Казахские орнаменты сегодня уже не только частичка истории. Многие из них ложатся в основу современной архитектуры, изобразительного искусства, дизайна одежды, придавая им особую загадочность и колорит.
Различные волнистые линии, зигзаги в виде цепочки, рунические мотивы. Глядя на орнаменты, невольно задумываешься о смысле, который вложил в них аркалыкский художник Шоптибай Байдильдин. Уже на протяжении сорока лет он рисует и вырезает казахские национальные орнаменты.
Писать картины, как рассказывает мастер, любил с малых лет: «Правда, отец запрещал мне рисовать, так как Коран, мол, не разрешает изображать людей и животных». Тогда юный художник и перешел на орнаменты. Пригодилось увлечение во время работы секретарем комсомольской организации, когда писал лозунги, в конце под каждой надписью обязательно дорисовывал орнамент. И, как говорится, партия ругать не стала, наоборот – молодого Шоптибая хвалили за изобретательность и особую изобразительность. Мол, культуру в массы!
– Однажды ко мне пришла женщина-строитель и попросила нарисовать несколько орнаментов, – вспоминает Шоптибай Байдильдин. – Я же, не рассчитывая на помощь, а потому шутя сказал: «Помогите сделать ремонт в доме, тогда нарисую». И на следующий же день ко мне пришли строители – штукатурить и белить.
После того как с ремонтом было закончено, художник, как и обещал, нарисовал двадцать различных орнаментов. Потом спустя некоторое время заказчик пришла с подарками. Объяснила, что весь строительный сезон ремонтировала квартиры состоятельных людей, используя в оформлении его работы-орнаменты.
Вскоре художник начал и сам рисовать орнаменты в рабочих помещениях Аркалыка. Сегодня в творческом багаже Шоптибая Байдильдина насчитывается более 200 разновидностей орнамента. Но каким бы ни был сложным и оригинальным узор, автор всегда старается изобразить в нем основу казахского орнамента «кошкар-муiиз» («бараньи рога»). Также ему очень симпатичны «лебеди». Художник считает их своим талисманом.
Помимо декоративно-прикладного творчества Шоптибай Байдильдин занимается обработкой дерева, собирает казахские пословицы, редкие кюи. Сегодня, как подмечает наш герой, художников, специализирующихся на орнаментах, мало. Поэтому он и собирает вокруг себя молодых и талантливых ребят, которым пытается передать все свои навыки и приемы в работе. «На занятиях в первую очередь я рассказываю о значении казахских орнаментов, – поясняет Шоптибай Байдильдин. – А затем поэтапно объясняю, как нужно собирать столь хрупкую композицию по элементам. Новое поколение художников должно быть знакомо с этим видом искусства. Потому как у большинства изобразительных направлений корни идут от народного творчества, национальной самобытности. Они-то и дают индивидуальность нашей культуре в целом».