Практически на всех рынках Алматы уже открылись «антикризисные» точки по продаже просроченных продуктов – консервов, круп, макаронных изделий, сыра, конфет и даже просроченной колбасы!
Продавцы стараются особо не афишировать, что торгуют «просрочкой», но адреса таких точек среди клиентов методом сарафанного радио распространяются очень быстро.
Ведь основные покупатели «просрочки» — старики, которые выживают на одну пенсию, и небольшие кафе и рестораны, которые в преддверии новогодних праздников уже закупают продукты для праздничного стола.
Корреспонденты Nur.kz выяснили, сколько будет стоить набор на новогодний оливье из просроченных продуктов, и опасно ли употреблять такую «просрочку» в пищу.
Как рассказала нам Сауле, продавщица одной из таких точек, которая находится на популярной среди алматинцев «оптовке», выгода при покупке просроченных продуктов очевидна.
В среднем, цена на продукты с истекшим сроком годности ниже магазинной процентов на 70, а то и больше!
Для сравнения Сауле приводит пример со всеми любимым новогодним салатом оливье. Мы с Сауле посчитали, сколько он будет стоит, если брать все ингредиенты в магазине, с хорошим сроком годности, и если делать тот же салат из «просрочки». Судите сами…
Отварной картофель и морковь мы в расчет не берем, поскольку эти овощи себе могут позволить купить и пенсионеры. Обойдутся они тенге в 300 на один салат.
Большая банка маринованных огурчиков в магазине будет стоить около 600 тенге. Просроченных – 150.
Зеленый горошек в жестяной банке в магазине обойдется в 300 тенге. Такая же банка, но с истекшим полгода назад сроком годности, будет стоить около 70 тенге.
Большая упаковка майонеза в магазине стоит около 400 тенге. А с истекшим неделю назад сроком – 100 теге.
5 яиц с нормальным сроком – 100 тенге.
А теперь самое главное украшение салата – вареная колбаса. Ее должно быть много! Килограмма, думаем, должно хватить. В магазине колбаса стоит в среднем около 2000 за кило.
Ну а просроченная 2-3 дня назад – 500. Теперь считаем. Если брать все в магазине, то цена тазика оливье, который в обязательном порядке должен стоять на новогоднем столе, будет 3700 тенге. Ну а тот же тазик оливье, но уже из «просрочки» обойдется всего в 1300 тенге!
Разговорились мы и с постоянными покупателями просроченных продуктов. Валентине Павловне 67 лет, из которых она больше половины отработала на станции «скорой помощи» – спасала других людей. А сейчас на пенсию в 55 тысяч тенге вынуждена спасать себя.
Пенсионерка умудряется вовремя платить около 15 тысяч за квартиру, да еще помогать детям, у которых уже давно свои семьи и постоянные проблемы с работой. Да еще и лекарства умудряется покупать.
Выживают Валентина Павловна и ее кошка в основном за счет «просрочки». Банки мясного паштета, который с удовольствием уплетает кошка и не брезгует сама пенсионерка, хватает на день. Треть банки – кошке, остальное съедает хозяйка.
«С белками, как видите, проблем нет. То же с жирами и углеводами!» – смеется женщина.
В том, что питается просроченными продуктами, Валентина Павловна ничего зазорного не видит.
«Я же не стою с протянутой рукой! Я стараюсь экономить. То, что срок годности истек – ничего страшного. Производители изначально закладывают более долгие сроки. Тем более, у меня дома есть кошка. Если в чем-то из консервов сомневаюсь – даю ей понюхать. Ну и на всякий случай стараюсь все подвергать термической обработке. Как видите – пока жива» – рассказывает женщина.
Сейчас она вынуждена подрабатывать тем, что покупает шерстяную пряжу, или распускает на нитки шерстяные вещи, купленные в соседнем секонд-хенде, и вяжет теплые носки.
«Люди носки берут хорошо. Знают, что у меня качество хорошее и не дорого. Просят даже тапочки делать – это обычные носки без верха, а снизу пришивается по кусочку кожи, чтобы не скользко было ходить», – делится секретами выживания Валентина Павловна.
На заработанные деньги женщина идет за лекарствами в социальную аптеку или на аптечный склад, где все медикаменты почти по оптовым ценам, или отправляется отовариваться в нормальный магазин. Там она покупает непросроченные продукты. Для внуков, которые приезжают к ней погостить в выходные…
Сауле рассказывает, что таких покупателей больше половины. Ну а остальные – это кафе, рестораны и те, кто обеспечивает питание в детских садах и школах! При нас парень купил у Сауле 20 банок консервированных оливок с истекшим сроком и три килограмма брынзы.
«Это он для кафе. Уже не первый раз приезжает к нам. В этот раз, видимо, кафе к банкету готовится или к свадьбе. Думаю, в меню у них будет греческий салат и сырная нарезка. Сегодня он купил брынзу и оливки, а вчера, когда завезли сыр, у которого срок неделю назад кончился, я ему сама звонила и приглашала», – рассказывает Сауле.
По ее словам, кафе и рестораны не брезгуют просроченными продуктами. Ведь к конечному потребителю – нам с вами – они попадают уже без упаковки и в порезанном или обработанном виде!
Так что доказать, что продукт был просроченным – просто невозможно. Просроченный сыр и куриные окорочка коробками закупают и те, кто в подземных переходах готовит слоеную самсу. Они приезжают обычно в будние дни на небольших грузовичках, и закупаются на десятки килограммов.
То же касается школьных и садиковских столовых! Сауле утверждает, что «просрочку» покупают и они.
«В школы и детсады берут в основном то, что не очень быстро портится. Крупы, макароны, консервы разные, печенье, сливочное масло и иногда сыр, когда он без плесени. Берут и молоко, которое долго хранится. А в школы еще закупают всякие шоколадные батончики с истекшим сроком. Школьники же купят, не глядя на срок годности, и съедят!», – говорит Сауле.
По ее словам, те, кто закупает просроченные продукты для детсадов и школ объясняют это тем, что прокормить детей нормальными продуктами сейчас сложно.
Например, на питание одного школьника сейчас выделяется около 300 тенге в день. Накормить на эти деньги ребенка так, чтобы было вкусно и полезно – сложно. Вот и приходится идти на такие ухищрения, как покупка «просрочки».
Наша собеседница рассказала и о том, откуда к ней приходит товар. Со слов Сауле, главные поставщики «просрочки» – это склады, оптовые магазины и крупные сетевые супермаркеты. У нее уже есть и график поставок товара.
Понедельник-вторник – просроченная «молочка». Среда-четверг – сыр и колбасы. В пятницу привозят все остальное, что портится не так быстро. Перебоев с поставками, как рассказывает Сауле, не бывает. Ведь от долгого хранения продукты явно не становятся свежее!
То, что Сауле продает «просрочку», ее не смущает. Ведь она не обманывает покупателей на счет срока годности. Чего нельзя сказать про крупные супермаркеты. С ее слов, все, у чего кончается срок годности, обретает «вторую жизнь» в кулинарных отделах этих магазинов.
Всевозможные салаты, пирожки и прочие вкусности в магазинных кулинариях больше чем на половину состоят из продуктов, у которых срок годности вот-вот кончится или уже прошел, на неделю-две. Ну а то, что уже капитально просрочено – отправляется к Сауле.