Решила озвучить еще одну версию возникновения имени нашего Костаная. Я ей верю больше всего. Потому что слышала еще от бабушки.
После отмены крепостного права бабуле было 7 лет. Она с родителями пришла в Костанай пешком из-под Самары. Тогда здесь было поселение, названия его уж и не помню. С тех пор они здесь и жили. С 1937 года по улице Ташкентской, 54. Напротив Госбанка. Приблизительно в 39-м нам с братом купили пару лыж на двоих, и мы учились кататься по улице. Решили с бугорка разгоняться, что напротив у кирпичной стены был присыпан снегом. За стеной был склад с углем банка. Однажды бабушка увидела, как мы катаемся, и запретила нам взбираться на тот бугор: «Это могила девушки, а на могиле не дело топтаться». А потом рассказала очень правдоподобную сказку.
На въезде в Костанай нас встречает символ другой легенды –
о двух девушках Кос и Тана.
Жила в Оторвановке (Наримановке) девушка по имени Анай. Красавица была удивительная, бабушка лично с ней была знакома. Отчего умерла та девушка, если честно, я уже не помню, но похоронили ее на том месте, где и был бугорок. И очень она, видимо, много добра землякам сделала, что люди любили ее даже после смерти. Возле могилы посадили цветущий куст. Весной он цвел, и люди вокруг говорили: «Зацвел куст Анай». Это был хороший знак. Значит, год будет добрым. Девушки всё лето приносили на эту могилу полевые цветы. В благодарность, да и просили поддержки в случае беды.
Вот что знаю от бабушки. Сначала город был Николаевском. То ли в честь царя, то ли святого Николая. Прошли годы, и было принято решение сменить название, т.к. земля Казахская (в то время говорили «Киргизская»), а имя русское. Собрали сход и стали решать, как назвать. Ничего достопримечательного тогда еще в маленьком городке не было, вот кто-то и высказался, что, кроме Куста Анай, любимых народом мест здесь пока и нет. Так и решили назвать – КустАнай. Чтобы город отличался такими же добрыми людьми, как та девушка. Утверждать, доподлинная ли это правда, не могу, но с детства я в это верю.