- Гульнар Рашитовна, за профессионализм и яркое вокальное мастерство вы были отмечены Благодарственным письмом Президента, а за укрепление творческих связей с соседней Россией награждались Почетной грамотой губернатора Курганской области. И вот теперь премия Клуба меценатов… Что для вас значат награды?
- Это лишнее подтверждение того, что свой профессиональный путь я выбрала правильно. Для человека счастье – когда он занимается любимым делом. Это стимул к тому, чтобы отдавать себя без остатка выбранной профессии, это и радость, потому что твоё творчество нужно людям, что оно приносит им радость, и может быть, даже облегчает жизнь. Тем более что у меня богатый репертуар, но особенно по душе мне классика, арии из опер великих композиторов - Чайковского, Бизе, Пуччини, Верди, оперетты Кальмана, романсы Листа, Глинки, Рахманинова, люблю народные песни - русские и казахские.
С родными.
- Можно сказать, что год Дракона закончился для вас на подъеме и с прибылью. Если не секрет, на что решили потратить премию Клуба меценатов?
- Действительно, прошедший год принес мне и удачу, и прибыль. Надеюсь, что и Змея не обойдет приятным сюрпризом. А премия пришлась как нельзя кстати - как раз в конце прошлого года я приобрела 2–комнатную квартиру. И почти все деньги я уже потратила на небольшой ремонт и обстановку. Теперь все мои родственники - сестры, брат и племянники - могут почаще приезжать ко мне в гости. Семья у нас дружная, все тесно общаются друг с другом. Родственники хотели у меня новогодний праздник отмечать, но в связи с ремонтом решили собраться попозже, заодно отметить новоселье. Но ёлочку в кухонном баре накануне Нового года я всё же поставила. Украсила игрушками, и это подняло мне настроение.
- У вас одной в семье такой голос - редкое по красоте и диапазону лирико-драматическое сопрано?
- В нашей семье по папиной линии у многих красивые голоса и музыкальная одаренность, но профессионально вокалом занимаюсь только я. Недаром я еще в детстве устраивала концерты и по самодельному микрофо-ну-кипятильнику, обернутому бумажкой от чая, объявляла себя народной артисткой (улыбается). Позже закончила Алма-Атинскую государственную консерваторию им. Курмангазы по классу профессора Сауле Курмангалиевой.
Все мои сестры и брат получили хорошее образование, выбрали себе профессию по душе. Самая старшая сестра Тлектес - отличник образования республики, преподает физику в Затобольской школе-интернате. Турар - медсестра, живет в Жаксынском районе Акмолинской области. Единственный наш брат Тохтар - врач, работает в одной из клиник Астаны. Так получилось, что в личной жизни мне не так повезло, как в профессии. И все же никогда не говори «никогда». Если встретится достойный человек, то я не исключаю возможности связать с ним свою судьбу. Но на все воля Аллаха.
- Гульнар Рашитовна, ценители музыки отдают должное вашим прекрасным вокальным данным, тонкому чувству стиля. А по жизни какой вы человек?
- Мои кумиры - Анна Нетребко, Монтсеррат Кабалье. Насколько я знаю, они в обычной жизни достаточно прямолинейны. Как и я. Сама я никогда не буду хитрить и лукавить, я привыкла искренне выражать свое мнение. Может быть, это иногда идет мне во вред, если дело не касается музыки, но что тут поделать - такой уж я человек, притворяться не умею. И эти качества мне очень импонируют в других людях.
- Говорят, если в человеке есть чувство стиля, то оно будет присутствовать во всем…
- Я старюсь следить за модой. Смотрю такие программы, как «Модный приговор», и всегда думаю: «Вот мне бы туда!» Но за модой гнаться мне карман не позволяет. Вспоминается случай, когда лет пять назад меня подруга пригласила на свадьбу своего сына. Очень богатая была свадьба - все в бриллиантах, норковых шубах и умопомрачительных вечерних туалетах. Я же мало того что ехала с пятью тысячами тенге в кармане, так еще и в обычном спортивном пуховике. Но платье концертное с собой везла, как положено. И вот я иду в специальную комнатку переодеваться, и меня там как бы нечаянно одна из дам задевает локтем, я едва удерживаюсь на ногах. Высокомерно посмотрев на меня и оценив, наверное, мой непрезентабельный вид, она даже не извинилась. Я человек воспитанный, скандала устраивать не стала, переоделась в концертное платье и вышла на сцену. Пела я тогда и романсы, и арии из опер, и народные песни, а в конце выступления та самая дама подошла ко мне – все-таки извинилась. А потом еще долго выражала восторг по поводу моего пения. Не зря говорят, по одежке только встречают….
- Что вам помогает преодолевать трудности?
- Только сцена лечит душу, помогает преодолевать невзгоды. Одно время я сильно болела, у меня была постоянная температура и озноб. Но даже в таком состоянии, стоило выйти на сцену и начать петь, мне сразу же становилось легче. А вот ради здоровья своих близких я готова на многое. Когда-то я бросила Алматинский оперный театр, в котором начиналась моя творческая карьера, и вернулась в Аркалык к родителям. Они в то время болели, и я знала, что им очень нужна моя помощь.
- Интересно, какие фильмы вы смотрите? Пересматривали «Иронию судьбы»?
- Конечно смотрела. Какой же Новый год без этого фильма? Мне вообще нравятся советские фильмы, а такие режиссеры, как Леонид Гайдай и Эльдар Рязанов – мои самые любимые.
- Следите ли вы за фигурой, придерживаетесь ли принципов здорового питания?
- Профессия обязывает держать себя в форме, особенно при моей склонности к полноте. Поэтому пирожные, конфеты и торты я стараюсь не есть. Утром вместо чая и кофе я пью две чашки кипятка - очищаю организм от шлаков. Мои любимые блюда - плов, бесбармак, а также разные витаминные салаты.
Витаминный салат «Акварель» от Гульнар Усеновой
Белокочанная капуста (500-600 г), 1 средняя морковь, 2-3 свежих огурца, 1 сладкий перец, 200 г консервированного горошка, немного зелени - кинзы или укропа (можно и то, и другое), щепотка соли, половинка чайной ложки чёрного молотого перца, раст. масло.
Капусту нарезать тонкой соломкой. Морковь почистить и натереть на тёрке. Огурцы тоже натереть на тёрке. Зелень мелко порубить, добавить зеленый горошек, сладкий перец, приправить салат специями, посолить, хорошенько перемешать и заправить маслом.