Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Подписка на новости
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях Костаная и Казахстана.
Разрешить
Не сейчас
Ставки на спорт
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
USD curr
EUR curr
RUR curr
curr
Правопорядок
Агро
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
Новости мира
Тема
Резонанс
Криминал
Общество
Люди
Регион
Интервью
Репортаж
Коммуналка
РекламаПодписка на газетуПокупка газеты

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 
Пионерское лето 1941-гоКостанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Пионерское лето 1941-го

Пионерское лето 1941-го

  1. Главная
  2.   »  
  3. Проекты
  4.   »  
  5. Как это было

Памятное лето 1941 года с полным правом можно назвать пионерским. Потому что именно тогда в Кустанайской области был создан первый и единственный в области пионерский лагерь.

Почти весь взрослый состав первого пионерского лагеря

Простите, но я снова обращаюсь к воспоминаниям Александра Николаевича Шустикова, хорошо известного всем старожилам Костаная. Они собраны в несколько книжек, рукописных и печатных. И там вся история нашего города, от довоенных дней и до семидесятых годов. Если у кого-то есть подобные мемуары, то мы с удовольствием познакомим читателей и с ними.

Задумку открыть пионерский лагерь Шустикову, работавшему заведующим орготделом горкома комсомола, подарил Христофор Тюшев, его хороший товарищ и наставник. И Шустиков загорелся этой идеей. Вот оно, настоящее дело, живое, нужное людям. Поначалу у него не было ничего, кроме желания организовать отдых детей. Но уже 10 апреля 1941 года Александра Николаевича утвердили директором пионерских лагерей и он взялся за дело. Открыл счет в Госбанке, добыл полуторку для доставки продуктов, а затем кухонную посуду, постельные принадлежности, договорился с колхозом о покупке лошади.

Тут можно много чего перечислить, потому что вкратце трудно даже назвать все потребности детского лагеря. Но было главное: понимание и поддержка в любом кабинете. Площадку для будущего пионерского лагеря выбирали вместе с заместителем председателя облисполкома Агнией Михеевой. Как только подсохли дороги, они объездили все подходящие места в области, но больше всего им понравилась поляна у озера в Боровском.

Александр Николаевич называет всех, кто помогал в создании лагеря: секретарь горкома партии Христофор Тюшев, заведующий гороно Виктор Красавцев, зав военным отделом горкома партии Василий Коченов. А еще руководитель областного радио В.Рамзай, который болел за идею лагеря, как за свою.

Все это время начальник будущего лагеря спал по 2 — 3 часа в сутки. Особенно много хлопот было с оформлением всяких документов, и в первую очередь банковских. Но вот, наконец, пришел день отъезда детей в лагеря. Первая смена, 150 человек сразу! Всех посадили на лавки в грузовые машины, в каждый кузов сел взрослый. И не спеша двинулись в путь. В пути несколько раз останавливались. Видно, и в сухое время на тех дорогах не больно разгонишься, никакого шоссе не было и в помине, и надо было отдыхать от тряски.

Доехали благополучно, на месте всех детей ждали большие палатки, в которых были кровати с матрасами и постельными принадлежностями. Кормили ребят на открытом воздухе, под навесом, четыре раза в день, а начальник лагеря всегда был рядом, пока все не покушают. Питание, по его словам, было хорошее, и если кому не хватало, всегда давали добавку. Продукты привозили из города, но очень много покупали на месте, в селах неподалеку. Картофель, овощи, молоко, мясо, все было свежее.

А какой костер устроили на открытии лагеря! По такому случаю к ним приехали все, кто принимал участие в его создании. Флаг лагеря поднимала самая маленькая пионерка, круглая отличница. «То незабываемое время было для меня самым счастливым в моей жизни, - пишет Александр Николаевич Шустиков. - Я был рад за ребят, за их счастливое детство». И поименно вспоминает всех, кто работал с детьми, поваров, вожатых, баяниста. Иванова, Дробышева, Сурмиевич, Амиров, Дутов...

Александр Шустиков, начальник лагеря, Гора Дутов, баянист (Гора — это такое редкое имя). Кто третий — неизвестно.

В лагере никому не было скучно, каждый день был наполнен до предела конкурсами, играми, соревнованиями. Дети читали свои стихи, пели песни у костра, обсуждали прочитанные книги, устраивали вечера вопросов и ответов. На один, вспоминает Шустиков, пришлось отвечать самому: почему винтовка называется трехлинейкой.

Лето кончилось, когда до осени было еще очень далеко. Однажды у палаток появился всадник, который сразу же разыскал начальника лагеря. «Вам срочная телефонограмма из Кустаная». Бумага предписывала срочно явиться в город, а на словах нарочный добавил: «Война началась. Снова немец напал на нашу страну. Вчера утром, на рассвете». В глазах его стояли слезы. «А я сразу почувствовал, какое горе она принесет всем нам».

С попутной машиной он в тот же день добрался до Кустаная и взял уже приготовленный домашними вещмешок. Можно идти в военкомат, не дожидаясь повестки. Но прежде он написал и оставил родителям... письмо в будущее. Нам, сегодняшним, это трудно понять, но так было. Человек уходил на войну, не знал, вернется ли живым, но из далекого 1941-го он обращался к своим потомкам.

«Сейчас, когда я ухожу на войну, мне вспоминается вся моя короткая жизнь, ведь мне всего 26 лет. Все изменяется с течением лет, но я знаю, что есть вещи нетленные, неизменяемые. Такие качества, как честность, прямота, готовность помочь другому, любовь к народу, Родине, любовь к труду, вот те свойства, которые я хотел бы видеть в тебе, мой друг...»

Что еще можно добавить к этим словам?

Откуда в Тоболе взялся танк?

Если кому-то придет в голову поплавать с металлоискателем между Большим мостом и Малым, прибор сразу же подаст сигнал. Много металла обнаружится под водой, не одна тонна.

Здесь под слоем речного ила лежит танк, скорее всего Т-34. Есть много версий по поводу того, откуда он здесь взялся и с какой целью. Военных действий у нас не было, и вроде бы делать ему здесь совершенно нечего. Но танки в области все же бывали, эти боевые машины приходили из Челябинска, где их собирали на танковом заводе. С танков снимали башни и наваривали сверху кузов. К нам они приходили пустыми, а назад увозили свежую рыбу. Танки проходили обкатку, а рыба была хорошим подспорьем для рабочих танкового завода. Тем более, что наша область и тогда славилась обилием рыбы в реках и озерах.

Весна 1929 года. Переправа трактора через Тобол с помощью парома

Подчеркну при этом, что ее и сейчас не стало меньше, и всякие запреты на ловлю рыбы не боле чем глупость чиновников. Подобно памятной попытке ввести плату за сбор в лесу грибов и ягод. Аварийные сбросы в реки всякой гадости губят рыбы гораздо больше, чем любительские сети. Не говоря уже про удочки.

Один из таких танков и провалился однажды под лед. Профессор КИнЭУ Виктор Васильевич Дейнега был очевидцем попыток вызволить его из речного плена. По словам Виктора Васильевича, было это в 1943 году, а посмотреть на невиданное зрелище сбежалась вся 14-я школа, в которой он тогда учился. И, конечно, жители окрестных кварталов.

На берегу реки прокопали пологий пандус, по которому собирались вытащить танк на берег. Поставили мощную лебедку, зацепили боевую машину за башню и начали тянуть. Однако сколько ни бились, ничего не вышло. По словам Дейнеги, у танка оторвали башню, и он на глазах у собравшейся толпы еще больше погрузился в речной ил.

Виктор Васильевич, однако, не знал, что этот танк здесь делал. И вообще, была ли у него башня? Память людская несовершенна. «Рыбная» версия этой истории нашлась в Интернете. И правда, в годы войны танки с кузовами вместо башен возили от нас в Челябинск свежую рыбу. Ловили ее в Наурзуме, и там, в заповеднике, даже есть Танковый плес, в котором, по преданию, тоже... утонул танк. Однако, сомнительно, чтобы столько танков утонуло у нас за короткий промежуток времени. Не исключаю, что это просто отголоски костанайской истории.

Сейчас трудно сказать, как это было на самом деле и в каком точно году. Но сам собой возникает вопрос: а что погнало танкистов на непрочный лед рядом с мостом? То и погнало, что моста в те годы не было. Это отдельная история, и когда-нибудь надо будет описать, как мыкались горожане во время паводка. Никаких водохранилищ на реке не было, по весне Тобол свободно разливался от Кустаная до Затоболовки. Семена для посевной подвезти — проблема. В больницу не попасть. Курицу на рынок свезти — плати паромщику.

В каком году начали строить Большой мост, точно не известно. Строили долго и скандально. Весной 1957 года на недостроенный мост решили временно положить деревянный настил и пустить хотя бы конные повозки. В марте 1962 года наконец торжественно открыли движение по капитальному мосту. Ушли в прошлое грандиозные зрелища, когда паводок громил деревянный мост.

Так строили наш мост (снимок фотокорреспондента журнала «Огонек» Семена Фринлянда)

Но пока возводили капитальный мост, его строители сумели дважды прогреметь на весь Союз. Сначала в положительном плане: в журнале «Огонёк» была опубликована цветная фотография строительства моста. Его, как корабль, собирали на заклепках, согласно всем строительным нормам. И второй раз этот мост прозвучал в сатирической миниатюре тогдашних звезд советской эстрады Тарапуньки и Штепселя (Юрий Тимошенко и Ефим Березин). В те годы не было круче сатириков на сцене, даже вожди их слушали и хлопали в ладоши.

В той миниатюре один из них спрашивает другого: «А ты знаешь, где самый длинный мост в мире?» Тот разводит руками и тогда следует ответ: «В Кустанае! Восемь лет строят, и конца не видно». Я поискал эту их миниатюру в Интернете и оказалось, что повторяли они ее не раз, но города называли разные: Орск, Тихвин, Йошкар-Олу, Пинск...

Ну и ладно, зато помогли ускорить строительство. А эта история возвращает нас в те трудные годы, когда любая помощь для фронта была бесценна. Кустанай много чего поставлял армии в годы войны. В том числе и рыбу.

Владимир МОТОРИКО, автор и ведущий проекта «Как это было» 
motoriko_v@mail.ru, тел.: 8(7142)541835
Фото из семейного альбома Шустиковых и портала Армана Козыбаева «Костанай и костанайцы».

Просмотров: 3124
Нравится: +6
Последние новости
Опрос
Всего проголосовало:
Нравится читателям
Взгляд со второго этажа
Новости и события
в Казахстане
в Мире

Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* магазин "Авто Lider". Всегда в наличии автозапчасти на а/м Audi, Volkswagen, ВАЗ, Москвич. г. Костанай, ул. Дощанова, 133Б (напротив АЗС "Гелиос"). Тел.: 50-70-22, 8-705-902-09-89. 
* ВАЗ 2114, 2013 г., цвет белый металлик, хор. сост., цена договор. Тел. 8-705-569-75-91, в г. Костанае. 
* ГАЗ 53 (самосвал), 1984 г., отл. сост., газ-бензин, новая резина и новый АКБ, 3 млн 500 тыс. тг. Тел. 8-705-988-95-09. 
* лобовые стекла для УАЗ и других грузовых а/м. Тел. 8-775-210-00-18. 
* трактор К-744 Р1, 2006 г.в., двигатель ЯМЗ-238 НД5, питерская сборка, всё в рабочем состоянии, 20 млн тг, торг. Тел. 8-777-211-75-20. 
* домкрат гидравлич., 12-тонник советского пр-ва, 16500 тг; шины зимние 195х65х15, б/у 1 сезон, 11500 тг; бампер алюмин. новый на ВАЗ-21213, 14500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* з/ч Audi 80: генератор, 15000 тг; ЗИЛ-130: кольца поршневые диаметр 100, 5000 тг, бензонасос, 4000 тг, нагнетатель масла для заправкки мостов, КПП. Тел. 8-777-447-37-26. 
* з/ч Daewoo Matiz: рейка рулевая нов., 38000 тг; Жигули: тормозные колодки, 4000 тг. Тел. 8-705-193-94-60. 
* з/ч ИЖ 2717 Ода (фургон): борт задний нижний, цвет зеленый заводской, радиатор печки, каталог запчастей Ода "Разборка-сборка". Тел. 8-777-447-37-26. 
* з/ч Mitsubishi Carisma 1996 г.в.: стойки передние по 4500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* з/ч Москвич 412: редуктор, чулок моста, полуоси, гильзы, поршни, амортизаторы, кулиса КПП, лобовое стекло, крышка с маслонасосом, поддон, шатуны, крыло АЗЛК. Тел. 8-777-447-37-26. 
* авторезину зимнюю шипованную "Nokian HakKapeliitta", 2 шт., б/у, 40000 тг; радиатор медный печной на ВАЗ-2108, 24500 тг; адаптеры и вставки алюмин. на Volkswagen, 3500 тг; фильтр масляный новый, 1800 тг. Тел. 8-775-499-41-94. 
* авторезину зимнюю шипованную "Nokian" 155/80R13, 3 шт., хор. сост. Тел. 8-777-447-37-26. 
* Audi-89, 1990 г., цвет вишня, отл. сост., цена договорная. Тел. 8-705-462-92-04. 
* ВАЗ-2114, 2011 г., один хозяин, отл. сост., цвет "космос", сервисная книжка, комплект зимней резины, 2 млн тг, или поменяю на новый а/м с моей доплатой. Тел.: 8-707-341-48-08, 8-777-390-05-87. 
* ВАЗ 2190 Granta FL 2021 г., цвет серебро, 1,6, отл. сост., учет РК, 5 млн 500 тыс. тг. Тел. 8-700-674-40-47. 
* ГАЗ-31029 (Волга), 1996 г.в, цвет белый, в рабочем состоянии, 450 тыс. тг. Тел. 8-777-792-29-99. 
* Volkswagen Passat, 1990 г., цвет синий, 1,8, седан, хор. сост., 1 млн 350 тыс. тг. Тел. 8-707-321-10-79. 
* з/ч Volkswagen Passat Б-3: стартер нов., 15000 тг, диски штампов. с резиной 2 шт., интеркулер, 10000 тг; коленвал: дизельный, 1,6 V, расточенный, 10000 тг. Тел. 8-707-372-45-50. 
* з/ч ВАЗ-2103: коллектор карбюратора, б/у; Москвич: блок мотора, новый, передний тормозной поршень. Тел. 8-705-562-29-35. 
* з/ч ВАЗ-2106: головка двигателя, хор. сост., 20000 тг. Тел. 8-777-054-04-98. 
* з/ч ВАЗ-21213: бампер усиленный противоудар., алюмин., 16500 тг; резину зимнюю шипован. 195/65/15 по 11500 тг; дверь металлич. утеплен., 22500 тг, доставка. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* з/ч Волга, ГАЗель: радиаторы, балки, редуктор, блок, головки, коленвал, двери, капот, крылья, рессоры. Тел. 8-777-792-29-99. 
* з/ч ГАЗ-53: карбюратор, хор. сост., 8000 тг. Тел. 8-777-054-04-98. 
* з/ч Daewoo Matiz: рулевая рейка, нов., 30 тыс. тг; тормозные колодки на ВАЗ. Тел. 8-705-193-94-60. 
* з/ч Москвич-412: карбюратор, 5000 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63. 
* з/ч Москвич: моторный блок в сборе с поршневой группой и шатунами, после ремонта, головку блока. Тел. 8-705-562-29-35. 
* з/ч Москвич: зимнее колесо, 2 шт., верхний багажник. Тел. 8-771-963-89-04. 
* з/ч Москвич-412: полуоси, новые. Тел.: 26-34-01, 8-705-450-37-93. 
* з/ч УАЗ, ГАЗ-69: мосты, коробки, блок, рессоры, радиаторы, головки, колеса, печка, карданы. Тел. 8-777-792-29-99. 
* з/ч мотоцикл "Урал" М-72: зажигание  с автоматом опережения, реле поворотов с коробкой предохранителей, два зеркала. Тел. 8-705-562-29-35. 
* з/ч крышку маслонасоса Москвича с креплением под фильтр для ВАЗ; Москвич: редуктор заднего моста. Тел. 8-705-562-29-35. 
* авторезину зимнюю шипованную 170/70R13 на дисках, на 4 отверствия, "Кама Ирбис", 3 шт. (2 нов., 1 б/у) отл. сост.; 2 железных диска на 13 на 4 отверствия. Тел. 8-707-341-48-08. 
* авторезину 205/70R16, б/у. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* авторезину M+S "Nokian" б/у, 255/65R17, 4 шт., 30000 тг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* авторезину M+S импортная, б/у, 115/50R17, 4 шт., 20000 тг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* авторезину "Matador" (всесезонная) б/у, 235/75R15, 2 шт., 10000 тг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* Ниву-2121, 1989 г.в.; редуктор ВОМ на К-700; диск сцепления, корзина на Урал, МАЗ; ГАЗ-66 на запчасти. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 

 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
Информационная продукция данного сетевого издания предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше
x
Добавить приложение КН на главный экран