Когда их разводит следствие, трудно говорить о торжестве закона.
В поисках справедливости
Очень часто люди приходят в редакцию в надежде, что с помощью журналистов они привлекут внимание к своим жизненным обстоятельствам. Как правило, нерадостным. Случается это, когда человек уже отчаялся добиться справедливого разрешения ситуации. Начинаешь разбираться, понимаешь: даже если человек не прав, доказать его вину – задача, в данном случае, правоохранительных органов. Вот только в очередной раз встает вопрос, как они с этим справляются.
На стороне разбойников
Тимур Булатов ищет защиту у полиции с ноября прошлого года. В один из дней он сдал металл (вполне легально), а за деньгами ему предложили приехать в определенный день в определенное место. Приехал, получил без малого шестьсот тысяч тенге. Но не успел сесть в машину, как к нему подошел человек, сказал, что с ним хотят поговорить. Булатов отказался, сел в машину и начал ее заводить. В это время с двух сторон к нему подсели незнакомые мужчины. Тимур мельком заметил фигуру приемщика металла, подумал: подкараулили его по наводке.
Последствия были страшными – удар пришелся на переднюю дверь «Тойоты». А поскольку машина праворульная, то и по водителю… Татьяна Абдрахманова чудом осталась жива.
Сначала незнакомцы сказали, что им нужно материально помочь. На отказ один из них заявил, что застрелит. К голове Тимура приставили пистолет – в тот момент он не мог оценить, боевым было оружие, газовым или детской игрушкой, просто видел его в зеркале заднего вида. Поняв, что просто так он деньги не отдаст, один из незнакомцев, его называли Нурланом, скомандовал второму: «Усыпи». Сидевший сзади обхватил рукой за шею и стал душить, второй – бить кулаком в лицо. Тимур пытался защищаться, но деньги у него из кармана все же вытащили.
Неожиданно возня внутри машины привлекла внимание водителя соседнего авто. Но тот, кого именовали Нурланом, успокоил его, мол, шутим между собой. Тимур успел заметить номер машины обратившего на них внимание водителя. Сфотографировал на сотовый телефон и отъезжающее авто с обидчиками. А через пятнадцать минут, когда нашел выброшенные ими ключи от собственной машины, о происшествии уже знали в отделе полиции.
Так вот, криминальное ЧП не расследовано до сих пор! И это несмотря на то, что известны практически все фигуранты дела. Главный из них давно в базе данных полиции с весьма внушительной криминальной биографией.
Сначала дело действительно возбудили по факту разбоя. Потом переквалифицировали на самоуправство – отнявшая деньги сторона заявила, что Тимур им должен. С подачи прокуратуры вернули прежнюю статью. Но и только. По словам Булатова, следователь не потрудился даже провести очные ставки.
Вообще в этой истории много непонятного. О ней знают все главные чины УВД Костаная. Когда Тимур предстал пред их очи, его спросили, а разве с ним миром ничего не решили?! И потом служивые даже поспособствовали тому, чтобы 600 тысяч тенге ему вернули. Другие, возможно, на том остановились бы. Однако мужчина оказался настойчивым – дело-то ведь не только в деньгах, в отношении него совершено тяжкое преступление. И он считает: за него должны ответить.
С этим Булатов пришел в редакцию. Мы отправили запрос на имя начальника ДВД Совета Маткенова, попросили компетентного разъяснения. Через неделю пришел ответ за подписью заместителя начальника по следствию: волокиту признаем, виновные наказаны, дело взято на контроль. Было это больше двух недель назад. Мы договорились с Тимуром подождать, может, и в самом деле начнут действовать. Ни-че-го! Все разговоры со следователем Калиевым сводятся к словам «может быть, завтра».
– А вы знаете, что моего следователя признали лучшим? – в последнем нашем разговоре спросил Тимур Булатов.
Оказалось, правда. «Старший следователь УВД города Костаная Жандос Калиев – один из передовиков следственного отдела. В прошлом году в его производстве находилось 399 уголовных дел, окончено 133, в том числе расследовано 48 тяжких и особо тяжких преступлений. Это самый высокий показатель в стране. Недавно молодого следователя, добившегося высоких результатов в служебной деятельности, поощрили на патриотическом мероприятии в ДВД Костанайской области» – так о нем написали на официальном сайте полицейского ведомства. Выходит, Тимуру Булатову просто не повезло?
Чтобы признать вину, надо быть в ней уверенным
Эти слова – определяющие в истории жительницы Костаная Татьяны Абдрахмановой. В феврале 2013 года она попала в жуткое ДТП – в ее «Тойоту» врезалась «Ауди». Татьяна Васильевна поворачивала налево, а водитель другой машины Дмитрий Шалогон ехал прямо. Татьяна Абдрахманова утверждает: она начала поворот уже на зеленый свет. Дмитрий Шалогон уверяет, что выехал на перекресток, когда на светофоре еще стояли две зеленые секунды.
Последствия были страшными – удар пришелся на переднюю дверь «Тойоты». А поскольку машина праворульная, то и по водителю. Татьяна Васильевна оказалась зажатой внутри и кричала от боли. Очевидцы, а также жители близлежащего дома пытались освободить женщину, но даже с помощью лома не смогли ничего сделать. Многочисленные переломы ребер, костей таза…
После операции и 13 дней пребывания в городской больнице, рассказывает Татьяна Васильевна, ей казалось, что ее выписали домой умирать. Несколько месяцев борьбы за свое здоровье, лечение в клинике Караганды – и она встала на костыли. И только сейчас, более года спустя, стала ходить самостоятельно.
В том, что в ДТП виновата именно Абдрахманова, дознаватель был почему-то уверен с самого начала. Руководствовался исключительно правилами ПДД: поворачивающий налево должен был пропустить едущего прямо. Первый раз женщину опросили еще в реанимации. Она плохо помнит, как формулировала свою мысль, не могла прочитать записанное полицейским. Кое-как расписалась в бумаге.
Потом, говорит, поняла: виноватой пытаются сделать ее. Потому и уголовное дело по факту ДТП то закрывали, то, по настоянию прокуратуры (подчеркнем, только областной), открывали. И при этом ни разу в рамках уголовного дела Абдрахманову не допросили, сославшись на то, что не могли ее найти. Хотя, утверждает Татьяна Васильевна, дознаватель прекрасно знал, что она на лечении в Караганде. Так или иначе, но полицейские все перевели в плоскость административного правонарушения, за которое должна отвечать именно пострадавшая.
Однако Т. Абдрахмановой, надо сказать, повезло. Она нашла несколько свидетелей, которые, по сути, изменили картину, нарисованную дознанием. Причем настолько, что судья Административного суда Костаная вынес определение, которым обязал полицейских провести новые экспертизы. Ходатайствовала о такой экспертизе и адвокат Татьяны Васильевны С. Сулейменова. Она четко обозначила, как можно установить истинную картину следственным путем. Но старший дознаватель управления дознания ДВД М. Крохин посчитал это бессмысленным. Вот на этом сегодня ситуация и застряла.
«Получается, – пишет свои доводы в прокуратуру Костаная адвокат, – дознаватель не проводит качественного расследования, потому что, по его словам, прокуратура такое дело не направит в суд. А прокуратура не направит дело в суд, потому что дознаватель недобросовестно и необъективно расследует дело. А что делать Т. Абдрахмановой, которая чудом осталась жива и стала инвалидом?»
Все это можно считать эмоциями. Но ведь есть и факт – суд не признал вины Татьяны Абдрахмановой в ДТП, поставив условие провести эксперимент.
Разные словари синонимов русского языка дают схожее понятие выражения «турусы на колесах». Это – погрешить против истины, состряпать, отклониться от истины. «Ну, развел турусы на колесах», говорят о человеке, который говорит много, но все не по делу. Вот и в этих двух случаях и ответы есть, и признание вины, и обещание взять под контроль – а дела нет! Самое печальное, что это далеко не единичные случаи. И писать об этом приходится не первый раз.
Недавно коллега публично заявила, что на ее личное обращение в полицию ждет ответа не первый месяц. Что-то изменилось? Нет. Потому что, видимо, сказать нечего. С самого начала что-то упустили, где-то второпях сделали не тот вывод, отложили на завтра... Почему? А нет ответа, одни турусы на колесах.