАЗ, Москвич. ул. Дощанова, 133Б (напротив АЗС "Гелиос"). Тел.: 50-70-22, 8-705-902-09-89. 
* Mercedes-Benz 190, 1993 г., цвет черный, фартуки серые, техосмотр пройден. Тел. 8-747-229-47-81. 
* Mercedes С190, 1991 г., цвет бордо, объем двиг. 2 л, техосмотр пройден, хор. сост., 350 тыс. тг, на ходу, двигатель требует ремонта. Тел. 8-778-595-96-80. 
* Mercedes-Benz Е200, 1992 г., салон 124, двигатель 102, 5-ступка, механика, люк, тит. литые диски. Тел.: 56-47-28, 8-777-645-17-40. 
* Ford Focus-3, 2012 г., цвет белый, автомат, автозапуск, диски титановые, 4 млн тг, торг. Тел. 8-771-028-17-32. 
* а/м ЗИЛ-130 с прицепом, ГАЗ-53, бензовоз, калибровка, 4718 л, трактор Т-40, грабли. Цены договорные. Тел. 8-777-375-59-53.
* цепи, подшипники, насос К-100/65/250, советского пр-ва, ремни ГД-6300. Тел. 8-777-283-34-02. 
* з/ч Mitsubishi: стойки, по 4500 тг. Тел: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* стартер, полуось, б/у, на ВАЗ-2106; бампер передний, б/у, на ГАЗель; гильзы цилиндров д.92 на ГАЗ-53, 7 шт; генератор 14 вольт, 45 А, на Ауди; бампер задний, 4000 тг на Ауди-100. Тел.: 8-777-447-37-26, 25-50-46. 
* з/ч Волга, ГАЗель: мост, коробки, балка, радиатор, чулки, редуктор, фаркоп, двери, крылья, рессоры. Тел.: 50-47-55, 8-777-792-29-99. 
* з/ч КамАЗ: редуктор задний 49 зубьев после кап. ремонта, стойки с коромыслами на головку. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч КамАЗ: корпус КПП с крышкой и нижним валом, якорь старт, нажимной диск сцепл. без лапок, нов. Тел.: 28-38-76, 8-777-456-23-58. 
* з/ч К-700: редуктор ВОМ; Урал, МАЗ: диск фередо, корзина; УАЗ: раздатка, ступицы, стремянки, рамки дверей, крышка КПП. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* з/ч Mercedes 209Д: КПП, капоты, стекла и др. Тел. 8-777-230-08-81. 
* з/ч УАЗ, ГАЗ-69: мосты, блок, коробки, раздатки, рессоры, карданы, радиатор, двери, крылья, фаркоп. Тел.: 50-47-55, 8-777-792-29-99. 
* з/ч Volkswagen дизель: турбина, коллекторы, коленвал. Тел. 8-777-373-28-71. 
* автогрузовик ЗИС-585, аккумулятор нов., 100 Ампер. Тел. 8-777-441-13-57. 
* автошины Кама-евро, 195х65х15, всесезонка, 4 шт., 24 тыс тг/комплект. Тел.: 53-68-43, 8-705-130-90-32. 
* ВАЗ-2114, 2004 г., инжектор, цвет серебр., 600 тыс. тг. Тел. 8-707-725-09-85. 
* вал на а/м ЗАВ, 180 тыс. тг, седло на полуприцеп, 180 тыс. тг, смазку солидол (ведро 18 кг), 8500 тг. Тел. 8-777-344-32-48 (WhatsApp). 
* ГАЗ-33073 (будка), 1993 г., ГАЗ-52 (самосвал), 1992 г., прицеп-тралл, 1988 г., экскаватор ЭО 4224, 1993 г., дизельную эл. станцию, 45 кВт, передвижная. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* головку ГБЦ, блок двигателя 646 на Мерседес Benz, отл.сост., по 75000 тг. Тел. 8-705-860-85-79. 
* двигатель ЯМЗ-238 НДЗ, нов., 3 млн 500 тыс. тг, решеты (зерноочистка), 4700 тг; з/ч К-744: КПП, после ремонта, 1 млн 500 тыс. тг; ЯМЗ-238: топливный насос, 80 тыс. тг. Тел. 8-707-715-85-56. 
* ДЭК-5363, 25 тонн, Урал-4320 (бортовой), 1986 г., заправка контейнер. 2-секц. по 7,5 куб.м, 1-секц. по 15 куб.м. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* книги по ремонту и обслуживанию а/м легковых, грузовых, спецтехники. Тел. 8-777-30-44-777. 
* ковш с цепями КИIП-6, 1 комплект, 400 тыс. тг, ковш на СМ, 350 тыс. тг. Тел. 8-705-450-66-12. 
* колеса от мотоцикла ИЖ. Тел. 50-18-02. 
* лапу СКС, лапу РЗЗ (без хвостовика), 1200 тг, семяпровод армиров., 1700 тг. Тел. 8-705-450-66-12. 
* набор ключей рожковых (зеркальное хромир.), 3000 тг, набор инструментов, 36000 тг. Тел. 8-705-461-84-22. 
* палец сенокосилки одинар., 320 тг, сетку сенажную (тюковочная), 1,23/3000 п.м, 65 тыс. тг, кошму (лист), 3000 тг. Тел. 8-705-450-66-12. 
* ПТС-6, косилку, грабли 6 м, погрузочные вилы, толкающая. Тел.: 8 (714-53) 97-7-73, 8-777-693-57-14. 
* рукав на ассенизатор, 17200 тг, патрубок металлич., 11000 тг, вилка колеса СТС, 16500 тг, колесо БЦС, 75000 тг. Тел. 8-705-461-84-22. 
* рукав пищевой, диаметр 16, 25, 32, 1000-1300 тг, насос вакуумный УВД 10А, 96000 тг. Тел. 8-705-450-66-12. 
* масло дизельное, редукторное камазовское, в канистре 10 л, в бочке 200 л. Тел. 8-705-450-66-12. 
* Nissan Homy, 2008 г., V 1,4 л, механика, цвет серебр., 2 млн тг, торг, варианты. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 
* Nissan Maxima, 1997 г., 2 млн тг. Тел. 8-777-375-59-53. 
* Volkswagen Golf-3, 1993 г., цвет голубой, моно, об. 1.6, 650 тыс. тг. Тел.: 8-705-542-36-34, 8-707-321-10-79. 
* Volkswagen Caddy, 2007 г., 2 л, 2 млн 400 тыс. тг, торг. Тел. 8-705-227-24-35. 
* Ford Scorpio Sierra-Fiesta, бензин, дизель. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость