Жители Житикары вновь жалуются в соцсетях на большое количество бездомных собак. И это проблема не только Житикары.
Мнения
Программа ОСВВ (отлов – стерилизация – вакцинация – выпуск в естественную среду) в Житикаре пока не работает. Об этом знает каждый местный житель. При этом ни для кого не секрет, что избавляются от бездомных хвостиков здесь незаконными методами.
На странице Instagram @zhitikaraproblem жители то и дело выкладывают видео со стаями собак. Они пытаются обратить внимание властей, а кто-то, судя по комментариям, уже и сам готов выйти на тропу войны.
На житикаринском паблике с приходом весны уже не первый год жители бьют тревогу: на улицах бегают собаки, причем стаями. В комментариях люди призывают решать проблему незаконными методами – травить и отстреливать. 17 марта на странице опубликовали видео с собакой, не подающей признаков жизни.
Госзакупки по государственной программе ОСВВ в Житикаре состоялись. Однако ситуацию это не изменило. «КН» уже писали об этой теме («Где собака ЗАРЫТА?», номер от 20 июня 2024 г.). Тогда нам «посчастливилось» поговорить с местным руководителем КГП «Ветеринарная станция Житикаринского района» Сериком Сарымсаковым, который сообщил, что бродячих животных зимой его сотрудники увозят в степь, а летом собаки сами туда уходят жить. Естественно, у местных зоозащитников нет оснований верить в возможность такой странной миграции. Более того, увозить собак в места, где они не смогут выжить, – это уголовное преступление. Но Серик Сарымсаков, видимо, именно так представлял себе систему ответственного обращения с животными. Хотя и в прошлом году вся цепочка ОСВВ была разыграна. И еще один интересный факт – тогда руководитель ветстанции говорил, что в Житикаре нет бродячих животных. При этом местные жители почему-то их видели.
Житикаринские зоозащитники в прошлом году провели расследование и пришли к выводу, что бродячих псов все же умерщвляют, притом совсем не гуманно. Однако доказать это невозможно. Сейчас, по словам местной зоозащитницы Маргариты Предко, стало немного лучше.
– Поменялось то, что прекратили отстрел (официально в стране он запрещен с 2022 года. – Прим. авт.). У нас новый аким, и он понимает, что городу нужен приют. Мы были с ним на встрече, он готов нас поддержать, обещал разобраться, как выделить землю под приют. Ветстанция выиграла тендер на отлов и послеоперационное содержание. А на стерилизацию и вакцинацию еще не подписали договор. Отстрела нет, зато среди населения появились «энтузиасты», которые призывают покупать в ветаптеках пластилин от крыс. И комментируют, что он разрывает печень у животных. И у нас сейчас очень много трупов собак, которые погибли в мучениях. Раньше такого не было, даже если были крысы, вызывали специалистов, которые раскладывали яд там, где никто не сможет достать, – возмущена Маргарита. – Страшно представить, к каким последствиям это может привести.
Напомним, что по Закону «Об ответственном обращении с животными» за такие деяния предусмотрена административная и уголовная ответственность.
На отлов в Житикаре в этом году, согласно сайту госзакупок, предусмотрено около одного миллиона, на вакцинацию и стерилизацию более 1,5 миллиона, на чипирование и биркование – 226 тысяч тенге.
Тендеры
В областном центре в этом году на отлов бродячих животных запланировали почти 6,7 миллиона тенге, на временное содержание в приюте – столько же, на чипирование более 1,5 миллиона. Лот по стерилизации и вакцинации уже разыгран, но договор с подрядчиком еще не подписан.
Это значит, что поставщики других услуг не могут официально начать работу по ОСВВ, так как каждый этап имеет определенный временной промежуток. Сначала животных отлавливают, затем стерилизуют, вакцинируют, чипируют, помещают в ПВС (пункты временного содержания) на послеоперационный период, а затем выпускают в естественную среду. Без этапа стерилизации вся цепочка становится бессмысленной. Однако костанайские зоозащитники, конечно, идут навстречу, и все равно берут бродячих хвостиков.
Проблемы есть
Команда Общественного объединения «Надежда Плюс KST» и Реабилитационный центр для бездомных животных – инициаторы и активные участники программы ОСВВ, члены Республиканской рабочей группы по Закону «Об ответственном обращении с животными».
В 2022 году во время разрушительных пожаров в Аманкарагае и в 2024 году, когда город Костанай столкнулся с масштабным наводнением, именно эти волонтеры первыми пришли на помощь животным.
– Мы спасали животных из затопленных и горящих зон, обеспечивали их кормом, медицинской помощью и временным размещением. Мы гордимся тем, что наша организация не только помогает животным, но и вносит вклад в решение экологических и социальных проблем региона. Мы ведем просветительскую работу, помогаем владельцам питомцев, сотрудничаем с государственными структурами и ежедневно доказываем, что гуманное отношение к животным – это основа цивилизованного общества.
За минувший год отловлено, помещено в ПВС, стерилизовано и вакцинировано 1200 особей (кошки и собаки). С 2022 по 2024 год стерилизовано 1983 хвостика. 961 животное абортировали по госпрограмме. В результате, если считать, что бездомная собака или кошка в год приносит по одному помету, 5766 четвероногих беспризорника не рождено. А если (что чаще) в расчет брать два помета в год, то и вовсе 11532 щенков и котят, которые вынуждены были бы жить на улице и питаться на помойках.
Ольга Соловьева, зоозащитник ОО «Надежда плюс KST», рассказала, с какими проблемами все чаще приходится сталкиваться зооволонтерам. По ее словам, большинство нехозяйских собак, спасенных во время прошлогоднего потопа, до сих пор живут в их приюте. И массовое пополнение приюта может повториться в связи с переездом людей из района Колесных рядов. Чтобы предупредить ситуацию, Ольга и активисты подготовили письмо в областной маслихат.
– Мы хотим, чтобы создали рабочие группы, которые проведут рейды и сделают опись животных. По Закону «Об ответственном обращении с животными», люди, меняющие место жительства, не имеют права бросать свое животное. Они обязаны либо забрать его с собой, либо найти ему нового хозяина. А сейчас мы видим, как на улицах увеличилось количество бывших домашних собак, крупных, средних, – рассказывает Ольга Соловьева.
Сегодня ОО содержит около 300 животных за счет своих средств и неравнодушных граждан. Зоозащитники предупреждают: принять к себе собак, брошенных после переезда из частного сектора, нет никакой возможности.
– Еще нам обязательно нужен приют временного содержания, который предусмотрен в рамках реализации программы ОСВВ. Например, в Кокшетау отстроили сто вольеров, и программа действует беспрерывно, – вздыхает Ольга.
ВМЕСТО ВЫВОДА
Между тем, пока власти решают вопрос с госзакупками по стерилизации и вакцинации бездомных животных, прошлогодние уличные щенки, не дождавшиеся тендера и все же родившиеся, уже дали первый приплод. Весна же. Результаты от ОСВВ несомненно будут. Но сколько времени на это понадобится такими темпами – вопрос открытый.
Пока что заказчик – Управление ветеринарии акимата Костанайской области – планирует, что ОСВВ в 2025 году в Костанае пройдет 1000 бездомных животных: 900 собак и 100 кошек. Но практика уже показала, что их обычно гораздо больше, поэтому в дальнейшем ведомство, возможно, рассмотрит вариант дополнительного договора.
В Алтынсаринском районе пока разыграны только лоты по отлову и чипированию на 50 особей, в Рудном на 600, в Лисаковске на 100.