Казахстанская опера сегодня

Мы достаточно хорошо знакомы с казахстанским кино, эстрадой, литературой, но в СМИ, на мой взгляд, недостаточно информации о том, как развивается наша музыка. А здесь происходит много интересных событий. В Казахстане несколько оперных театров очень высокого уровня. Конечно, в них в основном идет классический репертуар. Но дирижерами даже казахских опер и сценографами выступают очень часто итальянцы. Это позволяет сохранять музыкальные традиции, но и привносить новые актуальные тенденции, что делает оперу современной.  И все же очень интересно, когда появляются и исполняются произведения на близкие нам темы.

Так, в рамках Международного фестиваля «Опералия», проходящего в Астане, на сцене «Астана Опера» прозвучала первая казахская комедийная опера «Айсулу». Об этом передает агентство «Kazinform» со ссылкой на пресс-службу театра.

Нам хорошо известна опера «Абай», но с комической оперой мы встречаемся не так часто.

А автор ее Садык Мухамеджанов один из выдающихся композиторов Казахстана.

Он родился 5 сентября 1924 года в урочище Улькенбулак (Большой Родник) (ныне — Шетский район, Карагандинская область, Казахстан). Происходит из подрода Карсон рода Каракесек племени Аргын.

В 1950 году окончил теоретико-композиторское отделение Алма-Атинского музыкального училище им. П. Чайковского (ныне Алматинский музыкальный колледж имени П. И. Чайковского), в 1957 — композиторское отделение Казахской консерватории им. Курмангазы (по классу Е. Г. Брусиловского).

В годы учёбы в консерватории, с 1953 года был музыкальным редактором (позже художественным руководителем) Казахского радио.

В 1960—1962 годах — председатель правления Союза композиторов Казахстана.

В 1964—1968 годах — директор и художественный руководитель Казахской государственной филармонии им. Джамбула, в 1969—1972 годах — директор Казахского государственного академического театра оперы и балета им. Абая.

Его сонаты для скрипки и фортепьяно, пьесы, кюи, написанные для оркестра народных инструментов, а также поэмы для камерных оркестров стали образцом всестороннего развития, высокой художественности произведений казахской инструментальной, оркестровой камерной музыки.

Им созданы оперы:

  • «Айсулу» (1964, вторая редакция − 1979, к 25-летию освоения целины, либретто К. Шангитбаева);
  • «Девушка-загадка» («Жұмбақ қыз», 1971, по поэме С. Сейфуллина«Кокшетау»);
  • «Ахан сере — Актокты» (1982, либретто Г. Мусрепова);
  • «Абай и Айгерим» (радиоопера) (на основе своих 20 романсов на стихи Абая, либретто автора).

Что поражает в опере «Айсулу»?  То, что  атмосфера 60-х годов воссоздана с такой любовью к деталям, что кажется, что вы оказались на улицах советского города.

И действительно: уличный киоск с газетами, старые фонари, вагончик на рельсах, телефонная будка – все дышит эпохой. Эти декорации – полноценный участник действия. Они рассказывают зрителю о времени, в котором жили Айсулу и Серке, подчеркивают романтику и наивность того периода.

Многие отмечали, что, несмотря на комедийный жанр, в «Айсулу» затронуты важные социальные и личные темы: выбор между карьерой и чувствами, столкновение амбиций и добрых намерений. Яркий ансамбль исполнителей стал одной из главных удач постановки. Назым Сагинтай (Айсулу) создала обаятельный образ первой красавицы и ударницы колхоза. Партнер Динмухамед Кошкинбаев (Серке) сумел передать наивность, амбиции и добродушие своего героя, вызывая улыбку публики и сочувствие к мечтателю из глубинки.

Комедийный заряд в спектакль внесли Шынгыс Расылхан (Хасен), Талгат Аллабиринов (Аубакир), Болат Есимханов (Академик), Заслуженный деятель Казахстана Жанат Шыбыкбаев (Абдикадыр) и Султан Бакытжан, сыгравший сразу две колоритные роли – продавца и милиционера.

. Поставить комедийную оперу – задача не из простых: сохранить легкость жанра, удержать музыкальное и драматургическое качество удается не каждому.

Авторами спектакля стали дирижер «Астана Опера» Абзал Мухитдин и режиссер режиссер театра Еренбак Тойкенов. Неудивительно, что далеко не все постановки «Айсулу» дошли до наших дней. Однако нынешняя версия, по признанию дочери композитора, именно то, что хотел бы видеть сам Сыдык Мухамеджанов. Спектакль ожил новыми красками, заиграл современными интонациями, не утратив при этом духа эпохи.

Это тот случай, когда для популяризации национального искусства необходимо делать видеозаписи  или снимать фильмы. В России появился новый вид искусства-спектакль, который идет на сцене и в записи на экране. Это подобие старой формы радиоспектаклей- «Театр у микрофона». Неплохо было бы, чтобы фильмы-спектакли наших выдающихся произведений тоже показывали в кинотеатрах. Думаю, что многие молодые люди поняли бы, что опера-это интересно и современно. Я уж не говорю о высоком музыкальном и вокальном уровне. Один итальянский дирижер, например, назвал постановку опер Вагнера «Кольцо Нибелунгов» блокбастером, сравнимым со «Звездными войнами». Все-таки классика-это вечное!