Анне всего 20 лет. Она работает продавцом в магазине чая. В ее внутреннем мире всегда светит солнце. Этим солнцем Аня радостно делится с окружающими. И сейчас самое время – весна! Кстати, лучшим чайным сбором считается первый весенний. Именно из него получают элитные коллекционные сорта...
Анна Шарафутдинова хорошо разбирается в белом, желтом, зеленом, красном чае. Кажется, и в жизни тоже. У девушки солнечные волосы, обаятельная улыбка и непринужденные манеры. Через десять минут мы уже на «ты».
– Аня, а как же карьера? Сегодня в обществе правят бал стандартные приоритеты – деньги, успех, власть, бизнес. Ну, по крайней мере, многие молодые люди, осознанно или нет, делают эти понятия своими маяками. А ты?
– О! (Чуть забегу вперед – этот возглас часто предваряет ответы. Каждый раз с разными интонациями. Либо грусть, либо радость, либо недоумение. Сейчас в интонации удивление). Люди все разные, каждый ищет свое. Мне не интересны власть или деньги. Мне важно, чтобы то, что я делаю, было мне интересно, приятно, приносило пользу людям. И узнавать новое тоже очень интересно. Когда я только пришла сюда, я даже не подозревала, что чай – это не просто напиток. Это огромная страна, в которой можно постоянно совершать открытия. Это атмосфера, целый мир. Мне нравится вводить в него людей!
А еще, представьте, что будет, если в мире все будут первыми, если все будут президентами и миллионерами? Как же все остальное? Кто будет печь хлеб и растить цветы? Долго ли продержится мир, в котором есть только первые? В жизни нет ничего неважного. Каждый человек, каждое место важно, на каждом месте можно быть незаменимым. И лучше делать отличные сапоги, к примеру, чем всю жизнь бежать за первыми и чувствовать горечь, разочарование.
– Так ты уже определилась с местом или сферой, в которой будешь работать? Чай – это твое будущее?
– Это мое настоящее. Будущее – это вообще очень сложная тема. Если жить все время в будущем, можно пропустить жизнь. Я счастлива настоящим, я не планирую будущее, но я ищу пути, которые могут стать моими. У меня есть среднее специальное образование – закончила колледж, получила профессию переводчика. Кстати, знание языка пригождается и здесь. Иногда в магазин заходят иностранцы, у меня есть возможность поговорить с ними на английском.
Но я не об этом! Когда я еще училась в колледже, то поняла, что переводческое дело – это не мое. И сейчас сознательно работаю здесь, в магазине. Чтобы было время определиться, узнать, что же мне интересно, попробовать себя в разных сферах, найти то, что близко. Мне многое нравится – быть просто женщиной, женой и мамой. Или работать в сфере туризма, в театре, журналистике. Сейчас хожу в театр импровизации, открываю те стороны в себе, которые раньше мне были неведомы. Многие мои сверстники идут в вузы, учатся несколько лет, получают образование и... понимают, что им это неинтересно. И мучаются всю жизнь потом. Я так не хочу. Нужно делать то, что по душе. Только тогда в душе и в жизни будет гармония.
– Гармония? Ты серьезно?! Обычно к осознанию гармоничности жизни приходят в гораздо более позднем возрасте. Или... может, ты имеешь в виду что-то другое?
– Наверное, нет... Я о том, что важно в жизни найти свое место не только во внешнем ее проявлении. Нужно, чтобы внутри, в душе царили мир и покой, осознание того, что ты все делаешь правильно... Это как в музыке... У каждого инструмента своя партия, но в целом они должны звучать слитно, согласно. Если кто-то фальшивит, музыки не получается, получается набор звуков.
Смотрю на девушку с удивлением. С одной стороны, порывистая, эмоциональная, непосредственная девочка. С другой – зрелый и мудрый человек. Как в ней это сочетается?
– Сама иногда удивляюсь (смеется). Во мне будто две разные личности живут. Одна все время торопится, бежит, спешит что-то делать. Другая пытается ее урезонить.
– Зачем?
– Не люблю торопливости. Мне вообще нравится в последнее время читать словари, узнавать новые слова. И вот одно из слов, которые прочитала – созерцание. Мне кажется, оно уже незаслуженно забыто. Наверное, потому, что мало кто сегодня будет созерцать. Мы все бежим, торопимся. Даже когда слушаем другого человека, торопимся перебить его, рассказать что-то свое. И когда проходим мимо красивого места, не находим времени и надобности остановиться, посмотреть. У меня в родительском доме окна выходят на реку Тобол. Летом утром вставала и подходила к окну, замирала. Река, автострада в тумане, солнце восходит... Неимоверно красиво!
– Скажи, Аня, а вот ты можешь на эти темы поговорить со своими друзьями? И вообще, есть ли у тебя с кем поделиться подобным? Ведь молодые люди редко погружаются в такое глубокое осознание жизни.
– О! (Восторженно). Конечно, есть! Да, я понимаю, люди все разные и каждому интересно свое. Но мне повезло. У меня хорошие друзья, единомышленники. Сейчас мы с ними даже вместе снимаем квартиру. Решили попробовать самостоятельно обустраивать свой мир. Так вот, мы приходим с работы вечером, собираемся и разговариваем на разные темы. И о том, о чем мы сейчас разговариваем – тоже! Или стихи читаем. В нашей компании есть мальчик, он сам пишет песни – и слова, и музыку.
– А темы внешнего мира вам интересны? Ситуация с Украиной, к примеру?
– О! (Грустно). Конечно, такое не может оставить равнодушным. Мы обсуждаем. Правда, скорее, не политическую ситуацию, мне вообще не по душе политика. Она очень грязная, она разрушает, играет в своих интересах странами и людьми. Мы сочувствуем людям и говорим о том, что война – это плохо... Очень-очень плохо. Это зло. И когда одним злом пытаются исправить другое – это не выход. Получается только еще хуже. На самом деле общего мира можно достигнуть, если каждый найдет мир в себе. Опять все та же гармония... (Она улыбается).
– Откуда в тебе это? Может, был человек, или книги, которые изменили твою жизнь? Или ты сама пришла к такому видению мира?
– Наверное, здесь сочетается – на мои ощущения наложилось прочитанное. Вот и получилась общая картина. Вообще я интересуюсь астрологией и нумерологией, мировыми религиями. Но не следую слепо чему-то одному. Скорее беру отовсюду то, что мне интересно, то, что по ощущениям мое. К примеру, еще в школе прочитала про даосизм. И вот оттуда понимание гармонии. Да и сама религия мне кажется очень интересной. Но не могу сказать, что готова сейчас разделить это верование. Мне кажется, в вопросах вероисповедания человек должен быть свободен и выбирать свой путь. Свобода – это вообще залог всей жизни. Люди должны учиться быть свободными. Мы не умеем.
– А что ты понимаешь под свободой? Она ведь разная бывает. Некоторые считают, что есть свобода бить, воровать...
– Не-е-ет! Ну, что ты! Свобода – это возможность выбирать то, что нравится, не обращать внимания на стереотипы и предрассудки. И при этом прислушиваться к здравому смыслу, не делать того, что может причинить вред другим.
...Прерываемся. В магазин заходят посетители. Смотрю как Анна с улыбкой рассказывает о разных сортах чая двоим мужчинам, которые пришли выбрать подарок для коллег. Те долго слушают, смотрят, нюхают – даже то, что им, в общем, и не нужно. Отнимают у девушки минут двадцать. Даже мое терпение подходит к концу. А она по-прежнему искренне и приветливо улыбается.
– Аня, наверное, нужно много терпения, чтобы не выказывать дурного настроения или раздражения?
– О... Нужно быть дипломатом. (Аня улыбается). Но это трудно, если заставлять себя. А если интерес живет внутри, то заставлять не надо, оно само как-то получается – найти подход ко всем людям, даже к тем, кто приходит с плохим настроением. Зато потом так здорово видеть, как они уходят в хорошем настроении, и понимать, что это я сделала! Создала им настроение.
– Что же для этого нужно?
– Наверное, просто любить людей. Я сама по натуре очень общительный человек. Плюс мне всегда интересны люди. Мне вся жизнь интересна! Я люблю восхищаться – природа, музыка, художественные полотна... Но самое прекрасное в жизни – это человек! В каждом можно разглядеть искру, в каждом есть что-то прекрасное! Иногда просто люди так прячут это прекрасное, что сами забывают о своих сокровищах. А чтобы их найти, я делюсь своим настроением. Люди всегда чувствуют настрой другого человека, впитывают его. И искренний интерес тоже чувствуют. И желание разглядеть хорошее. Знаешь, я думаю, что всегда найдется тот, кто скажет человеку о его плохих сторонах. А тех, кто говорит о хорошем, меньше. И бывает, что от обычного комплимента человек оживает, человеку приятно. И это хорошо, что ему приятно.
– Ты любишь вопросы о смысле жизни? И думаешь ли о нем вообще?
– Мне не задавали еще (смеется). А если серьезно, то смысл жизни – в любви. Сейчас под этим словом чаще понимают отношения между парами, секс. Но я не об этом. Люди должны любить друг друга. Человек родился для того, чтобы быть счастливым. И нужно делать счастливыми себя и людей вокруг себя. И тогда все будет хорошо. Мы то, о чем мы думаем. Когда мы думаем о хорошем, хорошее само притягивается.
– А рыжие волосы у тебя с детства? Это их настоящий цвет? Дразнили? (Улыбаюсь).
– О! Меня в школе называли Cолнцем. Ну да, были и всякие дразнилки. Ржавая, называли. Но помнишь, я говорила, что нужно думать о хорошем? Видишь, сначала про солнце вспомнила.
Мы смеемся. Прощаемся. И я думаю о том, что моя собеседница сама как ценный элитный сорт чая, который собрали весной. В молодости люди редко задумываются о гармонии, свете, способности наполнять им других. Но если верить Ане, эта способность дремлет в каждом. Нужно только найти ее и разбудить. Пожалуй, весна вполне подходящее для этого время. Не так ли?