Недавно костанайцы могли видеть в нашем театре спектакль «Нежданный повод для любви», поставленный заслуженным артистом России Валерием Захарьевым. Спектакль дышал свежестью и это заметили многие. Накануне Всемирного дня театра мы побеседовали с известным земляком.
- Сегодня чуть ли не каждый режиссер, даже маститый, думает, как привлечь зрителя? Правда, не все склонны делать это достойно...
- Я никого не критикую, потому что знаю, как трудно что-то сделать, и как режиссер отношусь терпимо к различным формам самовыражения, но радуюсь, если они уместны и талантливы. Можно, конечно, привлекать в театр чем-то щекочущим. Например, поставить «Монологи вагины» или «Исповедь онаниста». Но у театра есть миссия. А у режиссера есть выбор. Вспомните стихи:
«Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или Пророку,
Каждый выбирает для себя».
Великий шведский режиссер Бергман сравнивал театр с операционной. Репетиция – операция. Режиссер – хирург. Он занимается врачеванием, укрощает чье-то самолюбие, гасит хаотические настроения, растерянность… По словам Бергмана, в этой театральной операционной должна царить самодисциплина, чистоплотность, свет и покой… Только так мы можем приблизить себя к глубинным основам искусства. И я согласен с главной его мыслью: над театром должна витать идея здорового духа. Поэтому для главного режиссера так важно создать в театре хорошую атмосферу взаимодействия.
Главное, чтобы спектакль делали с душой и для той души, что сидит в зале. Мои суждения основаны не только на учебе, на прочитанных книгах, личном знакомстве с Великими Мастерами, но и на собственном опыте и актера, и режиссера.
- Интересно, и что вы поняли благодаря ему?
- Очень важно, чтобы тебе доверял режиссер, чтобы он любил артиста. Бывает, режиссер помыкает актерами, не уважает их. Считает за крепостных. Но кто ты такой без актеров? Никто! В отношениях режиссера и актеров, если только первый стремится к реальным достижениям, а не «к кассе», надо менять «вертикаль» на «горизонталь». Быть рядом с актерами не «барином», не «хозяином», а «сотворцом».
Артист же должен не только выполнять поставленную перед ним задачу, но еще и уметь импровизировать. Только при таких условиях спектакль может долго сохранять свою свежесть, а значит, и быть интересным для зрителя.
- В обычной жизни мелочи играют большую роль, а в театре?
- А я в связи с этим вспомню такой случай. Однажды во ВГИКе попросили прочесть лекцию Александра Довженко, уникального автора «поэтического кино». Довженко вошел в зал и обратил внимание на рояль. Провел по роялю платочком - на нем оказалась пыль. И знаменитый режиссер заметил: «Вот эта грязь потом попадет на экраны». Повернулся и вышел из зала. Он сказал главное: важна ЧИСТОТА во всех смыслах. Но и в кино, и в театре ею подчас пренебрегают. В театре, например, все чаще стали ставить «кассовый спектакль», развлекуху, подразумеваемую как халтура (а это грязь!), рассчитанную на невзыскательную публику. В такой ситуации жаль и актеров, и зрителей. Надо ставить такие спектакли, в которых зритель узнает себя, а узнав, улыбнется этому или, быть может, заплачет…
- А откуда же тогда штампы?
- Увы, они – обратная сторона актерского взросления, когда наработанное, достигнутое, словно хорошо накатанный асфальт, начинает мешать пробиваться живым росткам свежего, нового. Вы посмотрите на детей! Насколько ребенок естественен и пластичен: то он космонавт, то мишка, то зайчик. Он легко и искренне играет, потому что его не отягощает бремя того, что мы порой так упрощенно именуем «опытом». Вот он порой и мешает расти актерам. В театре свой уклад жизни. В радости и успехе он легко принимается, но когда он становится рутиной – жить там непросто. Вывод: надо работать радостно и ставить хорошие спектакли.
- А что такое хороший и плохой спектакль?
- Хороший спектакль - где есть нерв, страсть, боль, любовь к человеку. Где выразительные, сочные персонажи.
Плохой - когда видно, как сделано. Когда выставляется напоказ дешевая социальность. Хороший – когда весело и легко, когда видишь, что актеры получают удовольствие от того, что делают на сцене.
Плохой – где нет интересных идей. Когда делают не от души.
Хороший – когда в спектакле присутствует поэтическое начало, поэзия, которая вносит в мир гармонию.
Плохой – когда превалируют форма и формальный подход.
Хороший – когда спектакль закончен по форме и бездонен по содержанию...
Поздравляю читателей «КН», среди которых, уверен, немало любителей театра, с праздником! Желаю городу хороших спектаклей, а всем творческим людям - сил, вдохновения и удачи!
Визитка
Валерий ЗАХАРЬЕВ - выпускник ВГИКа, актер, режиссер и сценарист, который часто бывает в Костанае, ведь здесь живет его мама Ольга Дорофеевна, о которой он всегда говорит с большой нежностью. Маэстро не бездействует, всегда находит чем порадовать земляков. В последний приезд Захарьева настоящим открытием для костанайцев стали его выступления в областной картинной галерее – устные миниатюры с мастерским вкраплением стихов.