СМИ, и не только российские, в ноябре вспоминают трагедию Норд-Оста и обсуждают уход с поста российского министра обороны. Причем тут Аристотель? Попробуем поразмышлять над этим.
Едва что случается, подают свой голос чиновники и те, кто обслуживает их от имени науки. Но этим умникам нас десятилетиями приучали не верить. Еще бы! Разве в Библии не сказано: «Не принимайте даров, они слепыми делают зрячих». А что для чиновника кресло, как не дар свыше? Так что неудивительно, что он по самой своей природе будет доказывать народу уместность любых перемещений, инноваций и инструкций.
Но ведь есть еще свободно мыслящие мужи, энциклопедисты в духе Аристотеля, умеющие и смеющие бесстрашно судить о чем угодно. Здорово, конечно. Но стоп… Вслушаемся, да внимательнее, о чем они подчас вещают. Вот один из них, талантливый и остроумный поэт, учитель, поминая трагедию Норд-Оста, как о само собой разумеющемся говорит, что идти туда надо было не Рошалю или Кобзону, а самому Путину. Для чего? А чтобы поговорить с террористами по-мужски: мол, не отпустите заложников – от Чечни ничего не останется!
Боже мой! Да с какой стати президенты должны ходить на встречи с террористами столь же запросто, как на саммиты и банкеты? Боюсь, что уж в таком случае нуждающиеся в публичности террористы могли взорвать здание с огромной радостью: грохнуть президента – это ж акт мирового масштаба!
А что значит угроза: «От Чечни ничего не останется!»? Какой президент, если только он в здравом уме, будет публично жонглировать такими угрозами? Это что же, грозиться тем, что могут быть уничтожены десятки тысяч детей, стариков, женщин?
Заметьте: перед зрителем и слушателем один из флагманов свободомыслия, авторитет и, несомненно, умница. Лишь одна беда: умница, который на основании общих рассуждений и так называемого здравомыслия, пытается в духе времен Аристотеля судить о вещах, требующих специальной подготовки. И вот уже могучелобый А.Бенедиктов легко и живо касается больнейших вопросов, среди которых отставка Сердюкова. Сколько умного наговорено! Но стоит коснуться отставки, и звучит занятная песня: за инновации был мужик.
Да вот только старомыслящим военным, не понимающим инноваций, они оказались не по духу. Постарались – и сковырнули министра. Как современно, смело и мило! Один только вопросик: и отчего это в России, а порой и в Казахстане, как только доходит дело до инноваций, будь то медицина, образование или, как в случае с Сердюковым, военная сфера, тысячи профессионалов, отдавших десятки лет своих жизней конкретному делу, оказываются устаревшими противниками? В чем тут причина? В том ли, что перед нами бледные тени старых бояр, упрямо не желающих стричь бороды, или в чем ином дело?
Здесь есть над чем задуматься. Но не министрам. И не флагманам свободомыслия, которые вольно или невольно приучают нас к авторитаризму и тащат во времена Аристотеля, когда просто умники на основании общих рассуждений брались авторитетно судить о чем угодно. Парадокс: певцы свободной мысли совершают кульбит и превращаются в авторитеты, которые расплющивают мысль читателя, слушателя и зрителя, гипнотизируя его не логикой и знаниями в конкретной области, а своими именами.
А что же думает об упомянутых проблемах сам автор? Отвечу просто: в каждом конкретном случае предпочел бы размышления специалистов, а не говорунов-всезнаек. Как было бы хорошо, если бы такое желание хоть иногда рождалось и у иных чиновников, поэтов, политологов, руководителей различных фондов…