По словам регионального координатора Костанайского филиала Казахстанской Ассоциации по половому и репродуктивному здоровью (КМПА) Нины Шабуровой, сейчас бесплатные средства контрацепции в Казахстане получает малая часть костанайцев – это люди из социально незащищенных слоев населения. Кстати, раньше на бесплатную контрацепцию не выделялись средства из бюджета только в Костанае и Астане, теперь Костанай из этого черного списка выпал.
– На последнем совещании с членами «Нур Отана» я предоставила расчеты, которые убедили в том, что легче обезопасить половые связи, нежели лечить последствия одного незащищенного полового акта, – рассказывает Нина Шабурова. – Нам пообещали выделить один миллион тенге из бюджета на закуп презервативов. Они будут раздаваться в Молодежном центре.
Но прежде сотрудники КМПА провели исследование, которое касалось сексуальной и репродуктивной сфер жизни людей. Возраст респондентов – от 16 до 65 лет. В анкетировании приняло участие 890 человек.
А в Швейцарии поступили в продажу презервативы для
юношей 13-20 лет, которые признались, что стандартные для них слишком велики...
Выяснилось, откуда люди берут информацию о репродуктивном здоровье: мужчины черпают ее в основном из Интернета. Причем эта информация, как правило, сексуального, но не репродуктивного толка. А вот большинство девушек – 42,8% – получают информацию от медицинских работников. От родителей и в школах – до 13%.
Опрос показал, что потребность в гинекологах испытывают почти 50 процентов женщин. А у мужчин есть необходимость и в андрологе, и в сексопатологе, и в психологе. При этом каждый третий мужчина не обращается к врачу по поводу своего полового здоровья, вообще не ходит ни к урологу, ни к андрологу. И мужчины, и женщины нуждаются в кабинетах планирования семьи, но ни одного такого кабинета в Костанайской области нет.
Интересен и срез ответов по поводу контрацепции. Так, всегда предохраняется от венерических заболеваний 39% мужчин и 44% женщин. «Иногда» – 38% мужчин и 17% женщин. Почему народ не использует методы контрацепции? 40% мужчин уверены в партнерше, 29% это не нравится, а 5% – не имеют финансовых возможностей. Самый удивительный ответ: «Это должна делать женщина» – 19% (!). А вот 11 процентов женщин считают, что «это должен делать мужчина». 30% не считают это нужным. У пяти процентов, как и у мужчин, нет средств на контрацепцию. Каждая третья из опрошенных женщин не живет половой жизнью вовсе. И всего 1,6% опрошенных получают контрацептивы в больницах бесплатно.
– Мы рассчитали, что может дать один незащищенный половой акт в финансовом плане. Например, возможно заражение ВИЧ-инфекцией. А лечение одного инфицированного в год обходится бюджету в 10 тысяч долларов, это полтора миллиона тенге, – Нина Шабурова ведет подсчет на листе бумаги. – Кроме того, можно подцепить сифилис. Лечение одного больного в год – не менее ста тысяч тенге. Последствием одного незащищенного полового акта может стать аборт, а потом бесплодие. А теперь давайте посмотрим: стоимость презерватива – 50 тенге. Потребность человека – около ста презервативов на год. Пятьдесят умножаем на сто – это пять тысяч тенге на человека.
Закуп государством презервативов во благо репродуктивного здоровья костанайцев – своевременный шаг. Но позволит ли он переломить безрадостную статистику? Ведь, по словам Н. Шабуровой, Костанайская область – на последнем месте в республике по рождаемости. А вот по количеству абортов мы вторые. Каждая третья пара в области бесплодна. А по ВИЧ и СПИДу у нас пятое место.
– Чтобы не было таких плачевных результатов, тема секса должна обсуждаться в семье, – уверена Н. Шабурова. – Должны об этом говорить и учителя в школе. Мальчики элементарно должны знать: раннее начало половой жизни грозит проблемами с потенцией уже в 25-летнем возрасте. А девочкам это грозит нервными расстройствами после тридцати лет. Но как заинтересовать педагогов в этой работе? Учителя в этой теме просто плавают. Хотя я несколько лет преподавала на курсах по репродуктивному здоровью на базе Костанайского института по повышению квалификации и переподготовки работников образования. И через них прошли многие учителя. Но они все равно не работают с подростками и молодежью.