Не устроить бег на месте

Вопросы укрепления и продвижения ценностей трудолюбия и профессионализма в обществе обсудили на заседании Совета сенаторов. Свое мнение по этому вопросу на заседании высказал Серик Бектурганов, член Совета сенаторов, в прошлом замакима Костанайской области.

Начать с престижа

– Инициатива Президента объявить 2025-й Годом рабочих профессий, безусловно, актуальна и важна для дальнейшего развития страны. Важно достичь три главные цели – повышение престижа человека труда, привлечение молодежи в эту сферу и подготовка квалифицированных кадров по востребованным на рынке специальностям. Причем, на мой взгляд, нужно работать именно в таком порядке – престиж, привлечение, а потом уже подготовка. Потому что какие бы комфортные и современные условия мы не создавали в колледжах, как бы не адаптировали их под спрос рынка труда, если молодежь туда не придет, то все усилия – финансовые и организационные – будут похожи на бег на месте.

И что же мы видим? Сегодня государственные органы направили основные усилия на решение вопросов совершенствования системы подготовки кадров и создания достойных условий труда на предприятиях. Безусловно, это важно. Нам надо, чтобы учебные программы соответствовали рынку сбыта. Нам крайне необходимо, чтобы труд рабочего был безопасным, высокооплачиваемым и, чтобы каждый труженик был социально защищен и уверен в завтрашнем дне. Все эти факторы являются неотъемлемой составляющей престижа рабочих профессий. Но как мы заставим наших юношей и девушек захотеть прийти в колледж и получить рабочую профессию, не имея стройной системы пропаганды этого выбора?

Высшее на первом месте

– Не секрет, что зачастую родители делают за детей выбор где учиться и, соответственно, формируют в сознании ребенка свои ориентиры. Вот почему надо начинать с семьи. А сегодня, увы, в ней нет ориентира на необходимость овладения рабочей специальностью. По-прежнему считается, что если выпускник идет в колледж, то это просто вынужденная мера. И семья считает, что лучше дать ребенку высшее образование. Более того, государство поощряет такую позицию, ежегодно повышая количество грантов для получения высшего образования.

К примеру, в 2024 году 11-й класс окончили свыше 186 тысяч выпускников. В то же время для поступления на бакалавриат было выделено около 79 тысяч грантов. То есть 42% от всего количества выпускников, причем это без учета их поступления в вузы на платной основе. Кто же пойдет в колледж, когда есть возможность получить высшее образование?

Отсюда выходит не очень позитивная динамика для Года рабочих профессий. Сравните, в 2022-2023 учебном году в 116 казахстанских вузах обучались 578 тысяч студентов, в 2023-2024 – почти 592 тысячи. А в текущем учебном году эта цифра достигла 624,5 тысячи. Между тем в колледжах сейчас получают профессию 560 тысяч студентов. Это на 11,5% меньше, чем в вузах.

Может, пора изменить эту тенденцию? Тем более что у молодых людей, получивших высшее образование и работающих, грубо говоря, на базаре, возникает внутренний диссонанс, который приводит, как правило, к социальной неудовлетворенности.

Культурная прививка

– Вопросы идеологии – очень тонкий инструмент кропотливой и системной работы на всех уровнях нашего общества, во всех целевых группах (или, как сейчас модно говорить, «стратах»), но в то же время подразумевающий конкретные шаги, преследующие конкретные цели. И здесь можно было бы привести множество примеров, как пропагандировали рабочие профессии в годы индустриализации. Литературные произведения, кинофильмы, специальные передачи, соревнования лучших по профессиям.

Думаю, старшее поколение помнит об этом. А в особенности фильмы о метростроевцах, монтажниках, сталеварах, строителях, работниках сельскохозяйственной отрасли. Тогда кинематограф играл большую роль в пропагандистской работе. Конечно, сейчас время другое, инструменты нужны другие, но суть должна оставаться прежней.

Государство должно внедрять свои идеи самыми разными формами, присутствовать со своими месседжами на всех площадках молодежных интересов и трендов, во всех направлениях молодежной субкультуры. То есть нужны не только соответствующие книги, фильмы и передачи, которых, кстати не хватает, но и соцсети, ток-шоу и другие современные формы идеологического влияния и формирования общественного мнения. Например, один из российских телеканалов делает шоу «Работяги», ведущий которого Роман Костомаров.

Мы неоправданно запаздываем с решениями этих вопросов. Косым-Жомарт Кемелевич еще в сентябре 2024 года сказал о том, что предстоящий год будет посвящен рабочим профессиям. Но насколько я знаю, до сих пор еще не утверждена Концепция профориентационной работы в школах. А ведь после ее утверждения надо будет принять Программу реализации и план мероприятий, подготовить методические материалы, обу чить педагогов. На все это потребуется немало времени.

Ну и, конечно же, понадобится подкрепить все планы по профориентации какой-то минимальной материальной базой. Мы помним время, когда в каждой школе можно было получить основные профессиональные навыки. Сейчас такие школы редкость.

Вектор на труд

– Решить вопрос приобщения учащихся к рабочим профессиям можно с помощью учебнопроизводственных комплексов с использованием материальной базы сельхозколледжей. Кстати, с удивлением узнал, что сейчас школьникам старших классов разрешено параллельно обучаться в колледже на какую-то рабочую профессию. Идея замечательная, и ее надо активно продвигать.

Одним словом, у нас пока не налажена системная идеологическая работа по ценностной ориентации на труд, на воспитание такого качества личности, как трудолюбие. Как отметил председатель Сената Парламента Маулен Ашимбаев, нам необходима популяризация идеологии труда.

Мы много говорим о важности совместной работы производства и колледжей. Но я бы предложил пойти дальше. Почему бы не отдать колледжи в доверительное управление нашим предприятиям? Ведь именно производственники заинтересованы в притоке новых, молодых кадров. И они сами решат, какие квалификационные требования к специальностям нужны, какие образовательные программы необходимо внедрять.

Предприятия смогут более планово организовать решение и других вопросов качественной и своевременной подготовки рабочих для своего производства, включая укрепление материальной базы и обновление оборудования. Государство же через госзаказ может взять на себя финансирование зарплат педагогам и социальные затраты – стипендии студентам, проездные сиротам и т.д.

Год рабочих профессий – это не просто один календарный год работы над проблемой, когда мы будем повсеместно продвигать идею важности овладения рабочими профессиями. Это закладка фундамента на будущее. Поэтому все планы мероприятий, которые сегодня принимают госорганы, должны, на мой взгляд, охватывать хотя бы период трех-пяти лет работы над этой проблематикой.

Фото предоставлено С. БЕКТУРГАНОВЫМ и иллюстратинвый снимок из архива С. МИРОНОВА