Стоминутный фильм Адиля Мусатаева «Эссе» уже готов к просмотру. Но 25-летний режиссёр предупреждает, что такое кино не будет интересно широкому зрителю.
Всё началось ещё на журфаке КГУ. Повезло с окружением. Сокурсники Адиля оказались остроумными и веселыми людьми. Под их влиянием он увлёкся литературой, музыкой и кинематографом.
– Постепенно увлечение благополучно переросло в одержимость, – смеется Адиль. Адиль стал наблюдать за ребятами, записывая отрывки из диалогов. Сценарий готовил долго, но хлеба и зрелищ Адиль просит не ждать.
– Действо без событий. Это была моя первая ошибка, и я сознательно сделал ее, – признается Адиль.
Имена знаменитых режиссёров, работающих в жанре арт-хаус – Аббаса Кияростами, Педро Альмадовара, Гаса Ван Сента – вдохновили Адиля на создание фильма. Кино – это не только погони, убийства, это еще и быт, который постепенно вливается в кинематограф.
Переворот случился после окончания журфака и поездки в Алматы. Адиль ходил вольным слушателем в Академию искусств. Там же произошло знакомство Адиля с режиссёром Дарежаном Омирбаевым, участником фестивалей в Каннах и победителем в секции «Особый взгляд». Дарежан Омирбаев и его жена Дина Жаманкулова не только стали хорошими учителями для Адиля, они показали ему весь процесс съёмок изнутри, пригласив ассистировать в картине «Студент». Тогда Адиль уже дописывал сценарий и планировал съёмки в Костанае.
Помощь родных и близких – вот на чём строился съёмочный процесс. Адиль Мусатаев с благодарностью отзывается о Дине Жаманкуловой, которая в период съёмок доставила необходимое оборудование и помогла бесценными советами.
– Но без поддержки моей мамы, думаю, мало что получилось бы, – говорит Адиль.
Пересматривая своё «Эссе», Адиль признаётся, что многое бы исправил. Но это проба пера. Возможно, и Педро Альмадовар, пересматривая свой фильм «За что мне это?», испытывал подобные чувства. Будем ждать того момента, когда «Эссе» будет обнародовано.
На съёмочной площадке творческая атмосфера царила даже в перерыве.