На вопросы ведущей рубрики отвечает председатель Русской общины в Костанае директор Русского театра драмы Ю.И.Ивлев.
– Юрий Иванович, острый политический кризис в отношениях Украины и России неожиданно сказался и на русских в Казахстане. Некоторые политики высказываются на тот счет, что из-за нас, русских, в Казахстане может случиться то же самое, что и в Украине. То есть мы позовём Россию нас защищать...
– Даже не знаю, что лучше: не замечать этих провокаций или досконально разбираться в очевидном: ничего похожего на украинский сценарий в Казахстане не происходит. Откуда берутся предсказатели неизбежных якобы конфликтов? Из политических амбиций. Есть жареная тема, надо по ней высказаться так, чтобы зацепило, чтобы заметили и запомнили. На самом же деле у русских в Казахстане нет поводов для обид, нет противостояния в отношениях с кем бы то ни было. Лично я не знаю в этой среде таких, которых бы привлекал сепаратизм или тот сыр-бор, который разгорелся в Украине. Думаю, наоборот, именно сейчас, когда в бывшей братской республике горят страсти, русские в полной мере могут оценить стабильность, межнациональное и межконфессиональное согласие в Казахстане.
– И это проявляется в аполитичности русских в Казахстане, не так ли? У нас, кроме Ассамблеи, нет каких-либо организаций, объединяющих русских именно по национальному признаку...
– Ассамблея народа Казахстана – это инициатива нашего лидера Нурсултана Назарбаева. На постсоветском пространстве он первым предложил эту структуру, понимая, что в многонациональном государстве должен быть объединяющий центр. И аполитичность Ассамблеи всем только на пользу. Хотел бы подчеркнуть и такой нюанс: как это ни грустно, русские люди весьма разобщены. По-человечески это плохо, а для политики, в контексте той темы, что мы обсуждаем, это нормально, снижает риски, о которых говорят политиканы.
– Между тем высказываются опасения, что многие русские получают российские паспорта и что это – мина замедленного действия. У вас есть статистика по паспортам?
– В нашей области примерно две тысячи человек имеют российские паспорта. В большинстве случаев это мужья или жены граждан Казахстана. Допустим, они заключили брак, а с гражданством пока не определились. Здесь два варианта: либо вместе уезжают, либо вместе остаются, и тогда меняют паспорт. Вторая категория – рабочие или специалисты, которые приезжают работать на время. Пожили – уехали. И в том и в другом случае не вижу проблем для государства.
– По некоторым данным, усиливаются миграционные процессы. Русская молодежь уезжает в большие города России – искать чего-нибудь эдакого...
– Кто-то уезжает, кто-то возвращается, и не только из России, но, к примеру, из Германии. Эти процессы не стоит увязывать с политикой. Молодые люди во все времена не держались за насиженное место. Не сказал бы, что сегодня эти настроения усиливаются. Если нет работы, тогда другое дело. Работа, квартира, семья – тот приятный житейский балласт, который располагает к оседлости. По-моему, на улицах Костаная достаточно много молодых парочек с детьми, в том числе славянской внешности.
– Так что делать? Может быть, русской общине надо выступить с официальным заявлением? Заверить государство, что у нас не было и нет сепаратистских настроений, что Казахстан – наша единственная родина?
– Ничего этого не надо делать. Нет почвы для заявлений. Живем, работаем, растим детей, уже 23 года после распада СССР говорим на русском языке, смотрим телевизионные передачи на двух языках, читаем газеты, книги – русский язык в Казахстане никогда не запрещали. Аналогии с Украиной в этом смысле нет и, я уверен, никогда не будет.